СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Парламентский урок "Где рождаются законы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формировать у учащихся представление о главе Российского государства и Татарстана; парламенте и его работе; о том что значит быть гражданином, закладывать основы политической культуры, совершенствовать умение работать с дополнительными информационными источниками в группе, паре и навык ораторского искусства. 

Просмотр содержимого документа
«Парламентский урок "Где рождаются законы"»





Парламентский урок по окружающему миру

в 4 классе.




Учитель высшей квалификационной категории лицея №9 имени А.С.Пушкина города Зеленодольска Тычкина Ирина Алексеевна



Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: «Где рождаются законы?»


Тема: Где рождаются законы?

Цели темы:

  • формировать у учащихся представление о главе Российского государства и Татарстана; парламенте и его работе; о том что значит быть гражданином;

  • закладывать основы политической культуры;

  • совершенствовать умение работать с дополнительными информационными источниками в группе, паре и навык ораторского искусства;

  • развивать творческий потенциал школьников.


Ресурсы

(основные):

  • учебник по окружающему миру «Моё Отечество» 3 класс, часть 4. Авторы Данилов, Тырин.


(дополнительные):

  • Толковый словарь для школьников. Автор Т.И.Козлова;

  • Большой юридический словарь;

  • Политическая карта РФ и физическая карта РТ;

  • Государственные символы РФ и РТ демонстрационные (герб РТ в миниатюре – наклейка в подарок каждому ученику);

  • Портреты президентов РФ и РТ;

  • Демонстрационные карточки с политическими терминами;

  • Видеоролик с видами города Зеленодольска;

  • Электронная презентация о работе парламента РТ и обращение спикера гос. Совета РТ Мухаметшина Фарида Хайрулловича к учащимся.


Межпредметные связи:

  • Литературное чтение

  • Русский язык

  • Риторика


Основные понятия:

  • Конституция

  • Президент

  • Демократия

  • Парламент

  • Федеральное Собрание

  • Депутаты

  • Совет Федерации

  • Государственная Дума

  • Государственный Совет


Планируемый результат:

  • Более осмысленно и грамотно относиться к деятельности парламента, общественных организаций;

  • Быть законопослушным гражданином республики, государства.











Поэтаптная технология проведения урока

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Обучающие и развивающие вопросы и задания

Диагностирующие вопросы и задания

I этап. Актуализация.


Цель: через видеоматериал подвести детей к понятию «гражданин Зеленодольска», а затем к более широкому понятию «гражданин государства», обобщить понятие Родины.

Личностные УУД.


Соотнести статусы г.Зеленодольска и г.Казани, г.Москвы; = статусы РТ и РФ (малая и большая Родина, мы граждане РТ и граждане РФ)


Общеучебные УУД

Логические УУД

Организовать фронтальный опрос.


Обозначить на карте РТ магнитными флажками города Зеленодольск, Казань.


Откройте стр.12 учебника.

– Сегодняшний урок я хочу начать с показа нескольких слайдов. – Что вы на них узнаете?


– Кто может найти на карте Татарстана наш город?

– Найдите и назовите столицу РТ.

(после просмотра)

– Почему вам знакомы эти места? (мы все горожане, соотечественники, земляки, Зеленодольск – наша малая Родина)

– Откройте, пожалуйста, карту в учебнике на стр.6 – 7 и скажите на территории какого государства расположена РТ?

(Россия – общая, большая Родина)

– Можем ли мы называть себя гражданами г.Зеленодольска, гражданами Татарстана, гражданами России?

– Как понимаете слова великого русского поэта Н.Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»? (Поэтом быть – дар Божий, но все люди должны жить по законам гос-ва)

II этап. Сообщение темы.

Цель: создать интеллектуальный разрыв между имеющимися знаниями и несостоятельностью ответа на вопрос, мотивировать к новым знаниям.

Предполагаются обсуждения в парах.

– Сегодня у нас необычный урок, в нашем учебнике по окружающему миру его нет. Называется урок ПАРЛАМЕНТСКИЙ. Его тема:

ГДЕ РОЖДАЮТСЯ ЗАКОНЫ?

– Кто сможет прямо сейчас дать ответ?

– Кто хочет знать ответ на этот вопрос?

Давайте совместно постараемся раскрыть эту проблему, отвечая по порядку на вопросы, записанные на доске:

III этап.

Работа по раскрытию проблемы.

Цель: систематизировать уже имеющиеся знания детей о законах Конституции, о президенте, депутатах, демократии; мотивировать детей к раскрытию нового понятия.

1). Читают вопрос;

2). Формируют ответ после обсуждения в парах;

3). Выбирают ответ на карточке – помощнице. Или

4) Ищут ответ в учебном словарике на стр.46.

  • ПРЕЗИДЕНТ

  • КОНСТИТУ-ЦИЯ

  • ДЕПУТАТЫ

  • ГРАЖДАНИН

  • ДЕМОКРА-ТИЯ

  • ПАРЛАМЕНТ

  • ГОСУДАР-СТВЕННАЯ ДУМА

  • СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ

  • ФЕДЕРАЛЬ-НОЕ СОБРАНИЕ

  • ГОСУДАР-СТВЕННЫЙ СОВЕТ

Организовать фронтальную работу по вопросам, записанным на доске.



В РФ – 12 декабря.

В РТ – 6 ноября.

Отметить на доске.

Показ фото президентов РТ и РФ.







1. Что такое законы? (Правила, установленные государством, которые все граждане обязаны выполнять)

2. Нужны ли людям законы?

3. В каком документе записаны основные законы нашего государства? (В Конституции Российской Федерации)

4. Когда отмечается День конституции, как государственный праздник в России, а когда в Татарстане?

5. Какими правами Конституции пользуетесь вы и ваши родители? (Право на жизнь, на отдых, на работу, на получение образования, мед.помощи, жилищную неприкосновенность, частную собственность, взрослые участвуют в выборах)

6. Кого выбирают ваши родители? (Президентов, депутатов)

7. Кем является президент? Назовите президентов России и Татарстана? (Глава гос-ва, управляет страной)

8. Кем являются депутаты? Какими, на ваш взгляд, должны быть депутаты, президенты? (Избранники от народа должны быть грамотными, честными, помнить, что главная их задача – защита интересов народа)

9. Что такое парламент? Есть ли он в России? В Татарстане?

10. Кто возглавляет парламент Татарстана?

IV этап. Исследователь-ская деятельность по ознакомлению с новым термином.

Цель: исследовать лексическое значение слова «парламент», его исторические корни, омонимический ряд названий в других странах.

1 группа:

Находят значения слова в «Толковом словаре для школьников» автора Т.И.Козлова.

2 группа:

Находят информацию в Большом Юридическом Словаре.

Оформляют на альбомных листах ответы. (см. приложение)

Выстраивают логическую цепочку из карточек – помощниц:

ПАРЛАМЕНТ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

Гос.Дума Совет

Федерации

Президент


Логические УУД

Направить детей на работу с дополнительным информационным источником по группам.

Сообщение: в РТ так же как в РФ и других демократических государствах есть парламент. Он называется ГОСУДАР-СТВЕННЫЙ СОВЕТ. Возглавляет Мухаметшин Фарид Хайруллович

– Почему не сумели ответить на два последних вопроса? (В учебном словарике нет значения слова парламент)

– Кто готов ответить на главный вопрос урока: ГДЕ РОЖДАЮТСЯ ЗАКОНЫ?

V этап. Электронная презентация.

Цель: показать реальную картину работы парламента РТ, его депутатов, музея.

Парламент РТ состоит из 100 депутатов, которые избираются на 4 года, законы слушаются в трех чтениях.

Нацелить на серьезное восприятие видеопрезента-ции.

– Что особенно важного в словах председателя Гос. Совета РТ Мухаметшина Ф.Х. вы запомнили?

– Чем являются гимн, герб и флаг? (Государственные символы)

– Почему гимн слушали стоя?

(Уважение к государству, республике, Родине)

Презентация заканчивается гимном РФ и РТ, на экране гербы и флаги РФ и РТ.

V этап. Рефлексия.

Цель: подведение итогов.

Личностные УУД. Общеучебные УУД.

Регулятивные УУД.


1. Прочитать определение.

2. Быстро найти правильную карточку – ответ.

Организовать блиц – турнир по определениям для групп.

– На какой вопрос искали ответ?

– Где же рождаются законы?

– Полезным ли был для вас урок?

– Что было интересно? Непонятно?

ПРЕЗИДЕНТ

  • высший законодательный орган в демократическом гос-ве

ПАРЛАМЕНТ

  • собрание депутатов, которое осуществляет законодательную власть

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

  • глава гос-ва, управляет страной и обладает высшей властью

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ

  • собрание депутатов, которое может утвердить или отклонить закон

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ

Читают стихотворение С. Хакима:

Спросите нас: - Откуда вы?

- Мы с Волги, из Казани.

Поит нас волжская вода,

Мы хлеб растим, пасём стада,

Качаем нефть, грузим суда

В свободном Татарстане.


Читают стихотворение А.Автономова:

Киев, Одесса, Казань и Москва -

Большие, красивые все города.

Бываем там часто, иль иногда

Но все-таки братцы нас тянет сюда.

Зеленодольск! По аллеям я тихо иду.

Зеленодольск! Прекрасней тебя не найду.

Зеленодольск! Слышу сердца я города стук,

Зеленодольск! Ты – отец мой, и брат мой, и друг!

Награждает за активную работу, заинтересован-ность миниатюрными наклейками с логотипом герба РТ.


– Какая орфограмма встретилась в слове парламентский?

[ П А Р Л А М’ Э Н С К И Й] (непроизносимая согласная)

– Близки ли эти слова по значению?

Парламент

Федеральное Собрание

Государственный Совет

(Да)

– Эти слова синонимы или антонимы?

– Какое проверочное слово можно взять? (Парламент)

– Почему эти слова пишутся с заглавной буквы? (Имена собственные)


ПРИЛОЖЕНИЕ:


1 группа: «Толковый словарь для школьника», автор Т.И.Козлова.

Парламент – высший законодательный орган в демократическом государстве.





Устанавливает законы Демократия=народовластие



2 группа: «Большой Юридический Словарь»

Впервые парламент был образован в Англии в 13 веке. Сейчас парламент как собственное наименование применяется в Белоруссии, Бельгии, Грузии, Греции, Франции. В США парламент называется Конгрессом, в Литве, Латвии, ФинляндииСеймом,

в России – Федеральным Собранием, которое состоит из двух палат:






Государственная Дума Совет Федерации


Президент

Принимает законы Одобряет или Рассматривает законы отклоняет законы




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!