Технологическая карта
педагогической мастерской «Берестяная грамота»
Авторы: методист Белова Надежда Ивановна, методист Майская Татьяна Александровна, методист Панфилова Анна Сергеевна, методист Яковлева Вероника Петровна
Цель – создание условий для приобщения учащихся к российской культурно-исторической традиции.
Задачи: дать возможность учащимся
- самим писать на бересте для получения собственного опыта ощущения трудности старинного письма;
- войти в позицию исследователя и реконструировать прошлое при знакомстве с историческими источниками;
- нарабатывать коммуникативные умения: высказывание в группе, отстаивание своей точки зрения, слушание мнений других участников, выработка коллегиальных решений, принятие собственного решения;
- осознавать свои решения, высказывания и действия.
Организация пространства для работы в группах:
- столы расставлены для работы группами;
- при входе в кабинет участники тянут жребий – карточки разной формы из гофрированного картона, которые будут использоваться затем на этапе №4;
- посадка участников в группы с одинаковыми по форме карточками.
Оборудование:
Доска или флипчарт.
Скотч строительный.
Берестяная грамота с рисунком (1).
Бумажная копия рисунка с берестяной грамоты для задания №1(2-3на группу).
Каждому участнику:
– картонная карточка для жребия и задания № 4;
– полоска бумаги с текстом для задания № 5;
– писало (заостренная деревянная палочка или пластмассовый нож из набора одноразовой посуды);
– кусочек бересты для задания №7 3х3 см;
– полоска бумаги и ручка или карандаш.
Алгоритм
Участники мастерской методом жеребьевки делятся на группы по 5-6 человек.
Выносится берестяная грамота.
(Для этого заранее готовится кусочек бересты, на котором скопирован рисунок Онфима, выполненный острым предметом, см. Приложение 1).
Ведущий:
Много-много лет назад в Новгороде жил мальчик Онфим. Ему было 7 лет. Он написал письмо на бересте своему другу, но это письмо затерялось и пролежало в земле 800 лет. В наши дни ученые-археологи нашли письмо Онфима, и мы вам его сейчас покажем (курсивом здесь и далее написаны слова ведущего).
Показывается берестяная грамота (участники могут посмотреть). Есть ли у вас вопросы? (записываются на доске)
Так как берестяная грамота одна, а групп много, мы сделали для вас копии. Копии увеличенные, и вы все сможете хорошо рассмотреть.
Выдаются копии грамоты на бумаге (Приложение 1).
В группе решите, что, по-вашему, хотел сказать Онфим в своем письме.
Обсуждение в группе.
Социализация – расскажите о ваших догадках, что хотел сказать Онфим в своем письме. Озвучивание с записью на доске. Может быть, у вас возникли вопросы? (если есть вопросы – тоже записываются) [Для детей 6-8 лет – по завершении прочитать записанное с доски].
2. Некоторые ученые считают, что на этой берестяной грамоте изображена мечта семилетнего мальчика. Предположите в группе, о чем мечтал Онфим, судя по этому письму? Добавим это в список наших предположений.
Обсуждение в группах.
Социализация с записью на доске. Вопросы? (если есть вопросы – тоже записываются).
3. В группе [для детей 6-8 лет] предположите, чем писал на бересте Онфим.
[Для детей 9-11 лет] – знаете ли вы, чем писал Онфим?
Социализация предположений.
Дедукция: озвучивается название инструмента – «писало».
(От какого слова? – «писать».
Или – Какие однокоренные слова можно назвать к слову «писало»? – писать, писатель, письмо.
Сегодня это слово устаревшее.)
4. Индивидуально - (каждому выдается «писало»- пластмассовый нож из набора одноразовой посуды, затем по мере выполнения задания могут понадобиться ножницы, чтобы заострить «писало»):
– Вместо бересты воспользуемся кусочком картона, который вы взяли в начале занятия в качестве жребия. Пластмассовый нож – это наше «писало».
Задание:
– напиши Онфиму, кем бы ты хотел стать. Представь, что мальчик Онфим мог бы получить это письмо. Сообщи Онфиму, кем бы ты хотел стать.
Социализация:
в группе по кругу передайте свое письмо для прочтения
(или раскладываем письма по столам, ходим, смотрим, проверяем, правильно ли понят каждый автор)
Мини-рефлексия 1: какие трудности были у вас при написании письма и при его прочтении?
5. Выдается новый текст (Приложение 2):
ЯЖИВУВНОВЕГРАДЕИХОЧУСТАТЬВОИНОМИСОВЕРШИТЬПОДВИГ
[Для детей 6-8 лет]:
В группе решите, может ли быть это еще одно письмо от того же мальчика Онфима?
Или это письмо от взрослого человека?
[Для детей 9-12 лет]:
В группе решите, может ли быть это еще одно письмо от того же мальчика Онфима?
Или это отрывок из первой берестяной грамоты – письма Онфима?
Или это письмо от взрослого человека?
Социализация с записью на доске. Вопросы? (если есть вопросы – тоже записываются).
6. Представьте, что в нашем распоряжении есть временной портал, с помощью которого можно обмениваться письмами с Онфимом.
В группе предположите, что захотел бы от вас узнать о себе Онфим?
Социализация с записью на доске. Вопросы? (если есть вопросы – тоже записываются) (ожидается, что он, в частности, спросил бы, сбылась ли его мечта?)
7. Индивидуально: выдается каждому кусочек бересты. Задание в группе– решите, как вы считаете: могла ли сбыться эта мечта мальчика Онфима из Новеграда – для этого напишите писалом на выданном берестяном кусочке одно слово – ДА или НЕТ –. могла ли сбыться мечта мальчика Онфима из Новеграда. [если другая мечта озвучена – развести ответы - под разными вывесками]
Социализация – вывешивание берестяных грамоток «Да» и «Нет».
Мини-рефлексия 2: какие трудности были у вас при написании берестяной грамотки и при ее прочтении?
8. Просим детей развернуться к экрану.
Магистраль – клип.
Если мы посчитаем, в какое время жил Онфим, у нас получится примерно так:
2017-800=1217год.
Это 13 век. Тогда наша страна называлась Русь.
Новгород был одним из самых больших городов страны. Практически все новгородцы были грамотными людьми. Русь была богатой страной, и правители соседних государств завидовали этому богатству. Жителям Новгорода не раз пришлось защищать свою землю.
В 1240 году напали шведы. Новгородское войско, которое возглавил князь Александр, встретило шведов у Невы и одержало в сражении победу. Шведы бежали, князь Александр стал именоваться Невским.
В 1242 году на льду Чудского озера новгородцы победили немецких рыцарей-крестоносцев.
(Рассказ учителя идет на фоне соответственно подобранных иллюстраций)
9.Индивидуально – каждому выдать полоску бумаги и ручку (или это сделать в группе, тогда на группу выдаются несколько полосок бумаги и ручки) – напишите вопрос, который хотелось бы задать Онфиму и получить на него ответ через временной портал.
Социализация – вывешивание и озвучивание вопросов. Возврат ко всем вопросам, которые собраны за время мастерской – подчеркнуть те, которые отправятся в портал по решению участников мастерской.
10. Рефлексия:
Я расскажу сегодня дома о…, потому что…
Я буду ждать встречи с ответом через портал, потому что…
Я был удивлен тем, что…
Приложения
Приложение 1
Рисунок Онфима
Приложение 2
ЯЖИВУВНОВЕГРАДЕИХОЧУСТАТЬВОИНОМИСОВЕРШИТЬПОДВИГ
Примечание: крупно, на длинной полоске бумаги, в одну строчку, «вязью», без пробелов и знаков препинания, как и писали в старину.
Примерный вариант:
Приложение 3
К клипу – презентации
Рассказ учителя
Это 13 век. Тогда наша страна называлась Русь.
Новгород был одним из самых больших городов страны. Практически все новгородцы были грамотными людьми. Русь была богатой страной, и правители соседних государств завидовали этому богатству. Жителям Новгорода не раз пришлось защищать свою землю.
В 1240 году напали шведы. Новгородское войско, которое возглавил князь Александр, встретило шведов у Невы и одержало в сражении победу. Шведы бежали, князь Александр стал именоваться Невским.
В 1242 году на льду Чудского озера новгородцы победили немецких рыцарей-крестоносцев.
Методический комментарий:
Учителю следует подобрать иллюстрации, которые соответствуют этому содержанию. В тексте жирным курсивом выделены смыслы для подбора художественных емких сюжетов, по типу клипа быстро сменяющих друг друга для отражения идей, заложенных в коротком рассказе учителя.
Приложение 4
Другие грамоты от Онфима
Методический комментарий:
Копии других грамот Онфима – надо приготовить на случай, если будут вопросы.
Пояснения ко всем берестяным грамотам можно найти в Википедии. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Грамоты_и_рисунки_Онфима