СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Патриотическое воспитание учащихся 11 класса посредством подготовки к ЕГЭ. Как писать сочинение-рассуждение».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создание  системы  патриотического  и духовно-нравственного воспитания  школьников для формирования  социально-активной личности на уроках русского языка.

Образовательные:  понять текст; «окунуться» в мир  произведения; научиться  выделять основные положения в изучаемом материале. Способствовать формированию цельного представления о разных вариантах исследования текста в рамках подготовки к ЕГЭ.

Развивающие: содействовать формированию и развитию коммуникативной компетенции  школьников;  создать условия для развития умения  структурировать и использовать информацию; формировать навык  работы в группах  у учащихся.

Воспитывающие: воспитывать гражданина  России, воспитывать  бережное отношение к слову, языку, к истории страны.

Оборудование: мультимедийный проектор, памятка, таблица, тексты для самостоятельной  работы.

Просмотр содержимого документа
«« Патриотическое воспитание учащихся 11 класса посредством подготовки к ЕГЭ. Как писать сочинение-рассуждение».»

Интегрированный урок русского языка в 11 классе

Тема: « Патриотическое воспитание учащихся 11 класса посредством подготовки к ЕГЭ. Как писать сочинение-рассуждение».

Цель: создание системы патриотического и духовно-нравственного воспитания школьников для формирования социально-активной личности на уроках русского языка.

Образовательные: понять текст; «окунуться» в мир произведения; научиться выделять основные положения в изучаемом материале. Способствовать формированию цельного представления о разных вариантах исследования текста в рамках подготовки к ЕГЭ.

Развивающие: содействовать формированию и развитию коммуникативной компетенции школьников; создать условия для развития умения структурировать и использовать информацию; формировать навык работы в группах у учащихся.

Воспитывающие: воспитывать гражданина России, воспитывать бережное отношение к слову, языку, к истории страны.

Оборудование: мультимедийный проектор, памятка, таблица, тексты для самостоятельной работы.

Эпиграф

Патриотизм – это не просто красивые слова.

Патриотизм – это прежде всего дело, служение своей

Родине, стране, России, своему народу. И об этом

никогда нельзя забывать.

В.В. Путин

  1. Организационный момент. Постановка целей. 3 мин.

- Здравствуйте ребята и наши гости. Тема урока: « Учимся писать сочинение – рассуждение». Сегодня мы с вами будем не только совершенствовать свои навыки и умения по русскому языку, но продолжим подготовку к главному испытанию - экзамену в форме и по материалам ЕГЭ.

На выполнение части С-1 отводится 90-100 минут, поэтому написание сочинения вызывает наибольшие затруднения. Сегодня на уроке мы продолжим вырабатывать алгоритмы работы и методические приемы, которые помогут справиться с этой частью работы.

  1. Актуализация знаний Обратимся к эпиграфу нашего урока….(Читает ученик)

Я предлагаю вам подумать над словами :

ПАТРИОТИЗМ – олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, это уважение, любовь и бережное отношение к людям. (Можно воспользоваться толковым словарем) (отвечают дети)

Помните у А.С. Пушкина:

Два чувства дивно близки нам –

В них обретает сердце пищу

- Любовь к родному пепелищу,

- Любовь к отеческим гробам.

А что такое РОДИНА ? Это Отечество, страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит. (отвечают дети)

Алексей Николаевич Толстой писал: «Патриотизм - это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше и прежде всего это любовь к людям … (А чьи вы нашли высказывания? Прочитайте)

Учитель: « Молодцы».



Передаю слово нашему школьному психологу. 3 -5 мин

Светлана Юрьевна . Результаты диагностики.

С точки зрения психологии восприятие своей страны как части себя — это важная составляющая идентичности человека. Принадлежность к определенной группе помогает нам понимать окружающий мир и свое место в нем. После того, как человек определяет свое место в мире и принадлежность к определенным группам, он обретает мотивацию к повышению статуса этих групп, так как это повышает и его собственную самооценку, т.е чем выше статус групп, с которыми идентифицирует себя человек, тем выше его собственная самооценка. Поэтому как бы мы не относились к тому, что происходит, но отрицать свою связь со своей страной было бы неверным и нездоровым для психики.

- Ребята, совсем недавно вы прошли анкетирование, целью которого является определение актуальности вопросов патриотизма в системе ваших ценностных ориентаций и определение градации личностных качеств, входящих в понятие «патриот». Это был «Опросник слепого и конструктивного патриотизма»  Р. Шатца  в интерпретации Васильевой, Микляевой (2023) , который позволяет учитывать ведущую модальность идентификации.

Анализ результатов проводился методом контент-анализа (в ходе исследования анализируются определенные элементы содержания — смысловые единицы или формальные признаки). Так вот именно результаты данного анкетирования и подсказали нам, над какими вопросами необходимо с вами поработать. В первую очередь, это помочь вам разобраться с тем, как вы, в свои юные годы, можете проявлять любовь к своей Родине, так как патриотизм имеет свои направленности:

- гражданская идентичность – 27

- решение задач, нужных для страны и общества – 1

- повышение статуса своей страны любыми доступными способами – 18

- улучшение уровня жизни окружающих людей – 17

- обустройство общественной жизни – 15

- приобретение новых знаний и жизненного опыта – 16

- стремление быть полезным для окружающих людей - 5


из 27 оппонентов, принявших участие в анкетировании, 26 показали, что решение задач, нужных для страны и общества они не рассматривают, как направленность патриотизма, еще 5 человек, проявили непримиримость к инакомыслию, низкую политическую активность продемонстрировали 11 человек, нежелание принимать социальную ответственность и оказывать помощь людям, нуждающимся в этом, продемонстрировали 7 человек.

А еще стало понятно, что вы на данном этапе вашей жизни плохо понимаете, как вообще вы можете проявить свой патриотизм в условиях современной жизни. Затруднились с этим вопросом 21 человек.

Поэтому дополнить свое понимание о патриотизме, как можно и нужно проявлять свою любовь и заботу об Отчестве вам поможет текст Юрия Львовича Сагаловича «О патриотизме».



Слово учителя 2 мин

  1. Перед нами текст Юрия Львовича Сагаловича, бывшего фронтовика, разведчика батальона.



Во – первых, давайте вспомним памятку. Из каких пунктов она состоит? (говорят дети) Чтобы ничего не пропустили.



К1- проблема (1 абзац)

К2 – 1-й пример + пояснение (2 абзац);

2-й пример + пояснение (3 абзац);

смысловая связь между примерами , анализ смысловой связи (4 абзац); К3- позиция автора (5абзац); К4- свое отношение к позиции автора (6 абзац); свое обоснование к позиции автора; заключение (7 абзац)



Учитель. Во-вторых, давайте определим проблематику текста.



Ребята, как вы понимаете, что такое проблема текста? ( Можно обратиться к словарю и узнать лексическое значение слова. (Читает заранее подготовленный ученик)

-ПРОБЛЕМА – сложный и практический вопрос, требующий решения, исследования

.

-ПРОБЛЕМА –это общественно значимый вопрос, который автор поднимает в тексте и на который ищет ответ.



- ПРОБЛЕМУ можно определить как сложную, трудную, важную, серьезную, актуальную, острую, философскую, социальную, идеологическую, национальную, международную.

1 МИН

Слово учителя. В качестве Д/З вы должны были прочитать текст и написать по нему все проблемы, которые найдете.

Во- первых, прочитав ваши работы, я увидела, вы все поняли содержание, что текст посвящен патриотизму.



Во-вторых, вы написали, какие проблемы ставит перед читателями автор в данном тексте?

- Проблема. В чем заключается патриотизм? – 3 человека

- Проблема. Что такое патриотизм? – 8 человек

- Проблема. Кто такой патриот? – 3 человека

- Проблема. Что значит быть патриотом? – 3 человека.

- Проблема. Проблема истинного и ложного патриотизма. – 4 человека

3 мин

- Проблема. Из понимания каких вопросов складывается личность патриота? - НИКТО. Я предлагаю поработать именно над этой проблемой.

Формулируем эту проблему и записываем в нашу таблицу. Если вы затрудняетесь, можно использовать клише (дети предлагают свои варианты) Формулируем в виде вопроса, так как вопрос требует ответа.

ЗАПИСЫВАЕМ В ТАБЛИЦУ.

К1 (Проблема) Из понимания каких вопросов складывается личность патриота? Над поиском ответов размышляет Юрий Львович Сагалович, бывший фронтовик, разведчик батальона.

К2 Первый пример (Комментарии к сформулированной проблеме, что это - это информация, взятая из текста и связанная с проблемой, которую вы выбрали.)

Учитель. Подсказка. Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить следующее. Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы говорим о том, что делает автор)



Учитель Что такое комментарий? Обратимся к словарю.

Комментарий – это рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо

Учитель. Именно комментарий показывает, насколько глубоко и полно понята проблема, как пишущий сумел увидеть ее аспекты, намеченные автором. Проследим за ходом авторской мысли.

Учитель. Ребята, вы все правильно определили 1 пример+пояснение (зачитывает ученик) К 2 Первый пример Чтобы прокомментировать данную проблему, обратимся к примеру, когда происходит разговор между заместителем командира батальона по политчасти и курсантами училища. Лейтенант задал вопрос: «…в чем состоит ваш патриотизм?» Все растерялись. Были в замешательстве.



Психолог добавляет : 2 мин.



- И дело это важное. А что такое ДЕЛО?  

(Действие не для развлечения; вопрос, требующий разрешения)

- Ребята, вот вы тоже учитесь? А для чего вы учитесь? (Для себя, чтобы не ругали родители, чтобы поступить в институт, дальнейшая карьера, благополучие и так далее.)

- А для чего учатся курсанты?

(Курсанты учатся не для себя, чтобы идти воевать, служить родине, сохранять своих подчиненных и так далее)

- Скажите, ребята, а вы в этом с ними похожи?

- Да или нет? Если «да» - учеба - это подготовка к служению Родине.

- А для чего все-таки надо учиться Вам? * Чтобы обрести умения и навыки, полезные для общества, чтобы эти умения и навыки служили на благо Родине, в первую очередь, а уже потом для себя.

- А вот вернитесь к 23 предложению. Для кого учились люди, о которых в нем говорится? Только для себя. И даже «патриотизм» они используют только в корыстных целях, для того, чтобы идентифицировать себя с группой и получить всяческие удобные для них преференции. Таких людей можно назвать патриотами? (скорее, антипатриоты)

- По мнению автора, каким должен быть патриот? (предложение 21)



Пояснение первого примера. В конечном итоге выяснили, что «их патриотизм – в качественной учебе», то есть на данный момент- это самое важное дело. В скором времени курсанты отправятся на фронт и будут бить врага, выполняя свой солдатский долг перед родиной. «Таким образом, главное, что стало подчеркнуто точным: патриотизм – в деле».



2 мин

Второй пример Для сравнения обратимся ко второй части текста, где герой-рассказчик, рассуждая над проблемой, пишет: «Патриот ли ты, если ставишь на одну доску и Великую Победу и свою трепещущую плоть».№ 37







Пояснение второго примера. Автор рассуждает: «А я и не ставлю. Не продал же я Родину, чтобы сохранить свою жизнь» № 38,39 Любовь к Родине – самое важное и на другое размениваться нельзя. Но солдат удивляется № 35 и радуется, что выполнив свой долг, еще остался жив №40

Психолог:

- Правда, очень интересный вопрос. Как бы вы на него ответили?

- Конечно, патриот. Человек не предал свою Родину, учился и служил для того, чтобы быть полезным своему Отчеству. Он мог 1000 раз умереть, защищая Родину и выполняя свой долг, но по чистой случайности остался жив. И чем дольше он оставался живым, тем больше таких ситуаций возникало. Просто ему очень повезло. У человека есть священное право защищать свою жизнь и радоваться тому, что после всех тяжелых испытаний он остался жив.

И когда надежды не было, а он все равно выполнял свою работу солдата, защитника. А как он относился к этому – ОН ГОРДИЛСЯ! (предложение 42)

- Ребята, чего ждет солдат в благодарность за то, что он рисковал своей жизнью на войне? (Ничего не ждет). А почему?

- Это потому, что все, что мы делаем для Родины, каким бы это не казалось неправдоподобным, мы делаем для себя и для своих близких. Так как Родина - это мы. Поэтому все наши поступки должны быть бескорыстными. Иначе получается, что мы сами от себя хотим благодарности.



Учитель. Все записываем в таблицу. (Важные наброски с указанием № предложений) Работаем дальше.



Смысловая связь между приведенными примерами (ребята, давайте вспомним основные виды связи между примерами:

  • Противопоставление (второй пример противопоставляется первому) слова-помощники: но, однако, зато)

  • Сопоставление, т.е. сравнение (информация в первом примере сравнивается с информацией, содержащейся во втором примере)

  • Причинно-следственные отношения

  • Пояснение (дополнение, уточнение), т.е. второй пример дополняет или уточняет первый)

2 МИН

Смысловая связь. Второй пример ДОПОЛНЯЕТ первый. 1 часть показывает назначение учебы для курсантов, а 2 часть нацеливает на размышления : «Зачем нужно учиться? Как нужно отдавать свои знания и умения, невзирая на возможность отношений между Родиной и человеком». Мать – мачеха №26, 25

Анализ смысловой связи. Это новое понимание заключается в ясном видении данной ситуации, «радоваться, что выполнив свой долг, ты еще и остался жить, никому не заказано». Особенно для солдата переднего края – это естественно и не стыдно! Делать дело надо при любых обстоятельствах.



Психолог 2 МИН

- Одним и показателей патриотизма является высокий уровень социальной и политической активности. Но я вот точно знаю, что многие не хотят выходить на субботники, заниматься волонтерской деятельностью, принимать участие в социальных акциях. Об это говорят и результаты вашей диагностики.

- О чем радеют эти люди?

- Почему не хотят никак проявлять себя?

- Что таких людей и некоторых из вас, в том числе, останавливает?

- А герой рассказа он такой же человек, как все эти люди, которые не хотят и не ходят? ( Нет. У него активная гражданская позиция).

- У него такая же позиция, как у Вас? (Не совсем. Он более полно и точно понимает, что такое по-настоящему Родину любить, что такое настоящий патриотизм. А мы пока расширяем свои познания в этом вопросе. У нас еще есть пробелы в этих вопросах, которые необходимо восполнить.)



2 МИН

Ребята, я хочу познакомить вас с тем, что проверяет эксперт. ВАЖНО!!!




К2

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.



Сформулированная проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено 2 примера –иллюстрации и т.д.

5баллов


-/-/-/-/-/-/ , но не выявлена смысловая связь между примерами

4 балла



3 балла




2 балла

Учитель. Дети, что такое позиция автора? Ответ.

Позиция автора – это итог размышления, вывод, к которому приходит автор, давая ответ на поставленный проблемный вопрос. Чтобы изложить позицию автора, надо раскрыть его отношение к изображаемому..

К 3 Позиция автора На мой взгляд, позиция автора выражена во фразе: «… радоваться, что выполнив свой солдатский долг, ты еще и остался жить, никому не заказано. Но для солдата переднего края - это естественно и не стыдно!» № 40, 42 Солдат гордится, что он жертвовал своей жизнью много раз, но остался жив, и это ему кажется неправдоподобным. ЗАПИСЫВАЕМ

К4 Свое отношение к позиции автора 2 МИН

Позиция автора близка и понятна мне. В ней звучит мысль, что любовь к Родине, когда вся твоя жизнь – работа, твои чувства, мысли посвящены благу страны. Я согласен с мнением автора, потому что именно поступки, движимые чувствами, показывают степень любви к Родине. Патриот – это солдат! А что делает солдат? Он жертвует своей жизнью и считает это нормой.

Учитель. Ребята, здесь вы можете использовать цитаты (фрагментарное использование, как косвенную речь, собственно цитату) которые готовили. Давайте вспомним о постановке знаков препинания при цитатах.





Что проверяет эксперт !!!!!! 4 МИН

К4

Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста

1 балл


Экзаменуемый не выразил своего отношения к позиции автора

0 баллов






Обоснование – это доказательство правильности какой-либо мысли с помощью примеров.

(для обоснования своего мнения можно использовать пословицы, поговорки. высказывания писателей, ученых. Можно привести примеры из научной или художественной литературы)

Обоснование. Каждый человек должен выполнить свой долг перед Родиной. Курсанты учатся как воевать, как сделать потери минимальными, как сохранить не только свою жизнь, но и жизни подчиненных. Они для себя учатся? Нет! Хочется вспомнить произведение Лескова «Левша». Герою есть, что предложить в мастерстве, потому что он творческий человек. Возвратившись из Англии, Левша стремится передать тайну иноземцев в чистке оружия, ничего не требуя взамен, но умирает. Его смело можно назвать патриотом, потому что остался преданным своей стране.

Заключение. (Необходимо, чтобы ваше сочинение имело законченный вид. Иначе можно потерять 1 балл.)

Таким образом, патриотизм должен проявляться не на словах, а на деле. Патриотом нельзя назвать того, кто кричит на всех углах «я патриот» . Курсанты, молодые ребята, учатся, чтобы потом идти на фронт. Они наши ровесники. Может чуть постарше. Мы тоже учимся. Думаю, что каждый день мы должны задавать себе вопрос: «Что я сделал для Родины важного и полезного?» Именно так формируется программа настоящего патриота.

Патриот, в моём понимании, человек, который трудится и активен, строит своё будущее, связывая его со своей Отчизной.

Я считаю, что какая бы не была твоя Родина – она твоя… Ведь человек, чувствующий надобность в своей Родине способен на многое, нежели человек без любви к ней.

Рефлексия.

Домашнее задание: дописать сочинение.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!