«Педагогические условия патриотического воспитания школьников в процессе художественно-изобразительной деятельности»
Сравнительный анализ педагогической практики свидетельствует о том, что в процессе художественного образования и эстетического воспитания учащихся, недостаточно внимания уделяется направлению патриотического воспитания школьников, в то время как целью патриотического воспитания учащихся в процессе художественно-изобразительной деятельности является: формирование у школьников основ гражданского сознания и патриотических чувств как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей; готовности к активному проявлению профессионально значимых качеств и умений в различных сферах жизни общества; верности Родине, конституционному и гражданскому долгу, социальной ответственности и созидательно-творческой активности.
Для достижения этой цели требуется выполнение следующих задач:
-целенаправленная организация воспитательной деятельности учащихся патриотическим содержанием в учебной и внеучебной работе;
-утверждение в сознании и чувствах школьников духовно-нравственных ценностей, родиноведческих взглядов и убеждений, уважение к культурному и историческому прошлому многонациональной России, к отечественным традициям, повышения престижа созидательно-добротворческой деятельности на благо Родины;
-создание эффективной системы патриотического воспитания средствами изобразительного искусства в художественно-прикладной деятельности, обеспечивающей оптимальные условия развития у молодежи верности Отечеству, готовности к достойному служению обществу социальной ответственности, честному выполнению долга;
-создание механизма, целостной системы патриотического воспитания молодежи в много продуктивной деятельности.
Реализация обозначенных задач наилучшим образом происходит с помощью следующих принципов: научности (изучение новых жанров и видов изобразительного искусства, знакомство с новыми произведениями искусства и художниками); связи обучения с практикой (все новые знания и умения используем при рисовании); систематичности (все планируется, выделяется главное); доступности (от легкого к трудному, от доступного к менее доступному); наглядности; сознательности и активности учащихся.
Организация и проведение патриотического воспитания предполагает использование следующих компонентов: общеразвивающего, который включает многообразные формы общепатриотического характера, непосредственно применяемые в учебно-воспитательном процессе, либо в виде дополняющих его элементов (учебных занятий) по различным учебным дисциплинам (особенно гуманитарным), на специальных факультативах, кружках, секциях и т.п. в виде: бесед, утренников, вечеров вопросов и ответов, «круглых столов», встреч с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими.
Содержательный компонент обусловлен спецификой патриотического воспитания для школьников, Он менее разнообразен и характеризуется большей военной и военно-прикладной направленностью. Его реализация осуществляется преимущественно в виде практических занятий, работ, различных игр и т. д., где включают, в частности, ознакомление подростков и юношей с жизнью и деятельностью войск, с особенностями службы и быта военнослужащих (военно-технические кружки, тактические учения, тактико-строевые занятия, военно-спортивные игры, секции по военно-прикладным видам спорта и т. п.).
Интеграционный компонент является с нашей точки зрения наиболее перспективным в плане высокоэффективного выполнения задач патриотического воспитания, т.к. помогает наилучшим образом применить комплексные формы работ, оптимально сочетающих как традиционное, так и специфическое в его содержании.
Содержание образовательного процесса патриотического воспитания средствами изобразительного искусства включают в себя: содержание (тематика) урочной деятельности, основное художественно-эстетическое образование, дополнительное образование, внеклассная деятельность учащихся, образовательные ресурсы внешкольной среды, семья. При этом урок изобразительного искусства как таковой интегрирует в себе потенциалы каждого компонента образовательного процесса патриотического воспитания, обеспечивая социализацию его членов – учащихся. Формами его реализующими, являются: урок изобразительного искусства, на котором в полном соответствии с ФГОС общего образования и нацелено на развитие у школьников творческих, художественных и эстетических способностей, выполняющего роль основного художественно-эстетического образования; дополнительное художественно-эстетическое образование, выступающее в патриотическом воспитании учащихся в качестве системообразующего элемента рассматриваемой нами модели.
Как показала практика , реализация любого внеклассного дела требует соблюдения следующего ряда педагогических и организационно-педагогических условий: в любом мероприятии должен присутствовать элемент состязательности и новизны; мероприятия должны быть эмоциональны и привлекательны; мероприятие не должно быть слишком продолжительным; должны учитываться возрастные особенности детей; каждый ребёнок должен получить шанс отличиться; в соревнованиях, конкурсах, марафонах, олимпиадах сложность прохождения заданий должна наращиваться поэтапно; ребёнок должен иметь возможность достичь результата при нескольких повторах тренировочных занятий.
Один раз в месяц в школе проводятся конкурсы и выставки (на различные темы) и мероприятия художественно-эстетического характера. Их основные задачи: духовно-нравственное развитие учащихся, привитие учащихся эстетического вкуса, норм нравственности; развитие художественных навыков и способностей; подготовка патриотов своей страны; отслеживание подготовленности учащихся по названным направлениям работы.
Образовательные ресурсы внешкольной среды как компонент образовательного процесса школы предполагает организацию взаимодействия школы с учреждениями дополнительного образования, культуры, вузами, государственными и общественными организациями различного профиля.
Патриотизм неразрывно сочетается с интернационализмом, чувством общечеловеческой солидарности с народами всех стран. Особое место в этом процессе занимает формирование толерантного сознания, чувства единства, дружбы, равенства и братства, объединяющие народы России, культуры межнационального общения; нетерпимости к проявлению национальной ограниченности и шовинистического чванства. В этом процессе велика роль подлинно народной многонациональной культуры, верной правде жизни.
Процесс патриотического воспитания учащихся средствами художественно-изобразительной деятельности предполагает такую организацию воспитательной работы, которая обеспечила бы высокий уровень сознания, творческой активности учащихся в различных видах учебно-воспитательной деятельности, что становится возможным благодаря созданию необходимых педагогических условий. Одним из таких условий мы выделяем реализацию интегративно-деятельностного подхода, обеспечивающего единство учебной и внеучебной деятельности.