СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Пастернаковское лето" в Мутовках. Сергиево-Посадский край в жизни и поэзии Бориса Пастернака.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лето 1927 года поэт с семьей провел в Мутовках. Факт этот почерпнут из "Литературного наследия", где опубликованы письма Пастернака из Мутовок – деревни в семи километрах от станции Хотьково – стихи, написанные там. Таким образом наш сергиево-посадский край оказался причастен к поэзии Пастернака.

Просмотр содержимого документа
«"Пастернаковское лето" в Мутовках. Сергиево-Посадский край в жизни и поэзии Бориса Пастернака.»

БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ ПАСТЕРНАК

БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ ПАСТЕРНАК

«ПАСТЕРНАКОВСКОЕ ЛЕТО»  В МУТОВКАХ   Лето 1927 года поэт с семьей провел в Мутовках. Факт этот почерпнут из

«ПАСТЕРНАКОВСКОЕ ЛЕТО» В МУТОВКАХ Лето 1927 года поэт с семьей провел в Мутовках. Факт этот почерпнут из "Литературного наследия", где опубликованы письма Пастернака из Мутовок – деревни в семи километрах от станции Хотьково – стихи, написанные там. Таким образом наш сергиево-посадский край оказался причастен к поэзии Пастернака.

Электричка останавливается на платформе Абрамцево, и сразу после ее отхода с головой накрывает тишина, спокойный мир природы. С трудом находишь тропинку и полинявший маленький указатель на столбе: «К музею Абрамцево».    Полевая дорога ведет вдоль забора, а потом над оврагом к селенью Мутовки над Ворей. Здесь снимал дачу Пастернак.

Электричка останавливается на платформе Абрамцево, и сразу после ее отхода с головой накрывает тишина, спокойный мир природы. С трудом находишь тропинку и полинявший маленький указатель на столбе: «К музею Абрамцево».   Полевая дорога ведет вдоль забора, а потом над оврагом к селенью Мутовки над Ворей. Здесь снимал дачу Пастернак.

В 1920-х годах окрестные деревни по левой стороне дороги были для московской интеллигенции местом летнего отдыха. Было принято снимать у крестьян избы под дачи. В Мутовках, в семи километрах от станции Хотьково, провел лето 1927 года Борис Пастернак с семьей. В одном из писем он пи­сал: «Мы же, по-видимому, снимем дачу в 60 верстах от Москвы, поблизости от Абрамцева, когда-то имения Аксаковых, в местно­сти вообще очевидно отличавшейся высоким литературным вку­сом - (невдалеке, в пяти верстах от деревни, имение Тютчевых)».

В 1920-х годах окрестные деревни по левой стороне дороги были для московской интеллигенции местом летнего отдыха. Было принято снимать у крестьян избы под дачи. В Мутовках, в семи километрах от станции Хотьково, провел лето 1927 года Борис Пастернак с семьей. В одном из писем он пи­сал: «Мы же, по-видимому, снимем дачу в 60 верстах от Москвы, поблизости от Абрамцева, когда-то имения Аксаковых, в местно­сти вообще очевидно отличавшейся высоким литературным вку­сом - (невдалеке, в пяти верстах от деревни, имение Тютчевых)».

Поэт объяснял особенности выбранного им дома. Ему по­нравилось, что хозяин Гаврила Веденеев выстроил дом на самом обрыве и вынес за откос большой балкон, укрепив его огромными бревнами. С него открывался исключительный по живописности вид. Сам поэт называл эту террасу-балкон своим «воздушным ко­раблем». По вечерам все родные - семья его брата тоже снимала дачу в этой деревне - собирались на балконе и, конечно, пили чай:   Когда на дачах пьют вечерний чай, Туман вздувает паруса комарьи,   И ночь, гитарой брякнув невзначай,   Молочной мглой стоит в иван-да-марье...

Поэт объяснял особенности выбранного им дома. Ему по­нравилось, что хозяин Гаврила Веденеев выстроил дом на самом обрыве и вынес за откос большой балкон, укрепив его огромными бревнами. С него открывался исключительный по живописности вид. Сам поэт называл эту террасу-балкон своим «воздушным ко­раблем». По вечерам все родные - семья его брата тоже снимала дачу в этой деревне - собирались на балконе и, конечно, пили чай:

  Когда на дачах пьют вечерний чай,

Туман вздувает паруса комарьи,

  И ночь, гитарой брякнув невзначай,

  Молочной мглой стоит в иван-да-марье...

 Большинство подмосковных деревянных дач, в конце концов, по тем или иным причинам сгорели. Исключением являются те, в которых устроены музеи: в Болшеве музей Марины Цветаевой, в Переделкине музеи - Корнея Чуковского и Бориса Пастернака. А в Мутовках дом, в котором жил поэт, сохранился и принадлежит потомкам хозяев, сдававших помещение Пастерна­ку. В столетний юбилей поэта, в 1990 году, на доме установлена памятная доска. Сейчас балкон застеклен, а стены дома обшиты досками и покрашены зеленой краской. Но вид с обрыва на доли­ну Вори по-прежнему живописен.

Большинство подмосковных деревянных дач, в конце концов, по тем или иным причинам сгорели. Исключением являются те, в которых устроены музеи: в Болшеве музей Марины Цветаевой, в Переделкине музеи - Корнея Чуковского и Бориса Пастернака. А в Мутовках дом, в котором жил поэт, сохранился и принадлежит потомкам хозяев, сдававших помещение Пастерна­ку. В столетний юбилей поэта, в 1990 году, на доме установлена памятная доска. Сейчас балкон застеклен, а стены дома обшиты досками и покрашены зеленой краской. Но вид с обрыва на доли­ну Вори по-прежнему живописен.

Пастернак был недоволен тем, что им создано не так много сти­хов в то лето. Вернувшись в Москву, он писал: «Три с половиной месяца провел в прекрасной местности без видимой пользы».  Ви­ной тому было богатство окрестностей деревни в ту пору ягодами, грибами, орехами. Это отвлекало от поэзии. Стихотворения «Лан­дыши», «Сирень» и «Любку» он назвал немного насмешливо «бо­таническими стихами». Но как же ясно в стихотворении «Ланды­ши», написанном в Мутовках, он выразил мысль о равноправии человека и природы!

Пастернак был недоволен тем, что им создано не так много сти­хов в то лето. Вернувшись в Москву, он писал: «Три с половиной месяца провел в прекрасной местности без видимой пользы». Ви­ной тому было богатство окрестностей деревни в ту пору ягодами, грибами, орехами. Это отвлекало от поэзии. Стихотворения «Лан­дыши», «Сирень» и «Любку» он назвал немного насмешливо «бо­таническими стихами». Но как же ясно в стихотворении «Ланды­ши», написанном в Мутовках, он выразил мысль о равноправии человека и природы!

...Жары нещадная резня   Сюда не сунется с опушки.   И вот ты входишь в березняк,   Вы всматриваетесь друг в дружку.   Но ты уже предупрежден.   Вас кто-то наблюдает снизу:   Сырой овраг сухим дождем   Росистых ландышей унизан. Он отделился и привстал,   Кистями капелек повисши,   На палец, на два от листа,   На полтора от корневища...

...Жары нещадная резня

  Сюда не сунется с опушки.

  И вот ты входишь в березняк,

  Вы всматриваетесь друг в дружку.

  Но ты уже предупрежден.

  Вас кто-то наблюдает снизу:

  Сырой овраг сухим дождем

  Росистых ландышей унизан.

Он отделился и привстал,

  Кистями капелек повисши,

  На палец, на два от листа,

  На полтора от корневища...

И в стихах Пастернака, написанных в Мутовках, отразилась погода того лета. Стихотворение «Ландыши» начинается словами: «С утра жара…» и далее «Жары нещадная резня…». И дожди того лета в стихах «Сирень», «Любка», «Пространство», «Приближение грозы». Поэт тогда даже изменил своей всегдашней любви к дождю, о которой писала Цветаева: «Любовь к дождю, как у ребенка». В стихотворении «Пространство» есть такие строки:  Недолго приходится ждать. Движенье нахмуренной выси, – И дождь, затяжной, как нужда, Вывешивает свой бисер.

И в стихах Пастернака, написанных в Мутовках, отразилась погода того лета. Стихотворение «Ландыши» начинается словами: «С утра жара…» и далее «Жары нещадная резня…». И дожди того лета в стихах «Сирень», «Любка», «Пространство», «Приближение грозы». Поэт тогда даже изменил своей всегдашней любви к дождю, о которой писала Цветаева: «Любовь к дождю, как у ребенка». В стихотворении «Пространство» есть такие строки: Недолго приходится ждать. Движенье нахмуренной выси, – И дождь, затяжной, как нужда, Вывешивает свой бисер.

А каким был в 1927 году летний отдых поэта, известно из его письма сестре Жозефине в Лондон: «Жаркий летний полдень. Встали, как часто в последнее вре­мя, в седьмом часу. После чаю с Женечкой отправились в лес за со­седнюю деревню. Он - на обрыве, место называется Маланьина гора. Сейчас пора покоса, ты догадываешься, чем дышит ветер. Мы пошли по ягоды. Помнишь младенчество? Вызови его в памяти и ты вживе увидишь и Женечку с корзиночкой в руке и со стра­стью в глазах, тонущего на корточках в густой сочной траве, глу­шащей пни и кочки на этой полосе прошлогодней лесной порубки. А в ней не менее милые тебе крупные зернистые рубины изомлевшей от зрелости земляники. Мы были так поглощены сбором, что в двадцати шагах от тропки прозевали Маргариту, точно ее не бы­вало, да и бесследно пропали для нее. Правда - холмист и густ этот ягодник, а густой березняк, в котором все это происходит, так ослеплен солнцем, что нет материи и краски, которая бы в этот час не показалась бы частью его горящей зелени».

А каким был в 1927 году летний отдых поэта, известно из его письма сестре Жозефине в Лондон:

«Жаркий летний полдень. Встали, как часто в последнее вре­мя, в седьмом часу. После чаю с Женечкой отправились в лес за со­седнюю деревню. Он - на обрыве, место называется Маланьина гора. Сейчас пора покоса, ты догадываешься, чем дышит ветер. Мы пошли по ягоды. Помнишь младенчество? Вызови его в памяти и ты вживе увидишь и Женечку с корзиночкой в руке и со стра­стью в глазах, тонущего на корточках в густой сочной траве, глу­шащей пни и кочки на этой полосе прошлогодней лесной порубки. А в ней не менее милые тебе крупные зернистые рубины изомлевшей от зрелости земляники. Мы были так поглощены сбором, что в двадцати шагах от тропки прозевали Маргариту, точно ее не бы­вало, да и бесследно пропали для нее. Правда - холмист и густ этот ягодник, а густой березняк, в котором все это происходит, так ослеплен солнцем, что нет материи и краски, которая бы в этот час не показалась бы частью его горящей зелени».

Виктор Звягинцев запечатлел этот живописный пейзаж в картине «Дом Пастернака в Мутовках»

Виктор Звягинцев запечатлел этот живописный пейзаж в картине «Дом Пастернака в Мутовках»

В 2006 году в издательстве

В 2006 году в издательстве "Все для Вас. Сергиев Посад" вышла в свет книга под названием "Пастернаковское лето". В книге описана история возникновения поэтических Пастернаковских праздников, даны фотографии и иллюстрации и опубликованы произведения поэтов нашего края, победителей конкурсов "Пастернаковское лето" 2000-2005 годов.

История появления Пастернаковских праздников ведет отсчет с лета 1987 года, когда на Цветаевском празднике поэзии в Александрове побывали члены Клуба любителей поэзии при Хотьковской библиотеке. Тут-то и озарило их, что Хотьково тоже имеет право иметь свой праздник поэзии –  поэзии Бориса Пастернака.  В первое воскресенье октября 1987 года, после большой подготовительной работы, по инициативе Т. В. Смирновой и ее единомышленников состоялся первый не только в Хотькове, но и в стране праздник, посвященный Пастернаку. Он стал ежегодным и поначалу проходил в Хотькове.

История появления Пастернаковских праздников ведет отсчет с лета 1987 года, когда на Цветаевском празднике поэзии в Александрове побывали члены Клуба любителей поэзии при Хотьковской библиотеке. Тут-то и озарило их, что Хотьково тоже имеет право иметь свой праздник поэзии – поэзии Бориса Пастернака. В первое воскресенье октября 1987 года, после большой подготовительной работы, по инициативе Т. В. Смирновой и ее единомышленников состоялся первый не только в Хотькове, но и в стране праздник, посвященный Пастернаку. Он стал ежегодным и поначалу проходил в Хотькове.

В 2000 году исполнилось 110 лет со дня рождения поэта. Эта дата была отмечена открытием в нашем историко-художественном музее-заповеднике выставки

В 2000 году исполнилось 110 лет со дня рождения поэта. Эта дата была отмечена открытием в нашем историко-художественном музее-заповеднике выставки "Мир Пастернака". В тот же год В. Н. Сосин, руководитель литературного объединения "Свиток", предложил провести конкурс стихов о природе среди местных поэтов и назвать его "Пастернаковское лето". Участники конкурса приехали в Хотьково на Пастернаковский праздник, побывали в Мутовках. И на следующий год Сосин предложил сделать конкурс традиционным.

Праздники переместились в Сергиев Посад и стали конкурсами. Проходят они с 2003 года в Центральной районной библиотеке им. В. В. Розанова. На конкурс стихи подаются анонимно, под девизами, а для большей объективности оценки приглашаются в жюри поэты, филологи, журналисты из других городов. В последних конкурсах тематика была расширена: появились номинации

Праздники переместились в Сергиев Посад и стали конкурсами. Проходят они с 2003 года в Центральной районной библиотеке им. В. В. Розанова. На конкурс стихи подаются анонимно, под девизами, а для большей объективности оценки приглашаются в жюри поэты, филологи, журналисты из других городов. В последних конкурсах тематика была расширена: появились номинации "Духовная поэзия", "Литературоведческие заметки", а также "Проза о природе“.

Использованная литература 1.Бобров, А.А. Литературные усадьбы России / А.А. Бобров.- М.: Вече, 2016.- С. 239-255.: ил. – (Гордость Отечества) (12+)   2.Газета «Вперёд», 3 июля 2006 год.  3. Пастернаковское лето. Произведения с конкурсов имени Бориса Пастернака. Сергиев Посад, 2006. С. 3–40

Использованная литература

1.Бобров, А.А. Литературные усадьбы России / А.А. Бобров.- М.: Вече, 2016.- С. 239-255.: ил. – (Гордость Отечества) (12+) 2.Газета «Вперёд», 3 июля 2006 год.

3. Пастернаковское лето. Произведения с конкурсов имени Бориса Пастернака. Сергиев Посад, 2006. С. 3–40

Презентацию подготовила  преподаватель русского языка и литературы «Сергиево-Посадского колледжа»  Беленко-Линёва Марина Петровна

Презентацию подготовила преподаватель русского языка и литературы «Сергиево-Посадского колледжа» Беленко-Линёва Марина Петровна


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!