СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическая копилка "Азбука права"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Педагогическая копилка "Азбука права"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ «ЮРИДИЧЕСКАЯ» Г.ВОЛГОДОНСКА



«Утверждаю»

Директор МБОУ «Гимназия

«Юридическая» г.Волгодонска

Приказ от 28.08.2019 №15

______________ Т.В. Колодяжная

МП







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«АЗБУКА ПРАВА»


начальное общее образование 1 класс

количество часов: 33,1 час в неделю

учитель: Зуева О.В.









Рабочая программа по внеурочной деятельности «Азбука права» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования






2019-2020 учебный год

Пояснительная записка


Настоящая программа для 1 класса создана на основе документов:

- Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);

- Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта» (ред. от 23.07.2013);

- Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС).

-Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15) в редакции протокола от 28.10.2015 № 3/15;

-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от24.11.2015 № 81).

- приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»(от 31.01.2012 69, от 23.06.2015 № 609);

- приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);

- приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 13.12. 2013, от 28.05.2014, от 17.07.2015);
- приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38);

- приказ от 29.12.2014 № 1643 Минобрнауки России «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

- приказ Минобрнауки России от 29.04.2015 № 450 «О порядке отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- приказ Минобрнауки России от 14.08.2015 № 825 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минобразования и науки России от 5 сентября 2013 года № 1047»;

- приказ от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»;

-приказ Минобрнауки России от 07.06.2017 №506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования России 5 марта 2014 № 1089»;

- приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 №345 «О федеральном перечне учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

- письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

- письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»;

-письмо минобразования Ростовской области от 31.05.2019г. № 24/4.1-7171 «Об учебных планах на 2019-2020 учебный год»;

-Устав МБОУ «Гимназия»Юридическая» г. Волгодонска утвержденный 18.05.2015г.приказом № 421 Управления образования г. Волгодонска;

- Педагогический совет МБОУ «Гимназия «Юридическая» г. Волгодонска № 15 от 28.08.2019г.


Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации, общего образования по программе внеурочной деятельности «Азбука права» для изучения отводится не менее 33часа из расчета 1 час в неделю.

Количество учебных часов:

В год -33 часа (1 час в неделю, всего 33 часа)

Программа по внеурочной деятельности «Азбука права» рассчитана на 33 часа, но будет пройдена за 31 час. В связи с тем, что 05.05.2020г., 12.05.2020 г. являются официальными Государственными праздниками. Темы занятий, выпавших на эти числа, будут реализованы за счет уплотнения материала

Планируемые результаты освоения учебного предмета:

Личностные – развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных ориентиров, межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.

Метапредметные – освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Предметные – приобретение навыков общения и сотрудничества; формирование и развитие навыков речевого этикета и культуры поведения; развитие коммуникативных умений в процессе общения; формирование нравственных ценностей, приобретение опыта творческой и проектной деятельности.

УУД

Личностные универсальные учебные действия:

    • ценностно-смысловая ориентация учащихся;

    • нравственно-этическое оценивание;

    • действие смыслообразования;

    • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

    • умение выражать свои мысли;

    • разрешение конфликтов, постановка вопросов;

    • планирование совместной деятельности;

    • управление поведением партнера: контроль, коррекция.

Регулятивные универсальные учебные действия:

    • целеполагание;

    • волевая саморегуляция;

    • коррекция;

    • оценка качества и уровня усвоения.

Познавательные универсальные действия:

Общеучебные:

    • умение структурировать знания;

    • смысловое чтение;

    • выделение и формулирование учебной цели;

    • планирование деятельности для достижения результата.

Логические:

    • анализ объектов;

    • синтез, как составление целого из частей;

    • классификация объектов;

    • доказательство;

    • выдвижение гипотез и их обоснование.

Данная программа нацелена на достижение следующих воспитательных результатов:

  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

  • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

  • первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства.

Планируемые результаты воспитания ориентируются на следующие критерии:

1. Изменения в модели поведения школьника:

  • проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);

  • соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;

  • активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;

  • создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.

2. Изменения объема УУД, расширение кругозора в области нравственности и этики:

  • использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;

  • краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им;

  • объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.

3. Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:

  • способность объективно оценивать поведение других людей и собственное;

  • сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.

В результате занятий у обучающихся будут развиты следующие качества личности:

  • волевые (целеустремленность, самостоятельность, инициативность, выдержка, решительность, организованность, самоконтроль);

  • социально-личностные (общительность, активность, бесконфликтость, вежливость, дисциплинированность, коммуникабельность).

Формы подведения  итогов:

конкурсы;

концерты;

акции;

фотоотчеты;

защита творческих работ и проектов.


Содержание программы

Тема: «Наши права»

Введение в курс «Наши права».

Конституция – Основной закон России. Познакомить с Конституцией РФ, формировать представление о правовых документах и их предназначении, в которых прописаны важнейшие права личности: равенство всех людей без какой-либо дискриминации, право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность чести, репутации и жилища, на защиту своих прав беспристрастным судом и т.п.
Знакомство с Декларацией прав ребенка. Познакомить с правовыми документами, описывающие права детей, с целью обеспечить им счастливое детство и пользование, на их собственное благо и на благо общества, правами и свободами, которые предусмотрены в этом документе.

О правах играя (викторина). Закрепить общие представления детей об их правах, правах на обучение, на медицинское обслуживание, на защиту. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы. Воспитывать чувство самоуважение и уважение к другим.
Волшебные слова. Дать знания о том, что все люди имеют право на уважение, имя, внимание и заботу. Закрепить знания правил поведения дома, в классе, на улице. Воспитывать в детях умение решать вопросы, не обижая другого человека, договариваться; при возникновении спорной ситуации обратиться к взрослому.
Права и обязанности учащихся (устав класса и школы). Формировать гражданскую позицию, правовую и нравственную культуру у учащихся, осознание своей принадлежности к школьной организации и желание выполнять правовые нормативные документы данного общеобразовательного учреждения.
Что такое хулиганство, правонарушение? (беседа) Объяснить, что хулиганство является одним из наиболее опасных и распространенных преступлений против общественного порядка и общественной нравственности, нередко способствующих совершению более тяжких преступлений.
Семейные праздники.
Формировать представление о различных семейных традициях и праздниках, характерных для определенного народа обычаев и церемоний.
Славен человек трудом (право на труд).
Продолжать знакомить с правами человека :право на труд, возможностью выбора вида трудовой деятельности в зависимости от интересов и увлечений.
Игра - соревнование «Что не так?» (с использованием ситуаций из сказок)
Развивать умение пользоваться правовыми знаниями, определять ошибки в поведении сказочных героев и исправлять их.
«Лесной переполох» (сказка о выборах в лесу).
Формировать гражданскую грамотность в вопросах проведения процедуры голосования при организации выборов кандидатов , ориентируясь на собственное мнение и представление и желание принимать участие в выборах, проявляя таким образом свою гражданскую активность.
Право на безопасные условия жизни.
Познакомить с правом на безопасные условия жизни (дети не могут подвергаться жестокому или небрежному обращению)
Я выбираю сам. Воспитывать чувство собственного достоинства, желание выбора и уверенность в его реальной возможности. Развивать понимание разумности выбора, невозможности выбора в ущерб другим.
Право на жизнь. Мама – вечное слово. Познакомить детей с содержанием статей №6,7 Конвенции о правах ребенка; довести до сознания детей, что каждый человек имеет право на жизнь, Никто не вправе покушаться на жизнь и здоровье человека; формировать чувство гуманного отношения друг к другу, к родителям.
Право на имя. Познакомить детей с правом на имя, научить применять это право в жизни; рассказать о том, кто такой тёзка, вспомнить имена предков, сказочных героев, современные имена.
Семья – островок безопасности. Формировать у детей представление о своей принадлежности человеческому роду, семье, чувства гуманного отношения друг к другу, родителям.
Право на любовь. Познакомить детей с правом на любовь и заботу. Способствовать социально – нравственному развитию. Воспитывать в детях доброту, заботу, внимание к людям.
«Мир, в котором мы живём».
Сформировать у детей представление о мире, о странах мира, о России, о себе, как о полноправных гражданах России. Воспитывать гражданско-патриотические чувства.
Государственные праздники России. Познакомить с историей возникновения государственных праздников и их традициями. Воспитывать гражданско – патриотические чувства.
Государственный гимн РФ, герб, флаг России (ознакомление) Знакомство с государственной символикой нашей страны, осознание детьми необходимости существования символики как сущности государства, его отличий или наоборот, сходств с другими странами.
Городские новости (по материалам СМИ). Знакомить детей с материалами СМИ городских печатных изданий, учить слушать, анализировать, определять отрицательные и положительные достижения горожан.

Календарно-тематическое планирование

1класс. Тема: «Наши права»


Дата

Кол-во часов

Название темы/занятия

Содержание занятия

03.09.2019

1

Введение в курс «Наши права».

Что такое права ребенка.Основные исторические моменты издания законов и прав детей. Историческая справка возникновения прав детей. Различность законотворчества в отношении прав детей в разных государствах.


10.09.2019

1

Всё начинается со слова «Здравствуйте».

Введение детей в мир общения, знакомство с правилами речевого этикета.Для чего мы знакомимся? Правила знакомства. Вежливые слова при знакомстве.Разыгрывание ситуации «Знакомство». Ролевые ситуации. Разыгрывание ритуала вставания при знакомстве. Обыгрывание проблемных ситуаций.

17.09.2019

1

Волшебные слова.

Знакомство с волшебными словами.

От чего зависит сила волшебных слов? Игра «Подскажи волшебное словечко». Игра «Выполни просьбу, если услышишь волшебное слово».

24.09.2019

1

Расскажи о себе. Я и моя семья.

Как правильно представиться. Логика построения рассказа о себе. Понятие «семья», «члены семьи». Описание, характеристика членов семьи. Разучивание стихотворения «Наша дружная семья».

Создание портрета «Дружная семья».

01.10.2019

1

Что в имени моем?

Знакомство детей с историей возникновения имён и фамилий, их значение (рассказ «Происхождение имен») Как обратиться к незнакомому человеку, к взрослому? Кто такие «Тезки»? Игра «Ласковушки». Упражнение

«Изобрази свое имя движением», «Подбери правильное обращение». Сказка о том, как мальчик или девочка забыли свое имя и что из этого вышло.

Аппликация «Ромашка».

08.10.2019

1

Твои поступки и твои родители.

Понятие «поступок». Хорошие и плохие поступки. Последствия плохих поступков. Выставка рисунков «Как я помогаю родителям»

15.10.2019

1

Привычки человека и его характер.

Дать понятия «привычка», «воля», «сила воли», «характер» (положительный и отрицательный), «настроение», «чувство».Рисунок «Вредные и полезные привычки».

22.10.2019

1

Добро и зло.

Что такое добро?

Какие поступки нравятся – добрые или злые? Почему?

Упражнение-тренинг «Надуй воздушный шарик злостью». Чтение и обсуждение стихотворения Л. Николаенко «Доброта» Игра – сказка. Эмоциональная игра «Интервью». Практическое задание «Хорошо – плохо».

05.11.2019

1

Добро и зло.

Что такое добро?

Какие поступки нравятся – добрые или злые? Почему?

Упражнение-тренинг «Надуй воздушный шарик злостью». Чтение и обсуждение стихотворения Л. Николаенко «Доброта» Игра – сказка. Эмоциональная игра «Интервью». Практическое задание «Хорошо – плохо».

12.11.2019

1

Быть честным хорошо или плохо.

Что значит быть честным? Говорить правду это хорошо или плохо? Почему люди обманывают? Что такое ложь? Чем отличается фантазия от лжи? Игра «Доверие и поддержка». Практическое задание «Забытый зонтик». Упражнение «Лживый – честный стульчик». Конкурс Фантазеров «Кто больше сочинит небылиц». Проигрывание ситуаций «Поступки лжецов».

19.11.2019

1

Дружба крепкая.

Знакомство с понятиями «дружба», «друг». Пословицы о дружбе. Правила и законы дружбы. Игра «Закончи предложение». Составление пословиц о дружбе. Комментирование ситуаций. Чтение стихотворения « Все живут не тужат, а со мной не дружат…». Игра «Найди друга». Инсценировка детских сказок о дружбе.

26.11.2019

1

Шагая осторожно за улицей, следи и только там, где можно ее переходи.

ПДД. Дорожные знаки. Опасности у дороги. Игра «Я - пешеход». Правила для пешеходов.

03.12.2019

1

Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки.

Оформление листовок для пешеходов «Будь внимателен у дороги!»

10.12.2019

1

Внимательный ли ты слушатель?

Дать понятие, что слушатель должен быть внимательным, вежливым. Стихотворение «Овощи». Игра «Внимательный ли ты слушатель?», «Расшифруй пословицу». Упражнения на развитие диалогической и монологической речи.

17.12.2019

1

Зачем быть вежливым.

Дать понятие о том, что речь является средством воздействия на мысли, чувства и поведение людей. Как проявляется доброжелательность, уважительное отношение к собеседнику. Этюды на выражение эмоций, жестов. Ира «Будь внимателен». Игра – драматизация «Всё в порядке».

24.12.2019

1

Ссоры и споры.

Поиск конструктивных решений конфликта, навыков ведения спора. Невербальные средства общения. Разыгрывание ситуаций.

Игра-головоломка. Этюд (развитие интонационной выразительности).

14.01.2020

1

Поздравление с Новым годом друзьям.

История праздника. Традиции, обычаи. Как можно поздравить друга с Новым годом? Проект «Поздравительная открытка другу».

21.01.2020

1

Я учусь быть самостоятельным

«Лесной переполох» (сказка о выборах в лесу).

Понятие «самостоятельность» Характеристика самостоятельного человека Разыгрывание различных поведенческих ситуаций, анализ.

28.01.2020

1

Я отвечаю за свои поступки.

Что можно отнести к непоправимым ошибкам? Почему? О какой ошибке вам труднее вспомнить и говорить? Почему? Что понимаете под словом «ответственность»? Чтение и анализ пословиц об ответственности.

04.02.2020

1

Сильный человек. Кто он.

Понятие «сила». Сила физическая и моральная Оформление выставки рисунков.

18.02.2020

1

Как я выполняю общественное поручение.

Что такое общественное поручение. Какими качествами нужно обладать, чтобы выполнять те или иные поручения. Разработка свода правил «У меня все получится».

25.02.2020

1

Все профессии важны.

Понятие «профессия». Беседа о важности профессий. Проект «Кем я стану в будущем».

03.03.2020

1

Беседа по телефону.

История возникновения телефона.Как правильно вести беседу по телефону. Загадка о телефоне. Инсценировка отрывка К.Чуковского «Телефон». Демонстрация детьми импровизированных разговоров по телефону. Чтение и анализ стихотворений «Звенящий в доме телефон…» Н.Песков, «Говори короче» А. Шибаев. Инсценировка отрывка Н.Носова « Телефон» Проект: «Правила пользования телефоном».

10.03.2020

1

Школьный этикет.

Понятие «этикет». Правила поведения школьной столовой, на уроках и на перемене. Чтение стихотворения по теме Я. Аким «Идут гурьбою школьники…»,М.Танич. «Урок поведения». Поочередное чтение стихотворений С.Я.Маршака о правилах поведения в школе, Б. Заходер «Перемена». Анализ фотовыставки «Наш класс на перемене».

17.03.2020

1

Школа мой второй дом.

Значение школы в жизни человека. Почему школа - это второй дом? Учитель и его обязанности в школе. Как должны относиться уче­ники к учителю и почему? Ролевая игра «В школе».

31.03.2020

1

Мои права и обязанности.

Понятие «обязанность». Обязанности в школе и дома. Показать необходи­мость выполнения обязанностей. Обязанности по отношению к родителям, учите­лям, к школе, классу. Разработка обязанностей по дому.

07.04.2020

1

Библиотека – хранительница знаний.

Книга - твой вечный друг. Понятия «библиотека», «каталог», «хранительница знания». Правила пользова­ния и поведения в библиотеке. Экскурсия в библиотеку.

14.04.2020

1

Профессии моих родителей.

Работа родителей. Что в ней особенного. Какие необычные профессии бывают. Нарисовать, где работают родители. Рассказы о работе родителей. Путешествия с родителями в фоторепортаже.

21.04.2020

1

Моя мама – лучшая на свете.

Дать понятия «внимание», «забота», «чуткость», «сострадание». Оформление выставки рисунков «Моя мама».

28.04.2020

1

Моя мама – лучшая на свете.

Дать понятия «внимание», «забота», «чуткость», «сострадание». Оформление выставки рисунков «Моя мама».

19.05.2020

1

Мы граждане России.

Дать понятия «Родина», «патриотизм», «гражданин», «закон». Знакомство с символикой РФ (флаг, герб, гимн). Работа с Конституцией РФ. Анализ проблемных ситуаций. Дискуссия «Мои права и обязанности».

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания МО учителей

МБОУ «Гимназия «Юридическая» г.Волгодонска

от 29.08.2019 г. № _1_

Руководитель МО учителей

Калитина О.Ю.

Подпись / Ф. И. О. /



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

____________Т.П. Волкова

«___»______________2019 г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!