Бабцева Н.В., учитель немецкого языка МОУ УВК «Гармония» г. Донецка, 2021 г.
Памятки для изучающих немецкий язык:
«Учить учиться», « Учись учиться»
- Учить учиться – это значит дать ученику радость умственного труда, радость успеха в учении.
Надо научить детей трудиться, научить думать, наблюдать, понимать, что такое умственный труд, что значит хорошо трудиться – и лишь потом можно ставить оценки за успехи. (К.Д.Ушинский)
- Интерес к учению проявляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями. Без вдохновения учение превращается для детей в тягость.
- Усидчивость - это вдохновение, помноженное на уверенность ребенка в том, что он достигает успеха. В этой радости рождается чувство гордости, чувство собственного достоинства.
- Учение – не механическая передача знаний от учителя к ребенку, а прежде всего человеческие отношения. Отношения ученика к знаниям, к учению зависят от того, как он относится к учителю (Е.С.Березняк)
- Самой главной чертой педагогической культуры должно быть чувствование духовного мира каждого ученика. Несправедливость со стороны учителя. Наказание родителей приводит к тому, что учебный труд становится невыносимым, ожесточает его против учителя, против школы.
- Для того, чтобы у учащегося было стремление к учебе, учитель должен быть душевно чутким. В основе душевной чуткости педагога лежит общая интеллектуальная, нравственная, эстетическая и эмоциональная культура в их органическом единстве, а это единство достигается и образованностью, и чувством того, что на совести педагога судьба каждого ученика.
- Учителю необходимо бережливо пользоваться оценкой как стимулом, побуждающим к труду. Особенно важно это в тех случаях, когда ученику не всё всегда понятно.
-Ученик должен помнить, что умственная деятельность – это труд, требующий больших усилий волевой сосредоточенности, умения заставить себя отказаться от многих удовольствий. Именно в атмосфере труда формируется настойчивость, сила воли (А.С.Макаренко).
1. Памятка для учащихся
Как работать с книгой?
Работайте с заголовком:
Прочитав заголовок, остановитесь!
1. Сформулируйте для себя, о чем идет речь в тексте.
2. Вспомните все, что вы уже знаете на эту тему.
3. Поставьте вопросы, на которые, по вашему мнению, в тексте будут даны ответы, задание требует творческих умственных усилий, размышления,
исследования.
4.Попытайтесь, насколько это возможно, дать на эти вопросы предположительные ответы до чтения текста.
5. После этого приступайте к чтению. Читая, сопоставляйте выдвинутые вами дополнения с реальным содержанием текста.
Работайте с текстом:
Обращайте внимание на то, что непонятно в тексте!
1.Читая, следите, есть ли в тексте непонятные слова и выражения.
2.Если есть, найдите к ним объяснение в словарях, справочниках или обратитесь с вопросами к тем, кто это знает.
3.Непонятным может быть само содержание текста. Подумайте, не связано ли это непонимание с пройденным, но плохо усвоенным материалом. Подумайте, что именно из старого материала мешает пониманию, и повторите его. Подумайте, не станет ли текст понятным, если разобрать конкретные примеры.
Ведите диалог с автором.
1. По ходу всего чтения ставьте вопросы к тексту и выдвигайте свои предложения о дальнейшем его содержании.
2. Проверяйте свои предположения в процессе чтения. Если вы не можете дать предположительные ответы на свои вопросы, ищите эти ответы в тексте. Если не можете найти ответ, помните, что в тексте его может и не быть. В таких случаях пытайтесь найти недостающие сведения в других источниках.
Найдите главное.
1. Читая текст, старайтесь отделить в нем главное от второстепенного. Обдумайте, в какой части текста выражена главная мысль, а что эту главную мысль поясняет или дополняет.
2. По ходу чтения составляйте план (устный или письменный) или конспект текста.
3. Составляйте схемы, ОК, отражающие существенные моменты текста.
Как лучше запомнить.
1. Отбирайте для запоминания ТО, ЧТО ВАЖНО для вас важно.
2. Запоминайте в определенной системе, чтобы в «кладовой памяти» можно было легко и быстро найти нужное.
3. То, что запоминаете, прежде сличите.
4. Не торопитесь. Выясните, сколько времени вам дано для того или иного материала и используйте его рационально для запоминания.
5. Важно точно знать, что нужно запоминать и для какой цели; все выучить, передать своими словами или высказать своё мнение.
6. Лучше запоминается тот материал, который добавил сам. Проявляйте больше самостоятельности в учебе.
7. Не пренебрегайте словарями, энциклопедиями, наполняя «кладовую памяти» фактами, помните, что вы должны быть не «ходячей энциклопедией», а человеком, мыслящим и креативным.
8. Пересказывая текст параграфа, не забывайте приводить даты, имена, названия и обязательно включайте в рассказ выводы.
9. Постарайтесь дополнить свой рассказ тем, что вы узнали из рисунков, документов и тем, что рассказал учитель на уроке.
2. Опиши картинку.
Такое задание ты получил сегодня в первый раз.
В беседах с людьми тебе часто придется рассказывать о каком-либо предмете или человеке. А как это нужно делать? Помогут тебе упражнения «Опиши картинку!»
Что надо знать для этого?
| Если перед тобой |
ПРЕДМЕТ, то скажи ЧТО ЭТО? ЧЕЙ ОН? КАКОЙ ОН? (цвет, качество) | ЧЕЛОВЕК, то скажи: КТО ЭТО? КАК ЕГО ЗОВУТ? КАКОЙ ОН? КТО ОН? и т.д. | | |
Как это можно сделать?
РАССМОТРИ картинку, мысленно отвечая на вопросы.
ВСПОМНИ все слова, которые понадобятся тебе.
ПОДУМАЙ, какие речевые образцы соответствуют пунктам плана.
ПОДБЕРИ для каждого пункта плана соответствующие речевые образцы.
А теперь попробуй описать картинки, закрыв их и план.
…………………………………………………………
Вот что у тебя должно получиться:
Das ist ein Buch. Das ist Peters Buch Das Buch ist interessant usw. | Das ist ein Mann Sein Name ist Peter Schulz Peter Schulz ist nicht alt, er ist jung Peter Schulz ist Lehrer usw, |
И ЕСЛИ
Ты все будешь делать правильно, то:
НАУЧИШЬСЯ описывать предметы или людей ЛОГИЧНО,
РАЗОВЬЕШЬ ЗРИТЕЛЬНУЮ ПАМЯТЬ.
СТАНЕШЬ БОЛЕЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫМ И АКТИВНЫМ
3. Я говорю, я слушаю.
Для того чтобы научиться общаться на иностранном языке, надо не только уметь говорить, но и уметь слушать.
Хороший собеседник всегда поступает так:
Когда говорит сам, то старается это делать так, чтобы собеседнику его речь была полностью понятна, а для этого: - следит за своей речью, за ее грамматической правильностью, четкостью произнесения каждого слова, выразительностью интонации каждой фразы; - следит за своим поведением, чтобы лишним жестом не обидеть собеседника; - выбирает верный тон беседы: спокойный, деловой, уверенный, доброжелательный. | Когда слушает кого-то, то старается понять все, что ему говорят, а для этого: смотрит на собеседника, выражая своим взглядом, выражением лица, позой настоящую заинтересованность в том, что ему говорят; реагирует на речь партнёра выражением лица, недоумевая, соглашаясь, удивляясь. Помнит, что излишняя мимика, «гримасы» могут оттолкнуть, обидеть собеседника: - всегда помнит и о «волшебной силе» улыбки, которая не только расположит собеседника к общению, но сделает и его самого привлекательным. |
Поступай всегда так, и это поможет тебе в беседе с учителем или партнёром на уроке иностранного языка. Но не только здесь. Любому человеку будет приятно с тобой общаться и на родном языке, если он увидит в тебе внимательного, доброжелательного собеседника. 09.09.2021
Fremdsprachenlernen ist nicht leicht, aber macht Spaß.
Viel Erfolg und Glück zu!