СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Патриотизм. «Есть такая профессия — Родину защищать!».

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Патриотизм. «Есть такая профессия — Родину защищать!».»









Реферат на тему:

«История становления и развития пограничных органов»























2018г.









Содержание

  1. Введение

  2. История и развитие становления пограничных органов

  3. Структура пограничных органов

  4. Основные направления деятельности

  5. Заключение

  6. Список используемой литературы



































Введение



«Есть такая профессия — Родину защищать!»



Эту «крылатую» фразу из художественного фильма «Офицеры» я выбрал для своего реферата, наверное, как нельзя лучше отражает смысл и суть профессии пограничника. Пограничная служба Российской Федерации является государственной военной организацией, составляющей основу обеспечения безопасности личности, общества и государства в сфере защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов.

Пограничная служба Федеральной службы безопасности Российской Федерации  - структурное подразделение в составе Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ФСБ России), основной задачей, которого является защита, охрана и оборона Государственной границы Российской Федерации — её сухопутных и водных рубежей, а также морских биологических ресурсов исключительной экономической зоны Российской Федерации.

Согласно 1 статьи Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне», пограничные органы ПС ФСБ России не входят в состав Вооружённых Сил Российской Федерации (ВС РФ), но являются органами, привлекаемыми для выполнения отдельных задач в области обороны.

В своей деятельности Пограничная служба руководствуется законодательством России, международными договорами России, ведомственными (межведомственными) нормативными правовыми актами. Пограничную службу ФСБ России возглавляет руководитель Пограничной службы - первый заместитель Директора Федеральной Службы Безопасности России.

Российская Федерация самое большое по площади государство в мире, соответственно её границы столь же велики, поэтому для нашей страны выбранная мною тема очень значима. Лично для меня данная тема интересна тем, что она довольно редко встречается, и материал к ней было довольно сложно подобрать.

В условиях обострения традиционных и проявления новых вызовов и угроз безопасности личности, обществу и государству, выражающихся, в том числе,
в вооруженных конфликтах различной интенсивности, протекающих вблизи государственной границы России, представляется целесообразным социально-философское переосмысление места, роли, перспектив развития пограничных органов федеральной службы безопасности, особенностей деятельности их сотрудников, призванных обществом и государством не только обеспечивать пограничную безопасность, но и реализовывать силовую цивилизационную функцию государства в пограничном пространстве, в том числе профессионально
и эффективно осуществлять ограниченное ответное государственное силовое принуждение разноуровневых носителей угроз к отказу от насилия
на государственной границе.

Целью данного реферата является осветить некоторые позиции, связанные с Пограничной службой: историю, структуру пограничных органов, а также раскрыть значимость данной тематики.

Российское государство имеет более чем 10-ти вековой опыт организации охраны
и защиты государственных рубежей и государственной границы, защиты в пределах приграничной территории интересов государства, обеспечения его безопасности.

В истории порубежной и пограничной служб Отечества было достаточно много важных и судьбоносных дат, событий, оказавших принципиальное значение
на последующий ход отечественной пограничной истории, истории строительства
и практической деятельности отечественных пограничных (приграничных) структур.























История и развитие становления пограничных органов

Своими корнями история  пограничной службы России уходит в далекое прошлое. Борьба со степными кочевниками заставляла русские княжества возводить на подступах
к своим владениям богатырские заставы, а также приграничные крепости‑города.

Во второй половине XIV века в связи с частыми набегами татар на русскую территорию на южных и юго‑восточных окраинах Московского княжества стали выставляться сторожевые отряды (сторожа) и станицы, которые высылали конных наблюдателей. Позже стали возводить засечные черты и пограничные укрепленные линии.

В истории охраны границ России есть немало значительных дат, которые словно яркие вехи, обозначают этапы ее славного и долгого пути. Одна из них - 27 октября 1893 года. В этот день русский император Александр III подписал указ о создании Отдельного корпуса пограничной Стражи. 15 (27) октября 2003 года исполнялись 110 лет Отдельному корпусу пограничной стражи.

В истории нашего государства, в том числе и в ее составной части - пограничной истории, есть события, значение которых, трудно переоценить. Особое место в этом ряду занимает дата 16 февраля 1571 г. В этот день Иваном Грозным был утвержден "Приговор о станичной и сторожевой службе" - документ, ставший первым пограничным уставом.
В нем на основании многовекового опыта были сформулированы, ставшие классическими, требования к организации охраны границы государства. 

Особенностью этого этапа строительства пограничной службы явилось то, что она формировалась в рамках военной организации Русского централизованного государства. Следует подчеркнуть, что эта особенность сохранялась практически до конца XVIII в.
XVIII в. стал, во многом, определяющим для строительства ПС. С ним связано зарождение и становление нового государственного формирования - Российской империи и что еще более важно для пограничников, появление новой угрозы безопасности государства - контрабанды.

Решая новую задачу - борьбу с контрабандой, военное ведомство продолжало применять старые подходы. Оно прежде всего стремилось создать на границе достаточно высокую плотность войсковых сил и средств. Так, в XVIII в. к службе на границе привлекались гарнизонные войска, стоявшие гарнизонами в приграничных крепостях, части регулярной армии, казачество, ландмилиция (поселенные войска), гусарские полки из наемников, преимущественно сербов, местное население и т.д. Это позволило создать на наиболее угрожаемых направлениях среднюю плотность сил около 11-18 чел./км.
В отдельных случаях она достигала 55 чел./км. На второстепенных направлениях эти цифры были значительно ниже и составляли от 2 до 5 чел./км. Но простое увеличение численности войск на границе не давало должного эффекта, да и у государства не было необходимых финансовых средств для их содержания на границе.
Таким образом, объективные процессы, происходившие на границе показали, что военное ведомство оказалось не подготовленным к действиям в новых условиях. И государство вынуждено было искать новые пути борьбы с экономическими угрозами своей безопасности.
В 1714 г. на границе появляются земские фискалы - прообраз современных оперативных органов, осуществлявших разведывательную деятельность в интересах безопасности границ российского государства. В 1754 г. принимается указ об отмене внутренних таможен и переносе их на границу. Это фактически означало, что в охране границ государства появился еще один субъект - Таможенное ведомство. На границе были выставлены таможенные объездчики и надзиратели. Это был весьма прогрессивный,
по тому времени, шаг, хотя и не лишенный недостатков. Их малочисленность, комплектование из местных жителей и др. не позволяли обеспечить требуемую надежность охраны границ государства. Поэтому 27 октября 1782 г. указом Екатерины II учреждается особая таможенная цепь и стража. Новая Таможенная пограничная стража учреждалась в каждой губернии, где находились портовые и пограничные таможни. Увеличивалась численность объездчиков и надзирателей, но главный недостаток так и не был устранен - стража продолжала оставаться вольнонаемной. 
Очередные изменения в эволюции ПС были связаны с назревавшей войной с Наполеоном. В 1810 г. военный министр М.Б.Барклай-де-Толли провел инспектирование западной границы и сделал вывод о неудовлетворительном состоянии ее охраны. В условиях надвигавшейся военной опасности невозможно было защитить российские рубежи небольшими разъездами вольнонаемной Таможенной пограничной стражи. Иностранные купцы продолжали беспрепятственно проникать на территорию России со своими товарами, лишая государственную казну доходов. Такое положение дел не могло
не волновать российское правительство. Предложения Барклая-де-Толли по усилению охраны границы были приняты и легли в основу утвержденного 4 января 1811 г. "Положения об устройстве пограничной стражи". Положение предусматривало разделение границы от Палангена (Паланга) до Ягорлыка (более 1600 верст) на 150-ти верстные участки. Их охраняли 8 полков донских и 3 полка бугских казаков. Границу от Ягорлыка на Днестре до устья Днепра прикрывала кордонная стража.

Полностью оправдавшая себя накануне и в ходе Отечественной войны 1812 г. казачья стража, оказалась непригодной в условиях мирного времени. Здесь следует учитывать
то обстоятельство, что казачество всегда было незаменимым в охране границы, когда главным являлось решение военно-оборонительной задачи. Если же на первый план выходила борьба с экономическими угрозами безопасности государства, то казачество
не только не справлялось с этой задачей, но нередко само являлось одним из участников контрабандной деятельности. И государство вынуждено было отстранять его от участия
в охране границы.

 Новым рубежом в пограничной истории стало 5 августа 1827 г. В этот день было утверждено "Положение об устройстве пограничной таможенной стражи". Автор этого документа министр финансов России, генерал от артиллерии Канкрин, обосновывая свою позицию, писал императору: "Главные перемены состоят: в твердом воинском разделении стражи, в назначении воинских командиров, в точном определении обмундирования
и прочих снаряжений". В соответствии с Положением, Пограничная таможенная стража основывалась как военная организация и делилась на бригады, полубригады, роты
и отряды. Командование этими частями и подразделениями возлагалось на офицеров, подчинявшихся в свою очередь начальникам таможенных округов.
Стража взяла под охрану всю западную границу. На нее возлагались задачи
по отвращению тайного провоза товаров по всей сухопутной и морской границам, а также несение карантинной службы. В 1835 года Пограничная таможенная стража переименовывается в "пограничную стражу", хотя следует заметить, что бригады, несшие карантинную службу, стали называться "пограничной стражей" еще с 1832 г.
Развиваясь, как военная организация, Пограничная стража стала все больше привлекать
к себе внимание военного ведомства, желавшего видеть ее как часть вооруженных сил государства. 13 июля 1882 г. было утверждено "Положение об организации
и употреблении пограничной стражи на случай войны". Последствия этого явления были также неоднозначны. С одной стороны, внимание к строевой подготовке, изучению приемов боя было необходимо и оправдано. С другой, отвлекало силы от выполнения непосредственной задачи - охраны границы.
В конце XIX - начале XX вв. происходит увеличение протяженности границы, находящейся в ответственности Пограничной стражи. Это можно объяснить тем, что
на этом рубеже, в основном, определились южные и юго-восточные границы Российской империи. Они были закреплены соответствующими двусторонними договорами
с соседними странами и обозначены на местности. Обстановка в этих регионах отличалась повышенной активностью различных разбойничьих групп, бродячих шаек. Кроме того, с упрочением торговых отношений с соседними государствами некоторые товары были запрещены к ввозу в Россию, что вызвало их контрабанду. Складывающаяся обстановка требовала организации надежной охраны кавказских и среднеазиатских границ.
Формирование бригад пограничной стражи в Закавказье началось в 1882 г. разработкой положения о Черноморской бригаде, "высочайше" утвержденного 15 июня 1882 г.
К концу 1896 г. вся граница охранялась пятью бригадами пограничной стражи. Протяженность границы составила 1502 версты.
Пограничный надзор в Закаспийской области и на правом берегу реки Пяндж и Аму-Дарьи (Бухаро-афганская граница) был учрежден в соответствии с "Высочайшим мнением" Государственного Совета от 6 июня 1894 г. "Об устройстве пограничного надзора в Средней Азии". Он был возложен на две бригады ПС: Закаспийскую и Аму-Дарьинскую. Всего ими было взято под охрану 1875 верст границы.
Таким образом, из вышесказанного видно, что Пограничная стража прошла длительный
и сложный путь своего развития, который неразрывно связан с историей российского государства. Образование Пограничной стражи явилось вполне объективным
и закономерным явлением, продиктованным необходимостью комплексной борьбы
с военными, экономическими и политическими угрозами безопасности Отечества. Эволюция структуры Пограничной стражи в XVIII - начале XIX вв. наглядно продемонстрировала, что в ее основу должна закладываться военная организация. 
Указом Императора Александр III от 15 (27) октября 1893 г. был учрежден Отдельный корпус пограничной стражи (ОКПС). В соответствии с этим указом, Пограничная стража выделялась из состава Департамента таможенных сборов, но оставалась в составе Министерства финансов на правах департамента. Для обеспечения единства ОКПС
и лучшего согласования деятельности с таможенными учреждениями руководство ими было сосредоточено в одних руках - министра финансов, ставшего шефом ОКПС.
 Образование самостоятельного органа управления пограничной стражей имело большое значение для ее дальнейшего становления и развития. Пограничная стража превратилась
в самостоятельный род войск, управляемый компетентными военными людьми на основе четкой военной организации. Отныне всеми вопросами комплектования, обучения, материально-технического обеспечения пограничной стражи ведал штаб ОКПС. Он же разрабатывал все необходимые служебные инструкции, документы и положения, четко регламентирующие деятельность пограничной стражи, ее права и обязанности. Создалась предпосылка для более эффективных действий пограничной стражи по решению задач охраны границы. Определенная двойственность в управлении Пограничной стражей,
а также большая протяженность линии государственной границы с расположенными на ней пограничными частями и подразделениями вызывали необходимость децентрализации управления Пограничной стражей, повышения его гибкости и оперативности.

На основании решения Государственного Совета февраля 1899 г., "Государь всея Руси" Николай II утвердил постановление об учреждении округов Пограничной стражи с соответствующими штабами. Всего было учреждено 7 округов с местами дислокации в Санкт-Петербурге, Тифлисе, Вильно, Варшаве, Бердичеве, Одессе и Ташкенте. В этот период в состав ОКПС входили 31 бригада и 2 особых отдела.
В соответствии с этим же решением были учреждены новые должности начальников округов ОКПС с правами начальников дивизий - промежуточной инстанцией между командиром корпуса и командирами бригад. Начальникам округов были подчинены части пограничной стражи не только в военно-командном, дисциплинарном к хозяйственном отношениях, но и по пограничному надзору.
Помимо начальника округа Управление округа включало в себя: начальника штаба, штаб-офицера для поручений, старших адъюнктов и архитектора. 
В 80-х годах XIX столетия внешнеполитическая активность царского правительства переориентируется на Восток. Стремясь усилить позиции русской буржуазии на китайском рынке, в 1896 году был подписан договор России с Китаем о строительстве и эксплуатации Китайской Восточной железной дороги, а также о содержании на ней своей охранной стражи. В 1901 году эта охранная стража была причислена к Отдельному корпусу пограничной стражи с образованием особого Заамурского пограничного округа.
 Заамурский округ пограничной стражи был сформирован по особому штату: штаб округа, четыре бригады со штабами, двенадцать отрядов со штабами, пятьдесят пять рот с двенадцатью учебными командами, шестью пеше-конными батареями. Всего в составе округа было: генералов и офицеров - 495 чел.; нижних чинов - 25000 чел. при 9466 строевых лошадях. Это было вызвано особенностями обстановки в этом регионе, характеризующейся действиями различных бандитских формирований (хунхузов); удаленностью округа от границ страны, а также важностью решаемых задач. Следует подчеркнуть, что в годы русско-японской войны (1904-1905 гг.) такая организационная структура округа себя оправдала. Личный состав округа блестяще проявил себя во время этой войны. Эта последняя крупная организационная мера завершила процесс строительства ОКПС как единой военной организации со стройной системой управления. Она окончательно устранила гражданских чиновников из Таможенного управления от участия в делах пограничной стражи по пограничному надзору. Отдельный корпус пограничной стражи стал специальным войском, предназначенным для осуществления надзора за границей по предотвращению тайного провоза товаров и незаконного перехода границы как гражданскими, так и военными лицами.
Таким образом, до 1914 г. ОКПС состоял из 7 округов, 31 пограничной бригады, 2 пограничных особых отделов, крейсерской флотилии в составе десяти морских крейсеров, Заамурского пограничного округа в составе 6 конных и 6 пеших полков, 6 конных батарей и 6 железнодорожных батальонов. На первый план из задач, стоявших перед ОКПС, выступала борьба с контрабандой. Причем ранее, и даже после создания корпуса, лица, задержанные в пограничной полосе, направлялись не в полицейский участок, а в таможенные учреждения, что свидетельствовало о превалировании экономических интересов над политическими. Появилась и новая задача - охрана пограничной черты, то есть границы, о чем в прежних документах даже не упоминалось. Данная задача по важности была поставлена на третье место, но через несколько лет она выдвинется в службе пограничников чуть ли не на первый план.
Что же касается еще одной новой задачи - осуществления карантинного надзора, то следует отметить: все карантинные учреждения состояли в ведении МВД, и ближайший надзор за ними возлагался на губернатора и градоначальника по принадлежности. Он осуществлялся в тех местах морской границы, где не было карантинных учреждений, и только здесь чины пограничной стражи должны были наблюдать за тем, чтобы заграничные суда не приставали к берегу, а население не общалось с командами судов.
Начало XX в. было временем активного поиска путей дальнейшего совершенствования пограничного надзора на базе анализа опыта прошлого и активизации теоретической мысли, внедрения в практику охраны границ всего передового, что было достигнуто в этом деле. В это время были заново Разведывательной службой должны были заниматься все командиры и начальствующие лица корпуса. Начальник округа следил за разведкой и организацией агентурного дела и командировал подчиненных для сбора сведений. За постановку конкретной работы агентуры по контрабанде отвечал штаб-офицер для поручений при начальнике округа. Руководил разведкой командир бригады. А непосредственно вели ее командиры отделов, отрядов, старшие вахмистры и помощники начальников постов. Так, командир отряда был обязан знать имя, фамилию и местную кличку каждого контрабандиста в районе его отряда и, прежде всего, вожаков контрабандистов.

Разведывательная служба в пограничной зоне велась в тесном контакте с чинами Отдельного корпуса жандармов, которым не воспрещалось при выполнении своих обязанностей ходить по пограничной полосе, при этом пограничники должны были оказывать им "в случае надобности, по их заявлениям, возможное содействие". Более того, отрядные офицеры были обязаны все сведения о контрабанде, привозе или складе политической литературы без всякого промедления сообщать "соответствующим жандармским офицерам для совместного действия и принятия мер к задержанию таковой контрабанды и ее водворения. В июне 1908 г. межведомственная комиссия ОКПС, Департамента Таможенных сборов и Департамента полиции выработала предложения о совместных действиях этих ведомств при руководстве поимкой лиц, занимавшихся контрабандой оружия и товаров. В числе этих предложений была и такая мера: руководство районными отделениями негласным розыском, который вела пограничная стража. Однако командир корпуса выступил против подчинения офицеров стражи при ведении тайного розыска начальникам районных отделений, считая вполне достаточным и совместное проведение розыска преступников, совещания представителей ОКПС, Отдельного корпуса жандармов и Таможенного ведомства, где жандармы давали бы свои советы и решали практические вопросы.
Вообще-то понятно, чего опасался боевой генерал от артиллерии Свиньин. В этом предложении он усмотрел фактическое ослабление охраны границы и вот почему. Подчинение офицеров-пограничников начальникам охранных отделений заставило бы их поставить интересы агентурной работы на первое место, в ущерб службе сторожевой. К тому же, офицеры стражи, окончившие кадетские корпуса и юнкерские училища и пришедшие из военного ведомства, всегда испытывали неприязнь к тем, кто занимался доносительством. Следует подчеркнуть, что в целях постановки "агентурной работы на прочную основу" Министерство Финансов в 1913 году обратилось в Государственную Думу со специальным докладом "Об организации в Отдельном корпусе пограничной стражи агентуры для разведки о контрабанде". В нем обосновывалась необходимость введения в штаты корпуса 21 должности обер-офицеров для работы с агентурой, а также запрашивалась сумма в 12000 руб. в год для этих целей.
Несмотря на однозначное отношение к агентурной работе, ее недооценка прослеживается вплоть до ликвидации корпуса. Начальники корпуса и округов вынуждены были постоянно напоминать своим подчиненным о необходимости улучшения разведывательной службы и даже наказывать их за упущения, а порой и пренебрежение ею. Так, начальник 6-го пограничного округа генерал-майор Орлов в своем приказе отмечал, что в частях 3-го отдела не развита агентурная деятельность, "такое отношение к одной из важных отраслей пограничного надзора ставится в упрек командиру 3-го отдела и всем офицерам, входящим в состав этого отдела, и призываю немедленно озаботиться подысканием надежных и полезных агентов и работать, не покладая рук, в борьбе с контрабанднымпромыслом".

Принятие "Инструкции службы чинов ОКПС" явилось весьма крупным шагом в упорядочении всей пограничной службы. В ней было дано определение государственной границы как линии, отделяющей территорию российского государства от сопредельных стран. Раскрыты цель охраны государственной границы, права и обязанности пограничной стражи, порядок управления ею, виды и способы действий стражи, а также виды нарядов. Вводилось понятие "усиленная охрана границы". 
Усиленная охрана границы вводилась в различных ситуациях. В зависимости от их характера усиление охраны распространялось на все округа пограничной стражи (при коронации императора, в рождественские праздники, при обострении политической обстановки в стране) или же на отдельные ее участках - при возникновении реальной угрозы незаконного провоза большого количества оружия, взрывчатых веществ, запрещенной политической литературы и т.д.
Так, например, в 1896 г. все силы пограничной стражи, полиции, жандармерии и ряда других ведомств были мобилизованы по случаю коронации Николая II. Всем начальникам таможен Департамент таможенных сборов 27 марта направил совершенно секретную директиву, в которой обратил внимание начальников на то, что "ко времени коронационных торжеств" всякого рода злоумышленники предпримут попытки к провозу политической контрабанды, поэтому следовало обратить "особое внимание досмотру с начала будущего апреля багажа лиц, прибывающих из-за границы и внушающих какие-либо сомнения или подозрения". Было рекомендовано "обратить особое внимание на русскую молодежь обоего пола" и на тех лиц, на которых укажут жандармы.

В начале 1905 г. возникла необходимость усиления охраны границы на участке Санкт-Петербургской бригады. Причем, общая предреволюционная обстановка тех лет вынудила руководство страны, по согласованию с Шефом пограничной стражи, министерствами Военным, Морским и путей сообщения, образовать специальный орган - Совещание. Именно через него решались вопросы координации действий различных ведомств, принимающих участие в усиленной охране границы.

Но, к сожалению, полностью реализовать эти нововведения не удалось - началась первая мировая война, которая внесла коррективы в развитие ОКПС.

С объявлением мобилизации накануне первой мировой войны все пограничные бригады вошли в состав действующей армии, сформировав конные полки и пешие батальоны. Причем, пограничные бригады и отделы европейской и закавказской границы должны были быть расформированы, а денежные суммы и отчетные книги сданы в штаб корпуса.

13 июля 1914 г. звание шефа ОКПС было заменено на звание главноначальствующего над ОКПС. 1 января 1917 г. ОКПС был переименован в Отдельный пограничный корпус (ОПК), округа и бригады погранстражи - в пограничные округа и бригады, стражники - в пограничников.
30 марта 1918 г. Управление ОПК было ликвидировано. Вместо него при Наркомате финансов образовалось Главное управление пограничной охраны (ГУПО) Советской Республики.

Так завершилась история Отдельного корпуса пограничной стражи.
Такова история, которую я считаю, мы должны помнить и знать.

После Октябрьской революции, декретом Совета народных комиссаров РСФСР  28 мая 1918 года была учреждена Пограничная охрана границы РСФСР. Тогда же было создано Главное управление Пограничной охраны, в которое в полном составе перешли офицеры бывшего Управления отдельного корпуса пограничной стражи России.

После ряда преобразований за годы существования СССР, с 1957 года Пограничные войска вошли в состав Комитета государственной безопасности при Совете министров СССР, в 1978 году преобразованного в самостоятельный государственный комитет — Комитет государственной безопасности СССР. Было создано Главное управление пограничных войск КГБ СССР.

21 марта 1989 года Пограничные войска КГБ СССР (вместе с Внутренними войсками МВД СССР и Железнодорожными войсками) Указом Президиума Верховного Совета СССР№ 10224-XI  были исключены из состава Вооружённых Сил СССР, и с того момента состояли вне штатной численности Вооружённых Сил — как ВС СССР, так впоследствии и ВС РФ.

3 декабря 1991 года КГБ СССР упраздняется и разделяется на 3 отдельных ведомства: Межреспубликанскую службу безопасности, Центральную службу разведки и Комитет по охране государственной границы СССР . Полномочия по охране государственной границы, наряду с рядом других полномочий, были переданы из КГБ СССР в новообразованный Комитет по охране государственной границы СССР, реорганизованный из Главного управления пограничных войск КГБ СССР.

28 октября 1992 года Комитет по охране государственной границы СССР был упразднён. За счёт численности упраздняемого Комитета по охране государственной границы и подчинённых ему войсковых подразделений.

12 июня 1992 г. указом президента России Бориса Ельцина на основе пограничных войск СССР образованы пограничные войска Российской Федерации.

21 декабря 1993 года было упразднено Министерство безопасности Российской Федерации и создана Федеральная служба контрразведки Российской Федерации . В состав ФСК России вошли практически все подразделения упразднённого Министерства безопасности Российской Федерации, за исключением пограничных войск, выделенных в самостоятельную федеральную службу.

30 декабря 1993 года на базе Пограничных войск, входивших в состав упразднённого Министерства безопасности Российской Федерации, была образована Федеральная пограничная служба - Главное командование Пограничных войск Российской Федерации .

Ровно через год, 30 декабря 1994 года, Федеральная пограничная служба - Главное командование Пограничных войск Российской Федерации была переименована в Федеральную пограничную службу Российской Федерации. Пограничные войска были структурной частью ФПС России.

С 30 декабря 1994 года по 11 марта 2003 года ФПС России существовала как самостоятельная специальная служба России с правами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего решение задач по обеспечению государственной безопасности Российской Федерации в пределах своих полномочий. Директор ФПС России находился в прямом подчинении Президента Российской Федерации. Указом президента России Владимира Путина от 11 марта 2003 г. ФПС была упразднена с 1 июля 2003 г., ее функции переданы Федеральной службе безопасности (ФСБ), в рамках которой создана Пограничная служба.
В 2000—2003 годах полномочия ФПС России и Пограничных войск Российской Федерации регулировались Федеральным законом № 55-ФЗ «О Пограничной службе Российской Федерации».

С 1 июля 2003 года указом Президента Российской Федерации упразднена Федеральная пограничная служба Российской Федерации. Её функции переданы в ведение созданной этим же указом Пограничной службе в составе Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Для организации деятельности вновь созданной структуры образовывается Организационный департамент Пограничной службы ФСБ России.

В 2005 году в Российской Федерации упраздняется такой вид силовых структур как пограничные войска — с этого времени все формирования ПС ФСБ России носят наименование пограничные органы.

Вместе с этим в Пограничной службе ФСБ России было положено начало перехода от смешанной системы комплектования подразделений к комплектованию подразделений пограничных органов военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.

К окончанию 2008 года пограничные органы России полностью перешли к системе комплектования подразделений военнослужащими, проходящими военную службу на контрактной основе, отказавшись от комплектования подразделений военнослужащими, проходящими военную службу по призыву.

































Структура пограничных органов

Государственная пограничная служба осуществляет охрану государственной границы. В ее склад входят пограничные загоны, мобильные пограничные загоны, пограничный загон специального назначения и отдельные авиационные эскадрильи.

В состав пограничной службы также входит морская охрана.
Отряды морской охраны составляют дивизион кораблей и катеров специального назначения и специальные силы морской охраны.
Качественную и своевременную работу пограничной службы обеспечивают множество структур, которые проходят специальную подготовку. К пограничным службам относятся центры подготовки и переподготовки. Эти структуры занимаются переквалификацией
и улучшением знаний пограничников. 

Второй важной структурой, которая обеспечивает работу пограничной службы, являются госпитали. Они действуют как непосредственно на границах, так и в отдельных приграничных городах. Главными функциями пограничных госпиталей являются лечение работников границы и предоставление помощи пограничникам в той или иной ситуации, которая требует медицинской помощи.
Узлы связи – обеспечивают оперативную и мобильную работу внутренних служб безопасности внутри страны и между собой. Благодаря новейшим технологиям в области связи, современные пограничные службы имеют возможность быстро и оперативно реагировать на ситуацию того или иного рода, которая касается границ страны и внутренней безопасности.

При пограничной службе действуют национальные институты и академии, которые занимаются подготовкой молодых кадров непосредственно для той или иной границы. Теоретические и практические знания, которые получают студенты, они применяют на работе в пограничной службе. 

Кроме этих структур пограничная служба также имеет подразделения обеспечения, научные институты  и отдельные инженерно-строительные роты.









Основные направления деятельности


Направлениями пограничной деятельности являются:

защита и охрана Государственной границы Российской Федерации в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы Российской Федерации, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

защита и охрана экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также охрана за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации.

Меры по защите Государственной границы принимаются в соответствии со статусом Государственной границы, определяемым международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.

Российская Федерация сотрудничает с иностранными государствами в сфере защиты Государственной границы на основе общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.

Защита Государственной границы обеспечивает жизненно важные интересы личности, общества и государства на Государственной границе в пределах приграничной территории (пограничной зоны, российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, где установлен пограничный режим, пунктов пропуска через Государственную границу, а также территорий административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, объектов и других территорий, прилегающих к Государственной границе, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водных объектов, побережью моря или пунктам пропуска) и осуществляется всеми федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации.

 Охрана Государственной границы является составной частью защиты Государственной границы и осуществляется пограничными органами, входящими в состав федеральной службы безопасности (далее - пограничные органы), в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами Российской Федерации в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) обеспечения безопасности Российской Федерации в случаях и в порядке, определяемых законодательством Российской Федерации. Охрана Государственной границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу. Меры по охране Государственной границы рассматриваются в настоящем Законе как пограничные меры.

 Пограничные меры входят в систему мер безопасности, осуществляемых в рамках единой государственной политики обеспечения безопасности и соответствующих угрозе жизненно важным интересам личности, общества и государства.

























Заключение


Подводя итог могу смело сказать, что Пограничные Органы играют большую роль в сфере охраны прав, законных интересов личности, гражданина, общества и государства, а так же гособороноспособности. Не даром пограничные войска сравнивают с «Щитом».

Итак, ровно 100 лет назад, 28 мая 1918 года, декретом Совета народных комиссаров учреждена пограничная охрана границы РСФСР. Тогда же было создано главное управление пограничной охраны. День пограничника в СССР был установлен только в 1958 году. Сто лет назад правительством страны была учреждена пограничная охрана. Сегодня погранслужба ФСБ охраняет около 61 тысячи километров российских рубежей. Россия граничит с 18 странами. Солдаты и офицеры пограничных войск охраняют от посягательств самую протяженную государственную границу в мире. Границу России бойцы погранслужбы защищают как на суше, так и на воде, а также борются с браконьерами и контрабандистами. Пограничная служба – это одно из самых боеспособных воинских формирований.

В современной России День пограничника 28 мая установлен указом президента РФ от 23 мая 1994 года «в целях возрождения исторических традиций России и ее пограничных войск». Это профессиональный праздник военных, охраняющих внешние границы государства следящих за порядком в приграничной зоне. 

Без преувеличения можно сказать, что история данного рода войск исчисляется сотнями лет — с момента возникновения первых централизованных пограничных застав. Например, в Древней Руси для защиты от набегов кочевников и охраны ее рубежей использовались оборонительные сооружения — валы и засечная черта. Они возводились вдоль границ русских территорий. Для присмотра за ними создавалась засечная стража. Засечная стража — первое упоминание о пограничной службе.











Список литературы

  1. Махаев А.Б. История пограничной охраны и пограничных войск: учебно-методическое пособие.

  2. Андрей Плеханов, Александр Плеханов. Отдельный корпус пограничной стражи на границе России 1893-1917.

  3. Исторический очерк. Пограничная стража России от Святого Владимира до Николая II




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!