МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ «ЮРИДИЧЕСКАЯ» Г.ВОЛГОДОНСКА
«Утверждаю»
Директор МБОУ «Гимназия
«Юридическая» г.Волгодонска
Приказ от 28.08.2019 №15
______________ Т.В. Колодяжная
МП
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«АЗБУКА ПРАВА»
начальное общее образование 1 класс
количество часов: 33,1 час в неделю
учитель: Зуева О.В.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Азбука права» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая программа для 1 класса создана на основе документов:
- Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);
- Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта» (ред. от 23.07.2013);
- Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС).
-Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15) в редакции протокола от 28.10.2015 № 3/15;
-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от24.11.2015 № 81).
- приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»(от 31.01.2012 № 69, от 23.06.2015 № 609);
- приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);
- приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 13.12. 2013, от 28.05.2014, от 17.07.2015);
- приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38);
- приказ от 29.12.2014 № 1643 Минобрнауки России «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- приказ Минобрнауки России от 29.04.2015 № 450 «О порядке отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- приказ Минобрнауки России от 14.08.2015 № 825 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минобразования и науки России от 5 сентября 2013 года № 1047»;
- приказ от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»;
-приказ Минобрнауки России от 07.06.2017 №506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования России 5 марта 2014 № 1089»;
- приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 №345 «О федеральном перечне учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
- письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»;
-письмо минобразования Ростовской области от 31.05.2019г. № 24/4.1-7171 «Об учебных планах на 2019-2020 учебный год»;
-Устав МБОУ «Гимназия»Юридическая» г. Волгодонска утвержденный 18.05.2015г.приказом № 421 Управления образования г. Волгодонска;
- Педагогический совет МБОУ «Гимназия «Юридическая» г. Волгодонска № 15 от 28.08.2019г.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации, общего образования по программе внеурочной деятельности «Азбука права» для изучения отводится не менее 33часа из расчета 1 час в неделю.
Количество учебных часов:
В год -33 часа (1 час в неделю, всего 33 часа)
Программа по внеурочной деятельности «Азбука права» рассчитана на 33 часа, но будет пройдена за 31 час. В связи с тем, что 05.05.2020г., 12.05.2020 г. являются официальными Государственными праздниками. Темы занятий, выпавших на эти числа, будут реализованы за счет уплотнения материала
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Личностные – развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных ориентиров, межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.
Метапредметные – освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Предметные – приобретение навыков общения и сотрудничества; формирование и развитие навыков речевого этикета и культуры поведения; развитие коммуникативных умений в процессе общения; формирование нравственных ценностей, приобретение опыта творческой и проектной деятельности.
УУД
Личностные универсальные учебные действия:
ценностно-смысловая ориентация учащихся;
нравственно-этическое оценивание;
действие смыслообразования;
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
умение выражать свои мысли;
разрешение конфликтов, постановка вопросов;
планирование совместной деятельности;
управление поведением партнера: контроль, коррекция.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Познавательные универсальные действия:
Общеучебные:
умение структурировать знания;
смысловое чтение;
выделение и формулирование учебной цели;
планирование деятельности для достижения результата.
Логические:
Данная программа нацелена на достижение следующих воспитательных результатов:
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства.
Планируемые результаты воспитания ориентируются на следующие критерии:
1. Изменения в модели поведения школьника:
проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);
соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;
активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;
создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.
2. Изменения объема УУД, расширение кругозора в области нравственности и этики:
использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;
краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им;
объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.
3. Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:
способность объективно оценивать поведение других людей и собственное;
сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.
В результате занятий у обучающихся будут развиты следующие качества личности:
волевые (целеустремленность, самостоятельность, инициативность, выдержка, решительность, организованность, самоконтроль);
социально-личностные (общительность, активность, бесконфликтость, вежливость, дисциплинированность, коммуникабельность).
Формы подведения итогов:
конкурсы;
концерты;
акции;
фотоотчеты;
защита творческих работ и проектов.
Содержание программы
Тема: «Наши права»
Введение в курс «Наши права».
Конституция – Основной закон России. Познакомить с Конституцией РФ, формировать представление о правовых документах и их предназначении, в которых прописаны важнейшие права личности: равенство всех людей без какой-либо дискриминации, право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность чести, репутации и жилища, на защиту своих прав беспристрастным судом и т.п.
Знакомство с Декларацией прав ребенка. Познакомить с правовыми документами, описывающие права детей, с целью обеспечить им счастливое детство и пользование, на их собственное благо и на благо общества, правами и свободами, которые предусмотрены в этом документе.
О правах играя (викторина). Закрепить общие представления детей об их правах, правах на обучение, на медицинское обслуживание, на защиту. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы. Воспитывать чувство самоуважение и уважение к другим.
Волшебные слова. Дать знания о том, что все люди имеют право на уважение, имя, внимание и заботу. Закрепить знания правил поведения дома, в классе, на улице. Воспитывать в детях умение решать вопросы, не обижая другого человека, договариваться; при возникновении спорной ситуации обратиться к взрослому.
Права и обязанности учащихся (устав класса и школы). Формировать гражданскую позицию, правовую и нравственную культуру у учащихся, осознание своей принадлежности к школьной организации и желание выполнять правовые нормативные документы данного общеобразовательного учреждения.
Что такое хулиганство, правонарушение? (беседа) Объяснить, что хулиганство является одним из наиболее опасных и распространенных преступлений против общественного порядка и общественной нравственности, нередко способствующих совершению более тяжких преступлений.
Семейные праздники.
Формировать представление о различных семейных традициях и праздниках, характерных для определенного народа обычаев и церемоний.
Славен человек трудом (право на труд).
Продолжать знакомить с правами человека :право на труд, возможностью выбора вида трудовой деятельности в зависимости от интересов и увлечений.
Игра - соревнование «Что не так?» (с использованием ситуаций из сказок)
Развивать умение пользоваться правовыми знаниями, определять ошибки в поведении сказочных героев и исправлять их.
«Лесной переполох» (сказка о выборах в лесу).
Формировать гражданскую грамотность в вопросах проведения процедуры голосования при организации выборов кандидатов , ориентируясь на собственное мнение и представление и желание принимать участие в выборах, проявляя таким образом свою гражданскую активность.
Право на безопасные условия жизни.
Познакомить с правом на безопасные условия жизни (дети не могут подвергаться жестокому или небрежному обращению)
Я выбираю сам. Воспитывать чувство собственного достоинства, желание выбора и уверенность в его реальной возможности. Развивать понимание разумности выбора, невозможности выбора в ущерб другим.
Право на жизнь. Мама – вечное слово. Познакомить детей с содержанием статей №6,7 Конвенции о правах ребенка; довести до сознания детей, что каждый человек имеет право на жизнь, Никто не вправе покушаться на жизнь и здоровье человека; формировать чувство гуманного отношения друг к другу, к родителям.
Право на имя. Познакомить детей с правом на имя, научить применять это право в жизни; рассказать о том, кто такой тёзка, вспомнить имена предков, сказочных героев, современные имена.
Семья – островок безопасности. Формировать у детей представление о своей принадлежности человеческому роду, семье, чувства гуманного отношения друг к другу, родителям.
Право на любовь. Познакомить детей с правом на любовь и заботу. Способствовать социально – нравственному развитию. Воспитывать в детях доброту, заботу, внимание к людям.
«Мир, в котором мы живём».
Сформировать у детей представление о мире, о странах мира, о России, о себе, как о полноправных гражданах России. Воспитывать гражданско-патриотические чувства.
Государственные праздники России. Познакомить с историей возникновения государственных праздников и их традициями. Воспитывать гражданско – патриотические чувства.
Государственный гимн РФ, герб, флаг России (ознакомление) Знакомство с государственной символикой нашей страны, осознание детьми необходимости существования символики как сущности государства, его отличий или наоборот, сходств с другими странами.
Городские новости (по материалам СМИ). Знакомить детей с материалами СМИ городских печатных изданий, учить слушать, анализировать, определять отрицательные и положительные достижения горожан.
Календарно-тематическое планирование
1класс. Тема: «Наши права»
№ | Дата | Кол-во часов | Название темы/занятия | Содержание занятия |
| 03.09.2019 | 1 | Введение в курс «Наши права». | Что такое права ребенка.Основные исторические моменты издания законов и прав детей. Историческая справка возникновения прав детей. Различность законотворчества в отношении прав детей в разных государствах. |
| 10.09.2019 | 1 | Всё начинается со слова «Здравствуйте». | Введение детей в мир общения, знакомство с правилами речевого этикета.Для чего мы знакомимся? Правила знакомства. Вежливые слова при знакомстве.Разыгрывание ситуации «Знакомство». Ролевые ситуации. Разыгрывание ритуала вставания при знакомстве. Обыгрывание проблемных ситуаций. |
| 17.09.2019 | 1 | Волшебные слова. | Знакомство с волшебными словами. От чего зависит сила волшебных слов? Игра «Подскажи волшебное словечко». Игра «Выполни просьбу, если услышишь волшебное слово». |
| 24.09.2019 | 1 | Расскажи о себе. Я и моя семья. | Как правильно представиться. Логика построения рассказа о себе. Понятие «семья», «члены семьи». Описание, характеристика членов семьи. Разучивание стихотворения «Наша дружная семья». Создание портрета «Дружная семья». |
| 01.10.2019 | 1 | Что в имени моем? | Знакомство детей с историей возникновения имён и фамилий, их значение (рассказ «Происхождение имен») Как обратиться к незнакомому человеку, к взрослому? Кто такие «Тезки»? Игра «Ласковушки». Упражнение «Изобрази свое имя движением», «Подбери правильное обращение». Сказка о том, как мальчик или девочка забыли свое имя и что из этого вышло. Аппликация «Ромашка». |
| 08.10.2019 | 1 | Твои поступки и твои родители. | Понятие «поступок». Хорошие и плохие поступки. Последствия плохих поступков. Выставка рисунков «Как я помогаю родителям» |
| 15.10.2019 | 1 | Привычки человека и его характер. | Дать понятия «привычка», «воля», «сила воли», «характер» (положительный и отрицательный), «настроение», «чувство».Рисунок «Вредные и полезные привычки». |
| 22.10.2019 | 1 | Добро и зло. | Что такое добро? Какие поступки нравятся – добрые или злые? Почему? Упражнение-тренинг «Надуй воздушный шарик злостью». Чтение и обсуждение стихотворения Л. Николаенко «Доброта» Игра – сказка. Эмоциональная игра «Интервью». Практическое задание «Хорошо – плохо». |
| 05.11.2019 | 1 | Добро и зло. | Что такое добро? Какие поступки нравятся – добрые или злые? Почему? Упражнение-тренинг «Надуй воздушный шарик злостью». Чтение и обсуждение стихотворения Л. Николаенко «Доброта» Игра – сказка. Эмоциональная игра «Интервью». Практическое задание «Хорошо – плохо». |
| 12.11.2019 | 1 | Быть честным хорошо или плохо. | Что значит быть честным? Говорить правду это хорошо или плохо? Почему люди обманывают? Что такое ложь? Чем отличается фантазия от лжи? Игра «Доверие и поддержка». Практическое задание «Забытый зонтик». Упражнение «Лживый – честный стульчик». Конкурс Фантазеров «Кто больше сочинит небылиц». Проигрывание ситуаций «Поступки лжецов». |
| 19.11.2019 | 1 | Дружба крепкая. | Знакомство с понятиями «дружба», «друг». Пословицы о дружбе. Правила и законы дружбы. Игра «Закончи предложение». Составление пословиц о дружбе. Комментирование ситуаций. Чтение стихотворения « Все живут не тужат, а со мной не дружат…». Игра «Найди друга». Инсценировка детских сказок о дружбе. |
| 26.11.2019 | 1 | Шагая осторожно за улицей, следи и только там, где можно ее переходи. | ПДД. Дорожные знаки. Опасности у дороги. Игра «Я - пешеход». Правила для пешеходов. |
| 03.12.2019 | 1 | Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки. | Оформление листовок для пешеходов «Будь внимателен у дороги!» |
| 10.12.2019 | 1 | Внимательный ли ты слушатель? | Дать понятие, что слушатель должен быть внимательным, вежливым. Стихотворение «Овощи». Игра «Внимательный ли ты слушатель?», «Расшифруй пословицу». Упражнения на развитие диалогической и монологической речи. |
| 17.12.2019 | 1 | Зачем быть вежливым. | Дать понятие о том, что речь является средством воздействия на мысли, чувства и поведение людей. Как проявляется доброжелательность, уважительное отношение к собеседнику. Этюды на выражение эмоций, жестов. Ира «Будь внимателен». Игра – драматизация «Всё в порядке». |
| 24.12.2019 | 1 | Ссоры и споры. | Поиск конструктивных решений конфликта, навыков ведения спора. Невербальные средства общения. Разыгрывание ситуаций. Игра-головоломка. Этюд (развитие интонационной выразительности). |
| 14.01.2020 | 1 | Поздравление с Новым годом друзьям. | История праздника. Традиции, обычаи. Как можно поздравить друга с Новым годом? Проект «Поздравительная открытка другу». |
| 21.01.2020 | 1 | Я учусь быть самостоятельным «Лесной переполох» (сказка о выборах в лесу). | Понятие «самостоятельность» Характеристика самостоятельного человека Разыгрывание различных поведенческих ситуаций, анализ. |
| 28.01.2020 | 1 | Я отвечаю за свои поступки. | Что можно отнести к непоправимым ошибкам? Почему? О какой ошибке вам труднее вспомнить и говорить? Почему? Что понимаете под словом «ответственность»? Чтение и анализ пословиц об ответственности. |
| 04.02.2020 | 1 | Сильный человек. Кто он. | Понятие «сила». Сила физическая и моральная Оформление выставки рисунков. |
| 18.02.2020 | 1 | Как я выполняю общественное поручение. | Что такое общественное поручение. Какими качествами нужно обладать, чтобы выполнять те или иные поручения. Разработка свода правил «У меня все получится». |
| 25.02.2020 | 1 | Все профессии важны. | Понятие «профессия». Беседа о важности профессий. Проект «Кем я стану в будущем». |
| 03.03.2020 | 1 | Беседа по телефону. | История возникновения телефона.Как правильно вести беседу по телефону. Загадка о телефоне. Инсценировка отрывка К.Чуковского «Телефон». Демонстрация детьми импровизированных разговоров по телефону. Чтение и анализ стихотворений «Звенящий в доме телефон…» Н.Песков, «Говори короче» А. Шибаев. Инсценировка отрывка Н.Носова « Телефон» Проект: «Правила пользования телефоном». |
| 10.03.2020 | 1 | Школьный этикет. | Понятие «этикет». Правила поведения школьной столовой, на уроках и на перемене. Чтение стихотворения по теме Я. Аким «Идут гурьбою школьники…»,М.Танич. «Урок поведения». Поочередное чтение стихотворений С.Я.Маршака о правилах поведения в школе, Б. Заходер «Перемена». Анализ фотовыставки «Наш класс на перемене». |
| 17.03.2020 | 1 | Школа мой второй дом. | Значение школы в жизни человека. Почему школа - это второй дом? Учитель и его обязанности в школе. Как должны относиться ученики к учителю и почему? Ролевая игра «В школе». |
| 31.03.2020 | 1 | Мои права и обязанности. | Понятие «обязанность». Обязанности в школе и дома. Показать необходимость выполнения обязанностей. Обязанности по отношению к родителям, учителям, к школе, классу. Разработка обязанностей по дому. |
| 07.04.2020 | 1 | Библиотека – хранительница знаний. | Книга - твой вечный друг. Понятия «библиотека», «каталог», «хранительница знания». Правила пользования и поведения в библиотеке. Экскурсия в библиотеку. |
| 14.04.2020 | 1 | Профессии моих родителей. | Работа родителей. Что в ней особенного. Какие необычные профессии бывают. Нарисовать, где работают родители. Рассказы о работе родителей. Путешествия с родителями в фоторепортаже. |
| 21.04.2020 | 1 | Моя мама – лучшая на свете. | Дать понятия «внимание», «забота», «чуткость», «сострадание». Оформление выставки рисунков «Моя мама». |
| 28.04.2020 | 1 | Моя мама – лучшая на свете. | Дать понятия «внимание», «забота», «чуткость», «сострадание». Оформление выставки рисунков «Моя мама». |
| 19.05.2020 | 1 | Мы граждане России. | Дать понятия «Родина», «патриотизм», «гражданин», «закон». Знакомство с символикой РФ (флаг, герб, гимн). Работа с Конституцией РФ. Анализ проблемных ситуаций. Дискуссия «Мои права и обязанности». |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания МО учителей МБОУ «Гимназия «Юридическая» г.Волгодонска от 29.08.2019 г. № _1_ Руководитель МО учителей Калитина О.Ю. Подпись / Ф. И. О. / | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________Т.П. Волкова «___»______________2019 г. |