СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Патриотическое воспитание как составляющая часть воспитательной системы образовательного учреждения» (обобщение опыта работы классного руководителя)

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Утратив патриотизм,

связанные с ним национальную гордость и достоинство,

мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения»

В.В. Путин

Можно ли патриотизм воспитать в людях или оно приобретается при рождении? Ответ на этот и другие вопросы в работе по теме  «Патриотическое воспитание как составляющая часть воспитательной системы образовательного учреждения»

Рассмотрено, каким же образом определяется и осуществляется длительное развитие компонентов «патриотическое воспитание» в действующей программе воспитания в школе как целый комплекс позитивных качеств обучающихся. Исследование теории и опыт работы подтверждает то, что школьные годы – это самое благоприятное время для привития чувства любви к Родине и патриотическое воспитание - важная часть системы образования.

Тихонова И.И.

Просмотр содержимого документа
««Патриотическое воспитание как составляющая часть воспитательной системы образовательного учреждения» (обобщение опыта работы классного руководителя)»

Министерство образования и науки Хабаровского края



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ОРЕНБУРГСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ

БИКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ




Тема: «Патриотическое воспитание

как составляющая часть воспитательной системы образовательного учреждения»

(обобщение опыта работы классного руководителя)






Выполнила: Тихонова И. И.

учитель биологии и химии,

классный руководитель 5 класса

МБОУ ООШ Оренбургского с.п. Бикинского района Хабаровского края,


Образование - высшее, окончила Омский государственный педагогический университет в 2008 году.

Должность – учитель биологии и химии.

Педагогический стаж – 13 лет.

Квалификационная категория – высшая.









Хабаровский край

2021

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

Теоретическая основа развития патриотического воспитания в современной общеобразовательной школе


3

Воспитание патриотизма в современной школе

3

Психолого-педагогические компоненты патриотического воспитания

4

Направления системы патриотического воспитания

6

Специфика патриотического воспитания и технологий учебной и внеурочной деятельности школьников


7

Этапы реализации патриотического воспитания в современной школе

7

Направления системы патриотического воспитания

7

Формирование правовой среды для развития социально-патриотического воспитания

9

Заключение

11

Источники информации

12


Приложение


13



ВВЕДЕНИЕ

«Дело воспитания такое важное и такое святое, именно святое дело... Здесь сеются семена благоденствия и несчастья миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей Родины»

К.Д. Ушинский

«Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство - силой его патриотизма»

Н.Г.Чернышевский

В своей теме по самообразованию «Патриотическое воспитание как составляющая часть воспитательной системы образовательного учреждения» выделяю объект: патриотическое воспитание школьников как компонент образовательного процесса.

Цель: обосновать подходы к содержанию патриотического воспитания школьников в воспитательной системе образовательного учреждения.

Задачи:

Выявить теоретическую основу развития патриотического воспитания в современной общеобразовательной школе;

Выявить специфику патриотического воспитания и технологий учебной и внеурочной деятельности школьников с учетом их возрастных особенностей.

На протяжении всей истории человечества «воспитание» рассматривалось в трудах

  • философов (Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, Л.П. Корсавина, Г.В. Плеханова),

  • психологов (И.Б. Котова, С.Л. Рубинштейна, И.А. Сикорского),

  • педагогов (К.Д. Ушинского, Л.Р. Болотина, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского),

  • писателей (В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, В.В. Маяковского, Н.А. Островского, Н.Г. Чернышевского, М.А. Шолохова).

Патриотизм и патриотическое воспитание как проблема жизнедеятельности общества, государства, личности является составной частью воспитательного процесса подрастающего поколения, играет важную роль объединяющей и цементирующей силы не только национальных, но и многонациональных объединений.

Дух патриотизма - универсальный нравственный идеал. Его питают глубокие исторические и социальные корни. Это естественное чувство самосохранения, стремление защитить свое место обитания от различных завоевателей, которое формировалось долгим историческим опытом, выстрадано драматической судьбой Отечества и передается от поколения к поколению.

На достижение задач развития страны направлен национальный проект «Образование». Он предполагает реализацию основных направлений развития системы образования. В национальный проект входят следующие федеральные проекты:

  • Цифровая образовательная среда.

  • Молодые профессионалы (повышение конкурентоспособности профессионального образования).

  • Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации.

  • Социальная активность.

  • Социальные лифты для каждого.

  • Современная школа.

  • Успех каждого ребенка.

Рассмотрим, каким же образом определяется и осуществляется длительное развитие компонентов «патриотическое воспитание» в действующей программе воспитания в школе как целый комплекс позитивных качеств обучающихся.

Теоретическая основа развития патриотического воспитания

в современной общеобразовательной школе

«Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения».

СТАТЬЯ 67 Конституция РФ

Воспитание патриотизма в современной школе

Значимость развития системы патриотического воспитания обучающихся заключается в том, что именно в школе воспитание патриота своей страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения.

Практический интерес к теме на современном этапе обоснован необходимостью осознания сущности патриотического воспитания в условиях современной школы, как эффективного механизма образовательной политики государства в соответствии с происходящими переменами и требованиями, которые предъявляет новая социально-политическая ситуация и реформированный тип учащегося.

Федеральное законодательство об образовании в РФ представлено системой, включающей: Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также нормативные акты Федерального Собрания, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ и акты органов исполнительной власти.

В мае 2020 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин инициировал изменения в Законе «Об образовании в РФ», которые касались усиления воспитательного процесса в общеобразовательных организациях. 22 июля 2020 года были приняты соответствующие поправки в Закон «Об образовании в РФ», который вступил в силу 1 сентября 2020 года. Воспитание и развитие личности – один из ключевых приоритетов государственной политики в области образования. Воспитание обеспечивает воспроизводство культурного кода, развитие ценностей солидарности и патриотизма. Ведущую роль в формировании системы воспитания должна играть система образования, и, в первую очередь, детский сад и школа.

В соответствии с законом изменены образовательные программы, рабочие программы воспитания, а также составлен календарный план воспитательной работы. Рабочая программа определяет цель и основные задачи воспитательного процесса, а также методы их достижения, в то время как календарный план представляет собой перечень событий и мероприятий.

Патриотическое воспитание в общеобразовательной школе представляет собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов государственной молодежной политики по воспитанию гражданственности и патриотизма молодежи. В программе воспитания сформулированы теоретические основы гражданского и патриотического воспитания, его цель, задачи, принципы, направления деятельности, роль и место субъектов воспитания.

Основные понятия, используемые в программе воспитания:

«воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» (Конституция
РФ);

патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите. Это: сформировавшаяся позиция преданности стране и солидарности с ее народом, сознательная и добровольно принимаемая позиция граждан;

патриотическое воспитание – это систематическая, целенаправленная образовательная и массовая просветительская деятельность органов государственной власти, общественных организаций, образовательных организаций и учреждений молодежной политики, иных субъектов патриотического воспитания по формированию у граждан нравственных взглядов, содержанием которых является любовь к Отечеству, уважение истории и культурных особенностей, гражданской позиции, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины». Основой формирования патриотического самосознания становится идентичность со всей российской многонациональной культурой, со своей национальной культурой, традициями своих предков, родителей. При этом в системе патриотического воспитания любовь и уважение к своей стране должны соседствовать с уважением к другим народам и странам.

Воспитание у молодежи патриотизма и чувства национальной гордости, национального достоинства было характерно для России на протяжении веков.

В русском этносе идея патриотизма всегда рассматривалась в широком диапазоне. Свидетельства о патриотизме встречаются в военно-исторических документах и летописях еще в XI в. Патриотизм носит личностный характер и проявлялся в преданности своему князю и дружине. В "Уставе ратных и пушечных дел" (1607-1621 гг.) патриотизм закреплялся законодательно и ставится выше всех ценностей и добродетелей. В начале XIII века произошло обновление государственной идеи, главным из принципов стало "служение Отечеству и своим ближним".

Сила патриотизма наших людей особенно ярко проявилась в годы Великой Отечественной войны, война носила характер народной. «Вставай страна огромная, вставай на смертный бой!» - пели наши деды и прадеды, не щадившие жизни ради победы.

На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственные начала в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.

Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление – цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.

На мой взгляд, роль классного руководителя огромна – он может стать объединяющей силой и поддержкой для родителей и детей. Поэтому свою задачу как классного руководителя я определила так: стать другом детей, помощником и советчиком для родителей, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия.

Психолого-педагогические компоненты

патриотического воспитания

Для формирования патриотизма в системе воспитательной работы в школе нужно знать психолого-педагогические компоненты:

потребностно-мотивационный


Его формирование осуществляется, прежде всего, в системе учебных занятий, в частности уроков истории, в процессе неурочной деятельности с разнообразными формами внеклассной работы путём создания таких ситуаций, в которых бы обучающиеся переживают чувства любви и гордости за свою Родину, восхищались её историей, мужеством и храбростью патриотов.

Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России.

Учащиеся переживают чувства привязанности к своей родной земле, когда включаются в краеведческую работу, встречаются с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги. У учащихся появляется чувство восхищения, стремление подражать таким людям.

когнитивно-интеллектуальный (Б. П. Бигинас, Б. Т.Лихачев)

Этот компонент включает в себя углубленное осмысление сущности патриотизма и способов его проявления в различных видах человеческой деятельности.

Немало возможностей для этого имеется во внеклассной работе: лекции, беседы, встречи на патриотические тематики, литературно-художественные гостиные, организация поисковой работы. Такая работа способствует осознанию учащимися конкретных патриотических проявлений и качеств личности.

эмоционально-чувственный (А.А. Глебов, Э.В. Ильенков, С.Л. Хамматова, И.Т. Фролов)

Этот компонент состоит из формирования у школьников патриотических взглядов и убеждений. Для этого необходимо, чтобы знания о сущности и способах проявления этих качеств были не просто усвоены обучающимися, а приобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные переживания.

Большое значение имеет в данном компоненте создание педагогических ситуаций, которые включали бы в себя элементы дискуссий, определенную борьбу мнений, отстаивание учащимися своих суждений.

поведенческий и волевой - деятельностный (И. В. Бестужев-Лада, Р.П.Яновский)

Это формирование у учащихся способности к волевым проявлениям в области патриотизма и культуры межнациональных отношений.

Основным средством является включение учащихся в разнообразные виды практической деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения. Сюда входят различные виды трудовой, спортивной и общественно полезной деятельности, краеведческая работа, празднование историко-юбилейных дат, встречи с ветеранами.

Различные технологии учебной и внеурочной деятельности школьников используются при воспитании патриотизма в современной школе.

Система гражданского и патриотического воспитания – это совокупность субъектов и объектов гражданского и патриотического воспитания, нормативно-правовая и духовно-нравственная база воспитательной, образовательной и массовой просветительской деятельности, а также комплекс мероприятий по формированию гражданственности, патриотических чувств и сознания граждан Российской Федерации.



Специфика патриотического воспитания и

технологий учебной и внеурочной деятельности школьников

Этапы реализации патриотического воспитания в современной школе

Основные этапы реализации патриотического воспитания в современной школе обусловлены динамикой личностного развития обучающихся.

В 1-4-х классах дети осваивают такие патриотические идеи и ценности, как защита Отечества от иноземных захватчиков, идеи сплочения и укрепления России, ответственности за судьбу Родины.

У обучающихся 5-8-х классов активизируются стремление к постижению окружающего мира и самоутверждению в процессе изучения таких идей и явлений как патриотический подъем народных сил в кризисные периоды истории Отечества, роль личности и народа в прогрессивном развитии страны, рост национального самосознания народа

В 9-11-х классах у школьников активно развивается интеллектуальная сфера, предыдущий социальный опыт становится основой личной ответственности в принятии самостоятельных решений, самореализации, самовоспитания, развития патриотических идей в современной России.

Вопросы патриотического воспитания в современной школе находят отражение во всех применяемых в школе видах проектирования процесса воспитания (Программа воспитательной работы «Все вместе», рассчитанная на 5 лет (2020-2025г.г.), развития системы мероприятий (календарно-тематическое планирование на 2021-2022 учебный год) и педагогического анализа (параметрическом, тематическом, итоговом). Рассматриваются на педагогическом совете школы, заседаниях ШМО классных руководителей, на совещаниях при заместителе директора по воспитательной работе.

Направления системы патриотического воспитания

Потребность в переустройстве существующей системы гражданского и патриотического воспитания ярко проявляется на разных уровнях: региональном, муниципальном, семейном, индивидуальном, что учитывается в практической деятельности.

Классный руководитель, учитель, намечая план патриотического воспитания, ориентируется на особенности детей школьного возраста. В ходе подготовки у детей появляется общее дело, за которое они несут ответственность. Совместный труд, работа, анализ мероприятий, изучение литературы и средств массовой информации приобщают школьников к социально-патриотической жизни страны.

Основными направлениями в системе патриотического воспитания в учреждениях образования можно определить следующие:

Направления

Ориентиры на результативность

Примеры технологий

Духовно-нравственное

  • Осознание учащимися в процессе патриотического воспитания базовых национальных ценностей, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

  • Проведение мероприятий по изучению государственной символики России;

  • «Мир через культуру»

Гражданско-патриотическое

  • Воздействие через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, постоянной готовности к служению своему народу.

  • Участие в районных конкурсах и мероприятиях патриотической направленности;

  • Патриотическая акция «Подарок солдату»

Историко-краеведческое

  • Познание историко-культурных истоков на уровне чувственного опыта сопричастности к прошлому, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ним, гордости за сопричастность к достижениям предшествующих поколений и современников, понимание исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве.

  • Понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций народностей – жителей Хабаровского края.

  • Деятельность школьного историко-краеведческого музея;

Организация изучения краеведческих материалов Бикинского районного музея

Героико-патриотическое

  • Пропаганда героических профессий, знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.

  • Конкурс чтецов;

  • Конкурс патриотической песни;

  • Клуб «Я горжусь»

Военно-патриотическое

Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

  • Месячник военно-патриотического воспитания;

  • Уроки мужества и памяти;

  • Встречи с ветеранами В.О.войны;

  • Вахта Памяти

Спортивно – патриотическое

Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

Занятия физической культурой и спортом;

Военно-спортивная игра и соревнования

Социально-патриотическое

Активизация духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

Проведение рейда «Забота» практики шефства школы над ветеранами.

Особое значение в патриотическом воспитании имеет изучение подростками отечественной истории, в ходе которого происходит осмысление ими исторического опыта народа, формируется ценностное отношение к отечественной культуре, обусловливающее их гражданскую позицию, выбор направлений и способов самореализации в социальной практике.

Формы работы по патриотическому воспитанию постоянно обновляются и осуществляются через учебно-внеклассную деятельность школы.

Я работаю учителем биологии, химии МБОУ ООШ Оренбургского сельского поселения и в 2020-2021 учебном году являлась классным руководителем 5 класса. Из опыта работы приведу некоторые примеры.

  • Музей «Патриот» МБОУ ООШ Оренбургского с. п. является победителем Всероссийского смотра-конкурса музеев боевой и трудовой славы общеобразовательных учреждений Российской Федерации, посвящённого 75-й годовщине Победы нашего народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Ученики МБОУ ООШ Оренбургского с. п. приняли участие в:

  • региональном конкурсе научно исследовательских, методических и творческих работ «Мой край» проводимый Академией народной энциклопедии в рамках реализации Международного инновационного проекта «Моя Отчизна»;

  • онлайн-викторине «Я гражданин своей страны», посвящённой Дню Конституции Российской Федерации;

  • краевом дистанционно-образовательном проекте «И на Востоке завоёван мир!», посвящённого окончанию Второй мировой войны на Дальнем Востоке;

  • международной патриотической акции «Дети за Мир 75»;

  • онлайн-викторине «Победная точка во второй мировой войне…»;

  • В районных конкурсах чтецов «Мы – Патриоты», о войне (к 115-летию со дня рождения М.Джалиля), «Мой край дальневосточный» и велопробеге, посвящённому празднованию 75-летия окончания второй мировой войны на Дальнем Востоке.

  • Юнармейцы школы заняли призовое 3 место в интеллектуально-краеведческой игре «Вехи истории» среди юнармейских отрядов района.

Формирование правовой среды

для развития социально-патриотического воспитания

Существенные социальные, экономические, культурные изменения, произошедшие в России за последние годы, обусловили переосмысление места и роли патриотического воспитания в общественной жизни Идея воспитания патриотизма подрастающего поколения приобрела государственное значение.

Федеральный проект «Патриотическое воспитание» направлен на обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, ведется работа по развитию воспитательной работы в школе, проведению мероприятий патриотической направленности. За счет мероприятий проекта к концу 2024 года будут достигнуты следующие результаты - не менее 24% граждан Российской Федерации будут вовлечены в систему патриотического воспитания через:

  • мероприятия патриотической направленности Всероссийские, окружные и межрегиональные (не менее 640 тысяч человек);

  • просмотр онлайн-уроков, направленных на гражданско-патриотическое воспитание детей (не менее 25 миллионов);

  • вовлечение в деятельность Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «РОССИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ» (3 000 000 детей) и Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ» (600 тысяч детей).

Формирование правовой среды для развития социально-патриотического воспитания посредством четкого понимания ребенком своих прав и обязанностей (оговорены, разъяснены, эмоционально близки ребенку); ощущение защищенности ребенка, опора на школьный коллектив, решение спорных вопросов на основе представлений о справедливости; продуктивное решение конфликтных ситуаций, где делаются выводы, варианты развития ситуаций оговариваются; работа над общей дисциплиной, чувство порядка. Уважительное отношение к родному языку, постоянная работа над словарным запасом, чистотой языка – изучение родной литературы и поэзии.

Следует учитывать гуманный подход к личности ребенка и его участие в жизни класса (совместная разработка правил и законов поведения), активное и деятельное участие детского коллектива в школьной жизни, (ответственность за организацию мероприятий и акций) на основе рабочей творческой атмосфере и психологического климата.

Развитие патриотических чувств молодого поколения было актуально во все времена. С древних времен мудрецы и философы общались с молодежью, передавали свой опыт, знания и любовь к Родине. Такая преемственность поколений обеспечивала стабильность государства, создавала надежную опору власти и будущему народа. В периоды резкой смены устоев в обществе молодое поколение оказывалось растерянным, не знало, во что верить, именно такие этапы оказывались очень шаткими для целостности государства.

При изучении любого предмета должна быть личностная составляющая, ребенок не может мыслить незнакомыми абстракциями, только та информация, которая значима для него будет усвоена и принята. Например, для изучения истории многие педагоги просят ребенка при помощи старших родственников написать свое родословное дерево. Школьникам наиболее понятны все вехи истории, которые они воспринимают через жизнь и судьбу близких родственников.

Только подготовительные мероприятия способны сформировать у школьников чувство уважения, ценности к современникам исторических событий Великой Отечественной Войны. Сейчас остается все меньше очевидцев событий Великой Отечественной Войны. Мощной эмоциональной составляющей является встреча с ветеранами и тружениками тыла. Эти люди пережили непростое время в своей жизни и жизни страны. Общение с ветеранами оставляет глубокий отпечаток в детском сознании, именно в такие моменты крепнет чувство патриотизма и гордости за свой народ.

При реализации любой воспитательной концепции очень важно видеть и знать ее результаты. Для изучения результатов воспитательного воздействия использую следующие методики: мониторинг, диагностика, анкетирование.

Проводя анкетирование учащихся, а также диагностику воспитанности, выявляю способности детей, их положительные и отрицательные черты характера для дальнейшей корректировки. Анализируя проведенную работу, замечаю, что динамика показателей может быть неодинаковой, более того, некоторые показатели могут почти не меняться. Общий вывод делается на основе сопоставления всех полученных данных, характеризующих проделанную работу.

На мой взгляд, большая роль в воспитании детей патриотами принадлежит их родителям, поэтому строю работу в тесном взаимодействии с ними. На родительских собраниях обсуждались такие важные вопросы, как взаимоотношение в семье, как его добиться, дети и насилие, родителям о воспитании толерантности у детей.

Разработка программно-содержательных аспектов патриотического воспитания способствовала включению подростков в социально-значимую внеурочную деятельность (См. Приложение).

Опыт работы показывает, что для детей очень важно личное участие в общешкольном деле. Когда школьник участвует в уборке школы и охране порядка, посадке деревьев (муниципальная акция «лес Победы 2017»), Всероссийской акции «Бессмертный полк», поздравлении ветеранов, то происходит сближение с учебным заведением, родным краем, страной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения» («Россия на рубеже тысячелетий», опубликовано 30 декабря 1999 года, и.о. президента Владимир Путин)

Можно ли патриотизм воспитать в людях или оно приобретается при рождении? Есть люди, которые родились вдали от Родины предков, но выросли и впитали культуру своей «Родины». Значит, чувство любви к Отчизне можно взрастить, в этом направлении стоит работать родителям, воспитателям, учителям. В русской культуре и истории заключена огромная база для патриотического воспитания. Герои прошлых лет не раз доказывали свою любовь к Родине своими доблестными поступками, когда на первое место они ставили общее благо в обмен на свою жизнь. Такие исторические эпизоды оставляют неизгладимый след в сознании школьника.

Педагоги и психологи единодушны в том, то школьные годы – это самое благоприятное время для привития чувства любви к Родине, патриотическое воспитание - важная цель этого периода.

Под педагогическими условиями воспитания патриотизма подростка во внеурочной деятельности понимается совокупность программно-содержательных аспектов, направлений, методов, форм внеурочной деятельности, обеспечивающих сформированность компонентов патриотической воспитанности:

  • ориентация подростка на служение интересам Родины, уважение к ее истории, традициям, ценностям культуры, являющиеся основой формирования эмоционально-мотивационного компонента патриотизма подростка,

  • разработка программно-содержательных аспектов патриотического воспитания, способствующая включению подростка в социально-значимую (гражданско-патриотическую, поисково-исследовательскую (краеведческую), спортивно-массовую) внеурочную деятельность,

  • управление развитием личности подростка, преобразующееся в самоорганизацию его деятельности, результатом которой становятся патриотические знания, реализация отношения к Родине в конкретных поступках и действиях.

Э ффективное патриотическое воспитание юных россиян сегодня – это путь к духовному возрождению общества, восстановлению величия страны в сознании людей. Результативность такого воспитания проявляется в системе отношений ребенка к действительности, его творческой самоотдаче. Показатель его действительности – убежденность, патриотическая направленность поступков и всей жизни воспитанников.

Убедительным примером активности детей может служить проведение внеурочного занятия «Герои живут среди нас...» (классный час в 5 классе) на муниципальном семинаре директоров «Система духовно-нравственного воспитания в образовательной организации».

Результативность работы школы по патриотическому воспитанию измеряется степенью готовности и стремлением школьников к выполнению своего гражданского и патриотического долга, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества, родного края и малой родины.


Источники информации

Список

  1. Большая советская энциклопедия. - 2-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1956. - Т.39. - 664 с.

  2. Бондаревская, Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. - Ростов-на-Дону;1993. –Ч.1. – С. 11-42.

  3. Голотвин Х.Г., Мирский Р.Я. Традиции советского патриотизма. - М.: Мысль, 1975. - 200 с.

  4. Закон РФ "Об образовании" // Бюллетень комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ. - М.: Московский лицей, 1993. - №1.-С. 1-43.

  5. Краткий словарь по философии / Под общ. ред. И.В. Блауберга, И.К. Пантина. - 4-е изд. -- М.: Политиздат, 1982. -431 с.

  6. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания // Соч. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951.- Т.5. - С. 109-225.

  7. Мальковская Т.Н. Воспитание социальной активности старших школьников. - Л.: Изд-во ЛГПИ, 1973. - 172 с.

  8. Педагогический словарь в 2-х т. - М.: Изд-во АПН РСФСР, I960.

  9. Пашкович. И.А. Патриотическое воспитание: система работы. - Волгоград; 2006г.

  10. Тисленкова, И.А. Гражданско-патриотическое воспитание в школе. - Волгоград; 2006г.

Интернет – ресурсы:

  1. Государственная политика в сфере общего образования российской федерации.-М. 2021г. http://static.government.ru/media/files/GYRyAxoqmjgpAxer8PRuu2zMB9NBFAa9.pdf

  2. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»

  3. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся"

  4. https://www.pnp.ru/politics/minprosveshheniya

  5. http://nauka-pedagogika.com/pedagogika



ПРИЛОЖЕНИЕ

Информационно-аналитический отчет

(выписка 21.08.2021 за период 2016-2017 и 2020-2021 гг.)

Социализация личности продолжается всю жизнь.

Школа помогает понять подрастающему поколению, что будущее России в их руках, посредством регулярного участия в социально-значимых делах, социально-образовательных делах, проектах.

Участие в социально-значимых делах обучающихся

Образовательное учреждение

Мероприятий

Участий, чел.

Доля вовлеченных,%

МБОУ ООШ №53 г. Бикина

31

427

70,5

МБОУ ООШ Оренбургского с. п.

30

230

96,6

Всего 657 участий (человек) в 61 социально-образовательных делах, проектах.

В федеральных и муниципального района социально значимых делах, социально-образовательных делах, проектах за весь период организовано - 378 чел. – 80,9%.

В общешкольных социально значимых делах, социально-образовательных делах, проектах за весь период с учетом инициативы учащихся организовано – 279 человек – 86,2%.

Участие в социально-значимых делах, социально-образовательных проектах

Отмечаю удачи (грамоты, благодарности) в работе классного коллектива и повышение уровня гражданской культуры, развитие коммуникативных качеств обучающихся через успешную деятельность органов ученического самоуправления, развитие познавательных интересов учащихся, большую совместную работу детей, родителей и общественных организаций.

Грамота МБУ «Центральная районная библиотека» Отдела культуры администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края вручена учащимся 6г класса МБОУ ООШ № 53 г. Бикина за активное участие в проведении мероприятий 2016-2017 учебного года.

В 2017г. и 2021 г. имеются от Командования и личного состава войсковой части 46102 Министерства обороны Российской Федерации «Благодарность» мне и «Благодарности» обучающимся 6г и 5 классов за активное участие в проведении мероприятий, посвященных «празднику День Защитника Отечества» и «Вахта Памяти у вечного огня, посвященного празднику День Победы».

В 2021 году Диплом победителя районного патриотического фестиваля «Виват Победы» на Кубок Главы Бикинского муниципального района» среди юнармейских отрядов района получил юнармейский отряд «Пламя» МБОУ ООШ Оренбургского сельского поселения (Глава муниципального района С.А. Королёв)

Участвуя в 2021 году в муниципальном семинаре директоров «Система духовно-нравственного воспитания в образовательной организации» я провела открытый классный час «Герои живут среди нас…» в 5 классе.


Тихонова И.И.

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ СЕМИНАР ДИРЕКТОРОВ

«Система духовно-нравственного воспитания в образовательной организации».

Тема: «Герои живут среди нас…» (внеурочное занятие – классный час)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!