«Педагогические технологии»: понятие, цели и задачи в обучении обществознанию
В настоящее время в педагогических науках часто встречается термин «технология», который пришел в наш обиход с развитием науки и техники. История развития педагогических технологий уходит корнями в далекое прошлое. Первые учителя-технологи были еще в Вавилоне и Древнем Египте. Они одними из первых столкнулись с повторяющимися операциями в педагогическом процессе и выработали отдельные «технологические приемы».
Автором первой научно-педагогической технологии можно считать великого дидактика Яна Амоса Коменского (1592-1670). Впервые им была сформулирована самая главная идея технологии - гарантия положительного результата. Важнейшая задача для реализации педагогической идеи Я.А. Коменский рассматривал в создании воспитательного механизма, который называл «дидактической машиной». Я. А. Коменский писал: «Для дидактической машины необходимо отыскать: 1) твердо установленные цели; 2) средства, точно приспособленные для достижения этих целей; 3) твердые правила, как пользоваться этими средствами, чтобы было невозможно не достигнуть цели» .
Со времен Коменского в педагогике делалось много попыток придать учению вид хорошо отлаженного механизма. В течение XX века было предпринято было много усилий «технологизировать» образовательный процесс. В 30-е годы XX в. в педагогической энциклопедии появляется понятие «педагогическая техника», обозначающее совокупность приемов и методов, направленных на улучшение педагогического процесса.
В 1940-1950-е годы, происходит внедрение педагогических средств в учебный процесс. Изначально педагогическая технология понималась как технология образовательного процесса.
В 60-е годы XX в. происходит внедрение в процесс обучения компьютерных технологий. Академик В.В. Давыдов отмечал: «Использование компьютеров в программированном обучении приводило к формированию у школьников лишь узких знаний и навыков исполнительского характера и не способствовало их переносу в новые ситуации, развитию творческого мышления» . Таким образом, к концу 1970 - началу 1980-х, в результате развития технологий и компьютеризации образования, начавшейся в зарубежной стране, термины «технология обучения» и «образовательная технология» стали все чаще признаваться как система средств, методов, организации и управления образовательным процессом. В эти годы педагогические технологии получили огромное распространение во всех странах мира.
Сейчас в педагогической литературе огромное количество терминов, которые характеризуют те или иные педагогические технологии: технология обучения, техно¬логия воспитания, технология преподавания, образовательная технология, традиционная технология, технология программированного обучения, тех¬нология проблемного обучения, авторская технология и другие ее виды.
Отметим, что в педагогике нет точного определения понятия «педагогическая технология», у каждого педагога и дидактика имеется свое собственное определение понятия. Так В.П. Беспалько видел педагогические технологии в виде содержательной методики реализации образовательного процесса . И.П. Волков в своих работах, определял педагогические технологии как описание процесса достижения запланированных результатов обучения . Советский педагог В.С. Зайцев в своей работе «Современные педагогические технологии», под данным термином понимал следующее: «Педагогическая технология это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий…» Б.Т. Лихачев под понятием «педагогическая технология» определял – «Совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; весь организационно-методический инструментарий педагогического процесса» .
Основная цель педагогической технологии - повышение эффективности образовательного процесса, обеспечение того, чтобы учащиеся достигали запланированных результатов в обучении. Таким образом, применения в образовательном процессе различных педагогических технологий, обеспечивающих личностное развитие учащихся, можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки на учеников и более эффективного использования учебного времени.
Главная цель образовательной системы любой страны всегда отражает потребность общества в подготовке подрастающего поколения к жизни, к эффективному участию учащихся в жизни общества.
Центральным объектом в процессе обучения всегда является ребенок, поэтому технологии обучения направлены на то, чтобы сформировать при обучении оптимальные условия, способствующие процессу усвоения знаний, приобретению навыков и развитию умений. Таким образом, технология обучения является технологией творческой деятельности и способствует достижению педагогического мастерства.
Целью применения педагогических технологий в преподавании обществознанию, является - использование различных методов обучения, с помощью которых учитель создает необходимые условия для решения педагогических задач:
• повышения интереса учащихся к учебным занятиям и исследуемым на уроках вопросам;
• улучшение результатов обучения;
• формирование ценностных ориентиров, основанных на патриотизме и любви к Отечеству;
• направление деятельности учащихся на активное участие в жизни государства;
• формирование навыков практической деятельности с помощью внедрения в процесс обучения жизненных ситуаций;
• создание условий для формирования собственной позиции ученика в обществе;
• развитие коммуникативных навыков учащихся.
Одной из важнейшей особенности всего педагогического процесса - является постановка целей в обучении. Цели в педагогических технологиях конкретны. М.В. Кларин считал, что постановка целей должна осуществляться определенными способами:
1. Определение целей через ситуацию, изучаемую в педагогическом процессе.
2. Определение целей через деятельность учителя.
3. Постановка целей через внутренние процессы эмоционального, личностного и интеллектуального развития ученика .
Педагогические технологии имеют свои задачи, это:
1. Объяснение и закрепление на практике учебного материала.
2. Развитие познавательной и творческой деятельности учеников.
3. Установление контакта с учащимися и получение «обратной связи» от аудитории.
4. Формирование умений работать в команде- сплоченность коллектива.
5. Определение пути развития личности каждого ученика.
Структурными компонентами технологии обучения как системы являются:
• учебные цели;
• содержание обучения;
• методы обучения;
• средства педагогического взаимодействия;
• формы организации обучения;
• результаты учебной деятельности.
Использование современных образовательных технологий способствует развитию активного подхода к изучаемому материалу. Снижается доля репродуктивной активности, формируется личность ребенка, его позитивное мышление, толерантное отношение к окружающим.