СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Парные звонкие и глухие согласные в корне слова».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Парные звонкие и глухие согласные в корне слова».»

Конспект открытого урока русского языка во 2 классе.

Тема: «Парные звонкие и глухие согласные в корне слова».

Цель урока: дать представление об оглушении парных согласных в словах ,о способах проверки, совершенствовать умение графически обосновывать орфограмму и проверять её.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся графически обосновывать орфограмму и проверять её.

Личностные УУД: выражают желание осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда

Метапредметные УУД:

Регулятивные: научатся осмысленно выбирать способ действия при решении орфографической задачи(орфограммы в корне слова)

Познавательные: научатся использовать простейшие схемы для решения конкретных языковых задач

Коммуникативные :научатся быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе, получат возможность задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте.



Ход урока.





(СЛАЙД 3) - Посмотрите, на экране появились буквы. Прочитайте их.



г х ж ш п т з с в a б к д ц

  • А теперь найдите лишние буквы среди них – (это х, ц)

  • Почему вы так думаете? (все парные согласные, а эти не имеют пары).

  • А теперь запишите оставшиеся буквы парами (на верхней строчке глухие, ниже звонкие)

(СЛАЙД 4)

Б в г д з ж

п ф к т с ш( Потом появляются колокольчики и наушники)

  • Это парные согласные. По какому признаку они образуют пары? (По звонкости-глухости).

  • Зачем их нужно изучать? (Чтобы грамотно написать слова, где они встречаются).

Словарная работа.

- Я буду вам загадывать загадки, а вы запишите мне отгадки. В каждом слове поставьте ударение и подчеркните орфограммы в словах.

Загадки.

  1. (СЛАЙД 5)

Зеленый полосатый шар,

С начинкой алой словно жар,

Лежит на грядке,словно груз,

Скажите, что это?

(Арбуз)

  1. (СЛАЙД 6) Она оранжевого цвета,

Полезный нам привет от лета.

Грызут ее девчонки и мальчишки,

И даже длинноухие зайчишки.

(Морковь)

  1. (СЛАЙД 7) Невидимкой, осторожно,

Он является ко мне.

И рисует как художник,

Он узоры на окне.

(Мороз)

  1. (СЛАЙД 8) То я в клетку, то в линейку,

Написать во мне сумей-ка!

Можешь и нарисовать…

А зовусь….

(Тетрадь)

(СЛАЙД 9).Все слова на слайде

- А какая орфограмма встречается во всех этих словах? (Непроверяемая безударная гласная) (Появляется ударение и безуд гласная)



(СЛАЙД 10).

-А еще? (Парная согласная)

- А где она находится? (В конце слова)

- А как проверить правописание парной согласной на конце слова? Давайте вспомним стихотворение к этому правилу, которое помогает нам делать проверку.



(Слайд №11.)

Если парный звук – согласный

Вызвал у тебя сомнение,

Ты на помощь гласный

Зови без промедления!

3.Подготовка детей к изучению нового материала через постановку проблемной ситуации. Выявление места и причин затруднения.

- На доске с окошками записаны слова. Какие буквы пропущены? (Согласные)

  1. Разделите слова на две группы.



Сугро…, доро…ка, сне…, шу…ка, жира…, закла…ка



Дети делят слова на две группы.

(Предложения детей. На парные согласные, где пропущена буква в конце слова и второй столбик, где пропущена в середине).



(Слайд №12.)

Запишите в 1 столбик в тетради те слова, которые мы умеем проверять. (Как их проверить? Устно.)

- Где находится парная согласная? (В конце слова).

- Как называется эта орфограмма? (Парная согласная в конце слова).



.

Слайд №13(слова записаны в столбик)

– А какие слова мы запишем во второй столбик? (Парная согласная в середине слова)



шу…ка, доро…ка, закла…ка



  1. Построение проекта выхода из затруднения.

- А скажите, ребята, мы знаем, как грамотно записать слова во втором столбике?

- Мы встречались с правописанием парных согласных в середине слова? (ответы детей «Нет»).

- Мы знаем, какой мы слышим звук, а какую букву записать- нет.



Слайд №14.

- Так, в нашем первом слове «шубка» в середине слова слышим какой звук? [п], а какими буквами он может быть обозначен на письме? (б или п). А в слове «дорожка? (Звук [ш] – буквы ж и ш). А в слове «закладка»? (Звук [д], а буквы д и т).

Шу..(б,п)..ка

Доро..(ж,ш)..ка

Закла..(д,т)..ка

- Исходя из нашего незнания, проблемы, попробуйте сформулировать тему нашего урока.



Слайд №15 . Правописание слов с парной согласной в середине слова.



(Ответы детей. Правописание слов с парной согласной в середине слова.)



- Какую же букву нам выбрать, чтобы грамотно написать слово с парной согласной в середине слова?

-Как же нам решить нашу проблему?



Слайд №16.

– В конце слова умеем проверять парную согласную. Как вы думаете, в середине слова парная согласная как слышится, так и пишется или ее нужно проверять?

(Предложения детей. Парные звонкие и глухие согласные надо проверять.)



- Какие предположения у вас, как нам действовать, чтобы проверить слова? (Предположения детей).



- Я вам предлагаю подобрать родственные слова, где парный согласный будет четко слышаться.



Слайд №17 Появляется слово шубка.

Ответы детей: шуба, шубейка, шубочка. Звук [п], какую букву выбираем? (б – записываем).



Слайд №18 Появляется слово дорожка

- В слове дорожка звук [ш]. Подбираем слова: дорожка-дороженька, (нет) дорожек. Какую букву пишем?).



Слайд №19 Появяется слово закладка.

- В слове закладка какой звук слышим? [т]. Подбираем слова: закладочка, закладывать. Какую букву выбираем? ).



- Что особенного вы заметили во всех этих словах? (Что во всех словах после согласного стоит гласный и помогает нам четко услышать звук).

  1. Целеполагание.



- В ходе работы над нашей темой чему бы вы хотели научиться?

(Ответы детей. Научиться узнавать слова с парной согласной в середине слова, правильно писать слова и научиться подбирать проверочные слова.)

Дети самостоятельно делают вывод о целях урока.

- Давайте ваши предложения систематизируем по вопросам.

Слайд №20.

- Что надо проверять? Парные согласные

- Где надо проверять? В середине слова

- Как надо проверять? Подобрать проверочное слово

- Чем? После согласного слышали гласный



- Давайте правило, которое мы сейчас открыли, сверим с правилом, которое составили ученые.



Слайд №21. Читаем правило учебник с .112

Правило. Чтобы проверить написание парной согласной в корне слова, надо изменить слово так, чтобы после согласного звука слышался гласный звук.

Физкультминутка.

«Мы с Незнайкой потянулись,

Раз нагнулись, два нагнулись.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – нужно очень тихо сесть.



Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

(Слайд №22)

Работа по учебнику стр.112 № 3.Работаем по рядам.

-Прочитайте внимательно задание.

-Формулируйте задание.

-Как мы докажем графически правильность выбора?

1)Тетрадка-тетрадочка,кроватка-кроваточка,лодка-лодочка,палатка-палаточка.

2)Сапожки-сапожочки,дубки-дубочки,снежки-снежочки,флажки-флажочки.

3)Подружка-подруженька,дорожки-дороженьки,узкий-узенький,редкий-реденький.



Самостоятельная работа (с взаимопроверкой).стр.113 № 4

(Слайд №23)

- Ваша задача списать слова, подобрать устно проверочные слова, вставить правильную букву. Орфограмму подчеркнуть.

- Когда вы выполните работу, сосед по парте проверит вашу работу (обменяйтесь тетрадями).

- Поднимите руки, у кого нет ошибок в паре?



  1. Контроль знаний и способов действий. Работа в группах.

(СЛАЙД № 24).

- А сейчас жители этого города предлагают поработать самостоятельно. Будем работать в группах.

У каждого в тетради есть карточка, состоящая из двух столбиков. В левом столбике проверочные слова, а в правом проверяемые. Вам нужно стрелочкой соединить слово проверяемое с проверочным. Затем вставить букву в слово.

- Вам разрешается работать в парах, если у вас есть вопросы или у вас не получается вставить букву, проконсультироваться, посоветоваться с соседом.



ловок ги…кий

гладок ро…кий

близок кре…кий

резок ло…кий

лёгок сла…кий

крепок лё…кий

гибок гла…кий

робок бли…кий

сладок ре…кий

Проверка работы

(СЛАЙД № 25)





Итог урока. Рефлексия.



- С правописанием каких слов вы сегодня познакомились?

- Что надо делать, если сомневаешься в написании парной согласной в корне слова?



Слайд №26

- Продолжите фразу, которая на слайде. (Ответы детей).



- Я узнал…

- Я научился…

- Мне понравилось…

- А какую роль играет тема сегодняшнего урока в нашей жизни?



Рефлексия.

Слайд №27

- Покажите, пользуясь светофориками, как бы вы оценили свою работу.



- Красный цвет– если вы довольны своей работой, вам было интересно.

- Жёлтый цвет – если вы затруднялись в выполнении заданий, что-то осталось непонятным.

- Синий цвет – если вам на уроке многое не удавалось, затруднения возникли при выполнении многих заданий.



Слайд №28

Домашнее задание стр.112-выучить правило,стр.113 №6

Выписать однокоренные слова парами :проверяемое-проверочное.

Слайд №29

- Вы хорошо работали на уроке. Молодцы! Спасибо!








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!