2. Актуализация знаний | - С каким разделом языка мы сейчас знакомимся? - А что изучает лексика? Объясните опорную схему: лексическое значение Слово имеет грамматическое значение - Что такое лексическое значение слова? А если значение слова непонятно, где можно его узнать или уточнить? | Лексикологией - Словарный состав языка - изучает лексикология - изучает морфология - То, что обозначает слово. - Толковый словарь является нашим незаменимым помощником при изучении родного языка, он пригодится нам в исследовании слов и их лексических значений. |
3. Мотивация, вхождение в тему. Создание проблемной ситуации в ходе выполнения задания. Постановка проблемы | - От какого слова и при помощи какого суффикса образовалось существительное «болотистая»? Прочитайте текст. Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните выбор орфограмм. В то утро дядя п..звал меня на охоту. В болотных с..погах я еле усп..вал за ним. Под н..гами хлюпал сырой мох. Мы очень устали и (с)трудом передвигали ноги по болотистой почве. - Найдите однокоренные слова в тексте, сделайте морфемный разбор. - От какого слова и при помощи какого суффикса образовалось существительное «болотные»? - О чем можно сказать «болотный»? - А «болотистый»? - Как называются такие слова с точки зрения лексики? Это синонимы? Антонимы? Омонимы? -Почему вы не смогли определить, как называются такие слова? -Какова же цель вашей дальнейшей деятельности? Что предлагаете? | |
4. Открытие нового знания детьми. | Для решения выявленной проблемы ученикам предлагается разгадать кроссворд и самим постараться назвать тему урока. 1) Физические упражнения для развития и укрепления организма. 2) Перерыв между действиями спектакля, концерта. 3) Краски, растворимые в воде. 4) Скопление сгустившихся водяных паров в воздухе. 5) Слова одной и той же части речи, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу совпадают или очень близки. 6) Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. 7) Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно различные по лексическому значению. 8) Овощ, который превратился в карету в сказке «Золушка». | Спорт Антракт Акварель Облака Синонимы Антонимы Омонимы тыква |
6.Первичное закрепление нового материала. | Составим модель слов «болотные» и «болотистая» в тетрадях Заготовка на доске Болотный = Болотистая ЧР (часть речи) = ЧР Написание = Написание Произношение = Произношение Лексическое значение(ЛЗ) = ЛЗ Паронимы часто смешивают, употребляя одно слово вместо другого. Что нужно знать, чтобы избежать смешения паронимов? Паро́нимы (от др.-греч. παρα — около; рядом + ὄνυμα — «имя») — это слова, сходные по звучанию и морфемному составу, но различающиеся лексическим значением. Также возможно ошибочное употребление одного из них вместо другого. Например, адресат — адреса н т. По аналогии с ложными друзьями переводчика паронимы иногда называются ложными братьями. | |
7. Коллективная работа с взаимопроверкой. | Теперь вам предстоит применить свои новые знания на практике. распределительный диктант. Синонимы | Антонимы | Омонимы | Паронимы | Жестокий – беспощадный; удачный – успешный. | Добрый – злой; горевать – радоваться. | Зелёный (лук) – натянутый (лук); дождевик (плащ) – дождевик (гриб). | Благодарный – благодарственный; невинный – невиновный. | творческая работа. Задание. Составьте и запишите словосочетания “прилаг. + сущ.”, подобрав для этого подходящее по смыслу существительное из скобок. Понятливый - понятный (собеседник, ученик, текст, заявление, собака, письмо). Расчетливый - расчетный (купец, счет, ум, таблица, рассудительность, месяц). Удачливый - удачный (человек, день, охотник, дело, торговец, покупка). ***Расчётливый - действующий с расчётом, ведущий себя осмотрительно, проявляющий бережливость, экономность. Расчётный - относящийся к расчётам, служащий для вычислений. Удачливый – такой, которому всё удаётся, у которого всегда удача. Удачный – заверившийся удачей, удавшийся. | Понятливый собеседник, понятливый ученик, понятливая собака; понятный текст, понятное письмо. Расчётливый купец, расчётливый ум, расчётливая рассудительность; расчётный счёт, расчётная таблица, расчётный месяц. Удачливый человек, удачливый охотник, удачливый торговец; удачный день, удачное дело, удачная покупка. |
8. ФИЗКУЛЬМИНУТКА | Нам с тобой пришёл черёд Сыграть в игру «Наоборот». Скажу я слово «высоко», (Дети поднимают руки вверх) А ты ответишь («низко»). (Опускают руки вниз) Скажу я слово «далеко», (Протягивают руки вперед) А ты ответишь («близко»). (Ладонями закрывают глаза) Скажу я слово «потолок», (Поднимаются на носочки, тянут руки вверх) А ты ответишь («пол»). (Дети приседают) Скажу я слово «потерял», (Трясут руками) И скажешь ты («нашёл»). (Хлопают в ладоши) Скажу тебе я слово «трус», (Зажмуривают глаза) Ответишь ты («храбрец»). (Упираются руками в бока) Теперь «начало» я скажу. Ну, отвечай («конец»)! (Хлопают в ладоши). Повторяют движения за учителем | |
9. Включение нового знания в систему знаний и повторение. | Задание 1. Лингвистическая задачка. К именам существительным добавьте подходящие по смыслу прилагательные из скобок, согласуя их друг с другом. Воздух, край (лесной, лесистый); луг, кинофильм (цветной, цветистый); вдох, вздох (неожиданный, сильный). Задание 2. Какие слова не являются паронимами? Конный - конский Цветная – цветовая Посидеть (на стуле) – поседеть (от горя). Задание 3. Отметьте крестиком или галочкой паронимы. Стрелок – стрелец, гоночный- гончий, полоскать – поласкать, высший – вышний, охотник – охотничий. | |
10. Итог урока. Рефлексия. | - Давайте подведем итог нашего урока. - Что нового вы узнали? - Достигли ли мы цели, которую сами ставили в начале урока? - Чему научились? Предлагаю закончить любое из понравившихся предложений: - На этом уроке я узнал, что... - Я научился… -Теперь я знаю… -Теперь я умею… - Мне понравилось… - Мне не понравилось… - Мне было трудно… Оцените свою работу на уроке и поставьте себе оценку. | |