СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пасха. Роспись пасхального яйца

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Пасха. Роспись пасхального яйца»

План-конспект открытого урока

«Роспись пасхального сувенира»

во 5классе.

Цели:

Обучающие:

Научить росписи пасхальных яиц с использованием символики украинской писанки.

Обучить умению выделять характерные средства художественной выразительности в работах народных умельцев.

Развивающие:

Углубить знания о традициях росписи пасхального яйца, познакомить с характерными особенностями росписи.

Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ, уважать мнение товарища.

Развивать самовыражение посредством художественных символов.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям.

Коррекционная- обогащение словарного запаса, звуковое произношение.

Универсальные учебные действия:

Личностные:

- положительное отношение к самостоятельной творческой деятельности;

- уважительное отношение к труду;

- положительное отношение к творческой преобразовательной деятельности;

- интерес к творческой работе.

Познавательные:

- анализировать последовательность действий;

- постановка и формирование проблемы;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

- понимать, анализировать и сравнивать новую информацию.

Коммуникативные:

-формулировать свои затруднения;

- проявлять активность для решения познавательных задач;

- выслушивать мнения других, отвечать на вопросы по содержанию презентации;

- задавать вопросы; обращаться за помощью к одноклассникам, учителю.

Регулятивные:

- адекватно использовать речь;

- контролировать себя в процессе работы;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- руководствоваться правилами при выполнении работы.




Оборудование: Для учащихся: работа с предыдущего урока, заготовка формы для росписи (пустая яичная скорлупа, деревянная или гипсовая заготовка, карандаш, гуашь, кисти №2,3, банки с водой.

Для учителя: презентация , конспект

1. Организационный момент

- Здравствуйте ребята. Сядет тот , кого я назову.

Работа с экраном

– Какое сейчас число?

-Какой сейчас урок? Сейчас урок изобразительного искусства

- Ребята, слушайте меня внимательно, думайте, говорите внятно.

Давайте сядем поудобней и улыбнемся друг другу. Мы спокойны и добрыприветливы и ласковы.

Глубоко вдохните и выдохните….

Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, теплых солнечных лучей, чистоту  воздуха 

 Я желаю вам всем, успеха!

- Прочитаем план урока

  1. Повторим материал

  2. Изучим новый материал

  3. Выполним работу

  4. Закрепим материал

-Ребята, сегодня у нас будет урок творчества. А результатом творческой деятельности будет создание работы в новой технике , открытие для вас что-то нового, интересного.

- Ответьте на вопрос?

-Какие качества необходимы творческому человеку? (смекалка, воображение, фантазия)

-Хорошо, давайте проверим вашу смекалку.


Отгадайте загадку:

Может и разбиться,

Может и свариться.

Может в птицу

Даже превратиться (Яйцо)




2. Подготовка к первичному восприятию. Из истории крашения яиц на Руси.

Ребята, на этой неделе мы с вами празднуем один из величайших христианских праздников, а главным символом праздника является окрашенное яйцо. Как называется этот праздник? (Пасха).



3. Изучение теоретического материала
Сейчас мы красим на Пасху яйца в самые разные цвета и называются они…
- Крашенки!
- На сегодняшний день есть четыре основных вида росписи яиц.
Крашенка – всем известное яичко, которое варится и окрашивается в разные цвета.
С крашенкой связано не мало легенд и обрядов. Считается, если утром в Светлое воскресенье, девушка положит в воду красное яичко, и умоется этой водой, то будет красивой весь год.
Крапанка (слайд 3)
Это еще один вид расписного яичка. Крапанкой назвались, если на общем цветном фоне рисовались пятна, полоски, крапинки другого цвета

Крапанки чаще всего делали дети в стародавние времена. Видимо так матери приучали дочек к работе с яйцом и воском для более сложной росписи в дальнейшем..
Малёванка (слайд 4)
Это более сложный вид. Женщина или дети рисовали на яичке все, что захочется. Думаю, к этому виду можно отнести и современные способы сделать пасхальное яйцо красивым (с помощью тканей, лепестков, кружев и т.п.) 
– А как украшаются яички в вашей семье , кроме красок?
Дряпанка(слайд 5 )– это яичко, которое царапают, таким образом, по одноцветной краске нанося орнамент. Царапают обычно с помощью какого-то металлического острия. Есть еще и так называемая “прорезная роспись” — это когда из цельной скорлупы вырезают ажурное изделие.
И Писанка (слайд 6,7,8) – самый сложный и самый древний вид росписи. Писанки  - яйца, раскрашенные от руки геометрическим или растительным орнаментом.

Узоры и орнаменты строго передавались из поколения в поколение.

Писанки – это обереги.  Ими никогда нельзя было навредить. В старину писанки делали только женщины. Если мастерица берется писать Писанку, при этом она злая и недовольная, ничего не выйдет. Что же это за писанка такая? Как её делали? Интересно? Сейчас я вам расскажу…
Основные цвета орнамента писанок – белый, желтый, красный и черный.  Фон у писанки может быть белый, красный или черный.


Слайд


















































4. Знакомство с орнаментами писанки. (Слайды 9 – 12).

Искусство писанки доступно каждому.

Сначала на яйцо наносится сетка из разных пересекающихся фигур.

Сетка, образованная пересечением кругов и овалов, называется разводомРазвод – основа орнамента писанки – позволяет легко и просто нанести на яйцо самый сложный узор.

Символы были разные.


Самые распространенные орнаменты на писанках –

солнечные знаки (всевозможные солнышки: круг, сочетание кругов, круг с прямыми и волнистыми линиями),

растительные мотивы (цветы, листья, ветки, букеты, гирлянды, венки, деревья) и

бесконечники (прямые, волнистые и зигзагообразные линии символизирующие движение)

Н а основе этих схем можно создать множество композиций. Давайте поиграем! Попробуйте каждой схеме найти соответственно расписанную писанку. (Проводится игра “Найди пару!” Около каждой орнаментальной сетки находится “карман”, в который учащиеся находят и вставляют соответственно расписанный шаблон писанки.)




5. Самостоятельная работа учащихся

Сегодня вы попробуете самостоятельно расписать яйцо с несложным орнаментом. В помощь вам лежат на столах , примеры орнаментов. – Вспомните , какие цвета используют мастера в росписи? (белый, жёлтый, красный, чёрный)

- Прочитаем, что нам понадобится.

Н

Нам понадобятся

Гуашь

Кисточки

Салфетки


о прежде чем приступить к выполнению работы, вы должны заслужить яичко. Перед вами примеры. Подсчитайте. Полученный ответ соответствует цифре на яичке.


-Ребята работать будем быстро, и аккуратно. Желаю удачи.

(По ходу работы, дети поучают необходимые рекомендации)








6 Закрепление материала.

Ребята давайте закрепим полученные нами знания на уроке в виде теста.



7. Подведем итог урока.

-Что мы делали на уроке?

Что нового мы сегодня узнали на уроке? (Ответы детей).

Чему научились? (Ответы детей).

Да, сегодня на уроке вы поучились замечательному мастерству росписи яиц, узнали о маленьких хитростях, которые помогли вам превратить деревянные яички в замечательные поделки.

Давайте сегодня, сами оцените свою работу.


На территории Канады, в местечке Вегревилль, расположенном к востоку от Эдмонтона и населенном, в основном, этническими украинцами, находится самое большое в мире пасхальное яйцо: его длина – 8, а ширина – 5 м.

Эта “писанка” весом около 2270 кг сделана из обломков самолетов, поворачивается по ветру, и видна за многие километры. Обхватить этот шедевр можно лишь вдвадцатером, а разбить – разве что тяжелой артиллерией. Однако же, самым замечательным в нем, по-видимому, является то, что при его изготовлении не пострадал ни один цыпленок.



Писанка до сих пор очень популярна во многих уголках мира. Музей Писанки есть в Коломые, Украина. Музею писанки более 30 лет, а здание-яйцо моложе (постройка 2000 года). 
Музей построен строго по логике: три этажа, верх расписан звездами и главной звездой – Солнцем, нижняя часть – как бы утроба, живот, там внутри стоит огромная мраморная композиция: мать с младенцем внутри яйца.

Вот что это за чудо-писанка!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!