Паспорт проекта
Социально-исторический проект о родственниках-участниках ВОВ «Герой в каждой семье» реализуется в МБОУ «СОШ № 39» с 2019-2020 учебного года.
Участники проекта
– обучающиеся 1-11 классов;
– родители
– классные руководители
– учителя истории, педагог-организатор
Тип проекта Поисково-информационный
Сроки реализации проекта – 1 год
Направление деятельности: познавательное
Вид деятельности: проблемно-ценностное обучение
Формы деятельности, использованные в проекте: исследование, поисковая, практическая работа, защита работы (публичные слушания)
Цель участия в проекте для учителя, классного руководителя: формирование эффективной системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого обучающегося эмоционально-ценностного отношения к героическому прошлому через сохранение в памяти подрастающего поколения истории жизни и подвигов родственников – участников Великой Отечественной войны.
Воспитательные задачи, достигаемые учителями и классными руководителями, участвующими в проекте:
– формирование у обучающихся гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции для успешной их социализации посредством вовлечения обучающихся и их родителей в активную совместную деятельность;
– формирование чувства гордости за свое страну и народ;
– воспитание чувства долга перед Родиной, понимания причастности членов семьи к освобождению Родины, к знаковым историческим событиям своей страны и мира;
– утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений
Планируемые результаты для обучающихся:
У детей:
Предметные – ученик научиться пользоваться методами научного познания, обрабатывать результаты поисковой деятельности, представлять полученные результаты
Метапредметные – овладение навыками самостоятельной работы (постановки цели, планирование, самоконтроль, оценка результатов работы), развитие монологической и диалогической речи, умение работать с информацией (архивные данные, семейные истории и др.)
Личностные – формирование целостной смысловой картины об исторических, героических подвигах своих прадедов в годы Великой Отечественной войне, чувства сопричастности к Победе в Великой Отечественной войне, чувства гордости за своих предков. Пробуждение национального самопознания, приобретение детьми навыков социального общения со взрослыми, проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям.
У родителей:
– формирование и систематизация исторических знаний об историческом, героическом подвиге воевавших родственниках;
– участие вместе с детьми в поисковой и художественно-творческой деятельности в рамках реализации проекта;
– проявление позиции активных участников и партнеров воспитательного и образовательного процесса в рамках реализации проекта;
– укрепление детско-родительских отношений.
Актуальность
Сегодня, когда на государственном уровне гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направления, наш проект, который направлен на сохранение преемственности поколений и формирование патриотизма, мы считаем особенно актуальным. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан. Без возрождения национальной гордости, национального достоинства нельзя вдохновить людей на высокие дела. Эти качества должны воспитываться с раннего детства.
Проект «Герой в каждой семье» разработан в соответствии программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» (постановление Правительства РФ от 05.10. 2010 № 795). Он содержит серьёзную и системную работу по формированию нравственных качеств личности обучающихся, работу ума, души и сердца ребёнка, помогает создавать условия для воспитания патриотических чувств и качеств, которые станут впоследствии основой нравственного поведения ребенка. Формирование патриотического воспитания должно осуществляться на основе образа жизни людей, которые являются ярким примером служения своей семье, краю.
Практическая значимость проекта
Авторский подход к формированию информационной составляющей патриотического воспитания сможет продемонстрировать новые возможности при формировании патриотического характера мировоззрения у учащихся.
Предложенные критерии оценки эффективности и результатов патриотического воспитания, могут быть использованы образовательными учреждениями с целью повышения качества образования, реализовывать задачи патриотического воспитания.
Результативность
Считаем, что проект помогает реализовывать патриотическое воспитание детей, способствует формированию патриотических чувств у младших школьников. Проект заинтересовал и детей, и родителей. Родители вместе с детьми интересно вели рассказ о своих дедушках, прадедушках, сопровождая показом фотографий, видеофильмами. На всех этапах реализации проекта использовался развивающий, дифференцированный подход к каждому ребенку и родителю. Все участники проекта убедились в том, насколько актуальна тема изучения Великой Отечественной войны, а более того сохранение в памяти подрастающего поколения истории жизни и подвигов родственников – участников ВОВ.
Многие работы рекомендуются для участия во Всероссийских онлайн-проектах, посвященных ВОВ: Всенародный исторический депозитарий «Лица Победы», «Правнуки Победы», муниципальный фестиваль «Эхо далекой войны», Всенародный исторический депозитарий «Лица Победы» и др.