Учитель высшей квалификационной категории лицея №9 имени А.С.Пушкина города Зеленодольска Тычкина Ирина Алексеевна
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: «Где рождаются законы?»
Поэтаптная технология проведения урока | Деятельность ученика | Деятельность учителя | Обучающие и развивающие вопросы и задания | Диагностирующие вопросы и задания |
I этап. Актуализация. Цель: через видеоматериал подвести детей к понятию «гражданин Зеленодольска», а затем к более широкому понятию «гражданин государства», обобщить понятие Родины. | Личностные УУД. Соотнести статусы г.Зеленодольска и г.Казани, г.Москвы; = статусы РТ и РФ (малая и большая Родина, мы граждане РТ и граждане РФ) Общеучебные УУД Логические УУД | Организовать фронтальный опрос. Обозначить на карте РТ магнитными флажками города Зеленодольск, Казань. Откройте стр.12 учебника. | – Сегодняшний урок я хочу начать с показа нескольких слайдов. – Что вы на них узнаете? – Кто может найти на карте Татарстана наш город? – Найдите и назовите столицу РТ. | (после просмотра) – Почему вам знакомы эти места? (мы все горожане, соотечественники, земляки, Зеленодольск – наша малая Родина) |
– Откройте, пожалуйста, карту в учебнике на стр.6 – 7 и скажите на территории какого государства расположена РТ? (Россия – общая, большая Родина) – Можем ли мы называть себя гражданами г.Зеленодольска, гражданами Татарстана, гражданами России? – Как понимаете слова великого русского поэта Н.Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»? (Поэтом быть – дар Божий, но все люди должны жить по законам гос-ва) |
II этап. Сообщение темы. Цель: создать интеллектуальный разрыв между имеющимися знаниями и несостоятельностью ответа на вопрос, мотивировать к новым знаниям. | Предполагаются обсуждения в парах. | – Сегодня у нас необычный урок, в нашем учебнике по окружающему миру его нет. Называется урок ПАРЛАМЕНТСКИЙ. Его тема: ГДЕ РОЖДАЮТСЯ ЗАКОНЫ? – Кто сможет прямо сейчас дать ответ? – Кто хочет знать ответ на этот вопрос? Давайте совместно постараемся раскрыть эту проблему, отвечая по порядку на вопросы, записанные на доске: |
III этап. Работа по раскрытию проблемы. Цель: систематизировать уже имеющиеся знания детей о законах Конституции, о президенте, депутатах, демократии; мотивировать детей к раскрытию нового понятия. | 1). Читают вопрос; 2). Формируют ответ после обсуждения в парах; 3). Выбирают ответ на карточке – помощнице. Или 4) Ищут ответ в учебном словарике на стр.46. ПРЕЗИДЕНТ КОНСТИТУ-ЦИЯ ДЕПУТАТЫ ГРАЖДАНИН ДЕМОКРА-ТИЯ ПАРЛАМЕНТ ГОСУДАР-СТВЕННАЯ ДУМА СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬ-НОЕ СОБРАНИЕ ГОСУДАР-СТВЕННЫЙ СОВЕТ | Организовать фронтальную работу по вопросам, записанным на доске. В РФ – 12 декабря. В РТ – 6 ноября. Отметить на доске. Показ фото президентов РТ и РФ. | 1. Что такое законы? (Правила, установленные государством, которые все граждане обязаны выполнять) 2. Нужны ли людям законы? 3. В каком документе записаны основные законы нашего государства? (В Конституции Российской Федерации) 4. Когда отмечается День конституции, как государственный праздник в России, а когда в Татарстане? 5. Какими правами Конституции пользуетесь вы и ваши родители? (Право на жизнь, на отдых, на работу, на получение образования, мед.помощи, жилищную неприкосновенность, частную собственность, взрослые участвуют в выборах) 6. Кого выбирают ваши родители? (Президентов, депутатов) 7. Кем является президент? Назовите президентов России и Татарстана? (Глава гос-ва, управляет страной) 8. Кем являются депутаты? Какими, на ваш взгляд, должны быть депутаты, президенты? (Избранники от народа должны быть грамотными, честными, помнить, что главная их задача – защита интересов народа) 9. Что такое парламент? Есть ли он в России? В Татарстане? 10. Кто возглавляет парламент Татарстана? |
IV этап. Исследователь-ская деятельность по ознакомлению с новым термином. Цель: исследовать лексическое значение слова «парламент», его исторические корни, омонимический ряд названий в других странах. | 1 группа: Находят значения слова в «Толковом словаре для школьников» автора Т.И.Козлова. 2 группа: Находят информацию в Большом Юридическом Словаре. Оформляют на альбомных листах ответы. (см. приложение) Выстраивают логическую цепочку из карточек – помощниц: ПАРЛАМЕНТ ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ Гос.Дума Совет Федерации Президент Логические УУД | Направить детей на работу с дополнительным информационным источником по группам. Сообщение: в РТ так же как в РФ и других демократических государствах есть парламент. Он называется ГОСУДАР-СТВЕННЫЙ СОВЕТ. Возглавляет Мухаметшин Фарид Хайруллович | | – Почему не сумели ответить на два последних вопроса? (В учебном словарике нет значения слова парламент) – Кто готов ответить на главный вопрос урока: ГДЕ РОЖДАЮТСЯ ЗАКОНЫ? |
V этап. Электронная презентация. Цель: показать реальную картину работы парламента РТ, его депутатов, музея. | Парламент РТ состоит из 100 депутатов, которые избираются на 4 года, законы слушаются в трех чтениях. | Нацелить на серьезное восприятие видеопрезента-ции. | – Что особенно важного в словах председателя Гос. Совета РТ Мухаметшина Ф.Х. вы запомнили? – Чем являются гимн, герб и флаг? (Государственные символы) | – Почему гимн слушали стоя? (Уважение к государству, республике, Родине) |
Презентация заканчивается гимном РФ и РТ, на экране гербы и флаги РФ и РТ. |
V этап. Рефлексия. Цель: подведение итогов. | Личностные УУД. Общеучебные УУД. Регулятивные УУД. 1. Прочитать определение. 2. Быстро найти правильную карточку – ответ. | Организовать блиц – турнир по определениям для групп. | – На какой вопрос искали ответ? | – Где же рождаются законы? – Полезным ли был для вас урок? – Что было интересно? Непонятно? |
ПРЕЗИДЕНТ ПАРЛАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ |
Читают стихотворение С. Хакима: Спросите нас: - Откуда вы? - Мы с Волги, из Казани. Поит нас волжская вода, Мы хлеб растим, пасём стада, Качаем нефть, грузим суда В свободном Татарстане. Читают стихотворение А.Автономова: Киев, Одесса, Казань и Москва - Большие, красивые все города. Бываем там часто, иль иногда Но все-таки братцы нас тянет сюда. Зеленодольск! По аллеям я тихо иду. Зеленодольск! Прекрасней тебя не найду. Зеленодольск! Слышу сердца я города стук, Зеленодольск! Ты – отец мой, и брат мой, и друг! | Награждает за активную работу, заинтересован-ность миниатюрными наклейками с логотипом герба РТ. | – Какая орфограмма встретилась в слове парламентский? [ П А Р Л А М’ Э Н С К И Й] (непроизносимая согласная) – Близки ли эти слова по значению? Парламент Федеральное Собрание Государственный Совет (Да) – Эти слова синонимы или антонимы? | – Какое проверочное слово можно взять? (Парламент) – Почему эти слова пишутся с заглавной буквы? (Имена собственные) |
Парламент – высший законодательный орган в демократическом государстве.
Впервые парламент был образован в Англии в 13 веке. Сейчас парламент как собственное наименование применяется в Белоруссии, Бельгии, Грузии, Греции, Франции. В США парламент называется Конгрессом, в Литве, Латвии, Финляндии – Сеймом,