СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Парабола безопасности"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучающиеся 9 класса заинтересовала проблема безопасности от снарядов. И решили выяснить, какие параметры необходимо знать, чтобы увеличить точность попадания в цель, и где самим находиться, чтоб не попали в нас.

Просмотр содержимого документа
«"Парабола безопасности"»

15


Управление образования администрации Ачинского района

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Ястребовская средняя школа»







Исследовательская работа


«Парабола безопасности»











Выполнили: Сергеев Роман Романович, Кинстлер Алина Андреевна, учащиеся 9 класса.

Руководитель: Маслакова Любовь Васильевна, учитель математики и физики.







с. Ястребово, 2015 г.


СОДЕРЖАНИЕ



Краткая аннотация

Введение

Основная часть

  1. История возникновения баллистики

  2. Движение тела, брошенного под углом к горизонту

  3. Экспериментальная часть


Заключение

Литература

Приложение


3

4


5

6

9


10

11

12






















КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ


В данной работе рассматривается:

  1. Теоретический материал

а) историческая справка о движении снарядов, выпущенных под углом φ к горизонту с начальной скоростью V0;

б) о нахождении областей безопасности, обладающих свойством: если цель находится в этой области, то снаряды, выпущенные под любым углом φ, поразить не могут.

  1. Экспериментальный материал

а) определение дальности полета, задавая определенный угол;

б) построение параболы безопасности.


























Несутся искусство, любовь и история – по параболической траектории!

А. Вознесенский

ВВЕДЕНИЕ

Мы учащиеся 9 класса, Сергеев Роман и Кинстлер Алина решили изучить эту тему, т.к. мечта Романа - стать военным, поступить в военное училище и, поэтому его интересует все, что связано с оружием, а особенно нас заинтересовал раздел баллистика и нахождение зоны безопасности при выстреле.

Тема работы «Парабола безопасности».

Актуальность. Пули, снаряды и бомбы, теннисный и футбольный мячи, и ядро легкоатлета, при полёте движутся по баллистической траектории. На уроках физкультуры мы сталкиваемся с баллистическим движением: при метании спортивных снарядов, при игре в баскетбол, футбол, волейбол, бадминтон, прыжках в длину и высоту и т.д.

Новизна. Ни в одном учебнике по математике мы не нашли применения темы «Функция» в военном деле, а увидели в научно-популярной литературе по физике. Поэтому в своей работе мы показали связь между двумя предметами: физика и математика.

Цель исследования: определить зависимость дальности полета тела (снаряда) от угла вылета и построения параболы безопасности.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть вопросы, связанные с историей возникновения баллистики.

  2. Изучить баллистическое движение, его характеристики.

  3. Экспериментально исследовать зависимости дальности полёта тела от угла вылета.

  4. Построить параболу безопасности.

  5. Выяснить оптимальные углы вылета при толкании легкоатлетических снарядов (ядра, диска, копья).

Объект исследования: дальность полета тела

Предмет исследования: угол вылета тела.

Гипотеза: с увеличением угла вылета тела, при одинаковой начальной скорости, дальность полёта уменьшается, а высота увеличивается.

Методы исследования:

  • поиск информации;

  • анализ и синтез;

  • сравнение.

Предполагаемый результат:

максимальная дальность полета тела будет под углом вылета φ = 450.







  1. История возникновения баллистики

Сегодня баллистика – прежде всего военно-техническая наука, применяемая в проектировании орудий, ракетных пусковых установок и бомбардировщиков. Важную роль играет баллистика в проектирование космических кораблей и криминалистика.

В 1644 г. французский математик Мерсенн предложил назвать науку о движении снаряда – баллистикой.

Баллистика (от греч. “ballo” — бросать, метать) — наука о движении тел, брошенных в пространстве, основанная на математике и физике. Она занимается исследованием движения снарядов и баллистических ракет.

Траекториями движения снарядов интересовался философ Аристотель (384 -322 до н.э.). Он считал, что сначала движение идет по наклонной прямой, затем по дуге окружности и, наконец, по вертикальной прямой.

Чтобы обеспечить прицельность стрельбы, нужно было изучить движение тела, брошенного под углом к горизонту. Гениальный самоучка Никколо Тарталья (1500 -1557 г.), видимо, был первым, кто догадался, что снаряд пролетит наибольшее расстояние, если наклонить орудие к горизонту под углом 450 . Он хранил эту идею в тайне, но когда, турецкие войска напали на его родную Венецию, выдал тайну герцогу Урбинскому, чтобы каждый солдат мог использовать его открытие как для нападения, так и для защиты.

Следующий шаг в этой истории сделал Галилео Галилей (1564 -1642) . Он гениально догадался, что движение тел, брошенного под углом к горизонту, складывается из равномерного прямолинейного движения, которое имело бы место, не будь силы тяжести и свободного падения. В результате тело движется по параболе. Используя свойства параболы, Галилей составил таблицу для стрельбы, доказал утверждение Н. Тартальи о том, что угол в 450 отвечает наибольшей дальности полета.

Новая эра в баллистике начинается с работ петербургского академика Эйлера (1710-1763 гг.). В 1753 году Эйлер предложил метод расчета траекторий, который применяется до настоящего времени.

Как самостоятельная область науки, баллистика получила широкое развитие с середины XIX века. Баллистика многим обязана трудам великих русских математиков Н. И. Лобачевского, П. Л. Чебышева. С созданием в России в 1820 г. Михайловского артиллерийского училища, было положено начало русской артиллерийской школе.

Первым преподавателем баллистики в России был Викентий Александрович Анкудович (1792-1856 гг.).

В СССР была создана широкая сеть научно-исследовательских институтов, которые разработали к началу Великой Отечественной войны все необходимые вопросы баллистики.

В настоящее время применение баллистики в боевых действиях предусматривает расположение системы оружия в таком месте, которое позволяло бы быстро и эффективно поразить намеченную цель с минимальным риском для обслуживающего персонала.


  1. Движение тела, брошенного под углом к горизонту

Рассмотрим движение снаряда, брошенного с начальной скоростью V0 под углом φ к горизонту. Построим математическую модель этого движения.


Рис. 1

Примем точку вылета снаряда за начало координат. Ось Ох будем считать горизонтальной, ось Оу направим вертикально вверх и через t обозначим время полета снаряда (Рис. 1).

Будем считать, что движение снаряда происходит в плоскости хОу, и не станем учитывать сил сопротивления воздуха. Тогда на основании второго закона Ньютона в момент времени t координаты точки, в которой находится снаряд, будут выражаться формулами

x = V0 *t * cos φ;

y = V0 *t *sin φ – . (1)

Уравнения (1)дают возможность определить положение летящего снаряда в любой момент времени t. Исключим из уравнения (1) величину t и получим уравнение траектории движения снаряда в виде зависимости y от x. Для этого выразим t из первого уравнения:


t = и подставим во второе уравнение. Из него получим

(2)

При фиксированных значениях V0 и φ графиком полученного квадратного трехчлена будет парабола, обращенная вершиной вверх.

Следовательно, мы математически доказали, что движение снаряда действительно происходит по параболе.

На самом деле уравнение (2) задает не одну, а бесконечное множество парабол, являющихся возможными траекториями движения снаряда: если зафиксировать V0 - начальную скорость снаряда и начать изменять угол бросания φ, то для каждого значения φ мы получим свою параболу. Уравнение (2) задает семейство парабол, зависящих от параметра φ, где 0о ≤ φ о, и являющихся возможными траекториями движения снаряда (Рис. 2).

Рис. 2

Более того, дальность полета снаряда при углах наклона φ и 90о – φ одинаковы, т.е. снаряд поподает в одну и ту же точку. Это происходит, например, при углах 30о и 60о, 40о и 50о и т.д. артиллеристы называют траекторию снаряда, отвечающую углу наклона φ, где 0о ≤ φ о, настильной,

а отвечающую углу наклона φ, где 45о ≤ φ о, навесной (Рис 3).

Рис.3

Реальное движение тел в земной атмосфере происходит по баллистической траектории, существенно отличающейся от параболической из-за вращения Земли, сопротивления воздуха, влажности и давления воздуха (Рис.4).

Рис. 4

Траектории снарядов, изображенных на рисунке 2, заполняют одну часть плоскости хОу , а в другую часть они не попадают. Таким образом, существует непоражаемая зона, или зона безопасности, в которую при данной начальной скорости Vo невозможно попасть ни при каком угле бросания φ.

В теории стрельбы параболу, являющуюся границей зоны безопасности, называют параболой безопасности.

Вернемся к рассмотрению семейства парабол (2) и вместо угла бросания φ введем новую переменную a = tg φ. После этого выбор угла бросания φ заменяется выбором числа а и наоборот. Поскольку 0о ≤ φ о, то 0 ≤ а

Если a = tg φ, то 1+ tg2 φ = 1+ a2, а поэтому =1 +a2.

После всех преобразований уравнение (2) принимает вид

, где 0 ≤ a (3)

Определим взаимное положение параболы безопасности и семейство кривых парабол. Для этого исследуем систему уравнений, зависящую от параметра а, где 0≤ а

y = ax - ,

y = .

(4)

От системы перейдем к уравнению

ax - - = 0.

Далее получаем

- ax + =0,

Отсюда следует, что х = (5)

Т еперь из любого уравнения получаем y = (1 - ). (6)

Таким образом, система (4) имеет единственное решение (1 - )
Это означает, что парабола безопасности имеет единственную общую точку с каждой кривой семейства (3), т.е. каждая кривая семейства (3) касается параболы безопасности.

В математике параболу (7) называют огибающей семейства парабол (3). Огибающая как бы берет «дань» с каждой параболы семейства (3): каждая точка, принадлежащая огибающей (7), принадлежит одной и только одной из парабол семейства (3). На рис. 5 изображены траектории движения для 0о ≤ φ о.

Настильные траектории при 0о ≤ φ о не имееют общих точек с параболой безопасности, расположенных в верхней полуплоскости, зато имеют с ней общие точки, лежащие ниже оси Ох (рис.6)

Рис.5

Рис.6




3. Экспериментальная часть

Для того чтобы проверить теоретическую часть своего исследования на практике, мы придумали установку (прил.1), которая позволила экспериментально проверить зависимость дальности полёта тела от угла вылета.

Эксперимент проводили в помещении с наименьшим влиянием метеоусловий (в спортивном зале нашей школы).

Делали по четыре выстрела из собранной установки, чтобы определить значения дальности полёта снаряда для каждого угла. Для точности определения дальности полета со мной были мои товарищи, которые засекали, где пуля коснулась пола, а так же время полета.

Зная время полета, tполета = , но время движения до высшей точки траектории вдвое меньше всего времени движения, т.е. tподъема = мы найдем начальную скорость v0 = . Затем найдем максимальную высоту подъема h = . В данную формулу подставим V0, сократим дробь и получим результат h = .

Результаты проведённых опытов и расчетов представлены в таблице 1.

Анализируя полученные результаты, мы пришли к следующему выводу:

Величина угла

Дальность полета (м)

Высота полета (м)

0о ≤ φ о

увеличивается

увеличивается

45о ≤ φ о

уменьшается

увеличивается

90о ≤ φ о

увеличивается

уменьшается

135о ≤ φ о

уменьшается

уменьшается

Следовательно, наша гипотеза верна только для углов 45о ≤ φ о.

Теоретически наибольшая дальность полета получена под углом от 450, а на практике получилось от 400 до 450.

Из журнала «Физкультура и спорт» мы выяснили, что в спортивных метаниях угол вылета снаряда зависит от:
- начальной скорости вылета снаряда;
- высоты выпуска снаряда;
- аэродинамических свойств снаряда;
- скорости разбега;
- состояния атмосферы (направление и скорость ветра).

Угол вылета в толкании ядра колеблется от 38 до 42°,

Угол вылета в метании диска: у женщин — 33 — 35°, у мужчин — от 36 до 39°.

Оптимальный угол вылета в метании копья находится в пределах от 27 до 30°. В метании молота самый большой угол вылета — 44°.


Заключение

В ходе проведения эксперимента был разработан прибор для определения дальности полета.

При разработке методики мы опирались на научную литературу и уже имеющийся опыт.

С целью повышения собственной компетентности в изучаемом вопросе были изучены и выявлены особенности движения снарядов, выпущенных под углом φ к горизонту с начальной скоростью .

Наряду с этим, в ходе работы было выяснено, что: с увеличением угла вылета снаряда, при одинаковой начальной скорости, дальность полёта уменьшается, а высота увеличивается, выполняется только при 45о ≤ φ о. Оптимальный угол вылета составляет от 400 до 450. Наша гипотеза подтвердилась частично.

Однако следует помнить, что траектория движения снаряда искажается из-за вращения Земли, сопротивления воздуха, формы пули и т.д. Реальное движение тел в земной атмосфере происходит по баллистической траектории, которая отличается от параболической.






























Литература:


  • Журнал «Математика в школе» № 1 1998 г.

  • Виленкин Н.Я. Функции в природе и технике. М.; Просвещение.1978.

  • Саенко П.Г. Физика 9. М.; Просвещение, 1992.

  • Зельдович Я.Б., Мышкис А.Д. Элементы прикладной математики. М.; Наука, 1965.

  • Жаков А.М. Управление баллистическими ракетами и космическими объектами. М.; Наука, 1985.

  • Кикоин И.К., Кикоин А.К. Физика 9 класс, М.: Просвещение,1994.





Интернет-ресурсы:


  • http://www.fizkult-ura.ru/sci/legkay_atletika/30

  • http://www.vevivi.ru/best/Ballistika-i-ballisticheskoe-dvizhenie-ref42708.html

  • http://www.pishtov.com/ballistic/veter.htm

  • http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/voennaya_tehnika/BALLISTIKA.html

  • http://physics.nad.ru/Physics/Cyrillic/mech.htm

  • http://www.physicam.ru/

  • http://www.referat.ru/






















Приложение


Приложение 1


Таблица 1


Угол (0)

Дальность полета (м)

Максимальная высота полета (м)

15

5

2,4

5,8

1,76

6,6

1,59

5,3

2,16

30

5,3

2,3

5,9

1,8

6,4

1,6

6,9

1,47

40

7,1

3,2

6,9

2,9

7,6

3,7

7,9

3,8

45

7,05

3,05

6,78

3,58

6,89

4,15

7,08

3,8

50

6,9

4,1

6,6

3,9

6,7

4,4

6,97

4,2

60

5,7

4,15

5.62

4,3

6,2

4,2

6,8

4,3

80

5,4

4,2

5,38

4,5

6,1

4,7

5,14

4,35

90

1

5,3

0,7

5,15

1,2

4,9

0,9

5,5

110

1,5

4,5

2,9

4,3

3,1

4,8

2,73

4,5

135

5,4

2,4

4,6

2,35

4,2

1,9

5,2

2,3

140

5,1

2,2

4,9

2,15

4,7

1,8

5,4

2,4

160

4,2

1,65

4,1

1,9

3,75

1,75

4,3

1,95





































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!