СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическая мастерская "Берестяная грамота"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная форма занятия позволяет старшим дошкольникам и младшим школьникам соприкоснуться с историей Древней Руси через знакомство с историческими источниками - новгородскими берестяными грамотами 13 века.

Просмотр содержимого документа
«Педагогическая мастерская "Берестяная грамота"»

Технологическая карта

педагогической мастерской «Берестяная грамота»

Авторы: методист Белова Надежда Ивановна, методист Майская Татьяна Александровна, методист Панфилова Анна Сергеевна, методист Яковлева Вероника Петровна


Цель – создание условий для приобщения учащихся к российской культурно-исторической традиции.

Задачи: дать возможность учащимся

- самим писать на бересте для получения собственного опыта ощущения трудности старинного письма;

- войти в позицию исследователя и реконструировать прошлое при знакомстве с историческими источниками;

- нарабатывать коммуникативные умения: высказывание в группе, отстаивание своей точки зрения, слушание мнений других участников, выработка коллегиальных решений, принятие собственного решения;

- осознавать свои решения, высказывания и действия.

Организация пространства для работы в группах:

- столы расставлены для работы группами;

- при входе в кабинет участники тянут жребий – карточки разной формы из гофрированного картона, которые будут использоваться затем на этапе №4;

- посадка участников в группы с одинаковыми по форме карточками.

Оборудование:

Доска или флипчарт.

Скотч строительный.

Берестяная грамота с рисунком (1).

Бумажная копия рисунка с берестяной грамоты для задания №1(2-3на группу).

Каждому участнику:

– картонная карточка для жребия и задания № 4;

– полоска бумаги с текстом для задания № 5;

– писало (заостренная деревянная палочка или пластмассовый нож из набора одноразовой посуды);

– кусочек бересты для задания №7 3х3 см;

– полоска бумаги и ручка или карандаш.


Алгоритм


  1. Участники мастерской методом жеребьевки делятся на группы по 5-6 человек.

Выносится берестяная грамота.

(Для этого заранее готовится кусочек бересты, на котором скопирован рисунок Онфима, выполненный острым предметом, см. Приложение 1).

Ведущий:

Много-много лет назад в Новгороде жил мальчик Онфим. Ему было 7 лет. Он написал письмо на бересте своему другу, но это письмо затерялось и пролежало в земле 800 лет. В наши дни ученые-археологи нашли письмо Онфима, и мы вам его сейчас покажем (курсивом здесь и далее написаны слова ведущего).

Показывается берестяная грамота (участники могут посмотреть). Есть ли у вас вопросы? (записываются на доске)

Так как берестяная грамота одна, а групп много, мы сделали для вас копии. Копии увеличенные, и вы все сможете хорошо рассмотреть.

Выдаются копии грамоты на бумаге (Приложение 1).

В группе решите, что, по-вашему, хотел сказать Онфим в своем письме.

Обсуждение в группе.

Социализация – расскажите о ваших догадках, что хотел сказать Онфим в своем письме. Озвучивание с записью на доске. Может быть, у вас возникли вопросы? (если есть вопросы – тоже записываются) [Для детей 6-8 лет – по завершении прочитать записанное с доски].

2. Некоторые ученые считают, что на этой берестяной грамоте изображена мечта семилетнего мальчика. Предположите в группе, о чем мечтал Онфим, судя по этому письму? Добавим это в список наших предположений.

Обсуждение в группах.

Социализация с записью на доске. Вопросы? (если есть вопросы – тоже записываются).

3. В группе [для детей 6-8 лет] предположите, чем писал на бересте Онфим.

[Для детей 9-11 лет] – знаете ли вы, чем писал Онфим?

Социализация предположений.

Дедукция: озвучивается название инструмента – «писало».

(От какого слова? – «писать».

Или – Какие однокоренные слова можно назвать к слову «писало»? – писать, писатель, письмо.

Сегодня это слово устаревшее.)

4. Индивидуально - (каждому выдается «писало»- пластмассовый нож из набора одноразовой посуды, затем по мере выполнения задания могут понадобиться ножницы, чтобы заострить «писало»):

Вместо бересты воспользуемся кусочком картона, который вы взяли в начале занятия в качестве жребия. Пластмассовый нож это наше «писало».

Задание:

напиши Онфиму, кем бы ты хотел стать. Представь, что мальчик Онфим мог бы получить это письмо. Сообщи Онфиму, кем бы ты хотел стать.

Социализация:

в группе по кругу передайте свое письмо для прочтения

(или раскладываем письма по столам, ходим, смотрим, проверяем, правильно ли понят каждый автор)

Мини-рефлексия 1: какие трудности были у вас при написании письма и при его прочтении?

5. Выдается новый текст (Приложение 2):

ЯЖИВУВНОВЕГРАДЕИХОЧУСТАТЬВОИНОМИСОВЕРШИТЬПОДВИГ

[Для детей 6-8 лет]:

В группе решите, может ли быть это еще одно письмо от того же мальчика Онфима?

Или это письмо от взрослого человека?

[Для детей 9-12 лет]:

В группе решите, может ли быть это еще одно письмо от того же мальчика Онфима?

Или это отрывок из первой берестяной грамоты – письма Онфима?

Или это письмо от взрослого человека?

Социализация с записью на доске. Вопросы? (если есть вопросы – тоже записываются).

6. Представьте, что в нашем распоряжении есть временной портал, с помощью которого можно обмениваться письмами с Онфимом.

В группе предположите, что захотел бы от вас узнать о себе Онфим?

Социализация с записью на доске. Вопросы? (если есть вопросы – тоже записываются) (ожидается, что он, в частности, спросил бы, сбылась ли его мечта?)

7. Индивидуально: выдается каждому кусочек бересты. Задание в группе– решите, как вы считаете: могла ли сбыться эта мечта мальчика Онфима из Новеграда – для этого напишите писалом на выданном берестяном кусочке одно слово – ДА или НЕТ –. могла ли сбыться мечта мальчика Онфима из Новеграда. [если другая мечта озвучена – развести ответы - под разными вывесками]

Социализация – вывешивание берестяных грамоток «Да» и «Нет».

Мини-рефлексия 2: какие трудности были у вас при написании берестяной грамотки и при ее прочтении?

8. Просим детей развернуться к экрану.

Магистраль – клип.

Если мы посчитаем, в какое время жил Онфим, у нас получится примерно так:

2017-800=1217год.

Это 13 век. Тогда наша страна называлась Русь.

Новгород был одним из самых больших городов страны. Практически все новгородцы были грамотными людьми. Русь была богатой страной, и правители соседних государств завидовали этому богатству. Жителям Новгорода не раз пришлось защищать свою землю.

В 1240 году напали шведы. Новгородское войско, которое возглавил князь Александр, встретило шведов у Невы и одержало в сражении победу. Шведы бежали, князь Александр стал именоваться Невским.

В 1242 году на льду Чудского озера новгородцы победили немецких рыцарей-крестоносцев.

(Рассказ учителя идет на фоне соответственно подобранных иллюстраций)

9.Индивидуально – каждому выдать полоску бумаги и ручку (или это сделать в группе, тогда на группу выдаются несколько полосок бумаги и ручки) – напишите вопрос, который хотелось бы задать Онфиму и получить на него ответ через временной портал.

Социализация – вывешивание и озвучивание вопросов. Возврат ко всем вопросам, которые собраны за время мастерской – подчеркнуть те, которые отправятся в портал по решению участников мастерской.

10. Рефлексия:

Я расскажу сегодня дома о…, потому что…

Я буду ждать встречи с ответом через портал, потому что…

Я был удивлен тем, что…


Приложения


Приложение 1


Рисунок Онфима


Приложение 2


ЯЖИВУВНОВЕГРАДЕИХОЧУСТАТЬВОИНОМИСОВЕРШИТЬПОДВИГ


Примечание: крупно, на длинной полоске бумаги, в одну строчку, «вязью», без пробелов и знаков препинания, как и писали в старину.


Примерный вариант:


Приложение 3

К клипу – презентации


Рассказ учителя

Это 13 век. Тогда наша страна называлась Русь.

Новгород был одним из самых больших городов страны. Практически все новгородцы были грамотными людьми. Русь была богатой страной, и правители соседних государств завидовали этому богатству. Жителям Новгорода не раз пришлось защищать свою землю.

В 1240 году напали шведы. Новгородское войско, которое возглавил князь Александр, встретило шведов у Невы и одержало в сражении победу. Шведы бежали, князь Александр стал именоваться Невским.

В 1242 году на льду Чудского озера новгородцы победили немецких рыцарей-крестоносцев.


Методический комментарий:

Учителю следует подобрать иллюстрации, которые соответствуют этому содержанию. В тексте жирным курсивом выделены смыслы для подбора художественных емких сюжетов, по типу клипа быстро сменяющих друг друга для отражения идей, заложенных в коротком рассказе учителя.







Приложение 4

Другие грамоты от Онфима










Методический комментарий:

Копии других грамот Онфима – надо приготовить на случай, если будут вопросы.

Пояснения ко всем берестяным грамотам можно найти в Википедии. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Грамоты_и_рисунки_Онфима





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!