СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический конфликт (Андриенко).

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогический конфликт (Андриенко)

Большое количество конфликтов наблюдается в сфере профессиональной деятельности «человек - человек». Среди них одной из наиболее конфликтных является педагогическая деятельность. Проблема педагогического конфликта относится к категории так называемых универсальных психологических проблем.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический конфликт (Андриенко).»

МЕТОДИКА 
НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РОЛЕЙ В СЕМЬЕ 
(Ю. Е. АЛЕШИНА, Л.Я. ГОЗМАН, Е.М. ДУБОВСКАЯ)

ОПИСАНИЕ: Методика предназначена для диагностики особенностей распределения ролей в семье между супругами.

ОБРАБОТКА: Ниже приводится «ключ» методики (т. е. распределение вопросов по конкретным семейным ролям):

1. Воспитание детей — вопросы № 9, 13, 14.
2. Эмоциональный климат в семье («психотерапевтическая» функция) — №2, 15, 18.
3. Материальное обеспечение семьи—вопросы № 19,3, 16.
4. Организация развлечений — вопросы № 20, 8, 4.
5. Роль «хозяина», «хозяйки» — вопросы № 17, 5, 21.
6. Сексуальный партнер — вопросы № 10, 6, 11.
7. Организация семейной субкультуры — вопросы № 1, 7, 12.
Индексы по каждой сфере подсчитываются как среднее арифметическое трех вопросов. 
В вопросах № 1, 4, 5, 6, 8, 10, 11, 14, 15, 17, 18, 19 первой альтернативе приписывается значение «1», второй — «2», третьей — «3», четвертой — «4». 
В остальных вопросах значения приписываются в обратном порядке, т. е. в вопросах № 2, 3, 7, 9, 12, 13, 16, 20, 21 первой альтернативе приписывается значение «4», второй — «3», третьей -«2», четвертой — «1».
Подсчет по сферам ведется следующим образом:
1. (9+13+14)/3.
2. (2+15+18)/3.
3. (19+3+16)/3.
4. (20+8+4) / 3.
5. (17+5+21)/3.
6. (10+6+11) / 3.
7. (1+7+12)/3.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Чем выше балл, тем в большей степени данная роль в опрашиваемой семье реализуется женой, чем ниже — реализуется мужем. Если величина близка к срединному значению, то, следовательно, данную роль оба супруга реализуют приблизительно в равной степени.
Методика содержит в себе следующие шкалы: воспитание детей, эмоциональный климат в семье («психотерапевтическая» функция), материальное обеспечение семьи, организация развлечений, роль «хозяина» («хозяйки»), сексуальный партнер, организация семейной субкультуры.
Наиболее полная информация может быть получена, если в опросе принимают участие оба супруга, тогда представляется возможность не только выяснить мнение каждого из них о распределении ролей в семье, но и сопоставить их ответы на предлагаемые вопросы. Рассогласование же позиций супругов при оценке распределения ролей в семье может стать показателем конфликтных моментов (явных или скрытых) в отношениях между ними.
ИНСТРУКЦИЯ: «Просим вас ответить на ряд вопросов, касающихся некоторых моментов организации семейной жизни. Для каждого вопроса предлагается набор вариантов ответов: выберите, пожалуйста, тот ответ, который в большей мере отражает ваши идеальные представления о распределении ролей в семье».

Текст опросника:

1. От кого зависят интересы и увлечения семьи?
1)  в основном это зависит от мужа;
2)  это в большей степени зависит от мужа, но и от жены тоже;
3)  это в большей степени зависит от жены, но и от мужа тоже;
4)  в основном это зависит от жены.
2. От кого в большей степени зависит настроение в семье?
1)  в основном настроение зависит от жены;
2)  в большей степени настроение зависит от жены, но и от мужа тоже;
3)  в большей степени настроение зависит от мужа, но и от жены тоже;
4)  в основном настроение зависит от мужа.
3. Если возникнет необходимость, кто из супругов в первую очередь найдет, где можно занять крупную сумму денег?
1)  это сделает жена;
2)  это сделает жена, но и муж тоже;
3)  это сделает муж, но и жена тоже;
4)  это сделает муж.
4.  Кто в семье чаще приглашает в дом гостей?
1)  чаще приглашает муж;
2)  обычно приглашает муж, но и жена тоже;
3)  обычно приглашает жена, но и муж тоже;
4)  чаще приглашает жена.
5.  Кого в семье больше заботит уют и удобство квартиры?
1)  в основном мужа;
2)  в большей степени мужа, но и жену тоже;
3)  в большей степени жену, но и мужа тоже;
4)  в основном жену.
6. Кто чаше первым целует и обнимает другого?
1)  обычно это делает муж;
2)  обычно это делает муж, но и жена тоже;
3)  обычно это делает жена, но и муж тоже;
4)  обычно это делает жена.
7. Кто в семье решает, какие газеты и журналы выписывать?
1)  обычно решает жена;
2)  обычно решает жена, но и муж тоже;
3)  обычно решает муж, но и жена тоже;
4)  обычно решает муж.
8. По чьей инициативе чаще ходите в кино, театр?
1)  по инициативе мужа;
2)  в основном по инициативе мужа, но и жены тоже;
3)  в основном по инициативе жены, но и мужа тоже;
4)  по инициативе жены.
9. Кто в семье играет с маленькими детьми?
1)  в основном жена;
2)  чаще жена, но и муж тоже;
3)  чаще муж, но и жена тоже;
4)  в основном муж.
10. От кого зависит взаимная удовлетворенность интимными отношениями?
1)  в основном это зависит от мужа;
2)  в большей степени это зависит от мужа, но и от жены тоже;
3)  в большей степени это зависит от жены, но и от мужа тоже;
4)  в основном это зависит от жены.
11. Почти все супружеские пары время от времени испытывают трудности в интимных отношениях: как вы считаете, от кого это может зависеть в семье (вольно или невольно) в большей степени?
1)  чаще от мужа;
2)  обычно от мужа, но и от жены тоже;
3)  обычно от жены, но и от мужа тоже;
4)  чаще от жены.
12. Чьи жизненные принципы и правила (отношение ко лжи, обязательность выполнения обещаний и т. д.) должны быть определяющими в семье?
1)  жизненные принципы жены;
2)  как правило жены, но в некоторых случаях и мужа;
3)  как правило мужа, но в некоторых случаях жены;
4)  жизненные принципы мужа.
13. Кто в семье следит за поведением маленьких детей?
1)  в основном это делает жена;
2)  чаще это делает жена, а иногда и муж;
3)  чаще это делает муж, а иногда и жена;
4)  в основном это делает муж.
14. Кто в семье ходит с ребенком в кино, театр, цирк и на прогулки и т. д.?
1)  в основном это делает муж;
2)  в большей степени муж, а иногда и жена;
3)  в большей степени жена, а иногда и муж;
4)  в основном это делает жена.
15. Кто в семье в большей степени обращает внимание на самочувствие другого?
1)  муж;
2)  в большей степени муж, но и жена тоже;
3)  в большей степени жена, но и муж тоже;
4)  жена.
16. Представьте себе такую ситуацию: у обоих супругов появилась возможность сменить работу на более высокооплачиваемую, но менее интересную. Кто должен сделать это в первую очередь?
1)  это сделает жена;
2)  скорее жена, чем муж;
3)  скорее муж, чем жена;
4)  это сделает муж.
17.  Кто в семье занимается повседневными покупками?
1)  в основном муж;
2)  в большей степени муж, но и жена тоже;3)  в большей степени жена, но и муж тоже;
4)  в основном жена.
18.  Кто в семье имеет больше оснований обижаться на равнодушие, черствость, бестактность другого?
1)  муж;
2)  в большей степени муж, но и жена тоже;
3)  в большей степени жена, но и муж тоже;
4)  Жена.
19. Если в семье возникнут денежные трудности, то кто из супругов займется поисками дополнительного заработка?
1)  это сделает муж;
2)  в первую очередь это сделает муж, но и жена тоже;
3)  в первую очередь это сделает жена, но и муж тоже;
4)  это сделает жена.
20. Кто в семье планирует, как и где провести отпуск?
1)  в основном жена;
2)  чаще жена, но и муж принимает участие;
3)  чаще муж, но и жена принимает участие;
4)  в основном муж.
21. Кто в семье вызывает представителей различных ремонтных служб и ведет с ними переговоры?
1)  обычно это делает жена;
2)  чаще это делает жена, но иногда и муж;
3)  чаще это делает муж, но иногда и жена;
4)  обычно это делает муж

Методика "Распределение ролей в семье". Опросники исследования семейных отношений: 

Инструкция

Просим вас и вашего супруга(у) ответить независимо друг от друга на предлагаемые ниже вопросы, касающиеся некоторых моментов организации вашей семейной жизни. Для каждого вопроса предлагается набор вариантов ответов. Выберите, пожалуйста, тот ответ, который в большей мере соответствует вашей точке зрения, и отметьте его напротив соответствующего ответа.

Вопросы к методике "Распределение ролей в семье": 

1. От кого из вас зависят интересы и увлечения семьи?

A. В основном это зависит от мужа.

Б. Это в большей степени зависит от мужа, но и от жены тоже.

B. Это в большей степени зависит от жены, но и от мужа тоже.

Г. В основном это зависит от жены.

2. От кого из вас в большей степени зависит настроение в семье?

А. В основном настроение зависит от жены.

Б. В большей степени настроение зависит от жены, но и от мужа тоже.

В. В большей степени настроение зависит от мужа, но и от жены тоже.

Г. В основном настроение зависит от мужа.

3. Если возникнет необходимость, кто из вас в первую очередь найдет, где можно занять крупную сумму денег?

A. Это сделает жена.

Б. В первую очередь это сделает жена, но и муж тоже.

B. В первую очередь это сделает муж, но и жена тоже.

Г. Это сделает муж.

4. Кто в вашей семье чаще приглашает в дом гостей?

A. Чаще приглашает муж.

Б. Обычно приглашает муж, но и жена тоже.

B. Обычно приглашает жена, но и муж тоже.

Г. Чаще приглашает жена.

5. Кого в семье больше заботит уют и удобство вашей квартиры?

A. В основном мужа.

Б. В большей степени мужа, но и жену тоже. 

B. В большей степени жену, но и мужа тоже.

Г. В основном жену. 

6. Кто из вас чаще первым целует и обнимает другого?

A. Обычно это делает муж.

Б. Обычно это делает муж, но и жена тоже.

B. Обычно это делает жена, но и муж тоже.

Г. Обычно это делает жена. 

7. Кто в вашей семье решает, какие газеты и журналы выписывать? 

A. Обычно решает жена. 

Б. В большей степени это зависит от жены, но и от мужа тоже. 

B. В большей степени это зависит от мужа, но и от жены тоже.

Г. Обычно решает муж. 

8. По чьей инициативе вы чаще ходите в кино, в театр? 

A. По инициативе мужа. 

Б. В основном по инициативе мужа, но бывает, что и жены. 

B. В основном по инициативе жены, но бывает, что и мужа.

Г. По инициативе жены. 

9. Кто в вашей семье играет с маленькими детьми? 

A. В основном жена. 

Б. Чаще жена, но и муж тоже. 

B. Чаще муж, но и жена тоже.

Г. В основном муж. 

10. От кого в вашей семье зависит взаимная удовлетворенность интимными отношениями? 

A. В основном это зависит от мужа. 

Б. В большей степени это зависит от мужа, но и от жены тоже. 

B. В большей степени это зависит от жены, но и от мужа тоже.

Г. В основном это зависит от жены. 

11. Почти все супружеские пары время от времени испытывают трудности в интимных отношениях; как вы считаете, от кого это может зависеть в вашей семье (вольно или невольно) в большей степени? 

A. Чаще от мужа. 

Б. Обычно от мужа, но и от жены тоже. 

B. Обычно от жены, но и от мужа тоже.

Г. Чаще от жены. 

12. Чьи жизненные принципы и правила (отношение ко лжи, обязательность выполнения обещаний, невозможность опозданий и др.) являются определяющими в вашей семье? 

A. Жизненные принципы жены. 

Б. Как правило, жены, но в некоторых случаях и мужа. 

B. Как правило, мужа, но в некоторых случаях и жены.

Г. Жизненные принципы мужа. 

13. Кто в вашей семье следит за поведением маленьких детей?

A. В основном это делает жена.

Б. Чаще это делает жена, а иногда и муж. 

B. Чаще это делает муж, а иногда и жена.

Г. В основном это делает муж. 

14. Кто в вашей семье ходит с ребенком в кино, театр, на прогулки и др? 

A. В основном это делает муж. 

Б. Чаще это делает муж, но и жена тоже. 

B. Чаще это делает жена, но и муж тоже.

Г. В основном это делает жена. 

15. Кто в вашей семье в большей степени обращает внимание на самочувствие другого? 

A. Муж. 

Б. В большей степени муж, но и жена тоже. 

B. В большей степени жена, но и муж тоже.

Г. Жена. 

16. Представьте себе такую ситуацию: у обоих из вас появилась возможность сменить работу на более высоко оплачиваемую, но менее интересную. Кто это сделает в первую очередь? 

A. Это сделает жена. 

Б. Скорее жена, чем муж. 

B. Скорее муж, чем жена.

Г. Это сделает муж. 

17. Кто в вашей семье занимается повседневными покупками? 

A. В основном муж. 

Б. В большей степени муж, но и жена тоже. 

B. В большей степени жена, но и муж тоже.

Г. В основном жена. 

18. Кто в вашей семье имеет больше оснований обижаться на равнодушие, черствость, бестактность другого? 

A. Муж. 

Б. В большей степени муж, чем жена. 

B. В большей степени жена, чем муж.

Г. Жена. 

19. Если в вашей семье возникнут денежные трудности, то кто из супругов займется поисками дополнительного заработка? 

А. Это сделает муж. 

Б. В первую очередь это сделает муж, но и жена примет в этом участие. 

В. В первую очередь это сделает жена, но и муж примет в этом участие.

Г. Это сделает жена. 

20. Кто в вашей семье планирует, как и где провести отпуск? 

A. В основном жена. 

Б. Чаще жена, но и муж принимает участие. 

B. Чаще муж, но и жена принимает участие. 

Г. В основном муж. 

21. Кто в вашей семье вызывает представителей различных ремонтных служб и ведет с ними переговоры? 

A. В основном это делает жена. 

Б. Чаще это делает жена, но иногда и муж.

B. Чаще это делает муж, но иногда и жена. 

Г. Обычно это делает муж.

Обработка результатов сводится к подсчету, в какой степени та или иная роль реализуется мужем (или женой).

Ключ к методике "Распределение ролей в семье" 

Поскольку роль ответственного за младенца для большинства семей является временной, в опроснике были операционализированы только оставшиеся семейные роли. Каждой роли в опроснике соответствуют три вопроса:

1. Воспитание детей — вопросы 9, 13, 14.

2. Эмоциональный климат в семье (роль семейного "психотерапевта") — вопросы 2, 15, 18.

3. Материальное обеспечение семьи — вопросы 19, 3, 16.

4. Организация развлечений — вопросы 20, 8, 4.

5. Роль "хозяина", "хозяйки" — вопросы 17, 5, 21.

6. Сексуальный партнер — вопросы 10, 6, 11.

7. Организация семейной субкультуры — вопросы 1, 7, 12.

Индексы по каждой сфере подсчитываются как среднее арифметическое трех вопросов.

В вопросах 1, 4, 5, 6, 8, 10, 11, 14, 15, 17, 18, 19 первому варианту ответа (А) приписывается 1 балл, второму (Б) — 2 балла, третьему (В) — 3 балла, четвертому (Г) — 4 балла. В остальных вопросах значения приписываются в обратном порядке, т.е. в вопросах 2, 3, 7, 9, 12, 13, 16, 20, 21 А = = 4 балла, Б = 3 балла, В = 2 балла, Г = 1 балл.

Подсчет по сферам (с первой по седьмую) ведется следующим образом (в скобках — номера вопросов, на их место надо вписать количество полученных по данному вопросу баллов):

1) (9 + 13 + 14) : 3 =

2) (2 + 15 + 18) : 3 =

3) (19 + 3 + 16) : 3 =

4) (20 + 8 + 4) : 3 =

5) (17 + 5 + 21) : 3 =

6) (10 + 6 + 11) : 3 =

7) (1 + 7 + 12) : 3 =

Чем выше балл, тем в большей степени данная роль в опрашиваемой семье реализуется женой, чем ниже — тем больше реализуется мужем. Если величина близка к срединному значению, то данную роль оба супруга реализуют приблизительно в равной степени.

Так как в опросе принимают участие оба супруга, то представляется возможность не только выяснить мнение каждого из них о распределении ролей в семье, но и сопоставить их ответы на предлагаемые вопросы.

Рассогласование же позиций супругов при оценке распределения ролей в семье может стать показателем конфликтных моментов (явных или скрытых) в отношениях между ними.

Интерпретация результатов методики. 

1. Ответственный за материальное обеспечение семьи. Эта роль включает в себя прежде всего различные дела и обязанности, связанные с зарабатыванием денег, обеспечением семье адекватного для нее материального уровня благосостояния. В исследованиях различных отечественных авторов часто используется другое название этой роли — "кормилец". Многочисленные данные свидетельствуют, что эта роль воспринимается как мужская и ее реализация в большой степени лежит на плечах мужа.

2. Распределение ролей "хозяин"—"хозяйка". Традиционно эта роль включает в себя покупку продуктов и приготовление пищи, уход за одеждой, обеспечение уюта, порядка и чистоты в доме. В большинстве культур эта роль закреплена за женой (матерью), хотя в современной семье в этом плане произошли значительные сдвиги. По опросам, до 70 % мужчин готовы признать, что эта роль должна быть поделена между женой и мужем поровну.

3. Роль ответственного по уходу за младенцем заключается в деятельности по обеспечению ребенку физического и психического комфорта (чистоты, пищи, тепла, оберегания от опасности и т.д.). Традиционные нормы предписывают выполнение этой роли матери, хотя эгалитарные нормы, широко распространившиеся в последние десятилетия, несколько пошатнули это убеждение.

4. Роль воспитателя заключается в реализации обязанностей, связанных с развитием ребенка в компетентную, моральную и социализированную личность. Родители учат ребенка, что хорошо, что плохо, прививают ответственность, аккуратность, умение вести себя правильно с другими людьми, помогают в учебе.

Реализация этой роли в целом определяется некоторыми специфическими факторами. Прежде всего то, насколько родители вообще включены в эту роль, зависит от их уровня образования (чем он выше, тем меньше детей в семье и тем больше внимания уделяется воспитанию ребенка). На основании многочисленных данных можно говорить о том, что степень включенности мужа и жены в воспитание определяется кроме прочего и полом ребенка. Если ребенок — мальчик, то эта функция чаще распределяется между родителями поровну; если же в семье растет девочка, ее воспитанием занимается прежде всего мать.

5. Роль сексуального партнера. Эта роль включает в себя проявление различного рода активности в плане сексуального поведения. Традиционно считается, что инициирует и определяет характер сексуальных отношений муж. При этом результаты опросов свидетельствуют о том, что мужчины заинтересованы в активности женщин как сексуальных партнеров. Нужно отметить, что в молодых семьях жены чаще выступают инициаторами интимных отношений, чем в более пожилых.

6. Роль организатора развлечений. Выделение подобной роли само по себе отражает серьезные изменения в жизни общества, поскольку каких-нибудь 50 лет назад о культуре семейного досуга для широких слоев населения не могло быть речи. Эта роль включает в себя выдвижение различного рода инициатив в сфере досуга, а также активность, связанную с организацией выходов семьи в гости, в кино, с планированием и проведением отпуска и т.д.

7. Организатор семейной субкультуры. Появление этой роли, как и роли организатора досуга, отражает коренные изменения, происходящие в обществе, и прежде всего рост культурного уровня широких слоев населения, когда люди больше начинают интересоваться наукой, искусством, ходить в кино, театры, музеи. Реализация этой роли включает в себя активность, направленную на формирование у членов семьи определенных культурных ценностей, достаточно разнообразных интересов и увлечений.

8. Роль ответственного за поддержание родственных связей включает в себя участие в семейных ритуалах и церемониях, организацию общения с родственниками, содействие материальному обеспечению, социальному становлению членов семьи. Реализация этой роли традиционно возлагается на обоих супругов, хотя несколько большую активность традиционно проявляет при этом жена. Надо отметить, что в последнее время в мире наблюдается значительное снижение значимости родственных связей, причем если молодые супруги вполне удовлетворены качеством родственных отношений, то пожилые считают, что родственных отношений сейчас далеко не достаточно.

9. Роль "психотерапевта" является одной из наиболее интересных и важных в современной семье. Нужно отметить, что само ее появление вызвано коренным изменением функций семьи, когда одной из основных черт становится удовлетворение потребностей членов семьи в поддержке, защите, личностном комфорте. Реализация этой роли связана с активностью, направленной на решение личностных проблем партнера, — выслушать, выразить принятие, симпатию, помочь разобраться в проблеме, эмоционально поддержать. Об огромном значении, которое имеет эта роль в современной семье, свидетельствует уже тот факт, что степень ее реализации членами семьи наиболее тесно связана с удовлетворенностью супругов своим браком. Данные некоторых исследований говорят о том, что женщины лучше выполняют эту роль, чем мужчины.

Методика надиагностику детско-родительских отношений

«Лики родительской любви»

Инструкция: Данный опросник поможет и отцу и матери оценить, на каких основаниях строится ваше отношение к ребенку. Если вы согласны с приведенным утверждением, поставьте себе один балл. Если не согласны - баллов не ставьте. Ответив на все опросы, подсчитайте общую сумму баллов.

Повзрослев, ребенок неизбежно столкнется в жизни с трудностями, поэтому долг родителей - до поры его от них ограждать.

Иногда немного жаль, что ребенок вырастет и станет взрослым: ведь он так мил в свои детские годы.

Если малыш говорит неправду, то он скорее всего не лжет, а просто фантазирует вслух.

Современные школьные программы чересчур сложны.

Мать должна служить своего рода эмоциональным буфером между ребенком и отцом, потому что отцам вообще свойственна излишняя строгость.

Если ребенок занялся чем-то полезным, но никакого успеха не достиг, его все равно надо похвалить за усилия.

Наивная непосредственность - это скорее достоинство детского возраста, чем недостаток.

Ваш ребенок мог бы добиться большего успеха в учебе, если бы учителя относились к нему более благожелательно.

У каждого ребенка есть свои достоинства, которые намного важнее недостатков.

Когда отец и мать расходятся в оценке поведения ребенка, правильнее прислушиваться к мнению матери, поскольку женщины - прирожденные воспитатели.

В детстве занятия спортом нужны не столько ради высоких достижений, сколько ради общего физического развития.

За семейным столом лучшие куски должны доставаться детям.

Детское непослушание часто возникает от того, что родители требуют от ребенка слишком многого.

Если ребенок не любит засыпать в темноте, надо поставить у его кровати лампу-ночник.

Многие детские шалости объяснимы дурным влиянием сверстников.

Обработка результатов

12-15 баллов. Если эту сумму набрал отец: в своем отношении к ребенку вы в значительной мере разделяете материнскую позицию. Это, с одной стороны, неплохо, так как способствует единству вашей родительской стратегии. Однако вы недооцениваете традиционную мужскую роль в воспитании. Ваша требовательность к ребенку чаще бывает продиктована вашим настроением, чем его поведением. Задумайтесь: в полной ли мере вы стимулируете умственное, эмоциональное и физическое развитие ребенка. Вероятно, чуть больше доброжелательной требовательности с вашей стороны пойдет ему только на пользу. Если эту сумму набрала мать: вы исповедуете типично женский подход к воспитанию, исполненный любви и заботы. Не забывайте только, что заострение такого подхода впоследствии чревато недостаточной самостоятельностью ребенка. А ведь ему предстоит в своей жизни не только радовать вас, но и многие проблемы решать самому. 
Менее 8 баллов. Отец: вы придерживаетесь традиционно мужских ценностей в воспитании, хотите видеть своего ребенка состоявшейся и преуспевшей личностью. Ваши требования и оценки служат мощным стимулом его достижений. Постарайтесь только не завышать этих требований, не будьте слишком строгим судьей. Мать: вы предпочитаете скорее мужской стиль воспитания, ваша любовь к ребенку сочетается с довольно высокими требованиями к нему. Ваши цели вполне оправданны, но достичь их мы могли бы более успешно за счет мягкости и поощрения. 
Если отец и мать набрали 9-12 баллов, то такую позицию можно назвать промежуточной, лишенной крайностей. Этот подход хорош тем, что страхует от всяких излишеств. Однако задумайтесь: не имеет ли тут место эмоциональная отстраненность? Внимательнее присмотритесь к своему ребенку, к его проблемам, не ждет ли он от вас большего участия?

«Мера заботы»

Инструкция: известно, что многие нарушения в поведении и развитии ребенка связаны с недостаточным вниманием к нему родителей. Однако, как считают психологи, чрезмерная опека может оказаться опасна так же, как и ее недостаток. Этот тест поможет Вам разобраться, насколько верна Ваша воспитательная позиция. Перед Вами 15 утверждений. На первый взгляд, может показаться, что не все они имеют отношение к воспитанию. Тем не менее против каждой фразы отметьте число баллов, соответствующие вашему суждению по данному вопросу. 
"Категорически не согласен" - 1 балл. 
"Я не спешил бы с этим согласиться" - 2 балла. 
"Это, пожалуй, верно" - 3 балла. 
"Совершенно верно, я считаю именно так" - 4 балла.

Родители должны предвидеть все проблемы ребенка, чтобы помочь ему их преодолеть.

Для хорошей матери достаточно общения только с собственной семьей.

Маленького ребенка следует всегда крепко держать во время мытья, чтобы он не упал и не ушибся.

Когда ребенок делает то, что обязан, он находится на правильном пути и благодаря этому будет счастлив.

Хорошо, если ребенок занимается спортом. Но спортивными единоборствами ему заниматься не следует, так как это чревато физическими увечьями и нарушениями психики.

Воспитание - это тяжелый труд.

У ребенка не должно быть тайн от родителей.

Если мать не справляется со своими обязанностями по отношению к детям, это, скорее всего, означает, что отец плохо выполняет свои обязанности по содержанию семьи.

Материнская любовь не может быть чрезмерной: любовью ребенка не испортишь.

Родители должны ограждать ребенка от негативных сторон жизни.

Не следует приучать ребенка к рутинной домашней работе, чтобы он не потерял охоту к любой работе.

Если бы мать не руководила домом, мужем, детьми, все происходило бы менее организованно.

В рационе семьи все самое вкусное и полезное должно в первую очередь доставаться ребенку.

Лучшая защита от инфекционных заболеваний - ограничение контактов с окружающими.

Родители должны активно влиять на то, кого из сверстников выбирает ребенок себе в друзья.

Обработка результатов


Если вы набрали свыше 40 баллов, то Вашу семью, вероятнее всего, можно назвать детоцентристской. То есть интересы ребенка - главный мотив Вашего поведения. Такая позиция достойна одобрения. Однако у Вас она несколько заострена. Психологи называют это чрезмерной опекой. В подобных семьях взрослые все выполняют за ребенка, стремятся оградить его от мнимых опасностей, заставляют следовать своим требованиям, суждениям, настроениям. В результате у ребенка формируется пассивная зависимость от родителей, которая по мере взросления все более препятствует личностному росту. Вам следовало бы больше доверять своему ребенку, верить в него, прислушиваться к его собственным интересам, ведь верно замечено: "Воспитывать детей - значит учить их обходиться без нас". 
От 25 до 40 баллов. Вашему ребенку не грозит стать распущенным и избалованным, поскольку вы уделяете ему достаточное, но не чрезмерное внимание. Постарайтесь сохранить этот уровень отношений. 
Если Вы набрали менее 25 баллов, то Вы явно недооцениваете себя как воспитателя, слишком полагаетесь на случай и благоприятное стечение обстоятельств. Проблемы в деловых и супружеских взаимоотношениях часто отвлекают Ваше внимание от ребенка. А он вправе ожидать от вас большого участия и заботы!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!