СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Патриотическое воспитание.Выступление на ШМО классных руководителей 2016 год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на ШМО классных руководителей. Работа о патриотическом воспитании в школе. Подходит для всех классов.

Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание.Выступление на ШМО классных руководителей 2016 год»

13


Структура, функции и сущностные характеристики патриотического воспитания школьников

Содержание



Введение 3

1. Структура системы патриотического воспитания школьников 4

2. Функции патриотического воспитания школьников 7

3. Сущностные характеристики патриотического воспитания школьников 10

Заключение 13

Список использованной литературы 14





























Введение


Актуальность темы исследования. Одной из наиболее важных аспектов воспитательного процесса в современных школах России и других стран можно назвать патриотическое воспитание школьников, а также культура отношений между представителями различных национальностей. Эти аспекты играют важнейшую роль в развитии личности учащихся как духовных, так и социально-гражданских качеств.

Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников, прививание любви к святыням, считающимся национальными, способствуют укреплению любви к Родине, порождая в юном человеке чувство ответственности за свою семью и государство, за сохранение всяческих благ общества, его независимость и честь, развитие достоинства каждого отдельно взятого гражданина. Актуальность патриотического воспитания школьников невозможно переоценить.

Цель исследования – изучить структуру, функции и сущностные характеристики патриотического воспитания школьников.

Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие задачи:

  • изучить структуру системы патриотического воспитания школьников;

  • обозначить функции патриотического воспитания школьников;

  • исследовать сущностные характеристики патриотического воспитания школьников

Данная работа состоит из введения, заключения и основной части, которая в свою очередь, состоит из перечня ознакомительных вопросов, по которым проводилась основная аналитическая работа



















1. Структура системы патриотического воспитания школьников


Прежде чем перейти к рассмотрению структуры системы патриотического воспитания школьников, отметим понятие патриотического воспитания школьников. Настоящее патриотическое воспитание молодежи – это привитие человеческого отношения к представителям других государствам, к обычаям, которые в тех странах являются национальным достоянием, к их традициям. Воспитание патриотизма у младших школьников является привитием культуры отношений между людьми различных народностей. Понятие патриотического воспитания школьников состоит из таких аспектов:

  • Преданность и любовь человека к местам, где он появился на свет и вырос;

  • Уважение к языку, на котором разговаривает его народ;

  • В приоритете должны быть интересы своего государства;

  • Понимание того, что все граждане в долгу перед Родиной, и должны стоять на страже ее чести и достоинства, а также свободы и независимости;

  • Необходимость проявлять гражданские чувства и хранить верность Отчизне;

  • Гордость за свою страну и ее достижения в сфере культуры и социальной жизни;

  • Чувство гордости за государственные символы страны и народ, который его населяет (гражданское воспитание младших школьников здесь играет решающую роль);

  • Проявление уважительного отношения к истории своего государства, его людей, обычаев и традиций;

  • Чувство ответственности за дальнейшую судьбу народа и страны в целом, за будущее, стремление трудиться для благо Родины и способствовать росту могущества и расцвету Отчизны;

  • Гуманизм и милосердие по отношению ко всем ближним0.

Структура системы патриотического воспитания представляет собой совокупность следующих составляющих его элементов:

– субъекты и объекты патриотического воспитания школьников;

– цель;

– патриотически-ориентированная деятельность (учебно-познавательная, – трудовая, художественная, общение, спортивная, ценностно- ориентировочная, общественная);

– система отношений;

– управление;

– внешняя и внутренняя среда (воспитательное пространство);

– комплекс критериев и показателей

В качестве субъектов патриотического воспитания специализированных субъектов воспитания и в первую очередь школьных педагогов - как представителей профессионального педагогического сообщества, осуществляющих воспитательную деятельность во внеклассной работе, на уроке и во внеурочной деятельности. Следует заметить, что коллективным субъектом патриотического воспитания школьников на уровне образовательного учреждения является весь педагогический коллектив в целом. Непосредственными субъектами патриотического воспитания школьников ежедневно и ежечасно взаимодействующими с детьми являются: учитель- предметник, классный руководитель, социальный педагог, администрация школы, и (в основном за пределами школы) родители.

Объектами воспитания в образовательном учреждении являются: каждый отдельный школьник, классный коллектив, группа (члены кружка), что определяет преобладание индивидуальных и групповых форм работы педагогов с детьми.

Цель патриотического воспитания – привить детям любовь к Родине, сформировать социально значимые гражданские ценности и воспитать уважение к закону. Нужно добиться, чтобы ребенок ощущал себя гражданином своей страны, чувствовал ее неповторимость и готовность служить ей. Это можно сделать путем изучения государственной символики, законов и Конституции, развития школьного самоуправления, краеведческой работы 0

Система отношений личности к большой и малой Родине, истории страны, ее трудовому и героическому прошлому, другому человеку — соотечественнику, себе как субъекту патриотических ценностей и деятельности в условиях учебно-познавательной, трудовой, художественной, общении, спортивной, ценностно-ориентировочной, общественной деятельности постоянно изменяется, в связи с этим представляется возможным утверждать, что они выполняют функцию индикатора процесса движения от постановки цели к реализации задач патриотического воспитания. Если система отношений носит гуманистический патриотически-ориентированный характер, то наблюдается гармония в присвоении всех видов социального опыта. И наоборот, дегуманизация отношений системы влечет за собой дисгармонию в присвоении опыта личностью. Наблюдаются проявления антипатриотизма, национализма и космополитизма.

Специфика управления процессом патриотического воспитания школьников заключается в его иерархичности. В целом управление патриотическим воспитанием школьников осуществляет государство, широко используются различные социальные институты, и в частности Образование (Школу). Механизм управления определяется: законодательными и нормативными актами и документами; учебными программами; сложившимися нормами и правилами, существующими в обществе, образовательном учреждении; условиями жизни и труда; личностными и коллективными стимулами — потребностями и интересами; духовными ценностями и др., что определяет нормативный характер управления.

В рамках образовательного учреждения оно осуществляется на разных уровнях взаимодействия в целях развития патриотической воспитанности личности:

– администрация - учитель - школьники - родители;

– администрация - родители - школьники - учитель;

– учитель - класс - родители - администрация;

– учитель - школьник - класс - администрация;

– самоуправление.

Образовательная система школы функционирует и развивается в пределах внешней и внутренней социальной среды. Внутренняя среда - образовательная - охватывает всю совокупность факторов и условий образовательного процесса, характеризующих конкретное образовательное учреждение как единую образовательную систему и представляет собой содержательно-деятельностное поле патриотического воспитания. Элементами этой внутренней среды патриотического воспитания школьников являются:

– уровень компетентности субъектов мониторинга;

– традиции образовательного учреждения;

– педагогический стиль взаимодействия с детьми;

– характер и стиль взаимодействия с родителями – психологический климат и др.

Внешняя образовательная среда отражает связи и взаимодействия образовательной системы с социумом. К элементам внешней среды мы относим:

– экономические, социальные, культурные и этнические факторы;

– систему связи между различными субъектами патриотического воспитания;

– традиции региона;

– социальных партнеров и др0.

Важным структурным компонентом патриотического воспитания школьников являются критерии и показатели его результативности. Основным критерием, выявленным нами для оценки уровня патриотической воспитанности школьников, является критерий соответствия между декларируемыми в обществе желаемыми характеристиками личности патриота (идеал). Показателем указанного соответствия с нашей точки зрения является патриотическая воспитанность как результат усвоения им опыта познавательной деятельности, опыта эмоционально-ценностных отношений и действенно-практического опыта, проявляющихся в способности и готовности реализоваться как личность и индивидуальность в деятельности служения Отечеству





2. Функции патриотического воспитания школьников


Проектируя систему функций патриотического воспитания школьников, мы опирались на различные представления ученых о компонентах структуры деятельности учителя и ее функциях (В.И. Гинецинский, Н.Ф. Кузьмина, А.К. Маркова, И.А. Липский, Л.Е. Никитина).

В процессе моделирования функций патриотического воспитания нами были модифицированы функциональные компоненты профессионально- педагогической деятельности применительно к задачам патриотического воспитания школьников.

Таким образом, мы выделили следующий перечень функций, который считаем необходимым и достаточным:

  • ориентирующая функция;

  • мотивационно-мобилизационная функция;

  • информационно- гностическая функция;

  • организационная функция;

  • преобразующая функция;

  • координирующая функция;

  • контролирующая функция;

  • прогностическая функция;

  • коррекционная функция

Реализация ориентирующей функции патриотического воспитания школьников связана с характерным для всех периодов истории общества социальным заказом общества на идеальный тип личности. Она позволяет педагогам осмыслить социальный заказ на основе ценностей и идеальных ценностных ориентаций, обусловливающих соответствующую цель воспитания. Таким образом, социальный заказ реализует ориентирующую функцию патриотического воспитания, объясняя цель патриотического воспитания и ценностные характеристики патриота как идеала воспитания. Эта функция - ориентир, позволяющий выявить наиболее предпочтительные варианты поведения, соответствующего идеалу0.

Мотивационно-мобилизующая функция включает умения возбуждать интерес, внимание, побуждать к активности, переводить знания в практические действия, оценивать деятельность, поступки, закреплять знания и умения детей в соответствии с возрастом и другими особенностями и связана с механизмом саморазвития личности ученика и учителя в образовательном процессе. Данная функция состоит в создании социально-психологических и педагогических условий, побуждающих объектов патриотического воспитания к накоплению знаний об истории страны, ее культуры и религии, формированию опыта ценностных отношений и патриотически-ориентированной деятельности. Мотивационно-мобилизующая функция проявляется и в содействии росту профессиональной компетентности педагогов, стремлении к творческому использованию, имеющихся в их арсенале традиционных средств, форм и методов патриотического воспитания и созданию инновационных. Опыт нашего исследования показывает, что низкая мотивация учителя к патриотически-ориентированной деятельности не способствует развитию мотивации школьников, и наоборот высокий уровень мотивации педагогов положительно влияет на мотивацию патриотически-ориентированной деятельности школьников.

Реализация информационно-гностической функции патриотического воспитания школьников включает умения педагога пользоваться речевой выразительностью, точно, кратко, логично излагать материал и добиваться понимания сущности явлений; пользоваться различными методами изложения, активизировать детей в процессе усвоения материала патриотического содержания. А также позволяет использовать разнообразную информацию (персоналии, достижения науки и техники страны, боевые и трудовые подвиги предков) наиболее ярко раскрывающую роль и место российской цивилизации в истории мировых цивилизаций, традиции, ценности, культурные особенности народа для формирования опыта познавательной деятельности, эмоционально- ценностных отношений, и действенно-практического опыта как составляющих патриотической воспитанности; позволяет накапливать необходимые знания, изучать опыт коллег, познавать, осваивать новые средства воспитательного воздействия.

Организационная функция патриотического воспитания школьников предполагает создание условий для включения всех субъектов и объектов деятельности, в процесс достижения поставленных целей патриотического воспитания школьников. При этом ведущую роль играют оптимально подобранные методы, технологии, приемы и средства, содействующие развитию личности, как школьника, так и педагога.

Преобразующая функция патриотического воспитания школьников требует от педагога проявления творческого подхода к организации образовательного процесса, включения объектов патриотического воспитания в направленную и ценностно-ориентированную патриотическую деятельность, а также взаимодействия субъектов и объектов патриотического воспитания в социально-преобразовательной деятельности на благо своей страны.

Координирующая функция направлена на объединение и согласование содержания и направленности педагогических воздействий на объект патриотического воспитания школьников осуществляемых в системе общественного и семейного воспитания. Она предполагает умения субъектов патриотического воспитания школьников устанавливать контакты с родителями и коллегами, социальными партнерами, участвовать в педагогическом просвещении родителей, раскрывать им назначение, содержание, методы патриотического воспитания школьников побуждать родителей к активному участию в совместной патриотически-ориентированной деятельности.

Контролирующая функция патриотического воспитания школьников связана с отслеживанием реализации социального заказа на формирование личности патриота своего Отечества на уроках, во внеурочной деятельности, во внеклассной работе и распределением ответственности между всеми субъектами патриотического воспитания школьников. В условиях реализации новых стандартов общего образования, определены требования к личностным результатам образования, которые не подлежат персонифицированной оценке внешних по отношению к школе учреждений, но являются предметом контроля администрации, учителей предметников, классных руководителей, которые сопоставляет с результаты патриотического воспитания с целями поставленными государством и образовательным учреждением.

Прогностическая функция патриотического воспитания школьников очень важна в условиях реализации Государственной программы патриотического воспитания третьего поколения и новых стандартов общего образования, так как служит целям предвидения «зоны ближайшего развития» школьников и воспитательной системы образовательного учреждения. Учитель-предметник, классный руководитель как основные субъекты патриотического воспитания школьников постоянно экстраполируют полученные в ходе контроля данные на поведение учащихся в различных естественных и специально созданных воспитательных ситуациях ценностного и нравственного выбора в будущем, то есть занимаются прогнозированием. На основе данных наблюдения и специальных методик становится возможным осуществить прогноз состояния и динамики развития патриотической воспитанности школьников0.

Коррекционная функция патриотического воспитания школьников позволяет изменять негативные моменты целостного педагогического процесса, влиять на динамику роста уровня патриотической воспитанности школьников и повышение качественных характеристик патриотического воспитания: содержания, педагогических условий, компетентности учителя, характера и стиля взаимодействия субъектов и объектов патриотического воспитания школьников.

В заключение отметим, что обязательным условием эффективности процесса патриотического воспитания школьников в образовательном учреждении является реализация всех функций патриотического воспитания в совокупности.












3. Сущностные характеристики патриотического воспитания школьников


Охарактеризуем сущностные характеристики патриотического воспитания школьников.

Многофакторность системы - первая сущностная характеристика патриотического воспитания школьников. Многофакторность данного феномена определяется наличием многочисленных факторов внутренней и внешней среды: семья, школа, формальные и неформальные контакты школьника с другими людьми, его обращение к литературе, искусству, средствам массовой информации, которые разнонаправлено -целенаправленно и стихийно влияют на процесс патриотического воспитания школьников.

Систематичность и длительность - вторая сущностная характеристика патриотического воспитания школьников - предполагает осуществление воспитательных воздействий в определенном порядке и системе:

– целеполагание и планирование процесса патриотического воспитания школьников, его основных стадий и этапов его реализации;

– отбор содержания процесса патриотического воспитания школьников: форм, методов, средств;

– организацию процесса патриотического воспитания школьников;

– контроль над ходом процесса патриотического воспитания школьников;

– определение основных направлений коррекции процесса патриотического воспитания школьников;

– принятие управленческих решений;

– прогнозирование дальнейшего хода процесса патриотического воспитания школьников и динамики патриотической воспитанности школьников.

Длительность как сущностная характеристика патриотического воспитания школьников реализуется как целесообразная, плановая, комплексная реализация процесса патриотического воспитания школьников, с учетом возрастных, индивидуальных, национальных и конфессиональных особенностей школьников в условиях непрерывного изменения личности школьника и образовательной среды, коррекции и прогнозирования хода процесса патриотического воспитания школьников и динамики патриотической воспитанности школьников.

Перспективность - третья сущностная характеристика патриотического воспитания школьников - определяет возможную успешность развития процесса патриотического воспитания и основные факторы (внутренние и внешние) и условия успешности этого процесса. Данная характеристика отражает необходимость и возможность ставить отдаленные и близкие цели, планировать процесс патриотического воспитания школьников и прогнозировать его результаты0.

Комплексность - четвертая сущностная характеристика патриотического воспитания школьников - позволяет увидеть педагогический процесс как единое целое, объединяющее в себе отдельные направления реализации его воспитательных функций. Эта характеристика отражает взаимоувязанность и полноту различных типов, направлений, форм, методов, средств патриотического воспитания школьников.

Ступенчатость - пятая сущностная характеристика патриотического воспитания школьников характеризует последовательность патриотического воспитания школьников как процесса перехода от элементарных представлений о патриотизме - к высшему ценностно-смысловому проявлению патриотизма: служению Отечеству. В связи с этим происходит последовательное построение процесса патриотического воспитания от знаний о патриотизме и создания мотивации патриотически-ориентированного поведения до формирования опыта собственно патриотической деятельности.

Приведенные характеристики являются сущностными и могут быть применимы к процессу патриотического воспитания как необходимые, но не достаточные. Учет требований общих принципов воспитания и специфических принципов патриотического воспитания школьников побуждает нас дополнить перечень сущностных характеристик, такими как целостность.

Целостность - шестая сущностная характеристика патриотического воспитания школьников - означает завершенность, тотальность, цельность и собственная закономерность вещи. Опираясь на определение философского словаря, мы рассматриваем целостность системы патриотического воспитания школьников как важнейшую сущностную характеристику, обеспечивающую цельность и завершенность процесса патриотического воспитания школьников в единстве всех его стадий и этапов. Целостность процесса патриотического воспитания школьников определяется, прежде всего единой целью патриотического воспитания школьников и единством всех целенаправленных воспитательных воздействий. Диалектика отношений внутри целостного процесса патриотического воспитания школьников заключается:

– во-первых, в единстве и самостоятельности процессов (стадий, этапов, ситуаций) его образующих;

– во-вторых, в целостности и соподчиненности входящих в него компонентов;

– в-третьих, в наличии общего и сохранении специфического.

Активность - седьмая сущностная характеристика патриотического воспитания школьников характеризует деятельность педагогов как целенаправленную, мотивированную, осознанную, эмоционально-окрашенную инициативную и ситуативную при высоком уровне владения педагогом способами и приемами действий. Такая активность означает и активный двусторонний характер взаимодействия педагога и школьников как условие его эффективности. Активно включаемый субъектами в различные виды деятельности школьник сам постепенно становится активным участником и субъектом этого процесса.

По словам Э.В. Ильенкова «личность и возникает тогда, когда индивид начинает самостоятельно, как субъект, осуществлять внешнюю деятельность по нормам и эталонам, заданным ему извне - той культурой, в лоне которой он просыпается к человеческой жизни, к человеческой деятельности. Пока же человеческая деятельность обращена на него, а он остается ее объектом, индивидуальность, которой он уже, разумеется, обладает, не есть еще человеческая индивидуальность».

Таким образом, сущностными характеристиками системы процесса патриотического воспитания школьников являются:

– целостность;

– систематичность и длительность;

– перспективность;

– комплексность;

– ступенчатость;

– активность;

– полифункциональный характер.

Опираясь на результаты содержательного и структурного анализа понятия «патриотическое воспитание», его назначения, целей и задач; отметим, что «патриотическое воспитание школьников» имеет полифункциональный характер, который проявляется в его многоаспектности, обеспечивающейся единством реализации его функций.

























Заключение


В заключении хотелось бы отметить, что гражданско-патриотическое воспитание – это приоритетное направленное современной образовательной системы. Задача этого процесса – формирование человека, который способен совершать социально оправданные поступки. Он обязан уметь соотносить себя со сложившейся системой общественных отношений и видеть своё место в ней, плодотворно контактировать с другими людьми. Военно-патриотические цели воспитания направлены на то, чтобы ребёнок рос достойным гражданином, патриотом страны, который уважает её законы.

Функции патриотического воспитания школьников следующие: ориентирующая функция; мотивационно-мобилизационная функция; информационно- гностическая функция; организационная функция; преобразующая функция; координирующая функция; контролирующая функция; прогностическая функция; коррекционная функция. Обязательным условием эффективности процесса патриотического воспитания школьников в образовательном учреждении является реализация всех функций патриотического воспитания в совокупности.

Сущностными характеристиками системы процесса патриотического воспитания школьников являются: целостность; систематичность и длительность; перспективность; комплексность; ступенчатость; активность; полифункциональный характер

Нужно отметить, что патриотическое воспитание школьников – это немаловажная работа в учреждении образования. Ведь от того, насколько привязано будет молодое поколение к своей Родине, насколько оно будет ценить и любить ее, во многом зависит и будущее страны





















Список использованной литературы


  1. Касимова Т.А. Система патриотического воспитания ДТ ДМ «Истоки» в общеобразовательном пространстве / Т.А. Касимова // Внешкольник. – 2013. - № 4. – С. 43-47.

  2. Крошилина Г.И. Система гражданско-патриотического воспитания школьников / Г.И. Крошилина // Дополнительное образование и воспитание. - 2014. - № 6. – С. 20-23

  3. Мусина В.Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие / В.Е. Мусина. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. - 51 с

  4. Нестерович И. Л. О патриотическом воспитании юношества в современных условиях: [передовой опыт и перспективы деятельности гражданско-патриотической направленности] // Воспитание школьников. – 2013. - № 6. – С. 65.

  5. Патриотическое воспитание школьников [Электронный источник]//Режим доступа: http://love-mother.ru/patrioticheskoe-vospitanie-shkolnikov.html (дата обращения: 03.08.2016)

  6. Патриотическое воспитание школьников [Электронный источник]//Режим доступа: http://womanadvice.ru/patrioticheskoe-vospitanie-shkolnikov (дата обращения: 03.08.2016)





0 Патриотическое воспитание школьников [Электронный источник]//Режим доступа: http://love-mother.ru/patrioticheskoe-vospitanie-shkolnikov.html (дата обращения: 03.08.2016)

0 Патриотическое воспитание школьников [Электронный источник]//Режим доступа: http://womanadvice.ru/patrioticheskoe-vospitanie-shkolnikov (дата обращения: 03.08.2016)

0 Нестерович И. Л. О патриотическом воспитании юношества в современных условиях: [передовой опыт и перспективы деятельности гражданско-патриотической направленности] // Воспитание школьников. – 2013. - № 6. – С. 65.

0 Мусина В.Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие / В.Е. Мусина. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. - 51 с

0 Мусина В.Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие / В.Е. Мусина. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. - 51 с

0 Мусина В.Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие / В.Е. Мусина. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. - 51 с


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!