Просмотр содержимого документа
«Паспорт уголка по экспериментированию подготовительной к школе группы "Почемучки"»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №8 «Солнышко»
Мензелинского муниципального района Республики Татарстан
Паспорт центра науки
«Почемучки».
Давайте ответим на вопрос, какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника?
С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155) , исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии.
ФГОС требует от нас создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации и личностного развития. А метод экспериментирования, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста, способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность и мыслительную деятельность. В детском саду экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях и опытах.
Экспериментирование можно включать в тематически запланированную ООД, можно использовать как развлечение, как деятельность, направленную на развитие мелкой моторики, развитие речи, формирование элементарных математических представлений т. д.
Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Давайте рассмотрим последовательность детского экспериментирования:
1. Целеполагание.
2. Выдвижение гипотез.
3. Проверка предположений.
4. Если предположение подтвердилось: формулируем выводы.
5. Если предположение не подтвердилось: постановка новой гипотезы, её реализация, подтверждение, формулировка выводов. Т. е. ребёнок сам шаг за шагом выступает исследователем.
Но существуют проблемы организации детского экспериментирования, в первую очередь это недостаточное оснащение развивающей предметно - пространственной среды, для приобретения готового оборудования не всегда есть материальная возможность.
Выходом из такой ситуации может стать создание центра экспериментирования в группах, в соответствии с возрастными особенностями детей. А оснастить центр экспериментирования в группе можно совместно с родителями. Ведь у каждого в доме найдутся бутылочки, стаканчики, формочки, лоскутки, крупа и т. п. Коллекции камней, ракушек тоже могут помочь собрать родители.
В своей группе мы устроили такой центр, который помогает нам изучать мир, который нас окружает. В нашем центре есть различное интересное и необходимое оборудование и разнообразный материал для исследований.
Перечень оборудования уголка «Почемучки».
Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов.
Серии картин с изображением природных сообществ.
Книги познавательного характера:
«Птицы»
«Доисторический мир» и др.
Коллекции:
Коллекция значков
Коллекция календариков
Коллекция древесины
Коллекция часов
Природный материал:
Камни
Ракушки
Опилки
Семена: огурца, гречи, свёклы, тыквы, чечевицы, фасоли, подсолнуха, гороха.
Утилизированный материал:
Технический материал:
Гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора
Разные виды бумаги и ткани:
Фольга, картон, бархатная бумага, тетрадный лист, калька
Ситец, лён, драп, замша, крем плешин, сатин, болон и др.
Красители:
Пищевые: желтый, оранжевый, красный, зелёный, розовый, голубой
Непищевые: гуашь, акварельные краски
Медицинские материалы:
змеевик
Прочие материалы:
Зеркала- 6 шт.
Шары воздушные
Масло подсолнечное, мука, соль, сахар, крахмал
Крупы: рис, перловка, пшено, гречка
Свечи- 11шт.
Формы для льда, мыльницы, воронки
Приборы - помощники:
Клеёнчатые фартуки – 11 шт., нарукавники, резиновые перчатки, тряпки
Мини - стенд «О чём хочу узнать завтра»
Фито бар:
Коллекция бутылок:
Скорлупа грецкого ореха
Шишки
Жёлуди
Песок речной
Пробки
Крышки
Камни
Трубочки
Набор пуговиц
Глобус
Картотеки:
Картотека опытов и экспериментов
Картотека игр - экспериментов
Летние игры с водой и песком для детей и родителей
Центр воды и песка:
Таз с песком и формами для игр с песком, лопатки, совочки, грабельки
Таз с водой: пластмассовые рыбки, резиновые игрушки
Мини - огород:
Лук, посаженный в землю
Лук, посаженный в воду
Овёс
Именно исследовательская деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, выпускник сегодня должен обладать такими качествами как, любознательность и активность. Исследовательская деятельность побуждает ребёнка интересоваться новым и неизвестным в окружающем мире. Ребёнок учится задавать вопросы взрослому, ему нравиться экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно.