«Педагогические технологии, применяемые в воспитательной работе с детьми ОВЗ.»
Создал: воспитатель
КГБОУ ШИ 12 Анисова Галина Валентиновна.
При использовании в воспитательной работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в воспитании и социализации. Грамотное сочетание педагогами традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у воспитанников познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации в учебно - воспитательном процессе.
В воспитательной работе основным методом является применение традиционных технологий, основанных на постоянном эмоциональном взаимодействии воспитателя и воспитанников.
Традиционные технологии позволяют обогащать воображение детей, вызывая у них многообразие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи, память и мышление.
1. Традиционные технологии.
Использование разнообразных иллюстраций с демонстрацией и визуализацией материала, с разъяснениями и рассуждениями по представленному объекту (Загадки с иллюстрациями, кроссворды, карточки).
2. «Квест-игра» (учувствуют воспитанники от 7 до 18 лет),). Этот метод является одним из наиболее популярных и простых в освоении. Развивает у воспитанников, как навыки коммуникации, работы в команде, так и активации творческих способностей.
3. В практике широко используется игротерапия, сказкотерапия.
Игровые технологии стимулируют детей к учебной и внеурочной деятельности воспитанников. Например, для воспитанников старших классов в воспитательной работе можно применить интерактивные игры на разнообразную тематику с использованием агрокомпонента, конкретно для нашей Агрошколы). Для детей младшего возраста применяются игровые технологии с использованием модульного и бумажного конструирования. сказкотерапия.
5. Изотерапия в работе с детьми стала одной из наиболее распространенных технологий, как эффективный метод психологической коррекции и эмоциональной разгрузки.
Рисование – это не только отражение в сознании детей окружающей их действительности, их бытия в мире, но и выражение отношения к этой действительности, ее моделирование и трансформация. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.
Использование различных изобразительных техник позволяет мобилизовать творческий потенциал ребенка и найти способы, которые в наибольшей степени соответствуют его эмоциональному состоянию, потребностям в самовыражении, активизировать и сделать более разносторонним эмоциональное общение ребенка, создать условия для межличностной коммуникации.
Любой человек способен выразить себя, свои чувства и своё состояние звуком, движением, мелодией, рисунком. Часто дети, испытывающие трудности в обучении, неуверенные в себе, успешны в оригами и это помогает им справиться с частью имеющихся у них проблем.
6. ИКТ-технологии
Совместно с применением инновационных технологий в образовательном процессе, эти же технологии применяются в воспитательной деятельности.
Использование интерактивных форм в процессе воспитания, как показывает практика, дает возможность менять формы деятельности, переключать внимание на главные вопросы, снимает нервную нагрузку воспитанников, а главное позволяет развивать коммуникативность и интерес к окружающему миру. Использование данной технологии позволяет сделать мероприятия более наглядными, мобильными и интересными, а самое главное позволяет привлечь к организации большое количество воспитанников. (Презентации, интерактивные игры, просмотр обучающих и развивающих мультфильмов, видеороликов).
7. Развивающие технологии, применяемые в нашей работе, содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами воспитания, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, и повышается мотивация к обучению и проявляется познавательный интерес у детей.
8. Коммуникативно-диалоговые:
- проблемная дискуссия,
- дискуссия-диалог,
- обучение в сотрудничестве (команде) Позволяют развивать творческие, аналитические, коммуникативные способности, познавательный интерес; формировать ценностное отношение к предмету обсуждения и уважительное отношение к участникам диалога. Способствуют развитию умения формулировать мысли, публично высказывать собственные суждения. Позволяют формировать ценностно-ориентационное единство коллектива.
Также используются здоровьесберегающие технологии, которые позволяют соблюдать режим воспитания и обучения. Охрана здоровья и его укрепление является одной из основных задач каждого образовательного учреждения. Работа проводится с каждым воспитанником на доступном уровне.
Напрвления здоровьесберегающих технологий:
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Технологии обучения здорову образу жизни.
Коррекционные технологии.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ – применямые в работе с детьми.
1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
- Подвижные и спортивные игры на свежем воздухе.
- Пальчиковая гимнастика.
- Гимнастика для глаз.
- Дыхательная гимнастика.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни:
- Утренняя гимнастика.
- Активный отдых.
3. Коррекционные технологии:
- Артикуляционная гимнастика.
Современному воспитателю сегодня необходимо наличие специальной профессиональной подготовки, кроме того, он должен постоянно совершенствовать своё педагогическое мастерство, быть компетентным в области информационной и коммуникативной деятельности, владеть новыми технологиями.