СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Патриотическое воспитание средствами урока географии в рамках введения ФГОС

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Средства обучения - это составная часть метода обучения.

         Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.

Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание средствами урока географии в рамках введения ФГОС»


"Любить свою родину - значит знать ее"

В.Г.Белинский

Современный национальный воспитательный идеал в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России трактуется, на мой взгляд, прежде всего как образ патриота. Он понимается как «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ». Среди трёх групп достижений обучающихся при освоении общеобразовательных программ в Федеральном Государственном образовательном Стандарты второго поколения называются личностные (ценностные), надпредметные (компетентностные), предметные достижения. При этом среди личностных достижений выделяются социальные чувства, к которым, по моему убеждению, относится и патриотизм, что еще раз убеждает в значимости для современной школы построения системы патриотического воспитания и оценки его качества.

Я очень рада, что наступило время, когда не стало стыдно произносить само слово «патриот», когда флаг страны можно видеть на любых спортивных соревнованиях, когда молодёжь знает гимн своей страны. Подростки желают знать о достижениях страны и её достопримечательностях.

Хотелось бы, чтобы сущность патриотизма заключалась не только в гордости, а в ином, гораздо более редком сегодня проявлении человеческого духа – великодушии и самопожертвовании. Патриотизм великодушия ничего не делит, он всепричастен, радуется, гордится светлым и страдает, мучается тёмным.

Школьная география относится к числу важнейших учебных дисциплин, содержащих в себе большие возможности для осуществления патриотического воспитания школьников.

География по новым стандартам преподается как в нашей, так и в школах района только в 5 и 6 классах, поэтому я буду рассматривать курс географии только этих классов, то есть начальный курс географии, который формирует фундамент всего последующего изучения предмета.

Средства обучения - это составная часть метода обучения.

Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.

Средства обучения - это различные объекты, используемые учителем и учениками в процессе обучения.

Под средствами обучения следует понимать разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения.

Конечно, главное дидактическое назначение средств - ускорить процесс усвоения учебного материала. Но так же средства обучения выполняют и формирующую функцию, которая  заключается в том, что средства обучения формируют познавательные способности, эмоцинальную сферу учащихся, их волю и чувства, в том числе и чувство патриотизма

По характеру воздействия на обучающихся средства обучения делят на:  

  • аудиальные:  речь учителя, музыкальный проигрыватель;

  • визуальные: предметы, макеты, карты, слайды, презентации;

  • аудиовизуальные кинофильмы, презентации с видео-фрагментами.

Аудиальные:  Остаются главным в арсенале: устное слово, речь учителя.  (Главный инструмент общения, передача знаний.)

Очень много значит от того, как говорит учитель, от его выразительности, убедительности, эмоциональности, поэтому я очень часто прибегаю к художественным произведениям-описаниям. Например, при изучении природных зон (Степь - прекрасные строки Гоголя Н.В. из произведения "Тарас Бульба" (Приложение 1) ,вряд ли скажет кто-то чувственнее, чем это удалось автору!) Даже у самого слабого ученика, которому трудно запомнить географическую характеристику степи как природного комплекса, останется на душе это ощущение прекрасного, которым не только надо восхищаться, но и опять же беречь!

Я уже выступала с темой патриотического воспитания и потому уже приводила пример, как песня может помочь в изучении предмета, и в то же время заставить любоваться и гордиться своей страной (это использование песни Л. Зыкиной "Издалека долго течет река Волга..." при изучении темы "Реки".) Кусочек раздольной, протяжной русской песни можно соотнести с широтой и добротой русской души. Эта небольшая вставка позволяет шире взглянуть на содержание темы, ещё раз почувствовать разнообразие и красоту природы России.


Визуальные:позволяют реализовать принцип наглядности в обучении.

Учащиеся более 80 % информации воспринимают зрительно.

  Ни один урок географии не обходится без карты. Тренируясь в определении географических координат, мы работаем и с политической картой мира, определяя координаты Москвы - столицы нашей Родины, и конечно, никогда не упускаю момента обратить внимание на размеры нашей страны на этой карте, дети как правило, уже знают, что живут в самой большой стране, гордятся, но это часто похоже на чувство превосходства, поэтому я акцентирую на том, что Родина, даже большая, требует защиты, чтобы став большими, сегодняшние дети были настоящими защитниками своего Отечества.

Презентация - незаменимое средство современного урока, как говорится "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Можно долго описывать картины альпийских лугов, в разное время года, одновременное величие окружающих горных вершин покрытых многовековыми ледниковыми шапками и нежность, девственность крохотных цветущих трав, но еще больше впечатлений на ребенка произведет фото этого природного комплекса.

Но не только фото реальных пейзажей, но и репродукции картин великих русских художников несут воспитательную ценность. Картина Сурикова "Покорение Сибири Ермаком" окрашивает текст параграфа о первопроходцах нашей страны совсем в другие краски, ведь учебник говорит только кто и когда сделал свой вклад в открытии и расширении земель нашей родины, и только данная репродукция без слов скажет ,что это был подвиг, на который способен только сильный духом человек, каких всегда хватало в России, но главное , чтобы такие люди не исчезали, хотя в современном мире трудно порой найти место подвигу.

Картина И. Репина "Бурлаки на Волге" опять же будет уместна при изучении рек. Это уже не только география, но и история нашей страны, которую делали простые люди. Наши дети-по отдельности - как отдельный бурлак в связке - не способен на многое, но когда они будут движимы одной общей важной идеей, смогут невозможное, и тоже будут создавать будущую историю нашей страны.

Когда мы знакомимся с образцами горных пород, учащиеся выполняют работу по их описанию, я обязательно указываю на те, которые есть и в нашей местности, чтобы дети, рассматривая горную породу, знали, что держат в руках кусочек родной земли

Аудиовизуальные - это фрагменты научных передач или небольшое путешествие в отдаленные уголки мира и страны, где, может быть мы никогда и не побываем, позволяют окунуться в неизведанное и еще раз убедиться в разнообразии природы и людей нашей необъятной родины


Таким образом, можно сказать, что начальный курс физической географии обладает довольно большим воспитательным потенциалом, позволяет прививать любовь к родной природе, воспитывать чувство гордости за достижения в науке и технике, позволяющие познать тайны природы.

Я не вижу никаких проблем при использовании различных средств урока географии, направленных на воспитание чувства патриотизма, за исключением того, что выбрать из всего разнообразия своих идей.

Но существует проблема оценивания результата патриотического воспитания, это не таблица умножения, которую можно спросить наизусть и сразу выявить ошибки. Сразу на ум приходят строки Тютчева:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать —

В Россию можно только верить.

Так и патриотизм - не измерить, но хочется верить, что все-таки большинство граждан нашей страны- настоящие патриоты.

Результаты нашей работы в этом направлении будут видны позже, когда наши маленькие ученики вырастут и на деле покажут, готовы ли пожертвовать своими частными интересами во благо интересов отечества, будут ли стремиться защищать интересы родины и своего народа, будут ли беззаветно любить свою Родину, страну, народ, будут ли привязаны к месту своего рождения, к месту жительства. И если хоть небольшая доля вышеперечисленного будет в наших учениках, значит наши усилия не напрасны!



ПРИЛОЖЕНИЕ 1



Солнце выглянуло давно на расчищенном небе и живительным, теплотворным светом своим облило степь. Все, что смутно и сонно было на душе у казаков, вмиг слетело; сердца их встрепенулись, как птицы. Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений; одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытаптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше: вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный Бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался Бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха; вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою! вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем!. . Черт вас возьми, степи, как вы хороши! Вечером вся степь совершенно переменялась: все пестрое пространство ее охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень перебегала по нем, и она становилась темно-зеленою; испарения подымались гуще; каждый цветок, каждая травка испускала амбру, и вся степь курилась благовонием. По небу, изголуба-темному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками легкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрогивался до щек. Вся музыка, звучавшая днем, утихала и сменялась другою. Пестрые суслики выпалзывали из нор своих, становились на задние лапки и оглашали степь свистом. Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из какого-нибудь уединенного озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе. Путешественники, остановившись среди полей, избирали ночлег, раскладывали огонь и ставили на него котел, в котором варили себе кулиш; пар отделялся и косвенно дымился на воздухе. Поужинав, казаки ложились спать, пустивши по траве спутанных коней своих. Они раскидывались на свитках. На них прямо глядели ночные звезды. Они слышали своим ухом весь бесчисленный мир насекомых, наполнявших траву: весь их треск, свист, стрекотанье, — все это звучно раздавалось среди ночи, очищалось в свежем воздухе и убаюкивало дремлющий слух. Если же кто-нибудь из них подымался и вставал на время, то ему представлялась степь усеянною блестящими искрами светящихся червей. Иногда ночное небо в разных местах освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и темная вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебряно-розовым светом, и тогда казалось, что красные платки летели по темному небу.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!