СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Паспорт исследования. Тема исследования: «Речевая агрессия младших школьников или некоторые тайны слов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Паспорт исследования. Тема исследования: «Речевая агрессия младших школьников или некоторые тайны слов»»

Тема исследования: «Речевая агрессия младших школьников или некоторые тайны слов»

Актуальность исследования:

Наша жизнь — это ежедневное общение с родителями, взрослыми, друзьями. Часто мы становимся свидетелями разных видов общения. Поэтому легко заметить, что в нашей среде, заметно усилилось использование слов сниженной стилистической окраски. Даже содержательный разговор многое теряет, если речь собеседника засорена грубыми, неуместными словами. Очень обидно, что многие наши ребята не могут выразить свою мысль связно, без сквернословия. Мы часто слышим дополнительные, неприятные «комплименты». Как реагировать, если тебя называют «идиотом», «лохом» или «дураком»? Подобные обращения становятся нормой. Они являются не только оскорбительными, но и вызывают вспышки агрессии. Мы задумались: почему люди используют в речи обидные слова, и можно ли исправить ситуацию?

Проблема исследования: отсутствие знаний о речевой агрессии младших школьников

Объект исследования: речевая агрессия во 2 классе

Цель исследования: доказать, что обидные слова и грубость отрицательно влияет не только на других, но и на нас самих

Задачи исследования:

  1. Изучить историю появления некоторых обидных слов.

2. Выявить факторы, влияющие на речевую культуру школьников.

3. Провести анкетирование среди детей на предмет целесообразности использования грубых, обидных слов. Выяснить причины употребления обидных слов.

4. Создать альбом класса «Добро в твоем сердце»

Гипотеза исследования: предположим, что дети знают, что оскорбление плохо и понимают влияния слов.

Методы исследования:

1. Изучение литературных источников;

2.Проведение опроса

3. Создание альбома класса

Тип исследования (по продолжительности): краткосрочный

Этапы реализации исследования, краткое их описание:

  1. Обсуждение актуальности, проблемы, цели и гипотезы исследования. Планирование исследования, используя метод «анализ, синтез, классификация». Используем метод «опрос», для выявления целесообразности использования грубых слов.

  2. Изучаем историю появления некоторых обидных слов. Обучающиеся делится на 3 групп. Каждой группе выдаётся небольшой текст, с которой они должны познакомиться. Задача группы – выделить основную информацию из предложенного фрагмента текста. Зафиксировать главную мысль на листе, который затем будет прикреплен на кластер.

А) Сколько лет «дураку»?

В документах XV-XVII вв. слово «дурак» встречается в качестве второго нецерковного имени, его использовали, чтобы обмануть злых духов - мол, что с «дурака» взять. Истории известны Князь Федор Семенович Дурак Кемский, московский дьяк Дурак Мишурин. С тех же времен начинаются и бесчисленные «дурацкие» фамилии - Дуров, Дураков, Дуринова. Согласно другой версии, первого родившегося в семье ребенка называли «Первак», следом шли «Вторак» и «Третьяк». Четвертый по счету ребенок - «Другак». Но выговаривать слово было сложно, и, «Другака» переименовали в «Дурака».

Б) Хорошо ли быть «идиотом»?

Греческое слово «идиот» не содержало даже намека на психическую болезнь. Древние греки относились к общественной жизни ответственно и называли себя «политэс». Тех, кто не ходил на голосование, граждане не уважали и называли «идиотэс». Вскоре слово обросло новыми пренебрежительными оттенками - ограниченный, неразвитый, невежественный человек. В этом значении дошло слово и до наших дней.

Г) Почему «лоха» берут голыми руками?

«Лох» - популярное сейчас словечко. У жителей Севера оно относилось к рыбе - лососю, сёмге. Каждый год, через крутые каменистые пороги, идет лосось к месту нереста. Отнерестившись, рыба теряет последние силы и израненная, сносится вниз по течению. А там ее уже ждут хитрые рыбаки и берут лоха буквально голыми руками. Лох – род деревьев и кустарников. В России 1 вид – лох узколистый, произрастающий на юго-восточной Европейской части, в Сибири. Со временем «лохом» стали называть человека, которого легко обмануть. Рассчитанные на доверчивых людей - «простофиль» образовались слова и выражения: «лохануться», «лохупса», «развести лохов», «лохотрон». Как оказалось, многие слова раньше были вполне безобидными, а в наше время приобрели дополнительные оскорбительные оттенки. Некоторые считают, что ничего страшного в этом нет, даже не замечают, когда их произносят, а другие очень остро реагируют на них.

  1. Каждая группа кратко рассказывает о том слове, с которым они познакомились. Озвучивают как возникло, и что заключается в этом слове.

  2. Проведение анкетирования у обучающихся на предмет выявления целесообразности употребления слов и причин их употребления.

Чтобы выявить причины, по которым дети используют в речи обидные слова, мы составили анкету и провели анкетирование среди учащихся 2 классов:

1. Употребляете ли вы обидные слова в адрес друг друга?

2. Что чувствует человек, когда слышит в свой адрес обидные слова?

3. Где можно услышать обидные слова?

4. Почему друг другу говорят обидные слова?

К ак показало анкетирование, 60% учащихся ответили, что не употребляют обидных слов в адрес друг друга, возможно, скрывают по какой-то причине, а вот 15% честно утвердительно ответили и 11 % учащихся «редко» и «иногда» используют обидные слова. 44% детей очень болезненно реагируют на подобные слова, обижаются, 22 % испытывают грусть и огорчение , 4% лезут в драку, 25% не смогли дать четкого ответа, засомневались.


На 3 вопрос, где вы слышите подобные слова, 34% учащихся указали, что в школе от сверстников и старшеклассников,29% - на улице, 7% - от плохих людей, 7% - в ссоре, драке, 6% - слышат их в семье. Таким образом, на формирование речевой культуры школьника большое влияние оказывают сверстники, семья, школа.

Причины использования ругательных слов (вопрос №4), следующие: а) из-за злости (22%); б) дети не знают для чего используют обидные слова (28%); в) чтобы обидеть другого и потому что поссорились (24%); г) из-за плохого настроения (8%); д) в ответ на обидные слова, удар (8%).


Таким образом, представленные в работе исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Некоторые ругательные слова были раньше довольно безобидными словами, а оскорбительный смысл приобрели в современное время.

2. Обидные слова оказывают негативное влияние на формирование словарного запаса младших школьников.

3. Источником формирования речевой культуры является семья, сверстники, старшеклассники, компьютерные игры, телевидение, социальное окружение в целом.

4. Как показало анкетирование, дети используют ругательные слова, потому что слышат их вокруг себя, хотят передать свои чувства, произносят их, часто не вникая, в смысл слова и даже не подозревают, что тем самым обижают другого человека.

Используемые источники:

  1. Большой энциклопедический словарь (Языкознание). М., 1998.

  2. Они И. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте. JT.: Лениздат, Социальнокоммерческая фирма «Человек», 1999.

  3. Ресурсы Интернет 4. Реформатский А.А. Введение в языкознание. М., 1995.

  4. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М., 1985.

  5. Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь / Авт. Зимин В.И. и др. М. :Школа-Пресс, 1994.

  6. Словарь афоризмов русских писателей / Королькова А.В., Ломов А.Г.; под рук. д-ра филол. наук, проф. Тихонова А.Н. - 2-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз.- Медиа, 2005



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!