СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятки по русскому языку для учащихся 9-11 классов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Памятки содержат справочный материал по русскому языку по теме “Не с разными частями речи”, "Неполные предложения", "Причастный оборот", "Суффиксы","Имя числительное", которые помогут учащимся  при выполнении домашних заданий, а также при подготове к итоговой аттестации освоить  данные темы. Большинство памяток построены таким образом, что ученик, выполняя действия в том порядке, в котором они указаны, сможет успешно справиться с поставленной задачей.

Просмотр содержимого документа
«неполные предложения»

Неполные предложения.

1.Полные предложения – предложения, в которых присутствуют все необходимые для понимания смысла главные и второстепенные члены предложения.

Неполные предложения – предложения, в которых могут быть пропущены отдельные члены – главные или второстепенные.

Отсутствующие члены предложения могут быть легко восстановлены из предыдущего контекста или из ситуации. Неполные предложения встречаются:

1.В диалогической речи.

2.В контексте (На повороте реки мелькнул огонек. Мелькнул ярко, сильно.)

Неполные могут быть как двусоставные, так и односоставные распространенные и нераспространенные предложения:

Ты понимаешь меня? (двусоставное, распространенное, полное) – Понимаю. (двусоставное, нераспространенное, неполное).

Знаки препинания в неполных предложениях.

1.Тире ставится при наличии паузы в эллиптических предложениях (самостоятельно употребляемых предложениях с отсутствующим сказуемым): Вокруг месяца – бледные круги.

При отсутствии паузы тире не ставится: Снова в час ночной тучи над землей.


2.Тире ставится в эллиптических предложениях, основу которых образуют два существительных- в дательном и винительном падежах, без подлежащего и сказуемого, с четким делением на две части: Родине – наш вдохновенный труд.


3.Тире ставится в неполном предложении, составляющем часть сложного предложения, когда пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предшествующей части фразы и на месте пропуска делается пауза: Они стояли друг против друга: Олег – растерянный и смущенный, Нина – с выражением вызова на лице. Петя пошел в театр, а Саша – в кино.


4.Тире ставится в однотипно построенных частях сложного предложения при пропуске какого-либо члена предложения или даже без пропуска: Деньги – исчезают, работа – остается.


Неполные предложения.

1.Полные предложения – предложения, в которых присутствуют все необходимые для понимания смысла главные и второстепенные члены предложения.

Неполные предложения – предложения, в которых могут быть пропущены отдельные члены – главные или второстепенные.

Отсутствующие члены предложения могут быть легко восстановлены из предыдущего контекста или из ситуации. Неполные предложения встречаются:

1.В диалогической речи.

2.В контексте (На повороте реки мелькнул огонек. Мелькнул ярко, сильно.)

Неполные могут быть как двусоставные, так и односоставные распространенные и нераспространенные предложения:

Ты понимаешь меня? (двусоставное, распространенное, полное) – Понимаю. (двусоставное, нераспространенное, неполное).

Знаки препинания в неполных предложениях.

1.Тире ставится при наличии паузы в эллиптических предложениях (самостоятельно употребляемых предложениях с отсутствующим сказуемым): Вокруг месяца – бледные круги.

При отсутствии паузы тире не ставится: Снова в час ночной тучи над землей.


2.Тире ставится в эллиптических предложениях, основу которых образуют два существительных- в дательном и винительном падежах, без подлежащего и сказуемого, с четким делением на две части: Родине – наш вдохновенный труд.


3.Тире ставится в неполном предложении, составляющем часть сложного предложения, когда пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предшествующей части фразы и на месте пропуска делается пауза: Они стояли друг против друга: Олег – растерянный и смущенный, Нина – с выражением вызова на лице. Петя пошел в театр, а Саша – в кино.


4.Тире ставится в однотипно построенных частях сложного предложения при пропуске какого-либо члена предложения или даже без пропуска: Деньги – исчезают, работа – остается.


2.Дать характеристику предложениям. Где необходимо, расставить знаки препинания.

1.Из садика на балкон вбежала Вера, за ней Сергей прыгавший через три ступеньки.

2.Плыли сюда мироновцы на самоходной барже. Высаживались на берег.

3.На небе яркие звезды.

4.Каждому молодому труженику среднее образование.

5.Один атом натрия замещает один атом водорода, один атом цинка два атома водорода.

3.Слова-предложения. Могут употребляться в диалоге. Делятся на:

- утвердительные: Да. Конечно. Возможно.

- отрицательные: Нет. Вовсе нет.

- побудительные и эмоционально-оценочные (междометные): Ну же. Айда. Ай. Ай, ай.

4.Мини-тест.

1.Определите неполное предложение.

А) Счастье умов благородных – видеть довольство вокруг.

Б) На столе – раскрытый томик вам подаренных стихов.

В) Величайшая из книг – книга жизни.

Г) Честность и точность – близнецы.

Д) Истинное назначение человека – жить, а не существовать.

2.В предложении На тот бок его который обращен к морю волны набросали тины водорослей щепки и обвешанный ими камень кажется привязанным к узкой песчаной полоске отделяющей море от гор. нужно поставить:

А) 7 запятых Б) 9 запятых В) 8 запятых

Г) 6 запятых Д) 6 запятых и тире.

3.Укажите количество пропущенных запятых в предложении: Рябчик вспорхнул сразу весь обозначился в воздухе полетел на нас но вдруг испуганно взвился повернул в сторону второпях задел ветку и быстро-быстро работая крыльями исчез в лесном сумраке.

А) 5 Б) 4 В) 7 Г) 6 Д) 8






2.Дать характеристику предложениям. Где необходимо, расставить знаки препинания.

1.Из садика на балкон вбежала Вера, за ней Сергей прыгавший через три ступеньки.

2.Плыли сюда мироновцы на самоходной барже. Высаживались на берег.

3.На небе яркие звезды.

4.Каждому молодому труженику среднее образование.

5.Один атом натрия замещает один атом водорода, один атом цинка два атома водорода.

3.Слова-предложения. Могут употребляться в диалоге. Делятся на:

- утвердительные: Да. Конечно. Возможно.

- отрицательные: Нет. Вовсе нет.

- побудительные и эмоционально-оценочные (междометные): Ну же. Айда. Ай. Ай, ай.

4.Мини-тест.

1.Определите неполное предложение.

А) Счастье умов благородных – видеть довольство вокруг.

Б) На столе – раскрытый томик вам подаренных стихов.

В) Величайшая из книг – книга жизни.

Г) Честность и точность – близнецы.

Д) Истинное назначение человека – жить, а не существовать.

2.В предложении На тот бок его который обращен к морю волны набросали тины водорослей щепки и обвешанный ими камень кажется привязанным к узкой песчаной полоске отделяющей море от гор. нужно поставить:

А) 7 запятых Б) 9 запятых В) 8 запятых

Г) 6 запятых Д) 6 запятых и тире.

3.Укажите количество пропущенных запятых в предложении: Рябчик вспорхнул сразу весь обозначился в воздухе полетел на нас но вдруг испуганно взвился повернул в сторону второпях задел ветку и быстро-быстро работая крыльями исчез в лесном сумраке.

А) 5 Б) 4 В) 7 Г) 6 Д) 8

Просмотр содержимого документа
«памятка нн в причастиях»

Написание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

В кратких причастиях пишется Н.

Н – в отглагольных прилагательных

НН - в причастиях

1.Нет приставки: крашеный пол

1.Есть приставка (кроме НЕ): покрашенный пол

2.Нет зависимых слов: крашеный пол

2.Есть зависимые слова: крашенный краской пол

3.Нет суффиксов –ОВА- / -ЕВА-

3.Есть суффиксы -ОВА- / -ЕВА-: организованный

4.Образовано от глагола несовершенного вида: копченый

4.Образовано от глагола совершенного вида: решенный

5.В сочетаниях типа ГЛАЖЕНЫЙ-ПЕРЕГЛАЖЕНЫЙ


ЗАПОМНИТЕ!

1.Написание Н и НН не меняется в сложных словах: гладкокрашеный - гладкоокрашенный

2.Написание слов:

КОВАНЫЙ, ЖЁВАНЫЙ, СМЫШЛЕНЫЙ, НАЗВАНЫЙ (БРАТ), ПОСАЖЕНЫЙ (ОТЕЦ), ПРИДАНОЕ.

ЖЕЛАННЫЙ, СВЯЩЕННЫЙ, НЕСЛЫХАННЫЙ, НЕВИДАННЫЙ, НЕЖДАННЫЙ, НЕГАДАННЫЙ, НЕЧАЯННЫЙ.



Краткие прилагательные и краткие причастия.

В кратких прилагательных пишется столько Н, сколько и в полных.

В кратких причастиях всегда пишется Н.

Правило-помощник: Причастие можно заменить глаголом, прилагательное – другим прилагательным.

Например: Юная теннисистка воспитана (воспитывалась) детской спортивной школой. – Девочка воспитана и образованна (воспитанная и образованная).





Написание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

В кратких причастиях пишется Н.

Н – в отглагольных прилагательных

НН - в причастиях

1.Нет приставки: крашеный пол

1.Есть приставка (кроме НЕ): покрашенный пол

2.Нет зависимых слов: крашеный пол

2.Есть зависимые слова: крашенный краской пол

3.Нет суффиксов –ОВА- / -ЕВА-

3.Есть суффиксы -ОВА- / -ЕВА-: организованный

4.Образовано от глагола несовершенного вида: копченый

4.Образовано от глагола совершенного вида: решенный

5.В сочетаниях типа ГЛАЖЕНЫЙ-ПЕРЕГЛАЖЕНЫЙ


ЗАПОМНИТЕ!

1.Написание Н и НН не меняется в сложных словах: гладкокрашеный - гладкоокрашенный

2.Написание слов:

КОВАНЫЙ, ЖЁВАНЫЙ, СМЫШЛЕНЫЙ, НАЗВАНЫЙ (БРАТ), ПОСАЖЕНЫЙ (ОТЕЦ), ПРИДАНОЕ.

ЖЕЛАННЫЙ, СВЯЩЕННЫЙ, НЕСЛЫХАННЫЙ, НЕВИДАННЫЙ, НЕЖДАННЫЙ, НЕГАДАННЫЙ, НЕЧАЯННЫЙ.



Краткие прилагательные и краткие причастия.

В кратких прилагательных пишется столько Н, сколько и в полных.

В кратких причастиях всегда пишется Н.

Правило-помощник: Причастие можно заменить глаголом, прилагательное – другим прилагательным.

Например: Юная теннисистка воспитана (воспитывалась) детской спортивной школой. – Девочка воспитана и образованна (воспитанная и образованная).



Просмотр содержимого документа
«памятка причастный оборот2»

Памятка. ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ.

Если причастный оборот стоит после определяемого слова, он обособляется (выделяется запятыми).

Если причастный оборот стоит перед определяемым словом, он не обособляется (не выделяется запятыми).


Особые случаи постановки знаков препинания при причастном обороте.

1.Причастный оборот обособляется перед определяемым словом, если определяемое слово выражено личным местоимением: Убаюканный сладкими надеждами, я крепко спал.

2.Причастный оборот обособляется перед определяемым словом, если имеет обстоятельственное значение причины или уступки (можно подставить потому что, хотя): Утомленный дорогой, ребенок уснул. (потому что). Раненый в плечо, капитан не покинул строй. (хотя).

3.Причастный оборот обособляется, если он оторван от определяемого существительного: Залитые солнцем, стлались за рекой пшеничные нивы.

4.Причастие в значении существительного, имеющее зависимые слова, запятыми не выделяется (в таких предложениях нет определяемого слова для причастия): Выступавшие на сцене имели большой успех.

5.Причастный оборот, относящийся к сказуемому, запятыми не выделяется (его можно поставить в творительном падеже): Мы отправились в путь хорошо отдохнувшие (хорошо отдохнувшими).

6.Два однородных причастных оборота, соединенных союзом И, друг от друга запятыми не отделяются: Солнечные лучи, падающие сверху и освещающие страницы книги, по-весеннему ласковы.



Помните!!! Союзы в состав обособленных оборотов не входят! Исключение составляет союз А.







Памятка. ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ.

Если причастный оборот стоит после определяемого слова, он обособляется (выделяется запятыми).

Если причастный оборот стоит перед определяемым словом, он не обособляется (не выделяется запятыми).


Особые случаи постановки знаков препинания при причастном обороте.

1.Причастный оборот обособляется перед определяемым словом, если определяемое слово выражено личным местоимением: Убаюканный сладкими надеждами, я крепко спал.

2.Причастный оборот обособляется перед определяемым словом, если имеет обстоятельственное значение причины или уступки (можно подставить потому что, хотя): Утомленный дорогой, ребенок уснул. (потому что). Раненый в плечо, капитан не покинул строй. (хотя).

3.Причастный оборот обособляется, если он оторван от определяемого существительного: Залитые солнцем, стлались за рекой пшеничные нивы.

4.Причастие в значении существительного, имеющее зависимые слова, запятыми не выделяется (в таких предложениях нет определяемого слова для причастия): Выступавшие на сцене имели большой успех.

5.Причастный оборот, относящийся к сказуемому, запятыми не выделяется (его можно поставить в творительном падеже): Мы отправились в путь хорошо отдохнувшие (хорошо отдохнувшими).

6.Два однородных причастных оборота, соединенных союзом И, друг от друга запятыми не отделяются: Солнечные лучи, падающие сверху и освещающие страницы книги, по-весеннему ласковы.


Помните!!! Союзы в состав обособленных оборотов не входят! Исключение составляет союз А.






Просмотр содержимого документа
«памятка суффиксы»

Правописание суффиксов.

1.Правописание суффиксов –К- и –СК-.

Суффикс -К-

1.Прилагательное имеет краткую форму: дерзкий – дерзок

2.Прилагательные образованы от существительных с основой на К, Ц, Ч: кулацкий – кулак, немецкий – немец, ткацкий – ткач

Исключение: узбекский, угличский

Суффикс -СК-

1.Нет краткой формы.

2.Основа не на К, Ц, Ч: детский – дети, киргизский – киргиз, французский – француз

Ь перед –СК- пишется

1) после Л: уральский

2) в прилагательных, образованных от названий месяца на –НЬ, РЬ, кроме январский

3) день-деньской


2.В суффиксах - ЛИВ- и -ЧИВ- пишется только И: заботливый, доверчивый.


3.В суффиксе –ИСТ- пишется только И: лучистый


4.Суффиксы -ИВ- и -ЕВ-:

-ИВ- пишется под ударением,

-ЕВ- пишется без ударения: игривый, сиреневый.

Исключение: милостивый, юродивый.


5.Суффикс –ЧАТ- пишется с А.

Запомнить: ДОЩАТЫЙ.











Правописание суффиксов.

1.Правописание суффиксов –К- и –СК-.

Суффикс -К-

1.Прилагательное имеет краткую форму: дерзкий – дерзок

2.Прилагательные образованы от существительных с основой на К, Ц, Ч: кулацкий – кулак, немецкий – немец, ткацкий – ткач

Исключение: узбекский, угличский

Суффикс -СК-

1.Нет краткой формы.

2.Основа не на К, Ц, Ч: детский – дети, киргизский – киргиз, французский – француз

Ь перед –СК- пишется

1) после Л: уральский

2) в прилагательных, образованных от названий месяца на –НЬ, РЬ, кроме январский

3) день-деньской


2.В суффиксах - ЛИВ- и -ЧИВ- пишется только И: заботливый, доверчивый.


3.В суффиксе –ИСТ- пишется только И: лучистый


4.Суффиксы -ИВ- и -ЕВ-:

-ИВ- пишется под ударением,

-ЕВ- пишется без ударения: игривый, сиреневый.

Исключение: милостивый, юродивый.


5.Суффикс –ЧАТ- пишется с А.

Запомнить: ДОЩАТЫЙ.


Просмотр содержимого документа
«памятка числительное»


Запишите все числа словами.


Наш папирус написан около (1700) лет назад. В египетском году было, так же как и в нашем, (365) дней, но високосных годов египтяне в древнейшее время не придумали. Поэтому каждые (4) года их календарь ошибался на (1) день. За (120) лет календарь ошибался уже на месяц (например, февраль приходился на март), а через (730) лет ошибка была на полгода, так что летние месяцы приходились на зиму и наоборот. Но уже приблизительно лет за (100- 200) до того, как было написано наше письмо, в Египте были введены, как у нас, високосные года. В это время месяц тиби продолжался с (27) декабря по (25) января.





























Запишите все числа словами.


Наш папирус написан около (1700) лет назад. В египетском году было, так же как и в нашем, (365) дней, но високосных годов египтяне в древнейшее время не придумали. Поэтому каждые (4) года их календарь ошибался на (1) день. За (120) лет календарь ошибался уже на месяц (например, февраль приходился на март), а через (730) лет ошибка была на полгода, так что летние месяцы приходились на зиму и наоборот. Но уже приблизительно лет за (100- 200) до того, как было написано наше письмо, в Египте были введены, как у нас, високосные года. В это время месяц тиби продолжался с (27) декабря по (25) января.


Просмотр содержимого документа
«памятка»

Памятка.

Правописание гласных после шипящих и Ц.

1.

ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА, ЖИ-ШИ

Исключения: брошюра, жюри, парашют


2.Гласные О-Ё в корне.

1.Показать, что орфограмма в корне.

2.Подобрать однокоренное слово, в котором пишется Е. Если такое слово есть – пишем в исходном слове Ё. Если нет – пишем О.


3.Гласные О-Ё в суффиксе и окончании.

1. В суффиксах существительных В окончаниях

прилагательных

под ударением - О, без ударения – Е


2.В суффиксе ЁР пишется Ё: дирижер, тренажер, ретушер, ухажер, стажер. Исключение: танцор.


3.В глаголах и словах, образованных от глагола, пишется Ё.


Запомнить!!! Ожог (существительное) руки – ожёг (глагол) руку


4.Гласные И-Ы после Ц.

И

Ы

1.В корне слова

Исключения: цыган на цыпочках подошел к цыпленку и цыкнул цыц.

1.В окончаниях существительных и прилагательных

2.В словах на -ЦИЯ

2 В суффиксах существительных и прилагательных







Памятка.

Правописание гласных после шипящих и Ц.

1.

ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА, ЖИ-ШИ

Исключения: брошюра, жюри, парашют


2.Гласные О-Ё в корне.

1.Показать, что орфограмма в корне.

2.Подобрать однокоренное слово, в котором пишется Е. Если такое слово есть – пишем в исходном слове Ё. Если нет – пишем О.


3.Гласные О-Ё в суффиксе и окончании.

1. В суффиксах существительных В окончаниях

прилагательных

под ударением - О, без ударения – Е


2.В суффиксе ЁР пишется Ё: дирижер, тренажер, ретушер, ухажер, стажер. Исключение: танцор.


3.В глаголах и словах, образованных от глагола, пишется Ё.


Запомнить!!! Ожог (существительное) руки – ожёг (глагол) руку


4.Гласные И-Ы после Ц.

И

Ы

1.В корне слова

Исключения: цыган на цыпочках подошел к цыпленку и цыкнул цыц.

1.В окончаниях существительных и прилагательных

2.В словах на -ЦИЯ

2 В суффиксах существительных и прилагательных


Просмотр содержимого документа
«правописание не с разными частями речи»

ПРАВОПИСАНИЕ НЕ СО ВСЕМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ

 

 

 

Раздельно:

1) если есть или подразумевается противопоставление (кольцо не золотое; сок не лимонный)

2) при наличии пояснительных слов далеко, отнюдь, вовсе и слова с ни

(далеко не красивый; ничуть не интересный)

3) с полным причастием при наличии любого зависимого слова, кроме наречия меры и степени

(не закреплённое традицией написание)

4) с кратким причастием

(Закон не принят.)

5) со сравнительной степенью прилагательных и наречий

(Он не выше друга.)

6) с прилагательным, имеющим суффиксы субъективной оценки качества

(не солоноватый; не глазастенький)

7) со словами категории состояния (Не жарко на улице.)

8) с прилагательными в краткой форме, не имеющими соответствующих полных форм (не рад; не горазд; не прав)

9) с местоимениями (кроме неопределённых и относительных) (не я; не ваш; не всякий)

10) с числительными (не семь; не семнадцатый; не семеро)

 

Слитно:

1) если слово без НЕ не употребляется (неряха, недоумевать, негодуя, нехотя)

2) если недо- («ниже нормы», «меньше требуемого») входит в структуру глагола

(Отцу недостаёт времени. )

3) если есть пояснительные слова – наречия меры и степени очень, почти, весьма, крайне, совершенно, абсолютно, вполне, отчасти, в высшей степени и т.п.

(крайне невоспитанный, весьма нерационально)

4) если противопоставление мнимое (невысокий, но крепкий мужичок)

5) если образуется новое (противоположное) понятие, которое можно заменить синонимом или синонимической конструкцией без НЕ (несорванный цветок = такой, который продолжает расти; немытые руки = грязные руки; поступить необдуманно = с отсутствием обдуманности)

6) в сложных производных предлогах несмотря на…, невзирая на…(несмотря на дождь; невзирая на непогоду)

Искл.: не взирая на лица.

Запомни!

С краткими прилагательными НЕ пишется так же, как и с соответствующими полными формами.


Просмотр содержимого документа
«справка причастие»

Причастие.

1.Причастие – особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и имеет свойства не только глагола, но и прилагательного.

2.Вопросы к причастию:

Какой? Какая? Какое? Какие?

Что делающий? Что сделавший?

3.Причастие можно заменить сочетание КОТОРЫЙ + глагол:

Летящий – который летит

Мигающий – который мигает

Нарисованный – который нарисовали

4.Синтаксическая роль: полные причастия – определения, краткие причастия – сказуемые.


Признаки глагола у причастия.

1.Вид – совершенный и несовершенный

Верить (что делать?) – веривший (что делающий?) – несов.вид

Поверить (что сделать?) – поверивший (что сделавший?) – сов.вид

2.Время – настоящее и прошедшее (форм будущего времени нет!)

Летящий – настоящее время

Летевший – прошедшее время

3.Возвратность (есть суффикс СЯ, СЬ) – невозвратность (нет суффикса СЯ, СЬ).

Купать – купающий – невозвратное

Купаться – купающийся – возвратное

4.Переходный (можно подставить кого? что?) – непереходный

Увидеть – увидевший – переходное

Идти – идущий – непереходное


Признаки прилагательного у причастия.

1.Обозначает признак и может отвечать на вопрос КАКОЙ?

2.Полные причастия – определения. Краткие причастия – сказуемые

3.Изменяются по числам, родам и падежам.

4.Имеют полную форму, страдательные причастия прошедшего времени имеют краткую форму.





Причастие.

1.Причастие – особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и имеет свойства не только глагола, но и прилагательного.

2.Вопросы к причастию:

Какой? Какая? Какое? Какие?

Что делающий? Что сделавший?

3.Причастие можно заменить сочетание КОТОРЫЙ + глагол:

Летящий – который летит

Мигающий – который мигает

Нарисованный – который нарисовали

4.Синтаксическая роль: полные причастия – определения, краткие причастия – сказуемые.


Признаки глагола у причастия.

1.Вид – совершенный и несовершенный

Верить (что делать?) – веривший (что делающий?) – несов.вид

Поверить (что сделать?) – поверивший (что сделавший?) – сов.вид

2.Время – настоящее и прошедшее (форм будущего времени нет!)

Летящий – настоящее время

Летевший – прошедшее время

3.Возвратность (есть суффикс СЯ, СЬ) – невозвратность (нет суффикса СЯ, СЬ).

Купать – купающий – невозвратное

Купаться – купающийся – возвратное

4.Переходный (можно подставить кого? что?) – непереходный

Увидеть – увидевший – переходное

Идти – идущий – непереходное


Признаки прилагательного у причастия.

1.Обозначает признак и может отвечать на вопрос КАКОЙ?

2.Полные причастия – определения. Краткие причастия – сказуемые

3.Изменяются по числам, родам и падежам.

4.Имеют полную форму, страдательные причастия прошедшего времени имеют краткую форму.





Суффиксы причастий.


Действительные

Страдательные

Настоящее время

Прошедшее время

Настоящее время

Прошедшее время

-УЩ- ЮЩ-

-АЩ – ЯЩ-

-ВШ –

-Ш -

-ЕМ – ОМ-

-ИМ -

-НН-

-ЕНН-

-Т-































Суффиксы причастий.


Действительные

Страдательные

Настоящее время

Прошедшее время

Настоящее время

Прошедшее время

-УЩ- ЮЩ-

-АЩ – ЯЩ-

-ВШ –

-Ш -

-ЕМ – ОМ-

-ИМ -

-НН-

-ЕНН-

-Т-



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!