СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Парциальная программа по оздоровлению детей "Здоровые дети - здоровая нация!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Парциальная программа по оздоровлению детей "Здоровые дети - здоровая нация!"»

Содержание.

Введение…………………………………………………………………….стр. 3

1.Целевой раздел

1.1Пояснительная записка………………………………………………… стр. 4

1.1.1.Цель и задачи реализации программы……………………………стр.4

1.1.2.Принципы и подходы к формированию парциальной программы..стр. 4

1.1.3. Планируемые результаты освоения программы…………………. .стр. 5

1.1.4. Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов…………………………………………………………………. стр.5

2.Содержательный раздел

2.1. Образовательная область «Физическое развитие»………………. ….стр.5

2.2Направление «Физическая культура». …………………………………стр.6

2.3.Вариативные формы, способы, методы и средства реализации

направления «Физическая культура» с учетом возрастных и

индивидуальных особенностей воспитанников,

специфики их образовательных потребностей

и интересов.. ……………………………………………………………….стр.7

2.4.Направление «Здоровье»……………………………………………….стр. 9

2.5. Физическое и оздоровительное направление воспитания………...стр.13

2.6.Интеграция образовательных областей……………………………..стр.14

2.7. Условия, способы и приемы поддержки детской инициативы……...стр.15

2.8.Основные направления физкультурно-оздоровительной

и лечебно-профилактической работы ……………………………………стр.17

2.9.Обеспечение безопасной жизнедеятельности дошкольников………стр.17

2.10. Работа с педагогами …………………………………………………стр.19

2.11. Работа с родителями (законными представителями)………………...стр.19

2.12.Основные мероприятия по реализации программы………………….стр.22

2.13. Социальное партнерство……………………………………………….стр.25

3.Организационный раздел

3.1. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды………………………………………………………………………….стр.25

3.2. Условия для физического развития, охраны и укрепления здоровья

детей ………………………………………....................................................стр. 27

3.3. Режим и распорядок дня…………………………………… ………….стр. 27

3.4.Режим двигательной активности…………….………………………….стр.29

3.5.Вариативность физкультурно- оздоровительных мероприятий……...стр.30

3.6. Оздоровительно-профилактическая направленность музыкального

сопровождения режимных моментов в ДОУ……………………………..стр.32

3.7. Кадровое обеспечение программы…………………………………..стр.34

3.8.Развитие материально – технической базы ДОУ по оздоровлению

детей…………………………………………………………………………стр.36

3.9. Планирование образовательной деятельности……………………..стр.37

3.10. Календарный план воспитательной работы……………………….стр.37

3.11.Учебно-методическое сопровождение Программы………………..стр.38

Введение

В нашем дошкольном учреждении охрана здоровья ребёнка опирается на его развитие. Педагогическим коллективом накоплен богатый опыт работы по физическому развитию и оздоровлению дошкольников. Но жизнь не стоит на месте, модернизируется система дошкольного образования. Поэтому возникает необходимость оптимизировать уже сложившуюся систему физкультурно-оздоровительной работы ДОУ. Программа «Здоровые дети – здоровая нация» стала одним из главных элементов управления оптимизацией оздоровительной деятельности нашего дошкольного учреждения. Программа представляет собой систему мер, способных влиять на состояние здоровья ребёнка

Опрос родителей показал, что главным для них является физическое и психическое здоровье ребёнка. Большинство семей настроено на активное сотрудничество с детским садом в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей.

Анкетирование педагогов выявило желание продолжать комплексную работу, позволяющую улучшать здоровье воспитанников. Материально-техническое обеспечение детского сада позволяет успешно решать вопросы оздоровления. ДОУ имеет спортивную площадку, футбольное поле, спортивные центры во всех возрастных группах, оборудованные соответствующим физкультурно-игровыми пособиями.

Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155.

Нормативно-правовая база

  • Федеральная образовательная программа дошкольного образования (приказ Министерства просвещения РФ№ 1028 от 25 ноября 2022 года)

  • Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства просвещения РФ № 1022 от 24 ноября 2022 года)

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17 октября 2013 гола), с изменениями №31 от 21 января 2019 года. 4 Пункт 5 Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей.

  • Указ Президента РФ № 809 от 9 ноября 2022 года Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.

  • Закон от 24 сентября 2022 н. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»

  • Постановление №28 от 28 сентября 2020 года (СП 2.4.3648-20) «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

  • Постановление №2 от 28 января 2021 года (СанПиН 1.2.3685-21) «Санитарные правила и нормы «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»

Программа предназначена для детей в возрасте от 3-7 лет

Срок реализации программы - 1 год.

1.Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка.

1.1.1.Цель и задачи реализации программы

Цель программы: Оптимально реализовать оздоровительное, воспитательное и образовательное направление физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности развития ребёнка во все периоды дошкольного детства.

Задачи программы:

-Обеспечить качественную работу дошкольного учреждения по укреплению и сохранению здоровья детей.

-Формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью.

- Привлекать родителей к формированию у детей ценностей здорового образа жизни

1.1.2.Принципы и подходы к формированию программы

Подходы в воспитании и развитии детей: качественный подход, возрастной подход, личностный подход, а также наряду с общепедагогическими дидактическими принципами (сознательности и активности, наглядности и доступности и др.), имеются специальные принципы, которые выражают специфические закономерности физического воспитания:

-принцип оздоровительной направленности, согласно которому инструктор по физической культуре несет ответственность за жизнь и здоровье своих воспитанников, должен обеспечить рациональный общий и двигательный режим, создать оптимальные условия для двигательной активности детей.

-принцип разностороннего и гармоничного развития личности, который выражается в комплексном решении задач физического и умственного, социально - нравственного и художественно - эстетического воспитания, единства своей реализации с принципом взаимосвязи физической культуры с жизнью.

-принцип гуманизации и демократизации, который позволяет выстроить всю систему физического воспитания детей в детском саду и физкультурно-оздоровительной работы с детьми на основе личностного подхода, предоставление выбора форм, средств и методов физического развития и видов спорта, принципа комфортности в процессе организации развивающего общения педагога с детьми и детей между собой.

-принцип индивидуализации позволяет создавать гибкий режим дня и охранительный режим в процессе проведения занятий по физическому развитию, учитывая индивидуальные способности каждого ребенка, подбирая для каждого оптимальную физическую нагрузку и моторную плотность, индивидуальный темп двигательной активности в процессе двигательной активности, реализуя принцип возрастной адекватности физических упражнений.

-принципы постепенности наращивания развивающих, тренирующих воздействий, цикличности построения физкультурных занятий, непрерывности и систематичности чередования нагрузок и отдыха, лежащие в основе методики построения физкультурных занятий.

-принцип единства с семьей, предполагающий единство требований детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, культурно - гигиенических навыков, развития двигательных навыков.

Поэтому очень важным становится оказание необходимой помощи родителям воспитанников, привлечение их к участию в совместных физкультурных мероприятиях - физкультурных досугах и праздниках, походах.

1.1.3. Планируемые результаты освоения программы

-у ребенка сформированы основные психофизические и нравственно- волевые качества;

-ребенок владеет основными движениями и элементами спортивных игр, может контролировать свои движения и управлять ими;

-ребенок соблюдает элементарные правила здорового образа жизни и личной гигиены;

-ребенок результативно выполняет физические упражнения (общеразвивающие, основные движения, спортивные);

-ребенок проявляет элементы творчества в двигательной деятельности;

-ребенок проявляет нравственно-волевые качества, самоконтроль и может осуществлять анализ своей двигательной деятельности;

-ребенок проявляет духовно-нравственные качества и основы патриотизма в ходе занятий физической культурой и ознакомлением с достижениями российского спорта;

-ребенок имеет начальные представления о правилах безопасного поведения в двигательной деятельности; о том, что такое здоровье, понимает, как поддержать, укрепить и сохранить его;

-ребенок владеет навыками личной гигиены, может заботливо относиться к своему здоровью и здоровью окружающих, стремится оказать помощь и поддержку другим людям.

-ребёнок без труда организует ту или иную подвижную игру, в соответствии с правилами.

1.1.4. Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов

Работа по физическому воспитанию в ДОУ строится на основе диагностики, которую проводит инструктор по физкультуре с участием старшего воспитателя. Результаты заносятся в карту развития ребёнка и используются воспитателями при планировании работы с детьми.

Педагогическая диагностика проводится для определения эффективности педагогических действий и их дальнейшего планирования.

Периодичность проведения диагностики определена ДОО и проводится 2 раза в год:

- на начало учебного года (стартовая диагностика) в сентябре

- на конец учебного года (заключительная) в мае.

Педагогическая диагностика индивидуального развития детей проводится в произвольной форме на основе:

-метода наблюдения;

-метода тестирования с фиксацией количественных показателей

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Реализация Программы «Здоровые дети – здоровая нация!» позволяет сформировать ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни воспитанников, безопасной жизнедеятельности и нравственных норм, основ экологической культуры, культуры общения. Исходя из принципов программы, комплекс мероприятий дифференцирован с учетом личностного подхода.

2.1. Образовательная область «Физическое развитие»

Основной целью является гармоничное физическое развитие и формирование основ здорового образа жизни

Образовательная область «Физическое развитие» позволяет решать задачи:

- приобретение опыта в двигательной деятельности, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие координации и гибкости.

- приобретение опыта в двигательной деятельности, связанной с выполнением упражнений, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.

- приобретение опыта в двигательной деятельности, связанной с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны).

- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами.

- становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами

Образовательная область «Физическое развитие» имеет два направления: «Физическая культура» и «Здоровье»


2.2.НАПРАВЛЕНИЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Задачи:

Оздоровительные

  • охрана жизни и укрепление здоровья, обеспечение нормального функционирования всех органов и систем организма;

  • всестороннее физическое совершенствование функций организма;

  • повышение работоспособности и закаливание.

Образовательные

  • формирование двигательных умений и навыков;

  • развитие физических качеств;

  • овладение ребенком элементарными знаниями о своем организме, роли физических упражнений в его жизни, способах укрепления собственного здоровья.

Воспитательные

  • формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями;

  • разностороннее гармоничное развитие ребенка (не только физическое, но и умственное, нравственное, эстетическое, трудовое)


2.3.Вариативные формы, способы, методы и средства реализации направления «Физическая культура» с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

Дети 3-го года

жизни

Дети4-го года

жизни

Дети5-го года

жизни

Дети6-го года

жизни

Дети7-го года

жизни

-организация двигательной активности

- включение в ежедневную жизнь физических упражнений

- использование общеразвивающих

упражнений

- использование личного примера

- использование слов при согласовании с движениями

- развитие мелкой моторики через различные виды движений

создание условий для самостоятельной деятельности

  • игровая мотивация

  • приём имитации движений птиц, животных, людей и др.

  • показ и словесные объяснения

  • организация подвижных игр

  • пальчиковые игры и упражнения

  • организуют спортивные упражнения

  • подвижные игры

  • игры малой подвижности

  • развитие самостоятельности в использовании спортивных игр и упражнений

  • словесные инструкции

  • использование систематического тренинга

  • использование спортивных упражнений

  • подвижные игры

  • игры малой подвижности

- упражнения на развитие координации

- создание условий для выработки гибкости

- используют словесные инструкции

- создание условий для самостоятельности

- проведение гимнастики для глаз

- организация дежурства на физкультурных занятиях

- использование подвижных игр

  • акцентируют внимание на самоконтроле точности выполнения движений

  • использование

упражнений на развитие скоростных и координационных способностей

  • использование командных подвижных игр

  • соревнования

  • наблюдения

  • игровые ситуации

Направления для физического развития:

1. Приобретение детьми опыта в двигательной деятельности:

- связанной с выполнением упражнений;

- направленной на развитие таких физических качеств как координация и гибкость;

- способствующей правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики;

- связанной с правильным, не наносящим вреда организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны).

2. Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

3. Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

Средства физического развития

  • Двигательная активность, занятия физкультурой;

  • Эколого-природные факторы (солнце, воздух, вода);

  • Психогигиенические факторы (гигиена сна, питания, занятий)

Методы физического развития

Практические

Наглядные

Слуховой (слушание музыки)

повторение упражнений без изменения и с изменениями;

проведение упражнений в игровой форме;

проведение упражнений в соревновательной форме


наглядно-зрительные приемы (показ физических упражнений, использование наглядных пособий, имитация, зрительные ориентиры),

наглядно-слуховые приемы (музыка, песни)

тактильно-мышечные приемы (непосредственная помощь воспитателя) песен, танцев, воспроизведение мелодий

объяснения,

пояснения,

указания подача команд, распоряжений, сигналов;

вопросы к детям;

образный сюжетный рассказ, беседа;


Формы работы с детьми

Возрастная группа

Совместная деятельность

Режимные моменты

Самостоятельная деятельность

3-4- го года жизни

Подвижные игры

Утренняя гимнастика

Корригирующая гимнастика Физкультминутки

Физкультурные упражнения на прогулке

Игровые упражнения Физкультминутки

Гимнастика пробуждения Подвижные игры

Закаливающие процедуры

Самостоятельная двигательно-игровая деятельность детей

Подвижные игры

5-7- го года жизни

Подвижные игры

Утренняя гимнастика

Корригирующая гимнастика Физкультминутки

Физкультурные упражнения на прогулке Спортивные игры, развлечения, праздники и соревнования

Кружки, секции

Игровые упражнения Гимнастика пробуждения Физкультминутки

Подвижные игры

Закаливающие процедуры

Самостоятельная двигательно-игровая деятельность детей

Подвижные игры

Физкультурные упражнения на прогулке

Принципы физического развития

Дидактические

Специальные

Гигиенические

систематичность и последовательность; развивающее обучение;

доступность;

воспитывающее обучение;

учет индивидуальных и возрастных особенностей;

сознательность и активность ребенка; наглядность.

непрерывность;

последовательность наращивания тренирующих воздействий;

цикличность.


сбалансированность нагрузок; рациональность чередования деятельности и отдыха;

возрастная адекватность;

оздоровительная направленность всего образовательного процесса;

осуществление личностно- ориентированного обучения и воспитания


2.4.НАПРАВЛЕНИЕ «ЗДОРОВЬЕ»

Задачи:

  • воспитывать ценностное отношение детей к здоровью и человеческой жизни, развивать мотивацию к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей;

  • обогащать и углублять представления детей о том, как поддержать, укрепить и сохранить здоровье;

  • воспитывать самостоятельность в выполнении культурно-гигиенических навыков, обогащать представления детей о гигиенической культуре;

  • обеспечить сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Здоровьесберегающие технологии


Медико-профилактические

Физкультурно-оздоровительные

организация мониторинга здоровья дошкольников

организация и контроль питания детей

физического развития дошкольников

закаливание

организация профилактических мероприятий

организация обеспечения требований СанПиН

организация здоровьесберегающей среды

развитие физических качеств, двигательной активности

становление физической культуры детей

дыхательная гимнастика

массаж и самомассаж

профилактика плоскостопия и формирования правильной осанки

воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье

Формы организации работы с детьми

Возрастная группа

Содержание

Занятия

Образовательная деятельность, реализуемая в ходе режимных моментов

Самостоятельная деятельность

дети 3-5 года жизни

1.Основные движения: -ходьба; бег; катание, бросание, метание, ловля; ползание, лазание; упражнения в равновесии;

строевые упражнения; ритмические упражнения.

2.Общеразвивающие упражнения

3.Подвижныеигры

4.Спортивные упражнения

5.Активныйотдых

6. Формирование начальных представлений о ЗОЖ

Занятия по физическому воспитанию:

сюжетно-игровые

тематические

-классические

-тренирующее

В занятиях по физическому воспитанию:

-тематические комплексы

-сюжетные

-классические

-с предметами

-подражательный комплекс

Физ.минутки Динамические паузы

Обучающие игры по инициативе

воспитателя (сюжетно- дидактические), развлечения

Утренний отрезок времени:

Индивидуальная работа

Игровые упражнения

Утренняя гимнастика:

-классическая

-сюжетно-игровая

-тематическая

-полоса препятствий

Подражательные движения

Прогулка

Подвижная игра большой и малой подвижности

Занятия по физическому воспитанию на улице Подражательные движения

Вечерний отрезок времени, включая прогулку:

Гимнастика после дневного сна:

-коррекционная

-оздоровительная

-сюжетно-игровая

-полоса препятствий

В течении дня: Физкультурные упражнения Коррекционные упражнения Индивидуальная работа Подражательные движения

Физкультурный досуг

Физкультурные праздники

День здоровья

Дидактические игры, чтение художественных произведений, личный пример, иллюстративный материал


дети 6-7 года жизни

1.Основныедвижения:

-ходьба; бег; катание, бросание, метание, ловля; ползание, лазание; упражнения в равновесии;

строевые упражнения; ритмические упражнения.

2.Общеразвивающие упражнения

3.Подвижные игры

4.Спортивные упражнения

5.Спортивные игры 6.Активныйотдых

7. Формирование начальных представлений о ЗОЖ


Занятия по физическому воспитанию:

сюжетно-игровые

тематические

-классические

-тренирующее

-по развитию элементов двигательной креативности (творчества)

В занятиях по физическому воспитанию:

-сюжетный комплекс

-подражательный комплекс

- комплекс с предметами Физ.минутки Динамические паузы Подвижная игра большой, малой подвижности и с элементами

спортивных игр

Развлечения,

ОБЖ,

минутка здоровья

Утренний отрезок времени: Индивидуальная работа Игровые упражнения

Утренняя гимнастика:

-классическая

-игровая

-полоса препятствий

-музыкально-ритмическая

-аэробика

Подражательные движения.

Прогулка

Подвижная игра большой и малой подвижности

Игровые упражнения

Проблемная ситуация

Индивидуальная работа

Занятия по физическому воспитанию на улице

Занятие-поход

Вечерний отрезок времени, включая прогулку:

Гимнастика после дневного сна

-оздоровительная

-коррекционная

-полоса препятствий

Физкультурные упражнения Коррекционные упражнения Индивидуальная работа Подражательные движения

Физкультурный досуг

Физкультурные праздники

День здоровья

В течении дня:

Объяснение, показ, дидактические игры, чтение художественных произведений,

личный пример, иллюстративный материал, досуг,

театрализованные игры.


2.5.Физическое и оздоровительное направление воспитания

Цель физического и оздоровительного воспитания - формирование ценностного отношения детей к здоровому образу жизни, овладение элементарными гигиеническими навыками и правилами безопасности.

Ценности - жизнь и здоровье лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания.

Физическое и оздоровительное направление воспитания основано на идее охраны и укрепления здоровья детей, становления осознанного отношения к жизни как основоположной ценности и здоровью как совокупности физического, духовного и социального благополучия человека.

Физическое и оздоровительное направление воспитания

соотносится

Образовательная область "Физическое развитие"

Ценности: жизнь и здоровье.

Формирование навыков здорового образа жизни, где безопасность жизнедеятельности лежит в основе всего.

Физическое развитие и освоение ребенком своего тела происходит в виде любой двигательной активности: выполнение бытовых обязанностей, игр, ритмики и танцев, творческой деятельности, спорта, прогулок.

Задачи по формированию здорового образа жизни:

обеспечение построения образовательного процесса физического воспитания детей (совместной и самостоятельной деятельности) на основе здоровье формирующих и здоровье сберегающих технологий, и обеспечение условий для гармоничного физического и эстетического развития ребенка;

закаливание, повышение сопротивляемости к воздействию условий внешней среды;

укрепление опорно-двигательного аппарата; развитие двигательных способностей, обучение двигательным навыкам и умениям;

формирование элементарных представлений в области физической культуры, здоровья и безопасного образа жизни;

организация сна, здорового питания, выстраивание правильного режима дня;

воспитание экологической культуры, обучение безопасности жизнедеятельности. Направления деятельности воспитателя:

организация подвижных, спортивных игр, в том числе традиционных народных игр, дворовых игр на территории детского сада;

  • создание детско-взрослых проектов по здоровому образу жизни;

  • введение оздоровительных традиций в ДОО.

Формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков является важной частью воспитания культуры здоровья. Воспитатель должен формировать у дошкольников понимание того, что чистота лица и тела, опрятность одежды отвечают не только гигиене и здоровью человека, но и социальным ожиданиям окружающих людей.

Особенность культурно-гигиенических навыков заключается в том, что они должны формироваться на протяжении всего пребывания ребенка в ДОО.

В формировании культурно-гигиенических навыков режим дня играет одну из ключевых ролей. Привыкая выполнять серию гигиенических процедур с определенной периодичностью, ребенок вводит их в свое бытовое пространство, и постепенно они становятся для него привычкой.

При реализации указанных задач воспитатель ДОО акцентирует внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы


Формируя у детей культурно-гигиенические навыки, воспитатель ДОО должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы


- формировать у ребенка навыки поведения во время приема пищи;

- формировать у ребенка представления о ценности здоровья, красоте и чистоте тела;

- формировать у ребенка привычку следить за своим внешним видом;

- включать информацию о гигиене в повседневную жизнь ребенка, в игру.

Работа по формированию у ребенка культурно-гигиенических навыков в учреждении проводится в тесном контакте с семьей.

2.6.ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ

Физическая культура по своему интегрирует в себе такие образовательные области как, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое раз­витие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие. Развивать игровой опыт совмест­ной игры взрослого с ребенком и со сверстниками, побуждать к самостоятельному игровому творчеству в подвижных играх. Развивать умение четко и лаконично да­вать ответ на поставленный вопрос и выражение своих эмоций, проблемных мо­ментах и пожеланий. Развивать коммуникативные способности при общении со сверстниками и взрослыми: умение понятно объяснить правила игры, помочь то­варищу в затруднительной ситуации при выполнении задания, разрешить кон­фликт через общение.

Познавательное развитие. Обогащать знания о двигательных режимах, видах спорта. Развивать интерес к изучению себя и своих физических возможностей: осанка, стопа, рост, движение. Формировать представления о здоровье, его ценно­сти, полезных привычках, укрепляющих здоровье, о мерах профилактики и охраны здоровья.

Речевое развитие. Обогащать активный словарь на занятиях по физкультуре (команды, построения, виды движений и упражнений); развивать звуковую и инто­национную культуру речи в подвижных и малоподвижных играх.

Художественно-эстетическое развитие. Обогащать музыкальный репертуар детскими песнями и мелодиями. Развивать музыкально-ритмические способности детей, научить выполнять упражнения в соответствии с характером и темпом му­зыкального сопровождения.

2.7. Условия, способы и приемы поддержки детской инициативы.

Любая деятельность ребенка в ДОУ может протекать в форме самостоятельной инициативной деятельности, например: самостоятельная двигательная деятельность, подвижные игры, выполнение ритмических и танцевальных движений.

Условия поддержки детской инициативы

Уделять внимание развитию детского интереса к окружающему миру, поощрять желание ребенка получать новые знания и умения, осуществлять деятельностные пробы в соответствии со своими интересами, задавать познавательные вопросы; организовывать ситуации, способствующие активизации личного опыта ребенка в деятельности, побуждающие детей к применению знаний, умений при выборе способов деятельности. Расширять и усложнять в соответствии с возможностями и особенностями развития детей задач, которые ребенок способен и желает решить самостоятельно, уделять внимание таким задачам, которые способствуют активизации у ребенка творчества, сообразительности, поиска новых подходов; поощрять проявление детской инициативы в течение всего дня пребывания ребенка в ДОО, используя приемы поддержки, одобрения, похвалы. Создавать условия для развития произвольности в деятельности, использовать игры и упражнения, направленных на тренировку волевых усилий, поддержку готовности и желания ребенка преодолевать трудности, доводить деятельность до результата. Поощрять и поддерживать желание детей получать результат деятельности, обращать внимание на важность стремления к качественному результата, подсказывать ребенку, проявляющему небрежность и равнодушие к результату, как можно довести дело до конца, какие приемы можно использовать, чтобы проверить качество своего результата. Внимательно наблюдать за процессом самостоятельной деятельности детей, в случае необходимости оказывать детям помощь, но стремиться к ее дозированию; поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества через использование приемов похвалы, одобрения, восхищения

Способы и приемы поддержки детской инициативы

Не спешить на помощь ребенку, если он испытывает затруднения решения задачи, побуждать его к самостоятельному решению, подбадривать и поощрять попытки найти решение. В случае необходимости оказания помощи дать совет, задать наводящий вопрос, активизировать имеющийся у ребенка опыт. Дать возможность ребенку самостоятельно решить поставленную задачу. Помочь в поиске разных вариантов решения одной задачи, поощрять активность детей в поиске, принимать любые предположения детей, связанные с решением задачи, поддерживать инициативу и творческие решения, акцентировать внимание детей на качестве результата, их достижениях, одобрять, хвалить за результат, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий. Особое внимание уделять общению с детьми в период кризиса семи лет: характерные для ребенка изменения в поведении и деятельности становятся поводом для смены стиля общения с ребенком. Уделять внимание ребенку, уважать его интересы, стремления, инициативы в познании, активно поддерживать стремление к 25 самостоятельности. Поддерживать ощущение своего взросления, вселять уверенность в своих силах. Акцентировать внимание на освоение ребенком универсальных умений организации своей деятельности и формировании у него основ целеполагания: поставить цель(или принять ее от педагога), обдумать способы ее достижения, осуществить свой замысел, оценить полученный результат. Предложить детям средства, помогающие детям планомерно и самостоятельно осуществлять свой замысел: опорные схемы, наглядные модели, пооперационные карты. Уделять внимание обогащению РППС, обеспечивающей поддержку инициативности ребенка.

2.8.Основные направления физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы

1. Организация сбалансированного питания детей.

2. Обеспечение плотной двигательной активности детей в течение дня:

  • Утренняя и бодрящая гимнастики.

  • Физкультурное занятие.

  • Спортивные игры.

  • Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.

  • Праздники здоровья/ дни здоровья

  • Самостоятельная двигательная деятельность детей в помещении и на прогулке.

3. Проведение закаливающих мероприятий:

  • Воздушное закаливание.

  • Водное закаливание (обширное умывание ).

  • Босохождение.

4. Повышение неспецифической резистентности организма:

  • Фитотерапия (травяные чаи).

  • Чесночные ингаляции в период гриппа.

  • Оздоровительный массаж.


5. Нормализация соотношения процессов возбуждения и торможения нервно-психической деятельности:

  • Формирование правильного режима дня.

6. Профилактика и коррекция нарушений осанки, плоскостопия, зрения:

  • Упражнения и игры профилактического и коррекционного характера, рекомендованные для ДОУ (как часть комплекса общеразвивающих упражнений, индивидуальная работа).

7. Физкультурно-оздоровительная работа с часто болеющими детьми:

  • Индивидуальные занятия,

  • Дыхательная гимнастика (постоянно)

  • Лечебно-профилактические мероприятия (в соответствии с рекомендациями врача-педиатра)

2.9.Обеспечение безопасной жизнедеятельности дошкольников

Вопросы воспитания у детей навыков безопасного поведения являются для дошкольного учреждения актуальными и требующими особого внимания.

Уроки здоровья и безопасности проводятся в дополнение к обычным физкультурным занятиям, один раз в месяц, начиная с младшей группы


Методические рекомендации по проведению

Уроков здоровья и безопасности:


  • Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую деятельность.

  • Содержащийся в занятии познавательный материал должен соответствовать возрасту ребёнка.

  • Познавательный материал необходимо сочетать с практическими заданиями (оздоровительные минутки – упражнения для глаз, самомассаж тела, упражнения для глаз, осанки, дыхательные упражнения, психогимнастические этюды).

  • Возможен интегрированный подход к проведению Урока здоровья и безопасности (познавательная деятельность детей может сочетаться с изобразительной, музыкальной деятельностью, речевым и физическим развитием).

  • Содержание занятия желательно наполнять сказочными и игровыми персонажами, проблемными ситуациями, связанными с ними.

  • Наглядный материал по теме Урока здоровья и безопасности должен быть ярким, привлекательным, интересным ребёнку.

  • Использование художественного слова внесёт в Урок здоровья и безопасности дополнительный эмоциональный настрой

  • С уважением относиться к любому ответу ребёнка, недопустима отрицательная реакция.

  • В конце Урока здоровья и безопасности должны чётко звучать основные правила, закрепляющие тему занятия.

  • В конечном итоге Урок здоровья и безопасности должен приносить детям чувство удовлетворения и радости, желание прийти снова на занятие.

Основные направления работы по формированию основ безопасной жизнедеятельности дошкольников

РЕБЁНОК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ

-Формировать у дошкольников ценности здорового образа жизни

РЕБЁНОК ДОМА (пожарная безопасность, безопасность в быту)

-Формировать у детей умение правильно обращаться с предметами домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности

РЕБЁНОК И ДОРОГА

-Формировать у дошкольников навыки безопасного поведения на дороге, улице, в общественном транспорте

РЕБЁНОК И ПРИРОДА

-Развивать у дошкольников основы экологической культуры, навыки безопасного поведения на природе

РЕБЁНОК И ДРУГИЕ ЛЮДИ

-Формировать у детей знания о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми, в том числе подростками

2.10. Работа с педагогами по реализации программы.

Работа с сотрудниками – одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей, построенная на следующих принципах:

• актуализация внимания воспитателей на том, что в педагогической деятельности у них главная социальная роль;

• просветительная работа по направлениям программы «Здоровые дети – здоровая нация!» и т.д.;

• консультации для педагогов по сохранению собственного здоровья, проигрывание с ними возможных проблемных ситуаций;

• обучение педагогов приёмам личной самодиагностики здоровья в физическом, социальном, психическом аспекте, а также методике обучения дошкольников приёмам личной самодиагностики.

1. Знакомство и внедрение в практику работы ДОУ новых программ, технологий в области физического воспитания детей дошкольного возраста.

2. Разработка систем физического воспитания, основанных на индивидуальном подходе.

3. Внедрение современных методов мониторинга здоровья. Разработка критериев комплексной оценки состояния здоровья.

4. Диагностика состояния здоровья детей всех возрастных групп.

5. Диагностика среды жизнедеятельности ребёнка, включая образовательную, психологическую, семейную среду и экологию места обитания.

6. Создание информационной базы по педагогическим, экономическим, санитарно – гигиеническим и методическим составляющим здоровья детей.

7. Внедрение сбалансированного разнообразного питания.

8. Пропаганда здорового образа жизни.

9. Обучение дошкольников здоровому образу жизни, проведение бесед, организованной образовательной деятельности, психологических тренингов, привитие дошкольникам чувства ответственности за своё здоровье.

2.11. Взаимодействие педагогического коллектива ДОУ с семьями воспитанников


Одним из важных условий реализации программы «Здоровые дети – здоровая нация!», является сотрудничество педагогов с семьей: дети, педагоги и родители – ведущие участники педагогического процесса.

Сотрудники ДОУ признают семью, как жизненно необходимую среду дошкольника, определяющую путь развития его личности.

Повышение педагогической культуры родителей включает следующие направления: изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания, просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье, пропаганда общественного дошкольного воспитания, вооружение родителей основами психолого – педагогических знаний через тренинги, консультации, семинары, включение родителей в образовательный процесс.

Виды взаимоотношений ДОУ с семьями воспитанников

Сотрудничество это общение на равных, где ни одной из сторон взаимодействия не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать

Взаимодействие – способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения



Формы взаимодействия

Виды деятельности

Коллективные формы взаимодействия

Общие родительские собрания.

Проводятся администрацией ДОУ три раза в год, в начале, в середине и в конце учебного года.

Групповые родительские собрания.

Проводятся специалистами и воспитателями

групп не реже трех раз в год и по мере необходимости.

«День открытых дверей».

Проводится администрацией ДОУ в апреле.

Индивидуальные консультации.

По запросу родителей и особенностей здоровья воспитанника.

Участие в конкурсах разного уровня.

Привлечение к участию в муниципальных мероприятий.

Тематические занятия клуба «Вместе весело шагать».

Работа клуба планируется на основании запросов и анкетирования родителей. Занятия клуба проводятся специалистами ДОУ один раз в два месяца.

Формы проведения:

- Тематические доклады;

- Плановые консультации;

- Семинары;

- Тренинги;

- «Круглые столы» и др. формы.

Проведение детских праздников и «Досугов».

Подготовкой и проведением праздников занимаются специалисты ДОУ с привлечением родителей.

Индивидуальные формы работы

Анкетирование и опросы.

Проводятся по планам администрации, специалистов, воспитателей и по мере необходимости.

Беседы и консультации специалистов.

Проводятся по запросам родителей и по плану индивидуальной работы с родителями.

«Служба доверия».

Работу службы обеспечивают администрация и психолог. Служба работает по персональным и анонимным обращениям и пожеланиям родителей.

Родительский час.

Проводится специалистами один раз в неделю во второй половине дня с 17 до 18 часов

Формы наглядного информационного обеспечения

Информационные стенды и тематические выставки.

Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах.

Выставки детских работ.

Проводятся по плану образовательной работы.

Открытые мероприятия, ООД специалистов и воспитателей.

Содержание и методы работы подбираются с учетом доступности информации для родителей. Проводятся два – три раза в год.

Содержание работы по реализации программы при взаимодействии родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ по физическому воспитанию.

  • Изучение состояния здоровья детей совместно со специалистами детской поликлиники, медицинским персоналом ДОУ и родителями.

  • Ознакомление родителей с результатами.

  • Изучение условий семейного воспитания через анкетирование, посещение детей на дому и определение путей улучшения здоровья каждого ребёнка.

  • Формирование банка данных об особенностях развития и медико-педагогических условиях жизни ребёнка в семье с целью разработки индивидуальных программ физкультурно-оздоровительной работы с детьми, направленной на укрепление их здоровья

  • Создание условий для укрепления здоровья и снижения заболеваемости детей в ДОУ и семье:

- Зоны физической активности,

- Закаливающие процедуры,

- Оздоровительные мероприятия и т.п.

  • Организация целенаправленной работы по пропаганде здорового образа жизни среди родителей.

  • Ознакомление родителей с содержанием и формами физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

  • Тренинг для родителей по использованию приёмов и методов оздоровления (дыхательная и артикуляционная гимнастика, физические упражнения и т.д.) с целью профилактики заболевания детей.

  • Согласование с родителями индивидуальных программ оздоровления, профилактических мероприятий, организованных в ДОУ.

  • Ознакомление родителей с нетрадиционными методами оздоровления детского организма.

  • Использование интерактивных методов для привлечения внимания родителей к физкультурно-оздоровительной сфере: организация конкурсов, викторин, проектов, развлечений и т.п.

  • Пропаганда и освещение опыта семейного воспитания по физическому развитию детей и расширения представлений родителей о формах семейного досуга.

  • Консультативная, санитарно-просветительская и медико-педагогическая помощь семьям с учётом преобладающих запросов родителей на основе связи ДОУ с медицинскими учреждениями.

  • Организация консультативного пункта для родителей в ДОУ для профилактики и коррекции ранних осложнений в состоянии здоровья ребёнка.

  • Подбор и разработка индивидуальных программ (комплексов упражнений) для укрепления свода стопы, профилактики плоскостопия, осанки, зрения и т.д. с целью регулярного выполнения дома и в ДОУ.

  • Организации дискуссий с элементами практикума по вопросам физического развития и воспитания детей.

  • Проведение дней открытых дверей, вечеров вопросов и ответов, совместных развлечений с целью знакомства родителей с формами физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

  • Педагогическая диагностическая работа с детьми, направленная на определение уровня физического развития детей. Ознакомление родителей с результатами диагностических исследований. Отслеживание динамики развития детей.

  • Взаимодействие с СОШ по вопросам физического развития детей.

  • Определение и использование здоровьесберегающих технологий.

  • Правовое просвещение родителей на основе изучения социокультурного состояния родителей с целью повышения эффективности взаимодействия семьи и ДОУ, способствующего укреплению семьи, становлению гражданственности воспитанников, повышению имиджа ДОУ и уважению педагогов.


2.12. Основные мероприятия по реализации Программы

Перспективное планирование мероприятий ДОУ позволяет организовать предварительную работу по подготовке мероприятия, привлекать родителей воспитанников и социальных партнеров, что обогащает содержание праздников и помогает решать вопросы формирования осознанного отношения к здоровью у детей. Запланированные мероприятия соответствуют календарным праздникам и создают атмосферу причастности ребенка к событиям страны, мира, семьи.

Перспективное планирование физкультурных занятий см. рабочую программу инструктора по физической культуре.

Физкультурно-спортивные мероприятия, соревнования в ДОУ

Календарны й период

Возрастная группа

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подгот. группа


Сентябрь

«На лужайке попляшем вместе с зайкой»

Физкультурный досуг

«Путешествие по нашему детскому саду»

Физкультурное развлечение «Если с

другом вышел в путь»

Физкультурный праз дник «День

знаний».


Октябрь

День здоровья развлечение «Мойдодыр»

В день здоровья физкультурное развлеч ение «Сто затей от Осени»

Физкультурное развлечение с родителями «Папа,

мама, я - спортивная семья»

В день здоровья развлечение физкуль турный досуг«Зов джунглей»


Ноябрь

Развлечение «Осенняя овощная сказка»

Физкультурное развле чение «Под грибком»

Физкультурный досуг

«Посмотри, как край

хорош – лучше края не найдёшь»

Физкультурное развлечение «По дорогам страны»


Декабрь

Развлечение «Прогулка в лес»

Физкультурное развлеч ение «В гостях у

бабушки Метелицы»

Спортивный праздник

«Зимняя олимпиада»

Спортивный праздник «Зимняя

олимпиада»


Январь

«Приключения Умки»

Физкультурный праздни к «Весёлая

эстафета «Ах, вы сани, мои сани!»

Физкультурный досуг «Путешествие в

Спортландию»

Физкультурное развлечение «Кто со спортом дружит, никогда не тужит»


Февраль

Физкультурный праздник

«Русские забавы»

Физкультурный досуг

«Летчики, танкисты»

День здоровья развлечение «Мы растём здоровыми»

Март

Развлечение

«Озорной Петрушка»

Физкультурный

досуг «Мы растём здоровыми»

Физкультурный досуг с родителями «Провожаем зиму, весну встречаем»

Апрель

Физкультурное развлечен ие «Путешествие

капельки»

Физкультурный досуг «Береги природу»

В день здоровья физкультурный досуг «Космодром здоровья».

Май

Физкультурный праздник

«Мы ребята, молодые,

Физкультурный праздн

ик «Вот и лето

Досуг «Быстрые,

ловкие, умелые!»

спортивная Олимпиада для

дошкольников


весёлые и озорные»

пришло».



Июнь

«Мыльные пузыри!» - развлечение элементами

основных движений


Эстафета «Дружная

семья»

Эстафета «Дружная

семья»

Июль

«Мой веселый, звонкий

мяч»


Игры-забавы «русские

народные игры»

Игры со скакалкой

Август


«Мой веселый, звонкий

мяч»


Игры-забавы «русские народные игры»






2.13. Социальное партнерство

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными институтами села по вопросам здоровьесбережения

Детская поликлиника

-проведение комплекса профилактических, противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости;

- проведение профилактических медицинских осмотров детей;

- оказание лечебно-профилактической помощи;

- информирование педагогического коллектива о состоянии здоровья детей и оздоровительных мероприятиях по снижению заболеваемости;

- составление рекомендаций, назначений по оздоровлению и медико-педагогической коррекции

Спортивный комплекс «Темп»


- проведение совместных спортивных мероприятий;

МКУК «Венгеровская централизованная библиотечная система»

- информационная поддержка физкультурно-оздоровительной работы ДОУ через организацию индивидуального, группового информирования педагогов (обзоры, Дни информации, лектории);

- помощь в организации работы ДОУ по формированию здорового образа жизни детей посредством библиотечных форм работы

Информационно-методический центр

- совершенствование профессиональной компетентности педагогов в вопросах здоровьесберегающей деятельности;

- создание условий для активизации творческого потенциала педагогов средствами методической работы

3. Организационный раздел.

3.1 Особенности организации, развивающей предметно пространственной среды

Развивающая предметно - пространственная среда (далее РППС) становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка.

При проектировании РППС учтены особенности образовательной деятельности, социокультурные, экономические и другие условия, требования используемых вариативных образовательных программ, возможности и потребности участников образовательной деятельности.

РППС – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием, электронными образовательными ресурсами (в том числе развивающими компьютерными играми) и средствами обучения и воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, предоставляющими возможность учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Образовательное пространство оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (мячи разного диаметра и направленности, обручи, скакалки, гантели, кегли, гимнастические палки, дуги, мешочки для метания в цель, набивные мячи для метания вдаль, султанчики, мягкий тоннель, набор «городков», бадминтон, санки, лыжи и многое другое) в соответствии со спецификой программы.

Имеются приспособления для закаливания и самомассажа: ребристые доски, мешочки с песком, набивные мячи, коврики с камешками, игольчатые мячи, и пр.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивают:

- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

- возможность самовыражения детей.

На территории детского сада имеются 2 спортивные площадки, стационарное спортивно - игровое оборудование, футбольное поле.

Работа персонала детского сада направлена на создание комфорта, уюта, положительного эмоционального климата воспитанников.

Материальная баз периодически трансформируется, обновляется для

стимулирования физической, творческой интеллектуальной активности детей

Вид помещения

Функциональное использование

РППС

Физкультурно - музыкальный зал

  • Физкультурные занятия

  • Спортивные досуги

  • Развлечения праздники

  • Индивидуальная работа

  • Консультативная работа с родителями и воспитателями

Спортивное оборудование для прыжков, метания, лазания, перешагивания и т.д

Спортивные тренажеры

Спортивные модули

Спортивные маты

Магнитофон, музыкальный центр

Дидактический и раздаточный материал для фронтальной и индивидуальной работы Методическая литература, фонотека

Документация

Уголок спортивных достижений

3.2. Условия для физического развития, охраны и укрепления здоровья детей

Физкультурно – музыкальный зал, где представлено разнообразное спортивное оборудование, тренажёры, а также нестандартное физкультурное оборудование, изготовленное руками педагогов и родителей.

На территории детского сада имеются 2 спортивные площадки, стационарное спортивно - игровое оборудование, футбольное поле.

Для совершенствования умений по физической культуре, в группах созданы физкультурные уголки, которые учитывают возрастные особенности детей, их интересы. Для обеспечения страховки, предотвращения травматизма имеются гимнастические маты. Для упражнений в ходьбе, беге, прыжках, равновесии используются различные дорожки, косички, змейки, для подлезания - дуги. Имеется спортивно-игровое оборудование: обручи, мячи, гантели, скакалки, гири, кегли, кольцебросы, маты, массажные коврики.

Во всех группах имеются пособия для профилактики плоскостопия, подвижных игр, общеразвивающих упражнений. Мелкое физкультурное оборудование размещено так, чтобы оно было доступно детям.

Имеется медицинское оборудование для проведения профилактических мероприятий: бактерицидные лампы.

3.3. Режим и распорядок дня

Режим дня предусматривает рациональное чередование отрезков сна и бодрствования в соответствии с физиологическими обоснованиями, обеспечивает хорошее самочувствие и активность ребенка, предупреждает утомляемость и перевозбуждение.

Режим и распорядок в учреждении установлен с учетом требований СанПиН 1.2.3685-21, условий реализации программы ДОО, потребностей участников образовательных отношений.

Основными компонентами режима в ДОО являются: сон, пребывание на открытом воздухе (прогулка), образовательная деятельность, игровая деятельность и отдых по собственному выбору (самостоятельная деятельность), прием пищи, личная гигиена. Содержание и длительность каждого компонента, а также их роль в определенные возрастные периоды закономерно изменяются, приобретая новые характерные черты и особенности.

Дети, соблюдающие режим дня, более уравновешены и работоспособны, у них постепенно вырабатываются определенные биоритмы, система условных рефлексов, что помогает организму ребенка физиологически переключаться между теми или иными видами деятельности, своевременно подготавливаться к каждому этапу: приему пищи, прогулке, занятиям, отдыху. Нарушение режима отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно.

Приучать детей выполнять режим дня необходимо с раннего возраста, когда легче всего вырабатывается привычка к организованности и порядку, активной деятельности и правильному отдыху с максимальным проведением его на свежем воздухе. Делать это необходимо постепенно, последовательно и ежедневно.

Режим дня гибкий, однако неизменными остаются время приема пищи, интервалы между приемами пищи, обеспечение необходимой длительности суточного сна, время отхода ко сну; проведение ежедневной прогулки.

При организации режима следует предусматривать оптимальное чередование самостоятельной детской деятельности и организованных форм работы с детьми, коллективных и индивидуальных игр, достаточную двигательную активность ребенка в течение дня, обеспечивать сочетание умственной и физической нагрузки. Время образовательной деятельности организуется таким образом, чтобы вначале проводились наиболее насыщенные по содержанию виды деятельности, связанные с умственной активностью детей, максимальной их произвольностью, а затем творческие виды деятельности в чередовании с музыкальной и физической активностью.

Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для детей дошкольного возраста, условия организации образовательного процесса должны соответствовать требованиям, предусмотренным СанПиН 1.2.3685-21 и СП 2.4.3648-20.

Режим дня строится с учетом сезонных изменений. В теплый период года увеличивается ежедневная длительность пребывания детей на свежем воздухе, образовательная деятельность переносится на прогулку (при наличии условий). Согласно СанПиН 1.2.3685-21 при температуре воздуха ниже минус 15 °С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки для детей до 7 лет сокращают. При осуществлении режимных моментов учитываются также индивидуальные особенности ребенка (длительность сна, вкусовые предпочтения, характер, темп деятельности и так далее).

Режим питания зависит от длительности пребывания детей в ДОО и регулируется СанПиН 2.3/2.4.3590-20.

Согласно СанПиН 1.2.3685-21 ДОУ может корректировать режим дня в зависимости от типа организации, и вида реализуемых образовательных программ, сезона года.

*Согласно пункту 2.10 СП 2.4.3648-20 к организации образовательного процесса и режима дня в учреждении соблюдаются следующие требования:

режим двигательной активности детей в течение дня организуется с учетом возрастных особенностей и состояния здоровья;

при организации образовательной деятельности предусматривается введение в режим дня физкультминуток во время занятий, гимнастики для глаз, обеспечивается контроль за осанкой, в том числе, во время письма, рисования и использования электронных средств обучения;

физкультурные, физкультурно-оздоровительные мероприятия, массовые спортивные мероприятия, туристские походы, спортивные соревнования организуются с учетом возраста, физической подготовленности и состояния здоровья детей.

возможность проведения занятий физической культурой и спортом на открытом воздухе, а также подвижных игр, определяется по совокупности показателей метеорологических условий (температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха) по климатическим зонам. В дождливые, ветреные и морозные дни занятия физической культурой должны проводиться в зале.

(Режим дня в группах смотреть образовательную программу ДОО стр.160-177)


3.4. Режим двигательной активности

Физкультурно-оздоровительные мероприятия:


1.

Утренняя гимнастика

Ежедневно: в холодный период года – в зале

в теплый период года на свежем воздухе

2.

Физминутка

Ежедневно, по мере необходимости (3-5 мин)

3.

Подвижные игры

Ежедневно на прогулке (20-30 мин)

4.

Оздоровительный бег

Ежедневно в конце прогулки: средний и старший возраст (3-7 мин.)

5.

Индивидуальная работа по развитию движений

Ежедневно во время вечерней прогулки (12-15 мин)

6.

Гимнастика после сна

Ежедневно в сочетании с воздушными ваннами (5 мин)

Учебные занятия


1.

По физической культуре

3 раза в неделю

2.

Уроки здоровья и безопасности


Начиная со средней группы 1 раз в месяц

Самостоятельная деятельность детей


1.

Самостоятельная двигательная деятельность

Ежедневно в помещении и на прогулке

Физкультурно-массовые мероприятия


1.

День здоровья

Один раз в квартал, начиная с младшей группы

2.

Физкультурный досуг

Один раз в месяц, начиная с младшей группы (20-40 мин)

3.

Спортивно-семейный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»

Один раз в год с родителями и воспитанниками старшей и подготовительной группы

4.

Игры-соревнования «Весёлые старты», «Весёлая лыжня»

Один-два раза в год между старшей и подготовительной к школе группами



3.5.Вариативность физкультурно-оздоровительных мероприятий


Утренняя гимнастика

- Традиционная форма

- Игровая, сюжетная

- Оздоровительный бег, ходьба в сочетании с ОРУ

- В форме двух-трёх подвижных игр

Физкультурное занятие

- Традиционная форма

- Игровое, сюжетное

- Круговая тренировка

- Самостоятельное

- Интегрированное

- Тренирующее

- Занятие-зачёт (диагностика)

Физминутка

- Игровая, сюжетная под стихотворный текст

- Пальчиковая гимнастика

- «Сеанс здоровья»

- Психогимнастика

- Мимический этюд

Гимнастика после сна

- Комплекс профилактической (коррегирующей гимнастики)

- Разминка в постели: потягивание, самомассаж

- Игровой, сюжетный комплекс

- Игра малой подвижности или хороводная игра

Прогулка

- Тематическая, сюжетная

- Оздоровительная

- Экскурсия, поход

Утренняя гимнастика в детском саду рассматривается как важный элемент двигательного режима, средство для поднятия эмоционального и мышечного тонуса. Содержание утренней гимнастики выбирается в соответствии с возрастом детей, с учётом имеющихся у них двигательных навыков, условий, где она проводится. Обычно комплекс общеразвивающих упражнений для утренней гимнастики берётся с физкультурных занятий и повторяется 1-2 недели. Однако, допустимы и другие виды двигательной активности.

Утренняя гимнастика на улице – прекрасная оздоровительная процедура. Необходимо учитывать следующие особенности проведения утренней гимнастики на открытом воздухе:

- Для всех возрастных групп утренняя гимнастика на воздухе проводится в весенне-летний период (тёплое время года).

Физкультурные занятия являются основной формой развития двигательных навыков и умения детей.

В каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность:

Младший возраст

Доставить как можно больше удовольствия, научить правильно использовать оборудование, ориентироваться во всём пространстве зала или спортивной площадки.


Средний возраст

Развивать физические качества, прежде всего выносливость и силу, обучать элементарной страховке при выполнении спортивных упражнений, что является основой физической подготовки в целом.


Старший возраст

Уделять большее внимание физической подготовке воспитанников, создавать условия для реализации интересов детей, раскрытия их двигательных способностей и воспитания самостоятельности.


Формы проведения занятий инструктор по физической культуре выбирает по своему усмотрению в зависимости от возраста детей, выдвинутых задач, места проведения, условий, личного опыта и профессиональных умений. В младшей группе использует преимущественно занятия игрового, сюжетного характера. С детьми старшего возраста чаще проводит занятия учебно-тренирующего, контрольно-зачётного характера.

Прогулка является одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни детского сада. В течение дня прогулка организуется дважды: утром и вечером. Это благоприятное время для проведения индивидуальной работы с детьми и организации их самостоятельной двигательной активности. При планировании прогулки учитывается, какие занятия предшествовали прогулке:

- если они носили подвижный характер (физкультурное, музыкальное), то прогулку лучше начать с наблюдения,

- если на занятиях дети были ограничены в движениях, то прогулку лучше начать с подвижных и спортивных игр.


Структура примерного планирования прогулки

После занятий с высокой физической нагрузкой

  • Самостоятельная деятельность детей.

  • Наблюдение.

  • Игры на развитие коммуникативных умений, психогимнастические этюды.

  • Дидактические игры и упражнения на развитие познавательных способностей.

  • Трудовые поручения.

  • Подвижные игры средней и малой подвижности.

  • Дыхательные упражнения.

После занятий с интеллектуальной нагрузкой

  • Подвижные игры (фронтально).

  • Наблюдение.

  • Самостоятельная деятельность детей.

  • Трудовые поручения

  • Индивидуальная работа над ОВД (по рекомендациям инструктора по физическому развитию)

  • Спортивные игры и упражнения.

  • Дыхательные упражнения.

Виды двигательной активности дошкольников на прогулке:

  • Общая подвижная игра для всех детей.

  • 2-3 подвижные игры с подгруппами детей.

  • Индивидуальная работа с детьми над основными видами движений (в соответствии с ОВД, включенными в физкультурное занятие)

  • Спортивные игры (зимой – хоккей, весной, летом и осенью – футбол, бадминтон, городки, баскетбол).

  • Спортивные упражнения (зимой – катание на санках, лыжах, весной, летом и осенью – катание на велосипедах, самокатах, игры с мячом).

  • Оздоровительный бег в конце первой прогулки (средний, старший возраст).

3.6.Оздоровительно-профилактическая направленность музыкального сопровождения режимных моментов в ДОУ

Пение.

Многие дети неправильно дышат, им не хватает воздуха на фразу. Использование дыхательных упражнений помогает нормализовать дыхание, тем самым улучшая обменные процессы. Дыхание укрепляется и во время пения. При этом необходимо следить за тем, чтобы дети брали дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами, а не в середине слова. Некоторые дети дышат прерывисто не потому, что у них короткое дыхание, а оттого, что не умеют управлять им.

Во время пения детям даётся установка на то, что дышать нужно спокойно, не поднимая плеч и не делая шумных вдохов перед каждой фразой песни. Сохранять воздух в лёгких желательно до окончания фразы, экономно его расходуя. Научиться этому можно при помощи простых упражнений на дыхание:

«Не разбуди игрушку». Дети двигаются спокойным шагом под музыку в четырёхдольном размере. На 1-2-ю доли – 2 коротких шага и вдох носом, на 3-4-ю доли – остановка и долгий выдох.

«Кто дольше» – сохранение дыхания и правильное его расходование:

  • чей паровоз дольше гудит;

  • чья дудочка дольше поёт.

Большое значение имеет работа над распеваниями. Для достижения лёгкого, чистого звука распеваются заднеязычные слоги «га», «ка», «ку», «го», «гу» (укрепляются задние мышцы).

Звучащие звуки «г», «к» упражняют мягкое нёбо, которое в перепении должно хорошо подниматься и способствуют освобождению и укреплению глотки («Гуси, вы гуси»).

Дальнейший этап обучения характеризуется использованием контрастных упражнений. Примеряются переднеязычные слоги «зи», «за», контрастные заднеязычным.

Музыкально-ритмические движения

Доказано, что движения под музыку для ослабленных и часто болеющих детей имеют особое значение, потому что тренируют мозг, подвижность нервных процессов. Это один из самых привлекательных видов деятельности, ребёнок имеет возможность выразить эмоции в приемлемой форме, реализовать свою энергию.

Обучение детей движениям под музыку строится в ДОУ по парциальной программе А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика», целью которой является развитие ребёнка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.

Использование музыкально-ритмических движений в педагогическом процессе



Формы педагогического процесса в ДОУ

Содержание работы по ритмопластике



Музыкальное занятие

Ритмические композиции могут использоваться в разных вариантах: как вводная часть занятия либо в качестве заключительной части (уже знакомые детям), в основной части возможно разучивание нового движения, композиции.

Физкультурное занятие

Ритмические композиции могут включаться фрагментарно или в комплексе (комплекс общеразвивающих упражнений), а также игры.

Занятия, требующие высокой умственной активности и малой подвижности.

В качестве физминуток можно использовать игровые и танцевальные композиции («Кот Леопольд», «Кукляндия», «Танцуйте сидя»)


Утренняя гимнастика

По типу детской аэробики рекомендуется подбирать композиции с достаточно интенсивными (соответственно возрастным и индивидуальным особенностям детей) движениями. Дети с упражнениями должны быть знакомы.


Бодрящая гимнастика

Подбираются упражнения игрового характера с творческими заданиями, спокойные по темпу («Кошка с девочкой», «Разноцветная игра»). Наиболее оптимальное их использование – в сочетании с закаливающими процедурами.


Праздники, вечера развлечений

Используются наиболее яркие и понравившиеся детям музыкально-ритмические композиции (уже самостоятельно, без показа педагога). С целью более эффектного, эмоционального и выразительного исполнения детям предлагаются атрибутика, элементы костюмов.

Самостоятельная деятельность детей

Используются музыкально-ритмические композиции хорошо знакомые и любимые детьми (на музыку В.Шаинского, любимых детских песенок)

3.7.Кадровое обеспечение физкультурно-оздоровительной работы

в дошкольном учреждении

Проводимая физкультурно-оздоровительная работа не имела бы действенного результата без осуществления взаимосвязи в деятельности всех сотрудников дошкольного учреждения.

В ДОУ продумана система медицинского и педагогического взаимодействия, составлены рекомендации по распределению оздоровительной работы между всеми сотрудниками детского сада:

Педагогический совет ДОУ

утверждает выбор новых здоровьесберегающих программ, методик, технологий;

определяет перспективные направления физкультурно-оздоровительной работы ДОУ;

организует работу по охране жизни и здоровья детей и сотрудников

Методическая служба:

определяет стратегию перспективы развития, создание программ физкультурно - оздоровительного развития ДОУ;

организует, совершенствует содержание, формы и методы воспитательного процесса;

создаёт условия для эффективности методического обеспечения;

разрабатывает методические рекомендации по физкультурно-оздоровительной работе с детьми;

осуществляет комплексное диагностирование уровня физического развития детей;

контролирует и организует физкультурно-оздоровительную работу в ДОУ;

анализирует, обобщает и распространяет передовой педагогический опыт физкультурно-оздоровительной работы с детьми.

Административно-хозяйственная часть:

- отвечает за оснащение материально-технической базы

Перспективы развития кадров

Мероприятия


Сроки

Ответственные

1.

Повышение квалификации педагогических кадров и персонала в вопросах здоровьесбережения на курсах повышения квалификации, проблемных семинарах


Ежегодно

Заведующий

2.

Организация работы творческих групп по проблемам здоровьесбережения


Ежегодно

Старший воспитатель

3.

Выявление и распространение положительного педагогического опыта по вопросам сохранения и укрепления здоровья всех участников воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

Постоянно

Заведующий, старший воспитатель

4.

Проведение семинаров, консультаций здоровьесберегающей направленности с приглашением специалистов

Ежегодно

старший воспитатель

Методическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности



Мероприятия


Сроки

Ответственные

1.

Организация методических мероприятий (тематический педсовет, консультация, семинар и т.д.) по вопросам здоровьесбережения

Ежегодно

Старший воспитатель, инструктор по физической культуре

2.

Разработка методических рекомендаций по вопросам формирования компетентности здоровьесбережения у дошкольников (конспекты занятий, уроков здоровья и безопасности, сценарии спортивных праздников, развлечений, походов и экскурсий, наглядный материал и т.д.)


Ежегодно

Старший воспитатель,

педагоги

3.

Оснащение воспитателей методическими пособиями и рекомендациями по внедрению здоровьесберегающих технологий в ДОУ (приобретение методической литературы, организация подписки на периодические издания)


Ежегодно

Старший воспитатель,


4.

Организация работы по образовательным проектам спортивной тематики

Ежегодно

Старший воспитатель, инструктор по физической культуре



3.8.Развитие материально-технической базы ДОУ по оздоровлению детей

Перспективы развития здоровьесберегающей среды

п/п

Критерии медико-социальных условий пребывания детей в ДОУ

Перспективы развития

Ответственные

    1. В ДОУ созданы условия для развития детей раннего возраста

1.1.

Имеются игры и оборудование для развития ходьбы и других видов движений детей

Обновить и пополнить игровой материал, способствующий

активизации движений малышей

Заведующий

Воспитатели

3.В ДОУ имеются специальные помещения для коррекционной работы с детьми

3.1.

Имеется кабинет логопеда

Обновить наглядно-дидактические пособия

Заведующий

Учитель-логопед

    1. В ДОУ созданы условия для физического развития детей

4.1.

Имеется спортивные центры в каждой группе

Обновить и пополнить спортинвентарь, коррекционные дорожки для профилактики плоскостопия, приобрести разнообразные тренажёры

Заведующий, инструктор по физической культуре, воспитатели

4.2.

На участке созданы условия для физического развития: оборудована спортивная площадка, на групповых участках имеется разнообразное спортивно-игровое оборудование

Обновить уже имеющееся спортивно-игровое оборудование;

Оформить «Тропу здоровья»


Заведующий,

Старший воспитатель,

Инструктор по физической культуре








3.9. Планирование образовательной деятельности.

Планирование образовательной деятельности при работе по пятидневной неделе


Базовый вид деятельности





Младшая

средняя

старшая

подготовительная

Физкультура в помещении

2 раза в неделю

2 раза в неделю

2 раза в неделю

2 раза в неделю

Физкультура

на прогулке

1раз в неделю

1раз в неделю

1раз в неделю

1раз в неделю

Форма организации детей на занятии: групповая.

Форма проведения занятий: основная форма — игровое занятие,

предусмотрены планом, открытые занятия.

Базовый вид деятельности





Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Утренняя гимнастика

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Комплексы закаливающих процедур

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Гигиенические процедуры

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Ситуативные беседы при проведении режимных моментов

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Чтение художественной литературы

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Дежурства

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Прогулки

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Игра

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) развития

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

3.10. Календарный план воспитательной работы.

Календарный план воспитательной работы по реализации программы «Здоровые дети – здоровая нация!»

Дата

мероприятие

1.

16 сентября

«Кросс нации»

2.

1 октября

«Всероссийский день ходьбы»

3.

28 октября

«Всероссийский день гимнастики»

4.

30 октября

«День тренера в России»

5.

1 декабря

«Всероссийский день хоккея»

6.

11февраля

«День зимних видов спорта в России»

7.

11 февраля

«Лыжня России»

8.

26 июля

«День парашютиста в России»

9.

12 августа

«День физкультурника в России»


3.11.Учебно-методическое сопровождение Программы

Физическое развитие

Голубева Л. Г. Гимнастика и массаж для самых маленьких.

Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду: Младшая группа (3–4 года).

Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду: Средняя группа (4–5 лет).

Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду: Старшая группа (5–6 лет).

Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду: Подготовительная к школе группа (6–7 лет).

Харченко Т. Е. Утренняя гимнастика в детском саду. 2–3 года.

Харченко Т. Е. Утренняя гимнастика в детском саду. 3–5 лет.

Харченко Т. Е. Утренняя гимнастика в детском саду. 5–7 лет.

Наглядно-дидактические пособия

Белая К. Ю. Основы безопасности. Комплекты для оформления родительских уголков в ДОО: Младшая группа.

Белая К. Ю. Основы безопасности. Комплекты для оформления родительских уголков в ДОО: 263

Средняя группа.

Белая К. Ю. Основы безопасности. Комплекты для оформления родительских уголков в ДОО: Старшая группа.

Белая К. Ю. Основы безопасности. Комплекты для оформления родительских уголков в ДОО: Подготовительная группа.


6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!