СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогические технологии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном конспекте урока показана методика использования технологии АМО.

Просмотр содержимого документа
«Педагогические технологии»


Организационная информация

Команда, разрабатывающая АМО-урок (занятие)

Рябухина Елена Владимировна

Предмет

Химия

Класс, профиль класса/группа, количество человек

8

7. базовый уровень

Продолжительность урока (занятия)

40 минут

Методическая информация

Тема урока /занятия


Кислоты в свете ТЭД, классификация и свойства

Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется)

Линия УМК по химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Химия. 8 класс. Учебник, автор О.С. Габриелян, издательство «Дрофа» Москва 2014 г.

Классификация урока/занятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями)

Урок проводится в рамках изучения темы №6 «Растворение. Растворы». На момент изучения темы данного урока обучающиеся знакомы с понятиями кислоты ( как сложные вещества и как электролита), индикаторы, степень окисления, электролитическая диссоциация, ионные уравнения реакций, условия протекания реакций ионного обмена; умеют составлять уравнения диссоциации кислот, ионные уравнения реакций в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде, умеют пользоваться таблицей растворимости, исследовать характер среды при помощи индикаторов. Данный урок предназначен для углубления знаний учащихся о кислотах как электролитах на основе изучения их классификации и химических свойств, совершенствования умений составлять ионные уравнения реакций.

Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы

(раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива, наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать; объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива).

В классе 6 мальчиков и 1 девочка. Отношения между одноклассниками доброжелательные. Отдельных группировок со своими правилами и нормами поведения не наблюдается. Несмотря на то, что класс практически «мальчишеский», девочка чувствует себя комфортно, так как имеет волевой характер и может постоять за себя. Поэтому отвергаемых и изолированных обучающихся нет. Наоборот, для этих детей характерна взаимовыручка и взаимопомощь. Учащиеся понимают и принимают статус «ученика» и «учителя», что дает возможность организации самостоятельной работы на уроке. Отношения с учителями- предметниками доброжелательно-деловые. У пятерых учащихся наблюдается высокий познавательный потенциал и уровень самообразовательной активности. На уроках проявляют интерес к учебной деятельности, практически всегда подготовлены. У них на достаточном уровне сформированы общеучебные умения и навыки: учащиеся могут самостоятельно структурировать текст, находить причинно-следственные связи, делать выводы, строить логические цепочки, высказывают собственное мнение по тому или иному вопросу и т. д. Для таких детей необходимо подбирать задания интеллектуального содержания, требующие применение знаний в новой ситуации, проблемные и творческие задания. Из этих пяти учащихся один мальчик, несмотря на свою познавательную активность, не всегда может использовать свои знания в новой ситуации. Он не уверен в своих силах, начинает сомневаться в правильности действий и всегда старается посмотреть как это делает сосед по парте. Этому учащемуся необходимо давать индивидуальные задания, чтобы он сам смог сконцентрироваться на его выполнении. Оставшиеся два ученика имеют: один средний, другой низкий уровень развития всех видов памяти, плохо владеют способами запоминания учебного материала. Для них требуется дополнительное стимулирование и постоянный контроль со стороны учителя, подбор заданий, при выполнении которых можно создать ситуацию успешности, а также использование различных активных методов обучения позволит этим детям проявить себя с лучшей стороны.

Цели урока/ занятия


Формировать представление о кислотах как электролитах на основе изучения их классификации и химических свойств

Задачи урока/ занятия


А) образовательные – углубить знания учащихся о принципах классификации кислот; познакомить с химическими свойствами кислот; совершенствовать умения пользоваться таблицей растворимости, составления уравнений ионных реакций, проводить химический эксперимент.

Б) развивающие – совершенствовать умения анализировать, логически мыслить, делать выводы.

В) воспитательные – продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения; формировать умение работать в группе; воспитывать чувство ответственности за учебную деятельность.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия


Ученик научится:

- называть признаки классификации кислот;

- называть общие химические свойства, характерные для кислот;

- приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства кислот;

- проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства кислот.

Ученик получит возможность научиться:

- составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;

- прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;

- грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни.



Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению


Кислота - как электролит, классификация кислот, химические свойства кислот, составление уравнений ионных реакций.

Этап

Время

Подробное описание АМО по установленной схеме:


- Цели и задачи метода

- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода

- Предварительная подготовка (если требуется)

- Технология проведения

- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)

- Варианты проведения метода


Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО

Инициация

2 минуты

Название метода – Потопаем-похлопаем (авторский)

Цели и задачи метода – создать настрой на рабочий лад, обрести заряд бодрости.

Необходимые материалы (канцелярские товары и др.) – не требуется

Предварительная подготовка – не требуется

Технология проведения

Учащиеся становятся по парам лицом друг к другу. Хлопают друг с другом в ладоши, топают ногами и переходят к соседу. И так до тех пор, пока не вернутся к своему партнеру. При этом учащиеся произносят следующие слова:

В жизни химия нужна,

Как предмет она важна,

И учить ее прилежно

Мы должны от А до Я.


Учитель обращается к детям со словами:

Мы продолжаем с вами путешествовать по морю «Растворов», периодически делая остановки на том или ином острове знаний. Сегодня нас ждет еще один остров. Но, чтобы отправиться в путь, необходимо приобрести заряд бодрости. Итак «Потопаем – похлопаем».

Погружение в тему

2 минуты

Название метода – Пазл с секретом (адаптированный)

Цели и задачи метода – определить название вещества с которым связана тема урока, повысить заинтересованность детей.

Необходимые материалы (канцелярские товары и др.) – скотч

Предварительная подготовка – нарисовать на листе ватмана ребус и разрезать лист на 7 частей по количеству учащихся в классе

Технология проведения

учитель раздает учащимся части ребуса и просит их собрать пазл на доске, прикрепив части ребуса с помощью скотча. Учащиеся коллективно стараются собрать пазл. После того, как получилась картина ребуса, дети должны отгадать, что за вещество, связанное с темой урока, в нем зашифровано.


Учитель:

Наш остров не простой, а с секретом. Чтобы попасть на него необходимо сложить пазл и угадать вещество которое связано с темой урока

Определение ожиданий и опасений

2 минуты

Название метода – Индикатор (авторский)

Цели и задачи метода – выяснить образовательные цели учащихся, их ожидания и опасения при изучении данной темы урока.

Необходимые материалы (канцелярские товары и др.) – не требуется

Предварительная подготовка – приготовить 7 листиков бумаги синего цвета и 7 листиков красного цвета.

Технология проведения

учащимся раздаются листочки синего и красного цвета. На синих листочках они должны написать свои ожидания, а на красных – свои опасения. Красные листочки забирает учитель, а синие остаются у учащихся. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений.




Учитель напоминает учащимся, что с помощью индикатора можно определить ту или иную среду в растворе вещества и просит учащихся определить свое настроение, ожидания и опасения при изучении данной темы.

Инпут

8 минут

Название метода – кластер (адаптированный)

Цели и задачи метода

Цель: концентрация внимания участников, структурирование информации.

Задачи:

- актуализировать знания учащихся о кислотах;

- углубить знания о классификации кислот;

- познакомить с химическими свойствами кислот.

Необходимые материалы (канцелярские товары и др.) – цветные мелки

Предварительная подготовка – не требуется

Технология проведения

Учитель на середине доски красным мелком записывает слово КИСЛОТА и просит учащихся вспомнить, что им уже известно о кислотах (учащиеся знают определение понятия «кислота» как сложного вещества и как электролита). На доске учитель дописывает вверху слева и справа от слова КИСЛОТА КИСЛОТА – СЛОЖНОЕ ВЕЩЕСТВО и КИСЛОТА – ЭЛЕКТРОЛИТ. Далее учитель предлагает учащимся сравнить две кислоты: H2S и H2SO4, подводя таким образом к понятию «классификация кислот» (учащиеся уже знают, что кислоты бывают бескислородными и кислородсодержащими, отличаются основностью). Будут ли кислоты распределяться на группы в свете ТЭД? Учащиеся предполагают, что будут, поэтому в кластере появляется запись КЛАССИФИКАЦИЯ КИСЛОТ В СВЕТЕ ТЭД. Учитель предлагает учащимся вспомнить определение понятия «химия» ( химия –наука о веществах, свойствах веществ, превращениях веществ и явлениях, сопровождающих эти превращения) и определить, что им не известно еще о веществе кислота. Таким образом учащиеся подводятся к понятию «химические свойства вещества». Кластер дополняется новой записью ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КИСЛОТ. Далее уточняется тема урока и конкретизируются цели урока. Затем учащиеся, работая в паре, анализируют таблицу 10 «Классификация кислот» в 38 параграфе и выписывают признаки классификации кислот под соответствующей частью кластера. Под частью кластера ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КИСЛОТ учитель составляет схему.


Химические свойства кислот.


Общие особые

Определяются Н+ определяются

кислотным

остатком

а) диссоциация;

б) изменение

окраски

индикаторов; реакции

в) взаимодействие ионного

с металлами, обмена

стоящими в ряду H2SO4 + BaCl2

напряжений HCl + AgNO3

металлов до

водорода;

г) с основными 4HNO3 + Cu→Cu(NO3)2 +

оксидами; + 2NO2 + 2H2O

д) с основаниями; H2S + Br2→2HBr + S↓

е) с некоторыми

солями.



Нестабильные кислоты

Разлагаются:

H2CO3→CO2↑ + H2O

H2SiO3→SiO2↓ + H2O

H2SO3→SO2↑ + H2O


Учитель обращается к детям со словами:

Итак, мы выяснили, что посетим остров «Кислот», но этот остров большой. Давайте определим, что конкретно мы будем изучать сегодня о кислотах.

Проработка содержания темы

20 минут

Название метода – Автобусная остановка (адаптированный)

Цели и задачи метода – совершенствовать коммуникативные умения учащихся при работе в малой группе, развитие ЗУНиК

Необходимые материалы (канцелярские товары и др.) – листы большого формата, фломастеры, скотч

Предварительная подготовка

1.Приготовить набор реактивов и химической посуды для проведения лабораторной работы: р-р HCl, р-р NaOH, р-р Na2CO3, Zn, CaO, лакмус, фенолфталеин; пробирки.

2. Подготовить карточки с заданиями для каждой остановки.

3. Начертить маршрутные листы для каждой группы.

4. Распределить рабочие столы по остановкам


Технология проведения -

Для проработки содержания темы «Кислоты в свете ТЭД, классификация и свойства», я выбрала три вопроса, которые учащиеся должны будут обсудить и выполнить соответствующие задания, это:

1.Классификация кислот.

2. Химические свойства кислот.

3. Составление уравнений реакций ионного обмена.

Кроме этого четвертым этапом работы является обсуждение ее результатов.

Соответственно всему этому были определены 4 автобусные остановки и приготовлены для них карточки-задания.

I остановка «Классификация».

Карточка-задание:

1.Перечислите признаки классификации кислот.

2.Установите соответствие между формулой кислоты и ее характеристикой.

Формула к-ты Характеристика

  1. HCl А. кислородсодержащая,

твердая, хорошо растворима

в воде.

2.H2SO4 Б. бескислородная, летучая,

сильный электролит.

3.H3PO4 B. кислородсодержащая,

двухосновная, бесцветная

маслянистая жидкость.

4.H2SiO3 Г. Кислородсодержащая,

двухосновная, нерастворима

воде.

3.Найдите два общих признака у кислот, расположенных в столбцах. По ним в свободную клеточку впишите формулу кислоты из приведенного ряда: HF, HBr, H2SO4.

А.

HBr

HNO2

HNO3

?


Б.

HCl

H2SO3

?

H2SiO3

B.



H2S

H3PO4

HCl


II остановка «Опытная».

Карточка-задание:

1.Перечислите типичные реакции кислот и используя предложенное оборудование и химические реактивы, осуществите эти реакции на практике.

2.Запишите уравнения проведенных реакций в молекулярном виде.

III остановка «Ионный обмен»

Карточка-задание:

Найдите и исправьте ошибки в следующих уравнениях.

1). H2S + Pb(NO3)2 = PbS + 2HNO3

2H+ +S2- +Pb2+ +2NO3- = PbS + 2H+ + 2NO3-

S2- + Pb2+ =PbS

2). MgCO3 + 2HCl = MgCl2 + H2O + CO2

Mg2+ + CO32- + 2H+ +2Cl- = Mg2+ +2Cl- +H2O + CO2

CO32- +2H+ =CO2 +H2O

3). Fe(OH)3 +3HCl = FeCl3 +3H2O

Fe3+ +3OH- +3H+ +3Cl- =Fe3+ +3Cl- +3H2O

3OH- + 3H+ = 3H2O

4). MgO + H2SO4 = MgSO4 + H2O

Mg2+ + O2- + 2H+ +SO42- =Mg2+ +SO42- + H2O

O2- +2H+ = H2O

IV остановка «Конечная».

Карточка-задание:

  1. Прикрепите к доске вашу работу.

  2. Выберите представителя презентации результатов своей работы.

Учащиеся разбиваются на три группы по 2-3 человека (комплектация групп основана на количестве учащихся в классе моей школы). Каждой группе выдается маршрутный лист прохождения автобусных остановок и лист большого формата для записей. Получив маршрутные листы, по команде учителя учащиеся идут к указанной в листе остановке и выполняют предложенные задания на большом листе бумаги. Время для выполнения заданий 5-6 минут. Затем по команде учителя группы переходят к следующей остановке. Затем следующий переход к новой автобусной остановке. Учитель может ходить по классу и наблюдать за деятельностью учащихся, особенно это касается остановки «Опытная». После прохождения трех остановок, все группы собираются у четвертой «Конечной» остановки. Они вывешивают свои записи и затем по очереди каждая группа презентует результаты своей работы. Результаты сравниваются. Учитель резюмирует сказанной всеми группами, при необходимости вносит коррективы.


Учитель обращается к учащимся:

Мы определили круг вопросов которые должны изучить и проработать. Дальше путешествие по острову «Кислот» совершим на автобусе, делая необходимые остановки.

Эмоциональная разрядка

3 минуты

Название метода – Химическая эстафета (заимствованный)

Цель и задачи метода – снять напряжение и усталость

Необходимые материалы (канцелярские товары и др.) – фломастеры, скотч

Предварительная подготовка – написать на двух листах ватмана задания для химической эстафеты

Технология проведения – класс делится на две команды. На доске вывешиваются задания для каждой команды: необходимо в каждом ряду кислот вычеркнуть лишнюю


1 команда 2 команда

H2S, HCl, H2SO4, HBr HNO3,H2S,H2CO3,H2SO3

H2SO3,HNO3,H2CO3, HCl,HNO2,HNO3,

H2SiO3 H3PO4

H2S,HCl,HNO3,H2SiO3 H2SO4,H2SiO3,H3PO4,

H2S

Дети работают по принципу эстафеты. Каждая команда после эстафеты объясняет принцип выбора лишней кислоты.



Учитель обращается к учащимся:

Вы долго ехали в автобусе, устали, поэтому необходимо размяться.


Рефлексия

3 минуты

Название метода – Химический дартс (адаптированный)

Цели и задачи метода – получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.

Необходимые материалы (канцелярские товары и др.) – скотч

Предварительная подготовка – нарисовать на листе ватмана круг, разбитый на секторы:

Я усвоил…

Я научился…

Мне не совсем понятно…

Я хотел поработать над…

Стрела для дартса

Технология проведения -

Учитель вывешивает лист ватмана с рисунком. Учащиеся по очереди бросают стрелу в соответствующий сектор круга и продолжают предложение, комментируя его. Для учителя этот этап важен, поскольку, позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке.


Учитель предлагает детям оценить итоги своего путешествия по острову «Кислот».

В конце этого этапа озвучивается домашнее задание: параграф 38, упражнение 1,4 стр.214



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!