СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья "Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы" поможет учителям - филологам на уроках русского языка и литературы решить проблемы духовно-нравственного и патриотического воспитания. Сталкиваясь ежедневно с книгой, мы имеет богатейшей материал для воспитания юных сердец. Если обратиться к программам по литературе, то какой бы мы класс не взяли, каждое произведение любого исторического периода поднимает прежде всего нравственные проблемы. Чтобы не прервать эту нравственную воспитательную линию, сохранить преемственность в изучении различных произведений для себя я выстроила своеобразную программу воспитания высоких нравственных и патриотических качеств через изучение рекомендованных произведений ,в том числе и на уроках внеклассного чтения.

Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы»

Статья «Нравственное и патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы»

Семёнова Е.В., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ№6» г. Сафоново Смоленской области.



Д.С.Лихачев.



Прогресс любой нации, включая материальный прогресс, основан на приоритете нравственных ценностей. Нравственные ценности являются фактором, определяющим будущее цивилизации. Мы с надеждой и тревогой смотрим на молодое поколение, так как на него возлагаем огромные надежды в развитии нашего общества и государства. Смогут ли они – наши дети, вывести страну из кризиса как нравственного, так и экономического. Острой проблемой не только для школы, семьи, но и для всего нашего общества является проблема воспитания.


Я считаю, что отказ от прошлой идеологической направленности в системе образования, ее ценностей, привел к тому, что воспитание как целенаправленная деятельность школы отошла на второй план. Пропаганда насилия, жестокости с экранов телевизоров, со страниц модных журналов и газет, со страниц Интернета растлевает души нашей молодежи, заполняя их безнравственностью. Распад Советского Союза повлёк за собой кроме всего прочего переоценку и такого понятия, как патриотизм.

Характеризуя создавшееся в стране положение, В.В. Путин говорит, что «утратив патриотизм связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения». В столь опасной ситуации происходит постепенное формирование нового – российского патриотизма, в котором должны гармонически сочетаться традиции героического прошлого и сегодняшние реалии жизни с учетом перспектив развития в обозримом будущем. Предотвратить нравственную деградацию, возродить высокое значение слова "патриотизм” обязаны именно детские учреждения, т.к. детство, юность - самая благодатная пора для воспитания чувства любви к Родине. Огромная роль в воспитании чувства патриотизма и гражданственности принадлежит учителю русского языка и литературы.

Перед нами, филологами, проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания стоит особо остро. Ведь мы имеем очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. А «Книга,- по словам А. Герцена, -это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых человеку, заступающему на его место».
Сталкиваясь ежедневно с книгой, мы имеет богатейшей материал для воспитания юных сердец.

Если обратиться к программам по литературе, то какой бы мы класс не взяли, каждое произведение любого исторического периода поднимает прежде всего нравственные проблемы. Чтобы не прервать эту нравственную воспитательную линию, сохранить преемственность в изучении различных произведений для себя я выстроила своеобразную программу воспитания высоких нравственных и патриотических качеств через изучение рекомендованных произведений, в том числе и на уроках внеклассного чтения.


5класс


1.Прославление лучших качеств человека в сказке «Царевна-лягушка» 2. Душевная красота царевны, жестокость и предательство царицы в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» 3.Обличение коварства и предательства , осуждение зависти и жадности в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» 4. Сердечность и отзывчивость Варюши в сказке К. Г. Паустовского «Стальное колечко» 5. Тема всепобеждающей доброты в сказках Ш. Перро. 6. Осуждение черствости, бездушия и эгоизма в образе Снежной королевы в сказке Х. К. Андерсена «Снежная королева» 7. Нравственный протест Герасима в рассказе И. С. Тургенева «Муму» 8. Доброта и любовь к братьям меньшим как одна из основ нравственности. По рассказу В. И. Белова «Скворцы» 9. Призыв Ю. П. Казакова к доброте и состраданию в рассказе «Арктур –гончий пес» и т. д.


6класс


1. О вечной борьбе между светлыми и темными силами природы в «Мифе о солнце» 2. Справедливость, чувство собственного достоинства Ильи Муромца в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» 3. Обличение человеческих пороков в баснях И. А. Крылова. 4. Осуждение жадности и глупости деревенских «властей» в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством» 5. Смелость, доброта, решительность, наивность и непрактичность любимого героя Толстого – Пети Ростова. 6. Гуманизм рассказа «Лапти» И. А. Бунина. 7. Милосердие и помощь людям - главные цели врача Пирогова в рассказе А. И. Куприна «Чудесный доктор» 8. Размышления Н. А. Заболоцкого о непреходящих духовных ценностях в своих стихах. 9. Труд как нравственное содержание человеческой жизни в рассказе А. П. Платонова «Корова». 10. Нравственная стойкость юного героя в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского» и т. д.


7 класс


1. Верность слову и долгу в русской народной обрядовой песне. 2. Чистота и благородство героев романа А. С. Пушкина «Дубровский» 3. Постижение прекрасного в лирике А. А. Фета. 4. Нравственность и человеческие взаимоотношения героев И. С. Тургенева в стихотворении «Два богача» 5. Сатира на паразитизм, нравственное ничтожество господствующего класса в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М. Е. Салтыкова – Щедрина. 6. Осуждение черствости и бездушия в рассказе А. П. Чехова «Тоска» 7. К. Д. Бальмонт о роли человека на земле, о смысле его жизни. 8. Идея доброты, взаимопонимания, самопожертвования в рассказе А. П. Платонова «В прекрасном и яростном мире» 9. Эстетические и нравственно – экологические проблемы, поднятые Ф. А. Абрамовым в рассказе «О чем плачут лошади» 10. Осуждение равнодушного и безразличного отношения к миру в рассказе Е. И. Носова «Кукла» и т.д.

8класс

1.Вопросы чести и долга в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» 2.

Разоблачение в комедии Н. В. Гоголя нравственных пороков чиновников России. 3. Воспевание чистоты нравственного долга в лирике природы. 4. Л. Н. Толстой «После бала». Мысль автора о моральной ответственности человека за жизнь окружающей среды. 5. Изображение духовного оскудения личности в рассказе А. П. Чехова «Человек в футляре» 6.

Победа истинной доброты над мерзостью в лирике В. В. Маяковского. 7. Тема добра и долга в рассказе К. Г. Паустовского «Телеграмма» 8. Преодоление главным героем рассказа «Возвращение» А. П. Платонова «самолюбия и собственного эгоизма» и т. д.

9класс

1.Сатирическое изображение невежества и безнравственности помещиков в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» 2.

Идея единства истины, добра и красоты в жизни и творчестве В. А. Жуковского. 3.Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума»- картина нравов. 4.Близость к народу как основа нравственных идеалов. По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

Татьяна Ларина _ нравственный идеал Пушкина 5. Нравственные проблемы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» 6.Стремление героя повести «Юность» Л. Н. Толстого к нравственному самосовершенствованию. 7.Трагизм духовного оскудения личности в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» 8. А. П. Платонов. «Песчаная учительница» Любовь к людям, понимание их боли главной героиней рассказа и. т. д.

Школьный учитель выступает в основном в двух профессиональных ролях – преподавателя и классного руководителя, воспитателя. Гуманистическая педагогика строит школу развития, где педагогический и воспитательный процессы рассматриваются как синонимы. А ведущая роль по-прежнему отводится уроку. От его построения зависит и результативность, в том числе и воспитательная.

Учитывая богатейшие возможности древнерусской литературы для воспитания чувств высокой гражданственности и патриотизма при изучении жанра жития использую исследовательский метод (привлекая Интернет-ресурсы, создать виртуальный музей произведений искусства, связанных с именами Преподобного Сергия Радонежского, Александра Невского, и провести по нему экскурсию, ответить на вопросы: «Почему Преподобный Сергий Радонежский является одним из самых почитаемых святых на Руси?» «Почему был причислен к лику святых Александр Невский?» В 7 классе невозможно не обсуждать на уроке литературы слова самого А. Платонова при знакомстве с его рассказом «Юшка»: «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию. Это чудо мне известно…» Традиционно разговор на эту тему провожу в форме урока-суда над случайным прохожим, решая проблему, кто виноват в смерти Юшки. Ребята бурно высказывают свое мнение о том, как Юшке удавалось сохранить доброжелательность, доброе отношение к людям и миру, спорят о том, нужно ли сочувствие и сострадание людям.

Богатыми возможностями воспитательного воздействия на учеников обладают произведения о Великой Отечественной войне. Именно в военной прозе сходятся волнующие современного читателя проблемы долга и личной ответственности за судьбу отечества, мира, проблемы нравственного выбора и патриотической памяти. При изучении такой большой темы, как «Литература периода Великой Отечественной войны», использую метод проектов. Например, работая над проектом «Поэты, не пришедшие с войны», учащиеся создают антологию произведений, в которых закрепилось личное авторское восприятие пережитого, ведь именно поэтический текст в наибольшей степени может способствовать пробуждению эмоционального отношения к событиям военного времени. Одна из групп представляет макет электронной газеты «За победу!». Одна из рубрик содержит иллюстрированные интервью с ветеранами Великой Отечественной войны. (по материалам сети Интернет) Тема работы следующей группы-«Биографии поэтов военной поры». Третья группа создаёт сборник стихов. Четвёртая – иллюстраторы. В заключении ребята приходят к созданию сиквейна.


Поэзия.


Трогательная, проникновенная.

Призывает, спасает, воодушевляет.

В военную пору поддерживает, помогает.

Память.

Поэзия периода Великой Отечественной войны воспринимается ребятами по-особому, ведь она соединяет высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя. Всеобщее чувство: желание оберечь родную землю, свое гнездо - чувство обыкновенного человека становится понятнее, ближе и роднее. Война воспринимается не как подвиг, не как геройство, а как проверка на человечность, просто как жизнь , пусть неимоверно тяжелая.
Книги о войне несут огромный воспитательно - патриотический заряд. Они о беззаветной стойкости нашего народа. В лучших произведениях о войне мы находим ключ к решению проблем сегодняшнего дня, прежде всего проблем нравственных. Эти книги заставляют гордиться своей страной, своим народом, помогают понять самого себя, осознать значение каждого человека, заставляют искать свое место в жизни, по–доброму относиться к окружающим людям.

Понятие патриотизм я для себя определяю не только как любовь к Родине, но уважение и преклонение перед лучшими людьми своего Отечества. Таким человеком для меня является Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Поэтому, используя часы внеклассного чтения, провожу урок, посвященный жизни этого великого учёного, выдающегося общественного деятеля, высоконравственного и интеллигентного человека с обсуждением отдельных глав из его «Писем о добром и прекрасном»

В.А Сухомлинский писал: " Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины." Таким маленьким уголком детства для моих учеников является наш московский район, где они все в основном живут. С целью воспитания любви к этой частичке своей малой Родины, к родной школе был создан проект «Мы здесь живём», в процессе работы над которым ребята познакомились с калининградскими писателями – жителями нашего района, с их творчеством.

Русский язык как учебный предмет несет чрезвычайно высокую познавательную ценность: привитие чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма. Для достижения этих целей в содержании русского языка можно использовать такой материал, как “Общие сведения о языке” и дидактический материал: упражнения, диктанты, изложения, сочинения и др. В случайной беседе с ребятами я недавно узнала, что они не только не знают, кто такие О. Кошевой, У. Громова, но и не могут назвать ни одного имени пионера-героя. Поэтому в течение этого учебного года в преддверии 65-летия Победы тексты для различных диктантов, изложений стараюсь брать, иногда немного адаптируя, из рассказов о пионерах-героях. Ребята уже узнали о подвигах Володи Дубинина, Вали Котика, Зины Портновой. Накануне празднования великой даты планирую провести итоговое внеклассное мероприятие.

Любовь к родному языку - одно из проявлений патриотизма. Еще К.Д. Ушинский говорил, что язык народа является полнейшим отражением родины и духовной жизни народа: “Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка... Таков этот великий народный педагог - родное слово”.

Большое воспитательное значение имеют пословицы, которые можно использовать при изучении различных тем в процессе всего обучения русскому языку: “Тире между подлежащим и сказуемым” (8 кл.) - Родная сторона - мать, чужая – мачеха; Родина - мать, умей за неё постоять; “Прилагательные полные и краткие” (5 кл.) - Своя земля и в горести мила; Глупа та птица, которой своё гнездо не мило; “Степени сравнения имен прилагательных” (6 кл.) - Родина краше солнца, дороже золота; Любовь к Родине сильнее смерти и т.д.

При изучении раздела «Лексика» использую работу со словарём и в воспитательных целях. Учащиеся могут выполнять самые различные задания, например: Прочитайте в “Школьном толковом словаре” и “Словаре иностранных слов” словарные статьи, посвященные слову патриот, патриотизм”. Чем различается материал словарных статей? Напишите рассуждение на тему “Что значит – быть патриотом”. Прочитайте в словаре словарные статьи, посвященные словам родина, герой, героизм, отвага, доблесть, мужество. Что объединяет эти слова?


В процессе преподавания постоянно обращаю внимание ребят на то, что надо беречь и развивать язык, совершенствовать и возвышать его как средство общения, орудие мысли. Тогда поднимется и уровень культуры, и будет накапливаться богатство добрых отношений между людьми, будут укрепляться нравственные устои жизни.

Специфика нашей работы такова, что мы сеем зерна разума и доброты, а прорастают они еще не скоро, не вдруг. Иногда к нашей общей печали могут не прорасти совсем.
Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность, патриотизм не останутся для многих фразой из книги, то учитель может считать свою задачу выполненной.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!