СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Паронимы. 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в 5 классе

Просмотр содержимого документа
«Паронимы. 5 класс»

Тема урока: « Паронимы»

Цели: дать учащимся понятие об омонимах и паронимах; научить отличать омонимы от многозначных слов, от паронимов; развивать навык употребления омонимов в речи; познакомить учащихся со словарём омонимов; воспитывать интерес к слову.

Планируемые результаты:

Личностные: формировать интерес к русскому языку; формирование мотивации к обучению, к самосовершенствованию.

Метапредметные:

Коммуникативные:  определение целей, функций участников, способов взаимодействия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные:  прогнозирование результата и уровня усвоения, его характеристик.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.


Предметные: овладеть сведениями об омонимах и паронимах. Опознавать омонимы и паронимы. Различать омонимы и многозначные слова. Оценивать уместность и точность использования слов в тексте.


Тип урока: «открытие» нового знания.


Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация, учебник


Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент.



2. Актуализация знаний


- С каким разделом языка мы сейчас знакомимся?

- А что изучает лексика?

Объясните опорную схему:

лексическое значение

Слово имеет

грамматическое значение

- Что такое лексическое значение слова?

А если значение слова непонятно, где можно его узнать или уточнить?


Лексикологией

- Словарный состав языка


- изучает лексикология

- изучает морфология


- То, что обозначает слово.

- Толковый словарь является нашим незаменимым помощником  при изучении родного языка, он пригодится нам в исследовании слов и их лексических значений.

3. Мотивация, вхождение в тему.


Создание проблемной ситуации в ходе выполнения задания.








Постановка проблемы

- От какого слова и при помощи какого суффикса образовалось существительное «болотистая»?


Прочитайте текст. Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните выбор орфограмм.

В то утро дядя п..звал меня на охоту. В болотных с..погах я еле усп..вал за ним. Под н..гами  хлюпал сырой мох. Мы очень устали и (с)трудом передвигали ноги по болотистой почве.

- Найдите однокоренные слова в тексте, сделайте морфемный разбор.

- От какого слова и при помощи какого суффикса образовалось существительное «болотные»?

- О чем можно сказать «болотный»?

- А «болотистый»?

- Как называются такие слова с точки зрения лексики? Это синонимы? Антонимы? Омонимы?

-Почему вы не смогли определить, как называются такие слова?

-Какова же цель вашей дальнейшей деятельности? Что предлагаете?


4. Открытие нового знания детьми.


Для решения выявленной проблемы ученикам предлагается разгадать кроссворд и самим постараться назвать тему урока.

1) Физические упражнения для развития и укрепления организма.

2) Перерыв между действиями спектакля, концерта.

3) Краски, растворимые в воде.

4) Скопление сгустившихся водяных паров в воздухе.

5) Слова одной и той же части речи, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу совпадают или очень близки.

6) Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

7) Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно различные по лексическому значению.

8) Овощ, который превратился в карету в сказке «Золушка».




  1. Спорт

  2. Антракт

  3. Акварель

  4. Облака

  5. Синонимы

  6. Антонимы

  7. Омонимы

  8. тыква

5. Целеполагание.


- Предположите, какой будет тема урока.

- Сформулируйте и запишите тему урока, отразив в ней наши новые знания.

- Сформулируйте цели, которые вы ставите перед собой на этом уроке.

- Что узнаем? Чему мы должны научиться? Чему научимся?

- Как будем работать? Что получим в результате?


6.Первичное закрепление нового материала.


Составим модель слов «болотные» и «болотистая» в тетрадях

Заготовка на доске


Болотный = Болотистая

ЧР (часть речи) = ЧР

Написание = Написание

Произношение = Произношение

Лексическое значение(ЛЗ) = ЛЗ

Паронимы часто смешивают, употребляя одно слово вместо другого. Что нужно знать, чтобы избежать смешения паронимов?


Паро́нимы (от др.-греч. παρα — около; рядом + ὄνυμα — «имя») — это слова, сходные по звучанию и морфемному составу, но различающиеся лексическим значением. Также возможно ошибочное употребление одного из них вместо другого. Например, адресат — адреса н т. По аналогии с ложными друзьями переводчика паронимы иногда называются ложными братьями.


7. Коллективная работа с взаимопроверкой.


Теперь вам предстоит применить свои новые знания на практике.

  1. распределительный диктант.

    Синонимы

    Антонимы

    Омонимы

    Паронимы

    Жестокий – беспощадный; удачный – успешный.

    Добрый – злой; горевать – радоваться.

    Зелёный (лук) – натянутый (лук); дождевик (плащ) – дождевик (гриб).

    Благодарный – благодарственный; невинный – невиновный.

  2. творческая работа.

Задание. Составьте и запишите словосочетания “прилаг. + сущ.”, подобрав для этого подходящее по смыслу существительное из скобок.

Понятливый - понятный (собеседник, ученик, текст, заявление, собака, письмо).

Расчетливый - расчетный (купец, счет, ум, таблица, рассудительность, месяц).

Удачливый - удачный (человек, день, охотник, дело, торговец, покупка).


***Расчётливый - действующий с расчётом, ведущий себя осмотрительно, проявляющий бережливость, экономность. Расчётный - относящийся к расчётам, служащий для вычислений. Удачливый – такой, которому всё удаётся, у которого всегда удача. Удачный – заверившийся удачей, удавшийся.










Понятливый собеседник, понятливый ученик, понятливая собака; понятный текст, понятное письмо.

Расчётливый купец, расчётливый ум, расчётливая рассудительность; расчётный счёт, расчётная таблица, расчётный месяц.

Удачливый человек, удачливый охотник, удачливый торговец; удачный день, удачное дело, удачная покупка.



8. ФИЗКУЛЬМИНУТКА


Нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко», (Дети поднимают руки вверх)

А ты ответишь («низко»). (Опускают руки вниз)

Скажу я слово «далеко», (Протягивают руки вперед)

А ты ответишь («близко»). (Ладонями закрывают глаза)

Скажу я слово «потолок», (Поднимаются на носочки, тянут руки вверх)

А ты ответишь («пол»). (Дети приседают)

Скажу я слово «потерял», (Трясут руками)

И скажешь ты («нашёл»). (Хлопают в ладоши)

Скажу тебе я слово «трус», (Зажмуривают глаза)

Ответишь ты («храбрец»). (Упираются руками в бока)

Теперь «начало» я скажу.

Ну, отвечай («конец»)! (Хлопают в ладоши).

Повторяют движения за учителем



9. Включение нового знания в систему знаний и повторение.


Задание 1.

Лингвистическая задачка.

К именам существительным добавьте подходящие по смыслу прилагательные из скобок, согласуя их друг с другом.

Воздух, край (лесной, лесистый);
луг, кинофильм (цветной, цветистый);
вдох, вздох (неожиданный, сильный).


Задание 2.

Какие слова не являются паронимами?

Конный - конский

Цветная – цветовая

Посидеть (на стуле) – поседеть (от горя).


Задание 3.

Отметьте крестиком или галочкой паронимы.

Стрелок – стрелец, гоночный- гончий, полоскать – поласкать, высший – вышний, охотник – охотничий.


10. Итог урока. Рефлексия.


- Давайте подведем итог нашего урока.

- Что нового вы узнали?

- Достигли ли мы цели, которую сами ставили в начале урока?

- Чему научились?

Предлагаю закончить любое из понравившихся предложений:

- На этом уроке я узнал, что...

- Я научился…

-Теперь я знаю…

-Теперь я умею…

- Мне понравилось…

- Мне не понравилось…

- Мне было трудно…

Оцените свою работу на уроке  и поставьте себе оценку.


11. Домашнее задание:


Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности.

1.Выучить определение паронимов в тетради.

2. Придумать и записать небольшой текст (5-7 предложений), используя паронимы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!