СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Патриотическое воспитание в России, исторические традиции, направления, формы.»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание в России, исторические традиции, направления, формы.»»

Патриотическое воспитание в России, исторические традиции , направления , формы.»

Патриотическое воспитание – одно из приоритетных направлений в системе образования России. Оно способствует формированию у молодёжи высокого патриотического сознания, гражданского долга по защите интересов Родины, чувства верности своему Отечеству.

Понятие «патриотическое воспитание» тесно связано с понятием «патриотизм», сущность которого заключается в формировании личности человека-патриота, любящего свое Отечество, преданного своему народу, всегда действующего во имя своей Родины, желающего, умеющего защищать ее, готового на жертвы и определенные лишения ради её процветания.

Патриотизм изначально появился как естественное чувство самосохранения человека, который стремится защитить своих сородичей, свое жизненное пространство, территорию. Позже в сознании каждого человека формируются чувства гордости и привязанности к земле, на которой родился и вырос. Следовательно, патриотизм (от греч. patris – родина) – это «любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа, готовность подчинить свои личные интересы общим интересам страны, верно служить ей и защищать её».

Патриотическое воспитание в современной школе реализуется с помощью разнообразных форм.

Среди форм организации патриотического воспитания следует выделить следующие формы: классные часы, торжественные линейки, экскурсии, военно-спортивные игры, конкурсы, викторины, ролевые игры, встречи со знаменитыми земляками, мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины, празднование памятных дат, проведение выставок, просмотров видеофильмов, проведение конкурсов военно-патриотической песни, посещение воинской части, обращение к государственной символике, сбор материала о судьбе своих предков, родственников – участников ВОВ, локальных войн, знакомство с семейными реликвиями, хранящими память о ВОВ, социальные акции и др.

В педагогической науке существуют различные типологии направлений работы по патриотическому воспитанию.

Так А.Н.Вырщиков в патриотическое воспитание включает следующие направления:

духовно-нравственное

историко-культурное

гражданско-правовое

миротворческое направление

экологическое направление

краеведческое

военно-патриотическое

Данные направления ориентированы, прежде всего, на активное участие в политических и правовых событиях, процессах общества и государства, а также в области военной политики, на соблюдение и выполнение основных положений концепции безопасности страны и военной доктрины, на формирование глубокого понимания конституционного и воинского долга.

Реализация данных направлений включает в себя следующие виды деятельности:

ознакомление с законами государства

строгое соблюдение обязанностей гражданина РФ

знакомство с правами гражданина РФ

осознание положений Военной присяги, воинских уставов.

Миротворческое направление способствует:

формированию важнейших духовно-нравственных ценностей

миропонимания

ответственности всего народа в «лице» государства за мировой порядок

Экологическое направление формирует бережное отношение к природным богатствам страны, сохранение природных «памятников», необходимость защиты животных, растений, занесённых в Красную книгу, экологические знания, любовь к природе родного края и др.

Патриотическое воспитание учащихся начинается с познания малой Родины. В краеведческом направлении В.С.Кукушин выделяет следующие направления работы:

географическое (изучает особенности природы)

художественное (изучает изделия труда, архитектуры, народное творчество, традиции Родного края и др.)

историческое (изучает историю населённых пунктов, городов, выдающихся личностей и др.)

литературное (выявляется две закономерности: как Малая Родина сформировала личность писателя и как писатель отразил в своих произведениях свой Родной уголок)

В работе с воспитанниками краеведческая работа может включать не только экскурсии и прогулки, но и творческие задания.

В области исторического краеведения существуют следующие направления работы: выдающиеся личности нашего края, рождение и история нашего города, история учебного заведения, население нашего города, наш город в Великой Отечественной войне, история предприятия нашего города.

Военно-патриотическое направление способствует формированию высокой преданности, возвышенного патриотического сознания к своей Родине, готовности защищать своё государство от внешних угроз, достойному выполнению воинского и гражданского долга.

Однако сколько бы не было различных видов патриотического направления воспитания, всегда следует помнить, что формирование такого сложного и многогранного чувства, как любовь к Родине, осуществляется на основе развития определенных индивидуально-психологических характеристик и жизненных ценностей у ребенка, что необходимо начинать развивать уже с раннего возраста. Следовательно, первыми, кто закладывает основы патриотического воспитания, выступают родители. Именно они являются наставниками ребенка в становлении его как гражданина и патриота своего родного края. Через семью ребенок осознает свою причастность к большой и малой Родине, знакомится с традициями и культурой народа, представителем которого является он сам и его родители. В семье ребенок осваивает свой родной язык. Семья оказывает влияние на детей своим образом жизни.

Опираясь на эти положения, школа продолжает формировать чувства патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда. Важной частью работы по воспитанию патриотизма является формирование у детей представления о людях родной страны, тех людях, которые прославили нашу Родину. Детям необходимо дать представление о месте и роли их страны в мире. Всё это и позволяет осуществить то разнообразие форм и методов воспитания, которые существует в современной школе.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!