СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Пчела и дети- за жизнь на планете"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект выполнен обучающимися 6 и 7 классов по руководством учителя русского языка и литературы  Щербаковой Татьяны Владимировны и учителя биологии Логвиной Галины Константиновны.Ребята тщательно изучили теоретический материал по  проблеме вымирания пчёл  и  провели опрос пчеловодов посёлка Миролюбие.

Просмотр содержимого документа
«"Пчела и дети- за жизнь на планете"»

Миролюбский филиал МКОУ БГО Чигоракская СОШ















Исследовательская работа

«Пчела и дети – за жизнь на планете»



































2020г



Содержание

Введение

Глава 1. Пчёлы – древнейшие обитатели нашей планеты……………………

    1. История пчелы и пчеловодства……………………………………………

    2. Пчёлы – общественные насекомые……………………………………………

    3. Роль пчёл в природе и жизни человека ……………………………………

Глава 2.Причины гибели пчёл………………………………………………..

2.1 Негативные факторы, влияющие на жизнь пчёл……………………………

2.2 Болезни пчёл………………………………………………………………

Глава 3. Как изменится мир, если исчезнут пчёлы……………………………

3.1 Пчела спасает мир…………………………………………………………

3.2 Люди, заботящиеся о пчёлах………………………………………………

3.3 Охрана пчёл…………………………………………………………………

3.4 Пути решения проблемы………………………………………………….

3.5 Результаты исследования…………………………………………………

Глава 4. Мы в ответе за будущее планеты…………………………………

4.1 Исследование уровня знаний обучающихся о пчёлах…………………

4.2 Мероприятия и творческие работы……………………………………………………………

4.3 В гостях у пчеловодов………………………………………………….

Заключение

Список литературы










Введение

Страшно осознавать, что через четыре года после гибели пчёл на земном шаре погибнут люди. Это предсказание приписывают Альберту Эйнштейну. В последнее время люди бьют тревогу: началась массовая гибель пчелиных се-мей. К сожалению, сегодня угроза полного исчезновения пчёл становится реальностью. По данным Организации Объединенных наций (ООН) смертность этих насекомых становится глобальной проблемой человечества. Если дальше так пойдет, то, по мнению учёных, миру угрожает катастрофа, так как нынешнего количества пчёл уже не хватает для опыления цветковых растений.

Предотвратить эту беду, привлечь внимание людей к этой проблеме старается Всемирный Фонд защиты пчёл. Неравнодушными оказались и мы к этой проблеме, решив провести собственное исследование по теме «Пчела и дети – за жизнь на планете».

Каким станет наш мир без главного опылителя цветковых растений? Что же случится, если пчёлы вымрут или их популяции сократятся до критического уровня? Эти вопросы нас сильно беспокоят.

Своей исследовательской работой мы хотим привлечь как можно больше людей к указанной проблеме.

Проблема: если не раскрыть тайну гибели пчёл и их гибель не прекратится, то пчелы могут исчезнуть навсегда.

Цель исследовательской работы: выявить последствия исчезновения пчёл на нашей планете.

Задачи:

- установить, как долго люди занимаются пчеловодством;

- выяснить значение пчёл в природе и жизни человека;

- определить негативные факторы, которые угрожают жизни пчёл;

- провести исследование о жизнедеятельности пчёл в нашей местности.

Для решения поставленных задач нами были определены методы исследования:

-поисковый (сбор информации по теме);

- анализ и систематизация собранной информации;

- использование ИКТ;

- беседы с пчеловодами;

- наблюдения;

- обобщение результатов.

Начиная нашу исследовательскую работу, мы выдвинули следующую гипотезу: «Если на Земле большинство растений цветковые, то их размножение зависит от пчёл».

Актуальность: Количество пчёл в мире резко сокращается. Они просто погибают. Пчёлы могут исчезнуть с лица земли навсегда. Это будет огромной, невосполнимой потерей. Медоносная пчела – уникальный сложный механизм, от которого мы все зависим. Мы должны сделать всё от нас зависящее, чтобы остановить вымирание пчёл.

Предметом нашего исследования стали взаимоотношения пчёл и человека.

Объект исследования: медоносная пчела и ее деятельность.

В ходе нашего исследования были определены теоретические и практические части работы. В теоретической части работы мы изучили биологию медоносных пчёл, их роль в природе и жизни человека, факторы, влияющие на жизнь этих насекомых.

В практической части провели наблюдения за пчёлами на небольших пасеках жителей нашего поселка, опросили пчеловодов, проживающих в поселке Миролюбие, Воронежской области, Борисоглебского городского округа по теме нашего исследования.


Глава 1. Пчёлы древнейшие обитатели нашей планеты.


Известно, что пчёлы – древнейшие обитатели нашей планеты. Учёные считают, что появились они на свете 60-80 миллионов лет назад. По данным палеонтологии, они существовали в третичном периоде Земли, до появления первобытного человека.

Пчёл всегда считали большой загадкой. В древности пчелу называли «дочь Солнца», а мёд – Божий дар. У древних египтян пчела была эмблемой Нижнего Египта, на стенах храмов, дворцов, на эмблемах и гробницах фараонов

встречаются изображения пчёл, сосудов с мёдом. За особые заслуги некоторым фараонам присваивали титул «Повелитель пчёл». На гробницах первой династии фараонов (3200 – 2780гг.) изображена пчела.

Как свидетельствуют памятники материальной культуры, пчёлы всегда играли определенную роль в жизни людей. Дошедшие до нас памятники культуры показывают, что в конце III и в начале IY тысячелетия до н. э. жители Вавилонского государства успешно занимались пчеловодством.

Первобытный человек рано научился добывать продукты пчеловодства, ра-зоряя пчелиные гнезда в расщелинах скал, дуплах деревьев. О чем

свидетельствует древний памятник, изображающий добычу мёда первобытным человеком, найденный в горах Испании, в пещере недалеко от Валенсии.

У всех народов пчёлы занимали в жизни особое место в сравнении с

другими насекомыми и животными. Человек и пчела с древних времен всегда сопутствовали друг другу. О пчёлах слагали мифы, легенды, сказания, сказки.

Древняя Русь имела необозримые леса, в которых обитали звери, птицы, а в дуплах деревьев селились пчёлы. Промыслы мёда диких пчел называли

бортничеством. По расчётам историков, только в европейской части нашей страны в то время было по одному борту на каждого жителя. Со временем человек приблизил пчёл к своему жилищу, образовав пасеку.


1.2 История пчелы и пчеловодство.


Пчёлы на Земле существуют давно – их останки найдены среди

окаменелостей других насекомых. В далекие времена медоносные пчёлы жили независимо от людей в лесу в дуплах деревьев. Постепенно люди начали приручать пчёл.

Пчеловодство – одно из древнейших занятий человека. История

Пчеловодства стара, как история человечества. Много исторических документов свидетельствуют о том, что пчеловодство было распространено в древнем Египте. Ульи делали из обожжённой глины, они встречаются и теперь на Ближнем Востоке (Иран, Афганистан, Турция), их плели из прутьев и обмазывали глиной. Древним египтянам была известна и кочёвка с пчёлами. Разводили пчёл в Аравии, Ассирии, Индии и других странах Востока.

Первые письменные сведения об использовании пчёл на пользу человечества относятся к YIII–IX веках до нашей эры. Древнегреческий философ и поэт Гомер в своей бессмертной поэме «Илиада» описал использование мёда и воска в домашнем обиходе. Философ Аристотель

положил начало научному пчеловодству, а основоположник античной медицины Гиппократ описал лечебные свойства мёда.

В своей работе мы более подробно остановимся на истории пчеловодства на Руси. Наши предки очень любили мёд и готовили из него разные напитки. Вот тут-то и родился на Руси замечательный промысел – бортничество.

Бортничество, как примитивное пчеловодство существовало на Руси издревле, а пасечное – появилось в X веке. Дупла для пчёл, получившие название борть, стали выдалбливать искусственно. Для этого в лесу подбиралось подходящее дерево и обязательно живое, а не засохшее (в сухом дереве пчеле зимой холодней, а летом – жарче), в нём на достаточном расстоянии от земли обустраивалось вместительное пространство с оконцем (выходом – входом для пчёл) – летком, и должеей (продолговатым отверстием сзади устроенного дупла – борти).

Через него выбиралась лишняя древесина при изготовлении борти, проводилась ревизия жилища пчёл, которые быстро находили удобное для них помещение и селились там.

В XYII веке на смену бортному пришло колодное пчеловодство. Постепенно бортные угодья стали вытесняться пасечным способом производства мёда. Его смысл состоял в выпиливании или вырубке деревьев с гнёздами пчёл и перевозке их поближе к жилью человека на специально расчищенный от леса участок – пасеку.

Отыскивая дуплистые деревья, бортники срубали их и оставляли на год или два, не снимая коры, чтобы они подсохли и не образовывали трещин. Затем разрезали деревья на части, очищали и удаляли сердцевину. Снизу и сверху забивали отверстия деревянными колодками, делали отверстия для летков,

прорубали должею и закрывали её толстой доской. Такие искусственные жилища для пчёл стали называть колодками.

В период колодного пчеловодства в южных районах России вместо тяжелых и толстых колод получили распространения ульи, плетённые из соломы (ржаных жгутов) и лозы – соломянники и лозовики. В некоторых местностях – на Кавказе, в Карпатах пчёл разводили в дуплянках. В отличие от колоды дуплянки открывались снизу. На Кавказе появились так называемые сапетки, напоминающие собой перевернутые корзины, плетённые из ивовых прутьев и обмазанные внутри и снаружи глиной.

Первыми разборными ульями были линеечные, в которых пчёлы прикрепляли соты сверху к линейкам, выполнявшим роль как бы верхнего бруска современной рамки. Улей осматривали, предварительно отделив ножом сот от боковых стенок. Однако вскоре линеечный улей был заменен рамочным.

Первым русским законодательным документом, в котором были статьи, посвящённые пчеловодству, была «Русская правда» 1016 г. Ярослава Мудрого. В этом своде законов Древней Руси право частной собственности на борть и бортевое угодье было равно праву на землю.

Во времена Петра I владелец пчельника, должен был отдать хозяину земли

или леса десятый, лучший улей. Если у пчеловода не было десяти ульев, он платил помещику деньгами.

Екатерина II, озабоченная ухудшением пчеловодства в Отечестве, высочайшим Манифестом от 14 марта 1775 года избавила пчеловодов от всех налогов. С этого времени начинается заметное оживление пчеловодов, улучшение пчеловодства, однако решительных перемен не наступило.

По мере развития общественного производства жизнь потребовала рационализации пчеловодства, повышения его продуктивности, перевода на научную основу. В недрах колодного пчеловодства начало формироваться современное. Оно возникло в результате трех открытий – изобретений:

искусственной вощины(1857) , рамочного улья (1814), медогонки (1865).[3]


1.2 Пчелы общественные насекомые.


Медоносные пчёлы живут большими семьями, сообществами. Их, как

шмелей, муравьев, ос, которые тоже живут общинами, называют общественными насекомыми.

В семье медоносных пчёл, как и в каждой семье, есть и родители, и дети. У большинства общественных насекомых, в том числе и у пчёл, основатель семьи – самка. Семья пчёл состоит из матери – матки, её детей – рабочих пчёл и трутней.

Каждая семья пчёл живет сама по себе, они ревниво и строго оберегает свою индивидуальность и самостоятельность.

Такое поведение выработалось у пчёл в процессе их многовекового развития: выжили только такие семьи, которые могли заготавливать и оберегать большое количество корма, а слабые семьи погибали. Принцип жесткого естественного отбора действует по-прежнему и у современных медоносных пчёл.

Много миллионов лет назад медоносные пчёлы, как считают учёные, жили не семьями, а в одиночку. Общественный уклад жизни сложился в процессе очень длительной и сложной эволюции.

В связи со значительным похолоданием на Земле, пчёлы, у которых не выработалось свойство накапливать в организме большое количество резервных веществ и впадать в зимнюю спячку, начали группироваться. Это объединение не было случайным, а носило семейный характер. Постепенно

семьи увеличивались в размерах, а когда становились излишне большими, делились, образовывались новые семьи – рои.

Теперь пчёлы не могут жить в одиночку. Оказавшись, вне семьи через несколько минут пчела погибает.


    1. Роль пчёл в природе и жизни человека.


Услышав слово «пчела», в голову сразу приходят воспоминание о мёде. Но роль пчелы для человечества и природы намного больше, так как они опре-деляют состояние биосферы.

Пчёлы - это частица живой природы. Без них обеднели или совсем исчезли бы с лица Земли многие представители высших растений. Природоохранная роль пчёл очень важна. Велика польза от этих удивительных насекомых для народного хозяйства. Опыляя растения, они повышают урожай. Там, где есть пчёлы, благополучнее среда обитания для человека. Роль пчелы в опылении растений огромна, всего за один полёт пчела опыляет сто разных растений. Она собирает нектар, которым питается её потомство и во время перелёта с цветка на цветок, пчела переносит на теле и лапках пыльцу для опыления. Всё

это благотворно влияет на жизнедеятельность растений, увеличивая их

количество на нашей планете. Удивителен тот факт, что пчела повышает урожайность растений до ста раз. Другие живые организмы также обеспечены пищей растительного происхождения, да и количество кислорода увеличивается. По мнению многих ученых, пчёлы своим опылением вносят в мировую экономику около 160 миллиардов долларов в год. Если количество пчелиных семей на планете уменьшится, исчезнуть более 20 000 растений.

Однако пчёлы не только прекрасные опылители, это ещё и насекомые,

производящие продукты для человека. Мы предлагаем отметить основные продукты пчеловодства, являющиеся лечебными. Человечество может их лишиться, если исчезнут пчёлы.

Прополис – это пчелиный «клей», которым насекомые заделывают щели в улье, полируют ячейки сотов, где хранится мёд, цветочная пыльца и развиваются личинки. Прополисом можно лечить многие заболевания кожи и слизистых оболочек. Под воздействием прополиса хорошо заживают язык, кожа желудка и двенадцатиперстной кишки.

Вторым продуктом пчеловодства является маточное молочко, которое вырабатывается молодыми пчёлами и предназначается для кормления личинок и матки.

Маточное молочко обладает бактерицидными действиями по отношению к бактериям и вирусам, нормализует обмен веществ, повышает иммунитет.

Продуктом пчеловодства также являются пчелиный яд и пчелиный воск. В медицинской практике применяют препараты пчелиного яда для подкожных инъекций, мази для втирания, которые используются в основном при ревматических и невралгических болезнях. Пчелиный воск вырабатывается особыми восковыми железами, расположенными на нижней стороне брюшка рабочих пчелы. Он входит в состав пластырей, мазей, кремов. Его используют в разных отраслях народного хозяйства, в медицине при изготовлении муляжей, применяют и в косметике.

Цветочная пыльца - следующий продукт пчеловодства, представляющий собой природный концентрат. В пыльце обнаружено более пятидесяти различных биологически активных веществ, оказывающих разностороннее действие на организм человека. Как показывают исследования, цветочная пыльца оказывает хороший лечебный эффект при таких заболеваниях как гастрит, колит, гипертоническая болезнь, неврозы, подагра и др.

В последнее время людей привлекает ещё один продукт, вырабатываемый медоносной пчелой, который называется «перга». Пчёлы её готовят из пыльцы. Она эффективна при ряде заболеваний.

Следующий продукт, который мы хотим отметить, – забрус. Он представляет собой срезанные верхние крышечки запечатанных медовых сотов. Является высокоэффективным средством при лечении бактериальных, вирусных заболеваний.

В ходе изучения и анализа литературы мы узнали, что существует еще один продукт деятельности медоносной пчелы – «мумие асиль», который применяется в народной медицине с древних времен. С помощью спектрального анализа в нем обнаружено более 26 микроэлементов. Под влиянием мумие усиливается минеральный обмен, ускоряется заживление переломов костей.

И наконец, самый важный продукт пчёл для человека - это мёд. Он легко усваивается организмом, содержит микроэлементы и по составу напоминает плазму крови человека. Еще в мёде найдены природные антибиотики.

Благодаря содержанию железа, магния, фолиевой кислоты с помощью мёда можно увеличить количество гемоглобина в крови у детей.[6]






















Глава 2. Причины гибели пчёл.

Факты свидетельствуют, что на сегодня зарегистрированы рекордные

показатели падения численности пчёл. Эта ситуация усугубляется с каждым годом.

Пчеловоды всего мира бьют тревогу. Им лучше всех известно, чем может гро-зить резкое сокращение численности этих полезных насекомых.

Из бесед с пчеловодами и литературных источников, мы выяснили

основные причины гибели пчёл. Одни из них характерны для холодного времени года, другие – связаны с плохими условиями содержания. Пчёлы могут погибнуть из-за недостатка корма. Такая ситуация может возникнуть в зимний период, она связана с халатностью пчеловодов, их попыткой сэкономить на подкормке. Ведь давно известен факт: пчёлам не так страшен холод, как голод.

Воздействие паразитов, одним из самых распространенных является клещ варроа, который пришел из Азии в 70-х годах прошлого столетия. Такой паразит высасывает из насекомых внутренние жидкости, попутно заражая их

варротозом, в результате чего пчёлы слабеют и гибнут.

Страдают ульи и от нашествия мышей, которые могут проникнуть через малейшие щели. Плохая вентиляция также является причиной и основной ошибкой многих пчеловодов. Недостаток проветривания приводит к образованию в ульях сырости, что в свою очередь ведёт к намоканию матов и рамок, остужению всего гнезда. В таких условиях пчёлы вынуждены употреблять больше мёда, чтобы согреться. Организм насекомых быстро изнашивается, кишечник переполняется, мёд и перга плесневеют и «бродят». Всё это ведет к неминуемой гибели семьи.


2.1 Негативные факторы, влияющие на жизнь пчёл.

В настоящее время человек мало заботится о флоре и фауне на нашей планете, больше разрушает природу, чем сохраняет. Многие виды животных погибают из-за его деятельности, к сожалению, пчёлы – не исключение. Существует множество пагубных для пчёл факторов, таких как загрязнение окружающей среды, обработка полей инсектицидами для уничтожения вредных насекомых, сокращение площадей медоносных лугов ведет к сокращению кормовой базы, а вырубка лесов – к вытеснению пчёл с привычных мест обитания, а, значит, к их гибели.

Примером отрицательного влияния электромагнитного излучения мобильных телефонов. Ученые предполагают, что именно излучение мобильных телефонов является причиной таинственного исчезновения колонии пчёл в США, континентальной Европе, которое распространилось на Британские острова и приблизилось к России. По одной из теорий, у пчёл сбивается система навигации из-за мощных электромагнитных полей, поэтому рабочие пчёлы не могут найти обратную дорогу в улей. Оставшаяся в улье матка, яйца и небольшое количество молодых пчёл, погибают без пищи. Данный факт свидетельствует о том, что деятельность человека и научно-технический прогресс имеют непредсказуемое последствие для живой природы и самого человека.

Загрязнение окружающей среды ведёт к накоплению в пчёлах токсических

веществ и снижению их иммунитета. К сожалению, сельское хозяйство повсеместно перешло на химию удобрений и ядохимикатов. Обработка полей инсектицидами и пестицидами приводит к уничтожению не только вредных насекомых, но и губит пчёл.

Сокращение площадей медоносных лугов ведет к сокращению кормовой базы насекомых, а вырубка лесов приводит к вытеснению пчёл с привычных мест обитания, возможно, к их гибели. При нехватке медоносных растений

прекращается взяток нектара, тогда пчелы-разведчики начинают воровать мёд у своих соседей.

Пасечники, развивая свой бизнес, перевозят пчёл на большие расстояния для опыления сельскохозяйственных культур, подвергая их стрессу. А это приводит к «синдрому разрушения колоний». Насекомые покидают свои семьи и больше не возвращаются в улей и вскоре погибают вдали от улья.

Изменение климата, которое чаще всего происходит по вине человека, может тоже негативно сказаться на жизнедеятельности пчёл. Они не смогут пережить резких климатических изменений.

Из выше изложенного видно, что негативных факторов, влияющих на жизнь и деятельность пчёл, достаточно много.


2.2 Болезни пчёл.


Каждому пчеловоду обязательно нужно знать, не заболела ли пчелиная семья. И что делать, если маленькие труженицы заболели.

Все болезни пчёл можно подразделить на 2 вида: незаразные и инфекционные. Первые возникают в результате нарушения необходимых пчёлам условий жизни. Неправильное кормление, ошибки в содержании и разведении - все это может привести к болезням. Однако, как только причины болезни будут устранены, пчелы пойдут на поправку.

Пыльцевой и нектарный токсикоз – это отравление пчёл цветочной пыльцой и нектаром ядовитых растений.

Химический токсикоз – отравление минеральными удобрениями.

Элементарная дистрофия – расстройство обмена веществ у пчёл в результате недостатка кормов или их неполноценности.

Запаривание пчёл – массовая гибель пчёл от длительного воздействия высокой влажности и температуры.

Главное при борьбе с незаразными болезнями – это бдительность и быстрота реакции. Надо быстрее устранить причины и последствия заболевания, тогда пчёлы останутся в живых.

Наряду с незаразными болезнями пчёл, существует обширный перечень

распространенных инфекционных заболеваний, которые передаются от одной особи к другой.

Аскосфероз – заболевание пчелиного и трутневого расплода, вызываемого грибком, споры которого находятся в цветках.

Аспергиллёз – ещё одно заболевание, вызываемое грибком. Оно поражает расплод и взрослые особи.

Паратиф – это заболевание рабочих пчёл, трутней, маток, известно также как сальмонеллёз, сопровождающийся поносом, он приводит к гибели особей пчелиной семьи в больших количествах.

Вирусный паралич – инфекционное заболевание пчелиных семей, протекающее в форме хронического и острого паралича.

Гнилец – это заболевание открытого расплода. Он поражает личинок, в возрасте до одной недели, иногда и печатный расплод. Вызывается одним или несколькими видами бактерий. Инвазионные болезни вызываются паразитами, которых пчёлы могут встретить на своем пути.

Варроотоз пчёл и пчелиного расплода, вызываемый клещом характеризуется сильным беспокойством пчёл, нарушением развития и гибелью куколок.

Браулёз – заболевание пчелиных семей, при котором на брюшке и спине,

между крыльями пчёл и маток поселяются пчелиные вши.

Акарапитоз – ещё одно заболевание, вызываемое клещом, при этом поражаются органы дыхания.

Пчёлы подвержены различным болезням, как и другие живые организмы, только регулярный осмотр пчелиных гнёзд позволит правильно определить, здорова ли семья. Должное внимание, правильное лечение и соблюдение профилактических мер – залог здоровья пчелиных семей.






Глава 3. Как изменится мир, если исчезнут пчёлы.

Каким станет наш мир без главных опылителей нашей планеты? Этот во-прос все чаще и чаще задают в последнее время в средствах массовой

информации все, кому не безразлична судьба этих удивительно интересных и полезных насекомых. Большинство ученых считают, что в случае гибели пчёл, на нашей планете человечество ждет крупнейшая катастрофа, так как они опыляют 75 % всех культурных растений и 94% дикорастущих.

Если пчёлы действительно вымрут, или их популяция сократится до критического уровня? Неужели предсказание – «нет пчёл – нет опыления – нет еды – человека» исполнится?

Давайте порассуждаем. В мире есть и другие естественные опылители: мухи, бабочки, птицы, летучие мыши, ветер. Кроме того, не все растения опыляются пчёлами. Например, флора Северной Америки, и Ирландии в былые времена обходилась без пчёл, их туда завезли люди. Но с момента географических открытий в мире произошли немалые изменения. Выросло население, потребность в продуктах питания. Сегодня потеря пчёл, которым мы обязаны 1/3 всего урожая, по мнению специалистов, не может пройти без последствий. Человечество лишится не только мёда. Если вымрут пчёлы, с лица земли исчезнут разные растения, в том числе овощи и фрукты, а это по подсчётам ученых, более 80 видов, производство продуктов питания снизится на 75 %.

Катастрофа – именно это слово, которое описывает сложившуюся ситуацию, когда исчезнут пчёлы по всему миру. Как помочь тому, чтобы насекомые не вымерли – думают ученые, пчеловоды, даже политики и художники. Пока мало чего изобрели, но насекомые всё еще есть и продолжают приносить пользу, потому что пчеловоды ухаживают за ними. Это нелегко, о чем свидетельствуют потери особенно зимой.

Эти насекомые жили на нашей планете миллионы лет, поэтому считаем, выход из сложившейся ситуации должен быть. Если не станет пчёл, сколько просуществует человечество неизвестно, но прогнозы такие, что к 2035 году они исчезнут навсегда.


3.1Спасти пчелу – спасти мир.


Никто не станет отрицать, что всё на нашей планете находится

во взаимосвязи. Все мы звенья одной цепи, которая называется жизнь, и чтобы ни одно звено не выпало из общей цепи, человеку давно пора пересмотреть свое отношение к природе, к «братьям» нашим меньшим. По мнению многих ученых «планету еще можно спасти, это несложно, но действовать должен каждый». Перед тем, как прихлопнуть или отогнать пчелу стоит знать, что эти маленькие и трудолюбивые насекомые являются основной причиной нашего существования, но они вымирают. Человечество не сможет без этих насекомых.

Каждый человек может помочь пчёлам выжить в современном мире,

сохранив их для своих детей и внуков. Поэтому уже сегодня необходимо предпринять действенные меры по спасению пчёл, иначе нас ждет немало бед, главная из которых – обострение продовольственного кризиса.

Только всеобщими усилиями мы сможем сохранить пчелу и обеспечить устойчивое развитие природы, общества и жизни на планете в целом.


3.2 Люди, заботящиеся о пчёлах.


Пчеловоды – это люди, которые по нашему мнению, могут оказать влияние на будущее благополучие медоносных пчёл и успех их разведения. Русский

химик, ученый-пчеловод Александр Михайлович Бутлеров сказал: «Настоящим пчеловодом – господином пчёл может быть только тот, кто знает твердо весь ход пчелиной жизни и умеет приложить свои знания к делу». *

Для одних пчеловодство – это профессия, других– увлечение, а для третьих – это добрая, переходящая из поколения в поколение, семейная традиция.

Мы живем в небольшом поселке Воронежской области, Борисоглебского района с названием Миролюбие. В нашем поселке есть люди, которые занима-ются пчеловодством. Во многих семьях это стало традицией, передавать свой опыт по разведению пчёл детям и внукам. Среди потомственных пчеловодов следует отметить династии Щербаковых, Логвиных, Черновых.

Мы встретились с потомственными представителями династии Щербакова Николая Кузьмича, его племянником Щербаковым Сергеем Викторовичем и сыном Щербаковым Владимиром Николаевичем. Любовь к этой профессии им привили родители, которые не один десяток лет занимались разведением пчёл.

Сергей Викторович занимается пчеловодством 20 лет. Пасека стационарная. Имеется платформа и прицеп для перевозки пасеки. Семь лет в поле не выез-жает. Пасека находится недалеко от дома. Весной сеет медоносные травы, а затем пчёлы летают за нектаром на поля подсолнечника. Эти поля находятся на расстоянии от 1 до 3 километров. Сергей Викторович сам занимается разведением маток, на станках изготавливает рамки и многокорпусные ульи.

Щербаков Владимир Николаевич – потомственный пчеловод, пчеловодческий стаж 29 лет. Пасека передвижная, имеется платформа для перевозки пчёл. Каждый год выезжает на поля ООО «АгроМир». В своей работе мы рассказали только о некоторых пчеловодах из двадцати, которые занимаются разведением медоносных пчёл. Всех им объединяет любовь к этим трудолюбивым насекомым. Пчеловоды обеспечивают их жилищем и уходом. Пчеловодство – это, как мы для себя поняли, прежде всего, нелегкий труд. Каждый новый медоносный сезон для наших пчеловодов полон открытий и неожиданностей. Какая будет погода? Будет ли что-то цвести? Будут ли пчёлы роиться? Смогут ли что-то собрать? Не будет ли нового отравления пчёл? С какими болезнями пчёл нужно будет бороться? Будет ли мёд вообще? Наши пчеловоды тесно общаются друг с другом, обмениваются опытом.

Из бесед с пчеловодами мы узнали много интересного о жизни медоносных пчёл. Узнали, как правильно ухаживать за домашними пчёлами, как содержать

пасеку и много-много интересного.

Некоторые люди боятся пчёл, потому что они больно жалят. Как мы выяснили, пчела просто так не нападает. Жало с ядом у неё для того, чтобы защищаться. Пчёлы способны различать огромное количество запахов. Некоторые запахи действуют на них как сигнал опасности, поэтому от человека не должно исходить никаких резких и неприятных запахов. Пчёлы не любят запах спиртного и парфюма.

За пчёлами нужно следить не только летом, когда они собирают нектар и делают мёд, но и зимой. Зимуют пчёлы в улье, сбиваются в теплый клуб, чтобы не замерзнуть. Обязательно в улье пчеловоды оставляют соты с мёдом, для подкормки пчёл. При помощи фонендоскопа прослушивают каждую семью в улье. Тихие и ровные звуки означают, что всё в порядке.

Весной пчеловоды проводят осмотр пчелиных семей с целью выяснения их состояния после зимовки и создания необходимых условий для их развития. У сильной пчелиной семьи весной в гнезде должно быть 13-14 кг меда и 2 рамки с пергой. Силу пчелиной семьи пчеловоды определяют по количеству пчёл на рамках и количеству расплода. А качество матки оценивают по расплоду, если расплод расположен некомпактно, то такую матку необходимо заменить.

Свидетельством того, что пчелиная семья перезимовали хорошо, является их первый очистительный облёт. Активный лёт пчёл свидетельствует о том, что семья в благополучном состоянии.

В наше время пчеловодство находится в упадке. Это относится не только к России, но и другим странам. Если 25 – 30 лет назад в колхозах и совхозах были пасеки, то сейчас их практически нет. Но в селах есть люди, которые занимаются разведением пчёл. Быть пчеловодом, как мы выяснили, не так уж и легко: ведь пчёлы болеют, есть много вредителей. Большую опасность для пчёл представляет обработка полей различными ядохимикатами, к ним насекомые очень чувствительны. Но эти люди работают на пасеках с душой и заботой о своих питомцах, потому что они считают, что пчёлы – это удивительные создания природы, а их потеря – это невосполнимая утрата для природы.


3.3 Охрана пчёл.

Нас также заинтересовал вопрос об охране пчёл. Есть у нас в стране законы, которые защищают этих насекомых? Да есть – это действующий Федеральный закон о Пчеловодстве. Его необходимо знать каждому, кто занимается пчелово-дством.

В статье 22 «Основные требования к охране медоносных пчёл» говорится об основных требованиях к охране медоносных пчёл.

Как мы выяснили, есть много и других законов регионального,

муниципального значения, например, закон о пчеловодстве в Воронежской области. Казалось бы, закон должен защищать. Однако, что происходит на самом деле. Из средств массовой информации и из Интернета мы узнали о массовой гибели медоносных пчёл летом 2019 года. Об этом 19 июля 2019 года сообщил ТАСС со ссылкой на врио директора Федерального научного центра пчеловодства Анну Брандорф.

« О количестве 80 тыс. пчёл в 25 регионах России погибли из-за обработки полей инсектицидами высокого класса опасности. Ущерб пчеловодам составил более 2млрд. рублей, еще порядка 20 % пчелосемей добавится к этим потерям весной. Отравляющие вещества попали в гнезда, выжившие пчелиные семьи очень слабы, и не исключено, что позже они тоже погибнут. Кроме того, они принесли в гнезда с полей нектар, в который могли попасть инсектициды,

поэтому матка с таким кормом может не выжить», - рассказала Анна Брандорф.

По словам эксперта, массовую гибель семей зафиксировали в мае-июне 2019 года во всех областях центральной части России, не исключением стала наша Воронежская область и наш родной Борисоглебский городской округ. Владельцы пасек были уверены, что причина в обработках посевов в жару ядохимикатами. Пострадали десятки пчеловодов и в посёлке Миролюбие. Пчеловоды, с которыми нам удалось поговорить, это Мохна Павел Александрович, Смирнов Валерий Анатольевич. Они утверждают, что сельскохозяйственные угодья находятся в частных руках ООО, которые забывают о существовании пасек и о химической обработке пчеловодов не предупреждают.

«Катастрофа будет. Понимаете? Погибнут пчёлы – погибнет флора и фауна. И как-то несерьезно относятся к этому. А те органы, которые занимаются контролем, должны ответственно подходить к этому вопросу», - отметил председатель Российского национального союза пчеловодов Арнольд Бутов.

Познакомившись с этой информацией, мы считаем, что законы должны работать. И взрослые, от которых зависит их выполнение, просто обязаны добросовестно выполнять свои должностные обязанности. Пчёлы, как и всё живое на нашей планете, должны жить.

Но для человека существует главный закон природы – это здравомыслие. Человечеству нужно вспоминать законы природы для того, чтобы выжить.


3.4 Пути решения проблемы.


Есть на сегодняшний день пути решения, создавшейся проблемы: нависшей угрозы массового вымирания медоносных пчёл. Что по этому поводу думают ученые.

Для предотвращения массового вымирания пчёл, ученые – энтомологи

предлагают существенно снизить использование ядохимикатов в сельском хозяйстве. Кроме того, необходимо высаживать больше культур, которые нужны для питания пчёл – люцерну, клевер, эспарцет и др. Назрела необходимость разработки системы оповещения пчеловодов о том, что в ближайшее время будет проводиться обработка полей ядохимикатами.

Специалисты предлагают запретить использование антибактериальных

препаратов в лечение пчёл, так как это приводит к ослаблению организма насекомого, а также запретить ввоз пчёл из других стран, для предупреждения распространения болезней.

Мы, к сожалению, живем именно в то время, когда действительно

медоносные пчёлы начинают исчезать, и последствия этого будут серьезными. Поэтому человечество должно сделать все возможное, чтобы сохранить этих насекомых, и тем самым спасти себе жизнь.

Пока есть время, следует также решить проблемы не только с

использованием пестицидов, но и с проблемой изменения климата. Необходимо скорректировать деятельность человека так, чтобы она не вредила окружающей среде.


3.5 Результаты исследования.


В начале нашей работы мы выдвинули следующую гипотезу: «Если на Земле большинство растений цветковые, то их размножение зависит от пчёл». В ходе работы мы нашли подтверждение этой гипотезы. Действительно, растениям нужна помощь пчёл, а пчелам для опыления – растения.

Пчеловоды говорят, что сахар, может стать заменой мёда, а опыление

заменить невозможно и лучше уделять внимание пчеловодству и экологии, чем тратить бешеные средства на разработку роботов-опылителей.

Совершенно точно, что мир без пчёл изменится, но не в лучшую сторону. Это повод задуматься над тем, что всё, что создано природой, связано одной цепью и потеря даже самого незначительного, на первый взгляд, насекомого может привести к глобальной катастрофе.





Глава 4. Мы в ответе за будущее планеты.

Человечество не может прожить на планете без медоносных пчёл, к такому выводу мы пришли в ходе нашего исследования. Что же спасет мир от вымирания этих уникальных насекомых. Планету спасёт духовное возрождение и знание опыта предков. Они берегли природу, не нарушали её гармонии. Каждый был в ответе за жизнь на нашей планете. Какой вклад конкретно мы можем сделать для того, чтобы пчёлы не вымерли? Такой вопрос мы задали себе. Подумав, мы решили рассказать о сложившейся проблеме в школе, среди взрослых и поговорить с пчеловодами, собрать интересный материал о медоносных пчёлах (пословицы, загадки, интересные факты и др.), а также провести творческие конкурсы.


4.1 Исследование уровня знаний обучающихся о пчёлах.


Проводя анкетирование среди обучающихся нашей школы, мы хотели выяснить, а что знают ребята о жизни пчёл и о продуктах пчеловодства. С этой целью было опрошено 40 обучающихся 4-9 классов.

Результаты анкетирования показали, что большинство ребят не знают о пчёлах и продуктах пчеловодства почти ничего. Строение рабочей пчелы назвали только 12 обучающихся (30 % из 100% опрошенных детей). На вопрос «Где живут пчёлы?» 40 ребят ответили «в ульях» (75% из 100% опрошенных детей.) На вопрос «Какие продукты пчеловодства вы знаете?» все ответили только «мёд» (100 %) . Почему пчёлы умирают, многие не знают. Только15 обучающихся ответили, что после укуса человека пчела умирает (38% опрошенных). Врагов пчёл никто не знает. (Приложение)


4.2 Просветительская работа


Нами была проведена среди обучающихся нашей школы определенная

просветительская работа о медоносных пчёлах. Мы организовали и провели акцию «Пчела и дети – за жизнь на планете», в которой приняли участие обучающие с 1 по 9 классы. В ходе акции были проведены конкурсы рисунков и поделок. Были собраны стихи, пословицы, поговорки о медоносных пчёлах.



4.3 В гостях у пчеловодов-любителей.


Летом мы побывали на пасеке у пчеловода Щербакова Владимира

Николаевича. Много любопытного и интересного он нам рассказал. На пасеке у Владимира Николаевича мы увидели много разных инструментов и специального оборудования: пчеловодческая стамеска, дымарь, переносной ящик, маточная клеточка, роевня, медогонка.

Владимир Николаевич нам рассказал, что лето – это самый жаркий рабочий период. Это горячая пора, как для пчёл, так и для пчеловодов. Во-первых, нужно организовать выезд пасеки на цветущие поля. Для этого необходимо узнать места цветущих медоносных растений, подготовить необходимое оборудование и ульи к переезду. Во-вторых, выбрать удобное место для перевозной пасеки и установить улья по местам. За лето переезд осуществляется 4-5 раз.

Основная работа пчеловода летом:

- Следить за расплодом пчёл, хорошо ли они работают, отмечать, как развивается семья.

- Ремонтировать ульи и готовить рамки, заменять старые рамки на новые или доставлять их в улей для дополнительной работы пчёлам. Они наращивают на этих рамках соты и заполняют их нектаром. За лето в каждый улей доставляют по 4 – 5 рамок.

- Откачивать мёд. Перед этим обязательно осматривают рамки, чтобы не загубить расплод пчёл.

Осень (период подготовки к зиме).

В это время задача пчеловода – подготовить гнёзда на зиму, утеплить улики и обязательно подкармливать семьи пчёл, чтобы они не съели мёд, который находится у них в сотах. Он им нужен на зиму. Осенью подкормку делают 4-5 раз.

В начале ноября ульи опускают в омшаник.

Зима (сложный период для пчеловода).

Говорят, что искусство пчеловода проявляется в зимовке его пчёл. Ему необходимо создать такие условия, чтобы пчёлы благополучно перезимовали и понесли меньше потерь.

В помещении, где зимуют пчёлы, следят за температурой и влажностью, чтобы не было сквозняков и грызунов. В зимовник заходят редко, чтобы не потревожить пчёл. При осмотрах пользуются фонариком с красным стеклом. Белый свет возбуждает пчёл.

Состояние пчёл зимой пчеловод определяет по внешним признакам и голосу семьи. Если гул дружный, то семья благополучная, слабый, недружный, шелестящий говорит о голодании. Этой семье нужна подкормка.

Со дна улья проволокой достают мертвых пчёл и сор. Мало погибших пчёл – естественный отход, много – результат каких-то неблагоприятных условий.

Дату осмотра, показания приборов, поведение семей и выполненные работы пчеловод записывает в тетрадь. Эти сведения помогают ему сделать правильный вывод и выбрать лучший способ зимовки пчёл.

Интервью с пчеловодом

-Владимир Николаевич, расскажите, пожалуйста, как Вы подкармливаете пчёл весной?

-Я осенью и весной кормлю пчёл медовой сытой. Весеннюю подкормку пчёл медом делаю в начале марта. Всегда использую продуктовые запасы. За зиму мёд кристаллизуется, поэтому прежде чем накормить пчелосемью, его стоит растопить. Делаю это так: ёмкость с медом ставлю в посудину с горячей водой и помешиваю до тех пор, пока он не станет жидким.

Подкормка пчёл весной медовыми рамками укрепляет их здоровье, придает им силы. Это благотворно влияет на их работоспособность в период медосбора.

Иногда применяю заменитель–канди. В целях профилактики болезней в такой продукт добавляю лекарство.

Продукт даю семье в виде лепёшек — по 1,5 кг. Толщина изделия — 2 см. Лепёшки кладу в полиэтиленовые пакеты и проделываю в них множество дырочек. Еду укладываю на рамки.

Канди готовлю так: кипячёная вода — 0,5 л и жидкий мёд — 10 кг;

Смешиваю мёд с водой. Эту смесь размешиваю до однородной тестообразной массы.

-А как Вы проводите профилактику болезней пчёл?

-Обязательно провожу тщательную уборку улья после зимы. Сначала вычищаю весь подмор, но не выкидываю его, а сжигаю. Убираю почерневшие соты и подгнившие рамки. Все просушиваю, обрабатываю ульи слабым раствором уксуса, чтобы уничтожить паразитов прожигаю ульи изнутри паяльной лампой. А дым от нафталина отлично помогает мне справиться с клещами. Обрабатываю весь инвентарь, чтобы не распространить разные инфекции, устанавливаю несколько рамок с пергой и пыльцой — это позволит насекомым укрепить иммунитет весной.

Лечение пчёл после зимовки — это важнейшая задача. Если их не пролечить, то к концу лета семьи вымрут или произойдет заражение всей пасеки.

-Огромное спасибо Вам за интересную информацию.




























Список литературы.







https://shkolazhizni.ru/world/articles/74065/



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!