МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8 г.Лениногорска» муниципального образования" Лениногорский муниципальный район" РТ
Панорама педагогического опыта
«Способы интеграции сторителлинга в процесс обучения русскому языку в 9 классе»
Автор: | Хайруллина Эльвира Нафисовна, учитель русского языка и литературы I квалификационной категории |
2023 г
Содержание
Пояснительная записка……………………………………… | 3 |
Панорама педагогического опыта………………………… Список литературы………………………………………… | 4-7 7 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Презентация | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Опрос участников фестиваля ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Методическая копилка учителя (Облако Mail.ru) | |
Пояснительная записка
Актуальность: рассматриваются актуальные для методики преподавания русского языка виды сторителлинга, даются рекомендации по использованию технологии при подготовке учащихся к итоговому собеседованию.
Проблема: формирование коммуникативной компетенции школьников; подготовка к ИС.
Цель: повышение мотивации педагогов к овладению методом «сторителлинг» в работе с учащимися.
Задачи:
Познакомить с методом «сторителлинг» и преимуществами его использования в организации деятельности с учениками.
Повысить профессиональную компетентность педагогов в использовании техники сторителлинг в работе через практическую часть .
Участники: преподаватели.
Ключевые слова: сторителлинг, виды сторителлинга, коммуникативная компетенция, итоговое собеседование, монологическое высказывание.
Вид занятия: панорама педагогического опыта.
Тема: «Способы интеграции сторителлинга в процесс обучения русскому языку в 9 классе»
Искусство сторителлинга (англ. storytelling) – это умение заразить зрителя, читателя или слушателя идеей с помощью историй.
Вопрос включения техники сторителлинг в образовательный процесс на уроках русского языка - одна из возможностей формирования коммуникативной компетенции школьников. Особое внимание уделяется использованию технологии при реализации образовательной программы 9 класса.
Совершенствование системы современного российского образования влечѐт за собой изменение подходов к обучению и воспитанию молодого поколения, что, в свою очередь, вызывает необходимость поиска эффективных путей реализации содержания образования, ориентированного на развитие обучающихся, учѐт их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала. Обязательным требованием ФГОС является сформированность коммуникативной компетенции у обучающихся, необходимой для успешной социализации и самореализации. Уроки русского языка служат платформой для освоения коммуникативной компетенции школьников. Для обучающихся 9 классов овладение ею в совершенстве становится особенно актуальным, так как с 2019 года в качестве допуска к выпускному экзамену было введено итоговое собеседование. Работа проверяет коммуникативную компетенцию обучающихся – умение создавать монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно читать текст вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной информации [4]. В связи с этим перед учителем возникают новые задачи. Современность диктует необходимость динамичных изменений в образовательном процессе. Не остается в стороне цифровизация и требования общества к человеку новой эпохи в целом. Отсюда возникает необходимость в использовании на уроках русского языка таких техник, которые могли бы вызвать живой интерес у обучающихся. Ведь лучшее освоение знаний, умений и навыков происходит в сопровождении личного интереса и собственного желания человека. В качестве одной из возможных техник, применимых на уроках русского языка, мы предлагаем рассмотреть сторителлинг, как наиболее пластичную и способную к модификациям форму работы. Любой сторителлинг – это рассказывание историй (прямой перевод английского storytelling). Стоит заметить, что сторителлинг – это не просто рассказ о каком-либо событии, а создание историй, которые захватывают внимание, воздействуют на чувства и эмоции людей. В контексте образования сторителлинг выступает как методика, которая предполагает использование историй для достижения образовательных целей и результатов. Выделим виды сторителлинга, оказывающие продуктивное воздействие на процесс обучения. Так, основные виды сторителлинга:
1. Классический. Контент создается для ученика, он получает информацию через истории и примеры.
2. Активный. Ученик сам создает контент, чтобы проиллюстрировать полученные знания.
Назовем основные функции сторителлинга:
формирование учебного интереса;
удержание внимания при изучении материала; рассказ о сложных вещах простым и образным языком;
проверка знаний и навыков.
Сторителлинг – гибкая форма. Это не обязательно прямолинейно и дословно рассказанная история. Здесь могут возникать и иные формы образного текста. Рассмотрим практические способы применения данной техники.
Путь героя
Этот самый распространенный прием подчиняется классическим канонам драматургии. Для него характерно наличие предыстории, завязки, развития действия, кульминации и развязки. Здесь важно все: от структуры и визуала до героя и сюжета. Автор текста может взять какого-либо героя, например, исторического персонажа. Задача обучающихся задействовать какой-либо факт из его жизни и изложить как образную, яркую, литературную историю. Что будет способствовать запоминаю информации, развитию образного мышления. Такая форма может быть использована на уроках в 9 классе, посвященных монологическому высказыванию. Лучше, если вместо скучных, сухих объяснений, прозвучит примерно такой рассказ:
- Ребята, вы же знаете Митрофанова Никиту, 11-классника? А сейчас представьте: Никита в 9 классе сдает устное итоговое собеседование! Задание 3, он выбрал тему 1 (описание фото). Вот такой текст составил мой ученик: «Наступило долгожданное лето. Мы с друзьями отправились в поход. Стояла прекрасная солнечная погода. Горы в той местности невероятной красоты! А небо было очень чистое! Мы взобрались на зеленую вершину. Конечно же, все устали. Но мои друзья были счастливы. Мы прекрасно провели время вместе…»
- Что скажете, ребята? Понравился вам текст? Как думаете, Никита справился с заданием?
- За свой ответ по первому критерию Никита получил 0 баллов! (обычно ученики искренне не понимают, почему).
Дальше следует обсуждение ошибок и объяснение, как получить заветный балл. Учащиеся слушают внимательно, им понятна и близка эта ситуация, к тому же, они сопереживают Никите. Вместе решаем общую проблему, делаем вывод.
Диалоговый тренажер.
Диалоговые тренажеры – это упражнения интерактивного характера. Их суть состоит в том, чтобы разыграть конкретную ролевую модель беседы учащегося с другим персонажем. Во время таких «ролевых» диалогов ученик отрабатывает навыки общения, учится правильно выходить из сложных ситуаций, решает задачи и проблемы, заучивает речевые конструкции. Путем этого в полной мере реализуется коммуникативная компетенция. Такая форма вполне найдет место на уроках русского языка.
- Ребята, сейчас вы будете работать в паре. Один из вас – ученик, сдающий ИС, задание 4, а другой будет выполнять роль учителя-собеседника (ребята учатся задавать вопросы по теме и отвечать на них).
Структура техники сторителлинга:
1.Вступление
2.Основная часть истории
3.Заключение
Используя технику сторителлинга, педагог :
- создает комфортную обстановку во время занятия;
-формирует эмоциональный настрой;
- снижает уровень тревожности;
- активизирует речемыслительную деятельность;
- помогает усваивать новый или обобщать пройденный материал;
- пользуется доверием и завоевывает авторитет ученика.
- позволяет разнообразить образовательную деятельность с детьми;
- заинтересовывает каждого ребёнка в происходящем действии;
- учит воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию;
Современный учитель должен следовать актуальным течениям времени, совмещая на своих уроках и традиционные технологии, и новые веяния.
Желаю вам, уважаемые коллеги, влюблять учеников в себя и в свой предмет!
А сейчас попрошу вас принять участие в небольшом опросе.
Литература
1. Багрецова Н.В. Сторителлинг в обучении иностранному языку: ключевые аспекты // Педагогика и психология образования. 2020. №2. С. 25–35.
2. Маняйкина Н.В. Цифровое повествование: от теории к практике // Педагогическое образование в России. 2015. №10. С. 60–64.
3. Назарова О.С. Цифровой сторителлинг как современная образовательная практика // Гуманитарная информатика. 2018. №15. С.15-28.
4. Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утверждѐнный приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 г. № 189/1513 (зарегистрирован Минюстом России 10.12.2018, регистрационный № 52 953).
5. Сторителлинг: примеры использования в образовании //[Электронный ресурс]. URL: https://ru.coreapp.ai/journal/storytellingv-obrazovanii (Дата обращения: 18.10.21).
Приложение 1
ОТСКАНИРУЙТЕ QR-код 1)Задание 3, тема 1 (фото) 2) Опрос 3) МБОУ СОШ №8 (Облако Mail.ru) Х АЙРУЛЛИНА ЭЛЬВИРА НАФИСОВНА УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ I КВ.КАТЕГОРИИ | ОТСКАНИРУЙТЕ QR-код 1)Задание 3, тема 1 (фото) 2) Опрос 3) МБОУ СОШ №8 (Облако Mail.ru) Х АЙРУЛЛИНА ЭЛЬВИРА НАФИСОВНА УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ I КВ.КАТЕГОРИИ |