Муниципальное бюджетное
общеобщеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №15»
Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан
Паспорт кабинета
педагога-психолога
Педагог-психолог
Шевелева Ирина Викторовна
2017 год
Краткая информация о деятельности кабинета
Педагог-психолог: Шевелева Ирина Викторовна.
Педагогический стаж: 6 лет.
Образование высшее психологическое.
Закончила Казанский государственный Университет им. В.И. Ульянова-Ленина г. Казань, психологический факультет в 2008 году. Специальность – психология. Квалификация – психолог, преподаватель психологии
Методическая тема «Формирование и сохранение безопасной и комфортной образовательной среды».
Пояснительная записка
В настоящее время обеспечение психологической безопасности является одним из требований, предъявляемых к организации образовательного процесса, а также одним из показателей качества образования. Рассматривая актуальность данной темы в глобальном масштабе, хотелось бы подчеркнуть её приоритетность в рамках образовательной организации. Именно в школьном возрасте закладывается основа целостного развития личности ребёнка: интеллектуального, эмоционально-нравственного, волевого, личностного. Обеспечение такого развития предполагает решение основной задачи ОО – охрана жизни и укрепления физического и психического здоровья воспитанников. Деятельность образовательного учреждения по решению этой задачи состоит в обеспечении безопасных и психологически комфортных условий для каждого учащегося.
Под психологической безопасностью понимается защищенность от угроз, психологического насилия, унижения и оскорбления, от того, что заставляют делать против желания, от заброшенности, пренебрежительного и недоброжелательного обращения.
Психологическая служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания реальной квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям. В рамках этой службы осуществляется социально-психологическое изучение детей для организации индивидуального подхода к ним, оказывается социально - психологическая помощь детям, родителям, учителям в условиях реализации ФГОС. Проводится психологическая профилактическая работа и работа по первичной социально-психологической коррекции и реабилитации.
В ходе психологической работы с педагогами, учащимися и их семьям важно достичь понимания и принятия друг друга.
Работа психолого-педагогического сопровождения предусматривает оказание помощи учащемуся при одновременной работе с родителями, детьми и педагогами.
Объектом работы педагога-психолога является каждый учащийся школы и особое место занимает социально-дезадаптированный ребенок, для которого значимыми могут быть только конструктивные контакты со взрослыми, контакты - адекватные и взаимные. Поэтому в работе с детьми необходимо убедить их, что действительно важно понимание их мотивов и проблем, только тогда можно говорить о результативной деятельности.
Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования, а без психологически комфортной, безопасной среды это сделать практически невозможно. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.
Основная цель деятельности:
Сопровождение процесса психологического развития учащихся посредством создания психологически комфортных, безопасных условий в образовательной среде школы в условиях реализации ФГОС.
Основные задачи:
Отслеживание результатов психологического развития учащихся на различных этапах обучения;
Диагностика особенностей психического развития учащихся, отслеживание результатов диагностической работы;
3. Создание благоприятных, комфортных условий для оказания психологической помощи учащимся в решении проблем развития;
4. Консультативная и информационная психологическая поддержка процессов обучения, воспитания и развития детей в образовательной среде школы;
5. Развитие психологической культуры учащихся, родителей, педагогов.
Основные направления деятельности:
Диагностика психологической зрелости обучающихся 1 классов.
Психологическое сопровождение учащихся 1,5,10 классов в адаптационный период с целью сохранения психического здоровья школьников, предупреждения проблем в учебно-воспитательном процессе, формирование детских коллективов.
Диагностика учащихся 4 классов на выходе с целью определения психологической зрелости и прогнозирования успешности обучения при переходе в среднее звено.
Психологическое сопровождение обучающихся среднего звена.
Психологическое сопровождение одаренных детей и детей «группы риска».
Профилактика девиантного, аддиктивного поведения.
Психологическое профориентационное сопровождение обучающихся 8-11 классов.
Психологическое сопровождение старшеклассников в период ЕГЭ, ОГЭ.
Психологическое сопровождение и личностное развитие учащихся.
Повышение психологической компетентности участников образовательного процесса: учащихся, законных представителей, педагогов.
Психологическое сопровождение реализации ФГОС начального и среднего общего образования.
Реализация Комплексной программы превенции детско-юношеской суицидальности в рамках проекта «Социальное здоровье нации».
| УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ №15 ЗМР РТ» ____________Е.И. Иванова Введено в действие Приказ №____ от «___» ________201__ г. |
ПОЛОЖЕНИЕ
о социально-психологической службе
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №15
с углубленным изучением отдельных предметов
Зеленодольского муниципального района
Республики Татарстан»
| ПРИНЯТО Педагогическим советом МБОУ «СОШ №15 ЗМР РТ» Протокол №__ от «___» ________201__ г. |
1. Общие положения
1.1.Социально-психологическая служба (далее - Служба) создана при МБОУ «СОШ №15 ЗМР РТ» и является его постоянно действующим органом.
1.2. Социально-психологическая служба создается, реорганизуется и ликвидируется приказом директора.
1.3. Работа Службы основывается на строгом соблюдении международных и российских актов и законов об обеспечении защиты и развития детей:
Конвенция о правах ребенка.
Конституция Российской Федерации.
Закон Российской Федерации №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в РФ».
Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования. Приложение к письму Минобразования России от 27.06.03 № 28-51-513/16.
Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации. Приложение к приказу Минобразования РФ от 22.10.99 г. № 636.
Устав МБОУ «СОШ №15 ЗМР РТ»
Положение о социально-психологической службе МБОУ «СОШ №15 ЗМР РТ».
1.4. Деятельность Службы ориентирована как на обучающихся, так и на административных, педагогических работников, их психологическую поддержку и обеспечение социально-психологического здоровья.
1.5. Деятельность Службы строится на принципах законности, уважения, соблюдения прав и интересов обратившегося, а также на достоверности предоставляемой информации, открытости, добровольности, конфиденциальности.
1.6. Сотрудники Службы осуществляют свою деятельность, руководствуясь запросами обучающихся и их родителей, администрации, педагогов.
1.7. Сотрудники Службы осуществляют свою деятельность в тесном контакте с педагогическим коллективом, администрацией и родителями обучающихся.
1.8. В зависимости от специфики рассматриваемого вопроса к работе службы могут привлекаться - заместители директора школы, педагог-психолог, медицинский работник, классные руководители, педагог-организатор, педагогические работники.
1.9. Руководство за деятельностью социально-психологической службы осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.
2. Цель и задачи социально-психологической службы
2.1. Основной целью деятельности службы является психологическое сопровождение личностной и социальной адаптации детей, обучающихся в школе, а также создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития обучающихся в ситуациях взаимодействия в образовательно-воспитательном пространстве школы.
2.2. Основными задачами Службы является:
Выявление учащихся, нуждающихся в социально-психологической помощи.
Дифференцированный учет всех лиц, нуждающихся в социально-психологической, медицинской помощи.
Определение конкретных видов и форм помощи лицам, нуждающихся в социально-психологической поддержке.
Оказание помощи лицам, нуждающимся в социально-психологической поддержке.
Проведение социально-психологической реабилитации обучающихся, находящихся в социально опасном положении.
3. Виды деятельности Службы
3.1. Практическое направление: организация и проведение в соответствии с целями и задачами службы психодиагностической, коррекционно-развивающей, консультационной и просветительской работы по запросам родителей, обучающихся и педагогов школы;
3.2. Прикладное направление: создание системы повышения психологической компетентности педагогических кадров, а также разработка и внедрение программ обучения психологическим знаниям и навыкам всех участников образовательного процесса;
3.3. Социально-психологической просвещение – приобщение педагогов, родителей обучающихся и самих обучающихся к психологическим знаниям.
3.4. Социально-психологическая профилактика – сохранение, укрепление и развитие психического здоровья обучающихся на всех этапах школьного возраста.
3.5. Консультирование – индивидуальное, групповое, семейное.
3.6. Диагностическая работа – выявление особенностей психического развития обучающихся, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня умений, знаний, навыков, личностных и межличностных особенностей требованиям общества.
3.7. Коррекционная деятельность – составление рекомендаций по работе с обучающимися, имеющими проблемы в обучении, поведении.
3.8. Осуществление взаимодействия с учреждениями и организациями города для привлечения соответствующих специалистов в решении актуальных вопросов обучающихся и их родителей.
4. Состав Службы
4.1. В состав Службы входят:
Заместитель директора по воспитательной работе
Педагог-психолог
Медицинский работник
Классные руководители
Инспектор ОПДН (по необходимости)
Педагог-организатор (по необходимости)
4.2. Состав социально-психологической службы утверждается приказом директора МБОУ «СОШ № 15 ЗМР РТ».
5. Ответственность сотрудников Службы
5.1. Сотрудники социально-психологической службы несут персональную ответственность за:
Точность определения степени психического и социального развития;
Адекватность диагностических и коррекционных методов;
Ход и результаты работы с обучающимися разных возрастных групп;
Обоснованность выдаваемых решений.
5.2. Сотрудники социально-психологической службы несут ответственность за оформление и сохранность документации Службы.
6. Обязанности и права сотрудников Службы
6.1. Сотрудники социально-психологической службы обязаны:
Участвовать в работе семинаров, педагогических советов школы, конференций, проводимых вышестоящими организациями; постоянно повышать свой профессиональный уровень.
Отчитываться о ходе и результатах проводимой работы перед администрацией школы.
Рассматривать запросы и принимать решения строго в пределах своей профессиональной компетенции.
В решении всех вопросов исходить из интересов обучающегося.
Работать в тесном контакте с администрацией, педагогическим коллективом и родителями обучающихся.
Хранить в тайне сведения, полученные в результате диагностической и консультативной работы, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического аспекта коррекционной работы.
Информировать участников педагогических советов, психолого-педагогических консилиумов, администрацию школы о задачах, содержании и результатах проводимой работы в рамках, гарантирующих соблюдение п.7.5. данного Положения.
Сотрудники социально-психологической службы имеют право:
Принимать участие в педагогических советах, консилиумах.
Посещать уроки, внеклассные и внешкольные мероприятия, занятия ГПД с целью проведения наблюдений за поведением и деятельностью обучающихся.
Знакомиться с необходимой для работы документацией.
Проводить в школе групповые и индивидуальные психологические исследования.
Требовать от должностных лиц МБОУ «СОШ № 15 ЗМР РТ» предоставления сведений, необходимых для работы социально-психологической службы.
Вести работу по пропаганде социально-психолого-педагогических знаний путем лекций, бесед, выступлений, тренинговых занятий.
Осуществлять личный прием обучающихся, их родителей, а также лиц их заменяющих.
Документация Службы
7.1. Приказ о создании социально-психологической службы.
7.2. Положение о социально-психологической службе.
7.3. Журнал учета обращений педагогов, обучающихся, родителей (лиц их заменяющих).
7.4. План работы социально-психологической службы.
8. Заключительные положения
Положение вступает в силу с даты утверждения его директором школы и действует бессрочно.
План работы социально-психологической службы
МБОУ СОШ №15 ЗМР РТ
на 2016-2017 учебный год
№ п/п | Содержание работы | Сроки проведения | Ответственные |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Выявление учащихся группы риска | Сентябрь | Зам. директора по ВР, кл. руководители, педагог-психолог |
2 | Изучение психолого-медико-педагогических особенностей детей: наблюдение в урочной и внеурочной деятельности через посещение уроков, кружковых занятий; диагностика психологических особенностей учащихся (согласно перспективному плану) | Октябрь | Педагог-психолог, мед. сестра, кл. руководители |
3 | Отслеживание динамики развития учащихся: заполнение технологических карт динамики УУД ФГОС на класс (2 раза в год). проведение педагогического консилиума по классам, требующим особого внимания; Совет Профилактики по работе с дезадаптированным учащимся с привлечением сотрудников ОПДН (2 раза в месяц) | Ноябрь-апрель | кл. руководители, педагог-психолог, инспектор ОПДН |
4 | Разработка индивидуальных планов работы с детьми «группы риска» с целью решения проблем, связанных с социализацией личности. Обеспечение реализации планов работы. | Еженедельно | Педагог-психолог, другие специалисты (по необходимости) |
5 | Работа с детьми с девиантным поведением и подростками: постоянное наблюдение и оказание своевременной посильной помощи; систематическая работа Совета Профилактики с детьми, состоящими на учете в ОПДН и внутришкольном учете; участие в работе КДНиЗП; оформление документов для дальнейшего обучения в открытой школе, училище; проведение профилактической работы через беседы с представителями ОПДН. | Постоянно | Зам. директора по ВР, Педагог-психолог, кл. руководители, инспектор ОПДН |
| 3. Профилактическая работа с подростками: направление для психологического консультирования; направление в тренинговые (коррекционные) группы; цикл бесед по охране здоровья (нарколог, гинеколог, психотерапевт, педиатр) | Постоянно | Педагог-психолог, мед. сестра |
6 | Оказание консультационной помощи ребенку в семье: через обследование жизненных условий семей опекунов, многодетных, неполных, малообеспеченных, с асоциальным поведением (с составлением актов); индивидуально-консультативная помощь родителям; проведение классных и общешкольных родительских собраний. | В течение года | Зам. директора по ВР, кл.руководители, педагог-психолог |
7 | Содействие формированию благоприятного климата: информация о работе с социально и педагогически запущенными детьми на совещаниях учителей, школьном методическом объединении; анализ работы с детьми «группы риска» на методических объединениях, педагогических советах; роль защитника интересов в разрешении конфликтов; пропаганда знаний о правах ребенка | В течение года | Зам. директора по ВР, Педагог-психолог, кл. руководители |
8 | Координация различных видов социально ценностной деятельности учащихся, направленных на развитие социальных инициатив: участие в конкурсе творчества юных талантов; участие в мероприятиях, организуемых библиотекой; изучение индивидуально-психологических особенностей учащихся в связи с выбором профессии; проведение профконсультирования; | В течение года | библиотекарь, педагог-организатор, зам. директора по ВР, кл. руководители |
9 | Защита и охрана прав детей: участие в судебном процессе в роли защитника прав ребенка; участие в заседаниях КДН, совместно с учащимися состоящими на учете в ОПДН; отслеживание адаптированности в приемной семье учащихся, защита их интересов. | Постоянно | Педагог-психолог, кл. руководители |
10 | Повышение профессиональной компетентности | Систематически 1 раз в 3 года Постоянно | Семинары педагогов. Курсы повышения квалификации Самообразование |
График работы психологического кабинета
Режим работы педагога-психолога с 8.00 до 14.00, будние дни.
| Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота |
8.00-10.00 | Организационная деятельность. Работа с документацией. Подготовка к занятиям. | Комиссия Совета Профилактики |
10.00-11.00 | Групповая работа | Индивидуальные занятия с учащимися | Обработка и анализ диагностических данных | Групповая работа | Анализ и перспективное планирование работы на следующую неделю | |
11.00-13.00 | Индивидуальные занятия с учащимися | Психодиагностические занятия | Групповая работа | Индивидуальные занятия с учащимися | Групповая работа | |
13.00-14.00 | Совещание | Консультация для родителей | Консультация для учащихся | Консультация для педагогов | Консультация для учащихся | |
Документация педагога-психолога
Нормативно - правовая документация.
Перспективный план работы на год.
Журналы учета индивидуальной и групповой форм работы
Психологические карты учащихся «группы риска».
Коррекционные и развивающие программы.
Методические разработки родительских собраний.
Методические разработки психологических игр, упражнений.
Методические разработки выступлений, бесед, лекций.
Методические рекомендации, памятки.
Методические материалы по психопрофилактической работе с учащимися, педагогами, родителями.
Программы посещенных семинаров, конференций, методических объединений.
Статистический и аналитический отчеты педагога-психолога за отчетный период.
Реестр психодиагностического инструментария.
Документация на текущий год (должностная инструкция, график работы).
Оснащение психологического кабинета
Кабинет психологической службы располагаются на первом этаже школы, в левом крыле здания. С учетом задач работы педагога-психолога помещение территориально включает несколько зон, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение.
Цвет стен, пола, мебели, занавесок подобран по принципу использования спокойных и нейтральных тонов, не вызывающих дополнительного возбуждения и раздражения.
Кабинет имеет площадь – 12 м2, окнами обращен на восток. Помещение теплое, хорошо проветриваемое. Освещение в кабинете осуществляется при помощи ламп дневного света. Площадь кабинета освещена равномерно. В помещении много естественной зелени. Наличие посадочных мест - 6.
Кабинет педагога-психолога включает в себя несколько зон, имеющих специфическое назначение:
Рабочее место психолога.
Зона индивидуального приема.
Зона для индивидуальных и малогрупповых занятий.
Зона релаксации и снятия психоэмоционального напряжения
В кабинете имеется два рабочих места, оснащенных ПК.
Наполняемость кабинета – 8-10 человек.
Функциональное использования кабинета педагогом-психологом – индивидуальная работа с обучающимися, родителями, педагогами, индивидуальная диагностика, диагностика в малых группах.
Опись имущества кабинета
№ п/п | Наименование имущества | Количество |
-
| Учительский стол (однотумбовый) | 2 |
-
| Ученический стол | 1 |
-
| Стул учителя | 6 |
-
| Шкаф малый | 2 |
-
| Шкаф большой, закрытый | 1 |
-
| Доска магнитная | 1 |
-
| Стенд пробковый | 1 |
8. | Занавески (тюль, карниз) | 1 |
9. | CD магнитола | 1 |
10. | Колонки | 2 |
11. | Ноутбук | 1 |
12. | Сейф | 1 |
13. | МФУ-Принтер | 2 |
14. | Стенд | 2 |
15. | Ковер | 1 |
16. | Компьютер | 1 |
17. | Зеркало | 1 |
18. | Цветы в цветочных горшках | 4 |
19 | Огнетушитель | 1 |
Учебно-методическая и справочная литература
№ | Название | Автор | Год издания |
1 | Путь к успеху | И.Г. Вахрушева, Л.Ф. Блинова | 2008 |
2 | Обучение жизненно важным навыкам | Н.П. Майорова, Е.Е. Чепурных, С.М. Шурухт | 2002 |
3 | Помоги сказать нет! Сборник методических материалов по проблемам воспитания. | Э.Р. Сафина | 2005 |
4 | Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения | Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский | 2005 |
5 | Наркомании: причины, виды, последствия, профилактика | Соловов А.В. | 1999 |
6 | Программа социальной профилактики наркотической зависимости несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации | А.М. Карпов, Н.Н. Исланова, В.В. Герасимова, Л.П. Трошина | 2003 |
7 | Первичная профилактика наркомании и методические подходы к формированию здорового образа жизни у детей и подростков | А.Г. Жиляев, Т.И. Палачева | 2006 |
8 | Антинаркотическая профилактическая работа с несовершенними групп социального риска. | Н.В. Вострокнутов | 2004 |
9 | Психологическая коррекция агрессивного поведения детей | Т.П. Смирнова | 2003 |
10 | Психодиагностика, коррекция и развитие личности | Н.И. Шевандрин | 2001 |
11 | Психологические основы профилактики наркомании среди учащихся | Р.Х. Шакуров, Р.Р. Гарифуллин | 2002 |
12 | Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов в помощь педагогам-психологам образовательных учреждений | С.Н. Башинова, О.К. Захарова | 2005 |
13 | Программа психопрофилактической, психодиагностической и психореабилитационной работы с зависимостями | Н.Н. Исланова | 2006 |
14 | Профилактика наркомании и методические подходы к формированию здорового образа жизни в условиях оздоровительного лагеря | А.Г. Жиляев, Т.И. Палачева | 2004 |
15 | Программа групповых занятий для подростков, прекратившим употребление ПАВ: «Я в мире кукол» | И.Ш. Урманчеева | 2009 |
16 | Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков | С.А. Беличева | 1999 |
17 | Развитие творческого мышления детей | А.Э. Симановский | |
18 | Как развивать в ученике способность к выбору? Педагогика поддержки | Н. Касицина, Н. Михайлова, С. Юсфин | 2007 |
19 | Воспитание выбора ученика | В. Погодин | 2010 |
20 | Воображение, творчество и личностный рост ребенка. | В. Кудрявцев | 2010 |
21 | Некоторые секреты открытого общения | С.В. Петрушин | 2007 |
22 | Побег из дома. Психологическая коррекция аномального поведения | Е. Вахромов | 2006 |
23 | Тренинг тренеров. Развитие лидерских качеств и навыков взаимодействия с малой группой | Н. Немчинова | 2008 |
24 | Как научиться выбирать профессию? Программа занятий для развития профессионального самоопределения учащихся 9 классов | О. Филимонова | 2008 |
25 | Самозащита от стресса | А.М. Карпов | 2003 |
26 | Профилактика стресса | Л.П. Трошина, О.А. Никитина | 2005 |
27 | Конфликты и методы их преодоления. Социально-психологический тренинг | Е. Осипова, Е. Чуменко | 2007 |
28 | Ребенок с отклонениями в развитии | Е.М. Мастюкова | 1992 |
29 | Сказкотерапия в работе психолога, педагога, воспитателя | Л.А. Раимова | 2009 |
30 | Диагностика личностного роста школьников | П.В. Степанов, И.В. Кулешова | |
31 | Консультирование детей в психолого-педагогическом центре | Л.С. Алексеева | 1998 |
32 | Комплексные методики активизации работы с семьёй | В.Ю. Меновщиков | 2001 |
33 | Путешествие Джуно в стране «Здоровье» 1 класс | К. Пармс, Л. Либерман | 1992 |
34 | Социально-психологические, медицинские и юридические аспекты проблемы профилактики насилия в семье | Л.П. Трошина | 2002 |
35 | Готовность ребенка к школе | А.В. Гордиец | 2006 |
36 | Основы психопрофилактики и психотерапии | Ю.Г. Демьянов | 1999 |
37 | Методика групповой оценки коммуникативной компетентности учителя и ее выраженности. | М.И. Лукьянова | 1996 |
38 | Мир образов и символов в арттерапии | Л.А. Раимова | 2008 |
39 | Метод библиотерапии в работе с подростками и взрослыми людьми | Л.А. Раимова | 2009 |
40 | Проблемы аномальных детей и подростков, психокоррекция проблемных детей | Л.М. Аболин | 1997 |
41 | Психологическая готовность к школе | Н.И. Гуткина | 1996 |
42 | Методы игротерапии в социализации семьи и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации | И.Н. Васильева, Р.Ф. Сагдеева, И.В. Силина | 2006 |
43 | Методика паркового ритрита в реабилитеции наркозависимости | Л.А. Раимова | 2009 |
44 | Самозащита от курения | А.М. Карпов, Г.З. Шакирзянов | 2002 |
45 | Алкоголь, курение, наркотики: как выстроить систему эффективной профилактики | Е. Иваницкая, Т. Щербакова | 2008 |
46 | Самозащита от наркомании | А.М. Карпов | 2002 |
47 | Легкая ложь о курении | К.С. Красовский | 2002 |
48 | Как стать некурящим | К.С. Красовский | 2004 |
49 | Наркомания– дело не личное | Буклет от «единой России» | 2003 |
50 | Созависимость и пути ее преодоления | Л.М. Зорина | 2002 |
51 | Основы профилактики подростковой наркомании | Р.А. Игнатьева | 2007 |
52 | Программа психологической помощи подросткам «Поверь в себя» | Ю. Зарипова | 2007 |
53 | «Не допустить» Помогая другим, помогаю себе | А.Г. Макеева | 2003 |
54 | «Не допустить» Разумный выбор | А.Г. Макеева | 2003 |
55 | «Не допустить» 15 ответов на трудные вопросы | А.Г. Макеева | 2003 |
56 | «Не допустить» Педагогическая профилактика наркотизма школьников | А.Г. Макеева | 2003 |
57 | Как не стать созависимым. Техники преодоления созависимого поведения | Г. Морозова | 2008 |
58 | Лесная школа. Коррекционные сказки | М.А. Панфилова | 2009 |
59 | Первый раз в пятый класс | Е.Г. Коблик | |
Диагностический инструментарий
Название методики, автор | Форма проведения |
Опросник Айзенка | Индивидуальная, групповая |
АСВ тест семейного воспитания | Индивидуальная, групповая |
Исследование самооценки Дембо-Рубинштейн | Индивидуальная, групповая |
Опросник для диагностики эмоционального выгорания Бойко В.В. | Индивидуальная, групповая |
Опросник Басса-Дарки | Индивидуальная, групповая |
Тест Векслера для измерения уровня интеллектуального развития | Индивидуальная |
ВВР Методика диагностики особенностей взаимодействия родителей и детей | Индивидуальная, групповая |
ОРО Опросник родительского отношения Варга А.Я., Столин В.В. | Индивидуальная, групповая |
Тест Гилфорда Методика изучения социального интеллекта | Индивидуальная, групповая |
Мотивация учения Гинзбург М.Р. | Индивидуальная |
ДДЧ (Дом-Дерево-Человек) | Индивидуальная |
Домики О. Орехова | Индивидуальная |
Исследование сферы межличностных отношений ребенка. Р.Жиль | Индивидуальная |
Методика Замбацявичене Определение умственного развития детей 7-9 лет | Индивидуальная, групповая |
16-факторный личностный опросник Р.Б. Кеттела | Индивидуальная, групповая |
Корректурная проба Бурдона | Индивидуальная, групповая |
Опросник акцентуаций личности Леонгарда | Индивидуальная, групповая |
Восьмицветный тест Люшера | Индивидуальная |
Опросник для диагностики межличностных отношений Т. Лири | Индивидуальная, групповая |
Опросник для оценки уровня школьной мотивации, отношения к школе Н. Лускановой | Индивидуальная, групповая |
Методика изучения самооценки «Лесенка» | Индивидуальная, групповая |
Методика Мюнстерберга на определение избирательности внимания | Индивидуальная, групповая |
ММРI методика диагностики психологических особенностей личности | Индивидуальная, групповая |
Перепутанные линии. Измерение степени концентрации и устойчивости зрительного внимания | Индивидуальная |
Прогрессивные матрицы Равена | Индивидуальная |
PARI (адаптация Нещерет Н.В.) Методика для изучения отношения родителей к разным сторонам семейной жизни | Индивидуальная |
Методика выявления социометрического статуса и структуры межличностных связей в группе | Групповая |
Самооценка личностной и реактивной тревожности (Спилбергера Ханина) | Индивидуальная, групповая |
Методика изучения ценностных ориентаций личности М. Рокича | Индивидуальная, групповая |
Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению Орел А.Н. | Индивидуальная, групповая |
Опросник диагностики темперамента Стреляу Я. | Индивидуальная, групповая |
САН Экспресс-диагностика самочувствия, активности, настроения | Индивидуальная, групповая |
Тест определения стратегии поведения в конфликтной ситуации Томас К.К. | Индивидуальная, групповая |
Красно-черные таблицы Горбова-Шульте | Индивидуальная, групповая |
Проективный тест на определение уровня тревожности Тэммл, Дорки, Амен | Индивидуальная |
ТАТ Тематический апперцептивный тест Хекхаузена | Индивидуальная |
ТЮФ Тест юмористических фраз. Экспресс диагностика мотивационной сферы личности | Индивидуальная |
Тест мотивации достижений Диагностика мотивов: стремление к успеху и избегание неудач. | Индивидуальная, групповая |
Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса | Индивидуальная, групповая |
HAND-тест Проективная методика исследования агрессии | Индивидуальная |
ШТУР Школьный тест умственного | Индивидуальная, групповая |
Проективная методика «Школа зверей» | Индивидуальная, групповая |
Методика самооценки «Дерево» (Дж. и Д. Лампен, модификация Л. П. Пономаренко) | Индивидуальная |
Определение эмоционального уровня самооценки Захарова | Индивидуальная, групповая |
Прогрессивные матрицы Равена | Индивидуальная |
Тест Тулуз-Пьерона | Индивидуальная |
Опросник «Саморегуляция» А.К. Осницкого | Индивидуальная |
Методика «Кто прав?» (методика Г. А. Цукерман и др.) | Индивидуальная |
Задание «Рукавички» (Г. А. Цукерман) | Индивидуальная, групповая |
Методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Т. А. Нежновой, Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера) | Индивидуальная |
«Лесенка» | Индивидуальная, групповая |
Психологическая документация и методические материалы
№ | Название |
1 | Папка «Школьная адаптация 1 класс» |
2 | Папка «Школьная адаптация 5 класс» |
3 | Папка «Школьная адаптация 10 класс» |
4 | Профилактика аддиктивных форм поведения |
5 | Папка «Профилактика жестокости и насилия по отношению к несовершеннолетним» |
6 | Папка «Профилактика правонарушений несовершеннолетних» |
7 | Папка «Профилактика суицидов среди несовершеннолетних» |
8 | Папка «Профориентация» |
9 | Папка «Психологическая подготовка к ЕГЭ и ОГЭ» |
10 | Папка «Работа с педагогами» |
11 | Папка «Работа с родителями» |
12 | Папка «Нормативно-правовая база деятельности педагога-психолога» |
13 | Папка «Работа с детьми «группы риска» |
Краткое описание использования кабинета.
Психологическая работа ведется по следующим направлениям:
Психопрофилактическая работа
формирование у педагогов, детей, родителей или лиц, их замещающих общей психологической культуры (лекции, беседы, тренинги, педагогические консилиумы);
оказание помощи детям при адаптации их к новым условиям (индивидуальная и групповая работа с детьми);
создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении через оптимизацию форм общения.
Психодиагностическая работа
психологическое обследование учащихся с целью определения соответствия его психического развития возрастным нормам и уровня овладения необходимыми навыками и умениями;
изучение психологических особенностей детей, их интересов, способностей и склонностей с целью обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку, помощи в профессиональном и личностном самоопределении;
диагностику характера, общения детей со взрослыми и сверстниками, выявление причин нарушения общения.
Развивающая работа предполагает разработку и осуществление программ, направленных на:
Консультативная работа
консультирование администрации, педагогов, родителей по проблемам обучения и воспитания детей;
консультирование детей по их запросам;
проведение совместных консультаций для всех участников образовательного процесса с целью повышения психологической культуры и обеспечения преемственности в работе с детьми.
Психологический кабинет можно рассматривать как своеобразное поле взаимодействия педагога-психолога с детьми разного возраста, их родителями и учителями для обеспечения комфортных и психологически безопасных условий .
Правила поведения в кабинете.
1. Приходить в кабинет за 5 минут до начала занятия.
2. Входить в кабинет только с разрешения специалиста.
3. Соблюдать правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования
4. Бережно относиться к оборудованию, принадлежностям, наглядным
пособиям.
5. Во время занятий соблюдать чистоту, порядок, дисциплину.
6. По окончании занятия привести рабочую зону в порядок.
7. Уходить с занятия только с разрешения специалиста.
План развития психологического кабинета на 2017-2018 учебный год
Оформление уголка психолога, методических папок.
Сделать и распространить памятки для родителей и педагогов школы на темы собраний, консультаций.
Подобрать методическую и коррекционную литературу, пособия, психологические игры, тренинги, упражнения.
Создать картотеку игр и упражнений: на коррекцию и развитие воображения, на коррекцию и развитие произвольной сферы, на коррекцию и развитие внимания, дыхательным гимнастик, на коррекцию и развитие памяти.
Приобретение нового раздаточного материала.
Обновление наглядных, демонстрационных пособий. Подобрать диагностические методики и другие профессиональные материалы.
Систематически оснащать психологический кабинет психологическими пособиями, литературой, аудио-видео записями.
Пополнить кабинет предметными и сюжетными картинками, диагностическими таблицами, диагностическим материалом, текстовыми материалами.
Профессиональные достижения
(до мая 2017 года)
С 18 мая по 27 мая 2009 года прошла краткосрочное обучение в Комплексном центре подготовки кадров и развития отрасли Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан по программе «Организация деятельности практического психолога в работе с семьей и детьми». Получено удостоверение о краткосрочном повышении квалификации 72 часа.
С 4 февраля по 5 февраля 2010 года прошла курс дополнительной профессиональной подготовки в Комплексном центре подготовки кадров и развития отрасли Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан по программе «Профилактика синдрома эмоционального выгорания». Получен сертификат 16 часов.
С 13 сентября по 14 сентября 2010 года прошла обучение по программе семинара в Городском Центре Образования Взрослых «Психологическое сопровождение процесса реинтеграции несовершеннолетних правонарушителей». Получен сертификат 20 часов.
Награждена почетной грамотой за II место в Республиканском конкурсе социальных проектов и инновационных технологий «Строим счастливую жизнь» в номинации «Уважаем закон».
С 7 июня по 11 июня 2010 года прошла обучение в ГБУ РЦСППН «Зеркало» по программе «Организационное сопровождение внедрения Службы участковой социально-психологической помощи». Получен сертификат 32 часа.
С 28 сентября по 11 октября 2011 года прошла краткосрочное обучение в ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан» по программе «Восстановительные программы в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних в школах. Организация Школьной службы примирения». Получено удостоверение о краткосрочном повышении квалификации 72 часа.
Участие в семинаре-практикуме «Система дидактических средств и их использование в рамках развивающих образовательных технологий» Тема «Особенности психологической подготовки к обучению по образовательной программе «Школа 2100». (Февраль 2012г.)
Участвовала в семинаре «Здоровьесберегающий компонент в учебно-воспитательном процессе в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО». (24 ноября 2015г.)
Победитель в номинации «Педагог-психолог. Индивидуальный стиль и нестандартный подход» муниципального этапа республиканского конкурса организаторов воспитательного процесса Педагог-психолог – 2016»
Выступление на муниципальном методическом объединении педагогов-психологов ЗМР РТ на тему: «Профилактика правонарушений на примере профилактической программы «Я стану лучше».
Выступление на межрегиональном семинаре «Внеурочная деятельность как один из основных элементов системы профилактических мероприятий по предупреждению асоциального поведения в подростковой среде» на тему: «Психологическая профилактика склонности к кражам у детей «группы риска» младшего школьного возраста».
В октябре 2015 года прошла в НОУ ДПО «Институт дистанционного повышения квалификации» краткосрочные курсы по программе «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности». Получен сертификат 72 часа.
В сентябре 2016 года участвовала в работе практико-ориентированной дистанционной мастерской по теме «Современные образовательные технологии: технологии развития критического мышления». Получено свидетельство 36 часов.
Участие в республиканском этапе XXII Всероссийских педагогических Занковских чтений «Теория и практика развивающего обучения». Тема: «Психологический аспект формирования коммуникативной компетентности младших школьников в рамках системно-деятельностного подхода».
Участие в Республиканском семинаре-практикуме «Психолого-педагогические технологии формирования семейных ценностей у детей и подростков, воспитывающихся в неполной семье».
Диплом победителя II всероссийского конкурса для педагогов-психологов на лучшую методическую разработку занятия-игры.
Участник всероссийского педагогического сообщества «Мое образование» http://урок.рф/user/153986
Создан персональный сайт http://multiurok.ru/irinapsy/
Публикации в интернет-ресурсах (на сайте «Мультиурок»)
Дополнительная общеобразовательная программа кружковой работы по психологии в пятых классах «Мой мир и я»
Квест-игра «Моя жизнь», направленная на профилактику аддиктивных форм поведения подростков (для учащихся 7-8 классов)
Примерные темы индивидуальных профилактических бесед психолога с учащимися, состоящих на учете в ОПДН.
Методические рекомендации для проведения родительских собраний по проблеме «групп смерти»: «Синий кит»
Психологический аспект формирования коммуникативной компетентности младших школьников с рамках системно-деятельностного подхода.
Диагностическая карта формирования УУД 1-7 классы