СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятки к урокам литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мои обучающиеся используют памятки на уроках литетарурного чтения при выполннии домашнего задания и при его проверке в школе на уроке

Просмотр содержимого документа
«Памятки к урокам литературного чтения»

Памятка "Как выучить стихотворение»

Если  выучить стихотворение к завтрашнему дню.

1.      Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением.

             2.      Тихо прочитай стихотворение вслух. Помни, что ты читаешь для того, чтобы запомнить!
Выясни все непонятные слова и обороты.

            3.      Громко прочитай стихотворение. При чтении попытайся уловить мелодию и ритм стихотворения.

            4.      Прочитай стихотворение третий раз – громко и выразительно.
             5.      Через несколько минут повтори стихотворение  вслух по памяти 2-3 раза, по необходимости заглядывая в текст.
6.      Через 3 часа повтори стихотворение 2-3 раза, не заглядывая в текст.
7.      Перед сном ещё раз повтори стихотворение.

8.      Утром сначала прочитай, а потом расскажи по памяти стихотворение.

 

                       Если стихотворение надо отвечать через 2-3 дня.

    1 день. Прочитай стихотворение про себя. Выясни все непонятные слова и обороты. Второй раз прочитай стихотворение про себя

    2 день. Договорись позаниматься с другом. Пусть он несколько раз прочитает тебе заданное стихотворение на слух. Обрати внимание на интонации, настроение стихотворения.

   3 день. Читай стихотворение и проговаривай его шёпотом. Потом прочитай выразительно и громко. Расскажи стихотворение по памяти. Перед сном повтори стихотворение ещё раз.



















Памятка "Как подготовиться к выразительному чтению текста"

         


    Как подготовиться к выразительному чтению текста.

 

    1. Внимательно прочитай текст. Постарайся представить то, о чём в нём говорится.

   2 .  Перечитай  текст.  Определи  содержание,  мысли,  чувства, настроение  и  переживания  героев,  автора

  3.  Определи  своё  отношение  к  событиям

   (героям,  описаниям картин природы)

   4.  Мысленно  представь  себе  их.

   5.  Реши,  что  будешь  сообщать  при  чтении  слушателям,  что  они  должны понять  (какова  задача  твоего  чтения).

   6. Подчеркни наиболее важные по смыслу слова, то есть слова, на которые падает логическое ударение.

   7. Обозначь паузы.

   8. Продумай, как ты можешь использовать другие средства выразительности устной речи, например: темп речи, громкость голоса.

 

                                         



 П о м о щ н и к и    у с т н о й    р е ч и


 Голос 

 

     Выделение  голосом  важных  по  смыслу  слов     

  Интонация

 

  Повествовательная,  вопросительная, побудительная,  восклицательная


 Темп  речи

 

 Быстрый,  средний,  медленный

 Паузы

 

  В  конце  и  в  середине  предложений  после  знаков  препинания

 

    Жесты

    Поза

    Мимика

    Взгляд

 








ПОДРОБНЫЙ ПЕРЕСКАЗ

1. Не торопясь, не отвлекаясь, внимательно прочитай вслух весь текст.

2. Если в тексте есть незнакомые слова, узнай их значение.

3. Подумай и определи идею, то есть главную мысль текста.

4. Сформулируй идею в нескольких предложениях.

5. Вырази идею в одном предложении.

6. Выдели в тексте ключевые слова (они раскрывают главную мысль произведения).

7. Раздели текст на части, озаглавь их.

8. Прочитай названия частей и проверь, на сколько точно они передают содержание текста (не пропустил ли ты какого-нибудь эпизода).

9. Составь план пересказа.

10. Пользуясь планом, перескажи произведение.

11. В пересказе используй отрывки из разных частей текста (соединяй их с помощью слов «сначала», «потом», «после этого», «в это время», «когда», конце концов», «наконец» и т.д.)  

 

 

  ВЫБОРОЧНЫЙ ПЕРЕСКАЗ

1. Внимательно прочитай текст, выясни значение непонятных слов.

2. Вдумайся в тему выборочного пересказа, определи его границы.

3. Внимательно перечитай текст, выбери то, что относится к теме, сделай необходимые пометы и выписки.

4. Определи основную мысль пересказа.

5. Определи, какой стиль (художественный, научный, публицистический..) и тип речи (описание, повествование, рассуждение) ты будешь использовать.

6. Составь план отобранного текста.

7. Продумай, как связать смысловые части выборочного пересказа. 

 

                                                   СЖАТЫЙ ПЕРЕСКАЗ

1. Прочитай текст, определи его тему и главную мысль, отметь изобразительно-выразительные средства.

2. Выдели в тексте все его части.

3. Определи, какие части можно исключить, объединить. Почему?

4. Составь план сжатого пересказа.

5. В каждой части выдели главное.

6. Отметь то, что можно объединить.

7. Подумай, как связать части между собой.

8. Изложи сжато каждую часть. 

 










Памятка "Как составить план текста"


 

 

 

 

 

Как составить план:
1. Прочитай произведение.
2. Определи идею, то есть главную мысль.
3. Сформулируй идею в нескольких предложениях.
4. Вырази идею в одном предложении.
5. Раздели произведение на части.
6. Озаглавь каждую часть.
7. Прочитай названия частей и проверь, насколько точно они передают содержание текста; не пропустил ли ты какого-нибудь эпизода.


Виды плана
• Вопросный
• Назывной
• Тезисный
• План – опорная схема
• Комбинированный

 

 

 

 

 

Как правильно составить каждый из них? 
Попробуем сделать это на примере рассказа «Капля в море».

Мы как-то раз поймали в море черепаху. Она была большой-пребольшой. Не черепаха, а настоящий домик на косолапых ножках.
Посадили мы эту черепаху на палубу. А она вдруг расплакалась. Утром плачет, вечером плачет и в обед тоже кап-кап…

Укатилось солнышко в море – черепаха плачет. Ей солнышко жалко. Погасли звезды – снова плачет. Жалко ей звездочек.
Нам тоже стало жалко черепаху. Мы отпустили её в синее море. Потом узнали : обманула она нас… Ничего ей не жалко было. Плачут черепахи потому, что живут в море. Вода в море соленая. Лишнюю соль из воды черепахи и выплакивают. ( По Г.Цыферову).

 

 

 

 

 

Вопросный план
План записывают в форме вопросов к тексту. Каждый вопрос – к какой – либо одной смысловой части текста. Вопросы должны быть заданы так, чтобы ответы на них помогали восстановить содержание всего текста.
При составлении вопросного плана лучше использовать вопросительные слова ( «как», «сколько», «когда», «почему» и т.д. ), а не словосочетания с частицей «ли» ( «есть ли», «нашел ли», и т.п. ).
Например:
- Кого поймали в море?
- О чем плакала пойманная черепаха?
- Почему черепаха плакала на самом деле?

 

 

 

 

 

Тезисный план
План записывают в виде тезисов*.

*Тезис – кратко сформулированная идея абзаца или части текста.
Каждый тезис соответствует какой-либо одной смысловой части текста. В таком плане много глаголов.
Например :
- В море поймали черепаху.
- Пойманная черепаха все время плачет.
- Черепаха выплакивает лишнюю соль из организма.

 

 

 

 

 

Назывной план
План записывают в виде тезисов, в которых не используют глаголы.
В назывном плане много существительных и прилагательных.
Например :
- Пойманная черепаха.
- Черепашьи слезы.
- Настоящая причина слёз черепахи.

 

 

 

 

 

План – опорная схема
Данный план состоит из «опор», то есть слов и словосочетаний, предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По «опорам» легко восстановить текст.
Выбор «опор» зависит от особенностей твоей памяти, целей и задач, которые ты ставишь. Опорную схему каждый человек составляет так, чтобы ему было удобно ею воспользоваться.
Например :
- Черепаха
- Слёзы.
- Соль из воды.

 

 

 

 

 

Комбинированный план
Такой план может сочетать в себе разные виды планов.
Например :
- Кого поймали в море ? - Пойманная черепаха все время плачет.
- Настоящая причина слёз черепахи.































План анализа басни


Басня – короткое стихотворное или прозаическое произведение. Главные герои басни чаще всего животные, реже – люди или предметы. В басне принято в иносказательной форме высмеивать пороки людей, недостатки их характера : гордыню, трусость, жадность, глупость, лицемерие.
Басня – это жанр литературы, родившийся в Древней Греции. За время его существования сложились определенные штампы*, например, лиса – хитрость, осел – глупость, вол – работоспособность, медведь – неуклюжесть, заяц – трусость, петух – чванливость, волк – злоба, лев – власть, сила т.д.
1. Прочитай произведение. Подумай, подходит ли оно под определение басни.
2. Есть ли в басне слова, которые прямо выражают ее мораль, то есть главную мысль, идею ?
* Штамп – избитое выражение; устоявшийся образ.
3. Попробуй передать главную мысль ( мораль ) басни своими словами.
4. Подбери пословицы, близкие по смыслу к морали этой басни.
5. Определи, как написана эта басня : прозой или стихами.
6. Какие людские недостатки или пороки высмеиваются в этой басне ?
7. Какие выражения показались тебе наиболее яркими, образными, запоминающимися ?
8. Перечисли основные черты характера главных героев басни.
9. Что тебе показалось в этой басне смешным, а что – поучительным ?
10. Подготовься к выразительному чтению басни. Прочитай басню «по ролям».
11. Какие выражения из этой басни обогатили русский язык, украсили его ?










План анализа рассказа

Рассказ – любое небольшое повествовательное произведение.
1. Прочитай внимательно рассказ.
2. Подумай, отражает ли название рассказа его содержание.
3. Обрати внимание на имя автора. Вспомни, что ты знаешь о нем ? какие еще книги этого писателя ты читал ?
4. Узнай, когда и где рассказ был написан.
5. Подумай, какой из типов изложения событий преобладает в рассказе :
- повествование ( рассказывает );
- описание ( показывает );
- рассуждение ( доказывает ).
6. Кратко перескажи рассказ.
7. Что, по-твоему , явилось кульминацией ( высшей точкой напряжения в развитии действия ) этого рассказа ?
8. Каких героев ты считаешь положительными, а каких – отрицательными и почему ?
9. Что в этом рассказе тебя рассмешило, испугало, обрадовало, а что – показалось грустным, странным ?
10. Какому из героев ты больше всего сопереживал ? Опиши чувства, которые ты испытал вместе с этим героем.
11. О чём нам предлагает задуматься автор ? Сформулируй главную идею этого произведения.
12. Подумай, как может сложиться судьба героев в будущем ?
13. Какие достоинства произведения ты отметил ?










План анализа сказки

Сказка – повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил.
1. Прочитай внимательно сказку. Определи, относится ли она к устному народному творчеству или у неё есть автор.
2. Как ты думаешь, что в этой сказке вымышлено, а что взято из реальной жизни?
3. Что в этой сказке понравилось тебе больше всего ?
4. Назови волшебные предметы из этой сказки, которые являются частью реальной жизни.
5. Подумай, чего на самом деле никогда не может быть в реальной жизни ?
6. Какой момент в сказке ты считаешь самым захватывающим ?
7. Назови положительных и отрицательных героев этой сказки. Перечисли основные черты характера главных героев, вспомни их самые важные, значительные поступки.
8. какому герою сказки ты больше всего сопереживал ? Опиши чувства, которые ты испытал вместе с этим героем.
9. Какие пословицы могли бы передать основную мысль этой сказки ? Одним предложением вырази самостоятельную главную мысль сказки.
10. Какие ещё сказки напомнила тебе эта сказка замыслом, сюжетом и характером главного героя ?

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!