СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Паспорт проектной работы "Теорема Пифагора"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В наши дни теорема Пифагора очень важна и актуальна. И несущественно то, что она была известна за много веков до Пифагора, важно то, что Пифагор выделил её, дополнив собственными исследованиями, повысив значимость в мире математических открытий.

Цели:  Выяснить:

  1.      Кто же такой Пифагор.
  2.      В чем заключается теорема Пифагора.
  3.      Доказательства теоремы Пифагора.
  4.      Найти её практическое применение.

Задачи:

  1.     Изучить биографию Пифагора
  2.     Исследовать теорему Пифагора и её      доказательства
  3.     Найти области её применения

Просмотр содержимого документа
«Паспорт проектной работы "Теорема Пифагора"»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Биджан»



ПАСПОРТ проектной работы



Теорема Пифагора














Руководитель проекта: Парыгина И.А.

Учебный предмет: математика

Возраст учащихся, на который рассчитан проект: 9- 11 класс

Состав проектной группы: Бондарь З. 9 класс, Хаханов В. 9 класс.

Тип проекта: исследовательский

Теорема Пифагора

Актуальность исследования

В наши дни теорема Пифагора очень важна и актуальна. И несущественно то, что она была известна за много веков до Пифагора, важно то, что Пифагор выделил её, дополнив собственными исследованиями, повысив значимость в мире математических открытий.

Цели: Выяснить:

  1. Кто же такой Пифагор.

  2. В чем заключается теорема Пифагора.

  3. Доказательства теоремы Пифагора.

  4. Найти её практическое применение.

Задачи:

1. Изучить биографию Пифагора

2. Исследовать теорему Пифагора и её доказательства

3. Найти области её применения





Введение

О ней писали в своих произведениях римский архитектор и инженер Витрувий, греческий писатель-моралист Плутарх, математик 5 века Прокл и другие. Легенда о том, что в честь своего открытия Пифагор принес в жертву быка или, как рассказывали другие, сто быков, послужила поводом для рассказов писателей и стихов поэтов.









I. Теоретическая часть

  • Историческая справка

О Пифагоре сохранились десятки легенд и мифов, с его именем связано многое в математике, и в первую очередь, конечно, теорема носящая его имя, которая занимает важнейшее место в школьном курсе геометрии.

  • Краткая биография

Великий ученый Пифагор родился около 570 л. до н.э. на острове Самосе. Отцом Пифагора был Мнесарх, резчик по драгоценным камням. Имя же матери Пифагора неизвестно. По многим античным свидетельствам, родившийся мальчик был сказочно красив, а вскоре проявил и свои незаурядные способности. Среди учителей юного Пифагора традиция называет имена старца Гермодаманта и Ферекида Сиросского(хотя и нет твердой уверенности в том, что именно Гермодамант и Ферекид были первыми учителями Пифагора). Целые дни проводил юный Пифагор у ног старца Гермодаманта, внимая мелодии кифары и гекзаметрам Гомера. Страсть к музыке и поэзии великого Гомера Пифагор сохранил на всю жизнь. И, будучи признанным мудрецом, окруженным толпой учеников, Пифагор начинал день с пения одной из песен Гомера. Ферекид же был философом и считался основателем италийской школы философии. Таким образом, если Гермодамант ввел юного Пифагора в круг муз, то Ферекид обратил его ум к логосу. Ферекид направил взор Пифагора к природе и в ней одной советовал видеть своего первого и главного учителя. Но как бы то ни было, неугомонному воображению юного Пифагора очень скоро стало тесно на маленьком Самосе.

  • История теоремы

Интересна история теоремы Пифагора. Хотя эта теорема и связана с именем Пифагора, она была известна задолго до него. В вавилонских текстах эта теорема встречается за 1200 лет до Пифагора, а в Египте это соотношение использовалось для построения прямого угла еще пять тысяч лет назад. Возможно, что тогда еще не знали ее доказательства, а само соотношение между гипотенузой и катетами было установлено опытным путем на основе измерений. Пифагор, по-видимому, нашел доказательство этого соотношения. Сохранилось древнее предание, что в честь своего открытия Пифагор принес в жертву богам быка, по другим свидетельствам - даже сто быков. На протяжении последующих веков были найдены различные другие доказательства теоремы Пифагора. В настоящее время их насчитывается более пятисот, в том числе: геометрических, алгебраических, механических и прочих. Благодаря такому количеству доказательств, теорема Пифагора попала в Книгу рекордов Гиннеса, как теорема с наибольшим количеством доказательств.



Теорему называли «мостом ослов», так как слабые ученики, заучивающие теоремы наизусть, без понимания, и прозванные поэтому «ослами», были не в состоянии преодолеть теорему Пифагора, служившую для них вроде непреодолимого моста.

Или «бегство убогих», так как некоторые «убогие» ученики, не имевшие серьезной математической подготовки, бежали от геометрии.



В некоторых списках «Начал» Евклида теорема Пифагора называлась теоремой Нимфы, «теорема – бабочка», по-видимому из-за сходства чертежа с бабочкой, поскольку словом «нимфа» греки называли бабочек. Нимфами греки называли еще и невест, а также некоторых богинь.

При переводе с греческого арабский переводчик, вероятно, не обратил внимания на чертеж и перевел слово «нимфа» не как «бабочка», а как «невеста». Так и появилось ласковое название знаменитой теоремы – «Теорема Невесты».



К теореме Пифагора его ученики составляли стишки, вроде: «Пифагоровы штаны

во все стороны равны»

  • Теорема Пифагора

Первоначально теорема устанавливала соотношение между площадями квадратов, построенных на гипотенузе и катетах прямоугольного треугольника:
«Квадрат, построенный на гипотенузе прямоугольного треугольника, равновелик сумме квадратов, построенных на катетах».
Алгебраическая формулировка:
«В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов».
То есть, обозначив длину гипотенузы треугольника через c, а длины катетов через a и b: a2+b2=c2. Обе формулировки теоремы эквивалентны, но вторая формулировка более элементарна, она не требует понятия площади. То есть второе утверждение можно проверить, ничего не зная о площади и измерив только длины сторон прямоугольного треугольника.
Обратная теорема Пифагора. Для всякой тройки

положительных чисел a, b и c, такой, что
a2 + b2 = c2, существует прямоугольный

треугольник с катетами a и b и гипотенузой c.


  • Доказательства

1.Через подобные треугольники

2. Доказательства методом площадей

2.1. Доказательство через равнодополняемость

2.2. Доказательство Евклида

2.3. Доказательство Леонардо да Винчи


  • Приминение

Многие при имени Пифагор вспоминают его теорему. Но неужели мы можем встречать эту теорему только в геометрии? Нет, конечно, нет! Теорема Пифагора встречается в разных областях наук. Например: в физике, астрономии, архитектуре и в других. Но так же Пифагор и его теорема воспеты в литературе.

В настоящее время всеобщее признание получило то, что успех развития многих областей науки и техники зависит от развития различных направлений математики. Важным условием повышения эффективности производства является широкое внедрение математических методов в технику и народное хозяйство, что предполагает создание новых, эффективных методов качественного и количественного исследования, которые позволяют решать задачи, выдвигаемые практикой. Рассмотрим несколько элементарных примеров таких задач, в которых при решении применяется теорема Пифагора.

  • Строительство

Теорема Пифагора применяется при строительстве окон, крыш и молниеотводов.




II. Практическая часть

  • Расчетаем высоту стропила

Крыша: в доме задумано построить двускатную крышу (форма в сечении). Какой длины должны быть стропила, если изготовлены балки AС=760 см, и AB=BС.
Решение:
Треугольник ABC - равнобедренный AB=BC=402 см, HC=380 cм.

  • Молниеотвод

Молниеотвод: защищает от молнии все предметы, расстояние до которых от его основания не превышает его удвоенной высоты. Определить оптимальное положение молниеотвода на двускатной крыше, обеспечивающее наименьшую его доступную высоту.
Решение:
По теореме Пифагора h2 ≥ a2+b2, значит h ≥ √(a2+b2).
Ответ: h ≥ √(a2+b2)



  • Мобильная связь

В настоящее время на рынке мобильной связи идет большая конкуренция среди операторов. Чем надежнее связь, чем больше зона покрытия, тем больше потребителей у оператора. При строительстве вышки (антенны) часто приходится решать задачу: какую наибольшую высоту должна иметь антенна, чтобы передачу можно было принимать в определенном радиусе (например радиусе R=200 км?, если известно. что радиус Земли равен 6380 км.)
Решение:
Пусть AB= x, BC=R=200 км, OC= r =6380 км.
OB = OA + AB
OB = r + x
Используя теорему Пифагора, получим ответ.
Ответ: 2,3 км.


III. Исследовательская деятельность

Проведенное нами исследование с представлением и объяснением значительного количества фактов доказательства теоремы даёт основание признать гипотезу полностью подтверждённой.


После проведенной нами работы мы можем с уверенностью сказать: теорема Пифагора необходима не только для изучения математики, но и практической части в жизни.

IV.Заключение

С глубокой древности математики находят все новые и новые доказательства теоремы Пифагора, все новые и новые замыслы ее доказательств. Таких доказательств – более или менее строгих, более или менее наглядных – известно более полутора сотен (по другим источникам, более пятисот), но стремление к преумножению их числа сохранилось. Поэтому теорема Пифагора занесена в «Книгу рекордов Гиннеса». Самостоятельное «открытие» доказательства теоремы Пифагора будет полезно и современным школьникам.

Источники информации:

  1. А.Д.Александров и др. Геометрия 7-9

  2. Атанасян и др. Геометрия 7-9

  3. И. Глейзер. История математики в школе.

  4. В.Н.Руденко, Г. А. Бахурин Геометрия 7-9

  5. В.Д.Чистяков. Старинные задачи по элементарной математике


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!