СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятка "Правила по русскому языку за 2 класс по программе "Школа 21 века"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правила по русскому языку за 2 класс по программе "Школа 21 века

Просмотр содержимого документа
«Памятка "Правила по русскому языку за 2 класс по программе "Школа 21 века"»

ПЕРЕНОС СЛОВ 

Слова надо переносить с одной строки на другую по слогам. При переносе слова одну букву нельзя оставлять на строке, а также переносить её на другую строку. Буквы й, ь, ъ при переносе не отделяются от буквы, после которой они стоят. 

СЛОВО И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Предложение состоит из слов. В предложении выражается законченная мысль. В конце предложения ставится точка (.), вопросительный (?) или восклицательный (!) знак.

Предложение всегда произносится с какой-то целью.

По цели высказывания (для чего произносятся или пишутся) предложения делятся:

1) на повествовательные (рассказ, повествование);

2) на вопросительные (вопрос);

3) на побудительные (приказ, просьба).

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ И НЕВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Предложения, которые произносятся с особым чувством, называются восклицательными.

Предложения делятся на восклицательные (в конце ставится ! – восклицательный знак) и невосклицательные.

С интонацией  восклицания могут произноситься любые предложения.

ПовествовательныеКакой интересный фильм мы вчера смотрели!

Вопросительные: Сколько ты съел мороженого?!

Побудительные: Немедленно убери со стола!

ОКОНЧАНИЕ

Часть слова, которая изменяется, называется окончанием. Обозначается . Чтобы найти окончание, надо изменить форму слова.

Окончание изменяет форму слова. Только в нужной форме слова составляют предложение.

Нулевое окончание не выражено звуками. Нулевое окончание находим при сравнении форм слова и обозначаем пустым квадратиком (лес ).

НЕИЗМЕНЯЕМЫЕ СЛОВА

В русском языке есть имена существительные, которые не изменяются и не имеют окончания. Они имеют одну форму.

пальто

метро

пони

радио

кенгуру

кино

пианино

шоссе

желе

какао

кафе

эскимо

меню

кофе

такси


КОРЕНЬ СЛОВа 

Слова, имеющие общую часть и близкие по значению, называются родственными(однокоренными). (лес – лесок, дерево – деревянный, луг – луговой, поле - полюшко) Общая часть родственных слов называется корнем.

Корень – это главная часть слова. Корень обозначается  

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

Буква, обозначающая безударный гласный звук – «опасное место». Такое «опасное место» называется орфограммой. Орфограмма требует применения орфографического правила.

Безударные гласные звуки в корнях слов обозначаются той же буквой, которой обозначаются ударные гласные в этих корнях: лесно́й – лес, садо́вый – сад, гора́ – го́ры.

Безударные гласные в корне слова надо проверять.

Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, необходимо изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы проверяемый гласный звук оказался под ударением.

[сады́]

сад  сады

садик  сады

[насы́]

нос  носы

носик  носы


Безударный гласный звук [и] может быть записан буквами и, е, я. Обязательно проверяй выбор буквы, изменяя форму слова или подбирая родственное слово. 

[лʼиса́]

ли́сы лиса

ли́сонька  лиса

[рʼика́]

ре́ки  река

ре́чка  река

[пʼитно́]

пя́тна  пятно

пя́тнышко  пятно

 

Корень содержит общее значение родственных (однокоренных) слов: рука – рукав – рукавица; город – городок – городской.

СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

Если при произношении корень заканчивается на парный по звонкости-глухости согласный звук, например [п, ф, к, т, ш, с,], - это «опасное место» (орфограмма). Обязательно проверь перед записью.

Чтобы проверить, подбери родственное слово или измени слово так, чтобы после согласного оказался гласный звук или согласные звуки [л, м, н, р, й]

са[т] – сады - сад

ко[т] – коты - кот

тру[т] – труды - труд

 

Два стоящих рядом согласных звука – «опасное место» для первого из них. Услышав рядом два глухих согласных, обязательно перед записью сделай проверку первого из них.

Для проверки измени слово или подбери родственное, в котором «опасный» звук окажется перед гласным ([гла[ткʼ]ийʼ] - гладок).

В некоторых однокоренных словах происходит чередование согласных звуков на конце корня (берег – бережок - [г//ж], молоко – молочный - [к//ч], воздух – воздушный - [х//ш], обида – обижать - [д//ж], заяц – зайчонок - [ц//ч], носить – ноша - [с//ш], кормить – кормлю - [м//млʼ], любить – люблю  - [б//блʼ], ловить – ловлю - [в//влʼ], купить – куплю - [п//плʼ]).

НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ

Чаще всего непроизносимый согласный звук оказывается между звуками [с] и [н] (стн); [з] и [н] (здн).

Сочетания звуков [сн] и [зн] в середине слова – «опасное место» (орфограмма). Услышав эти сочетания, обязательно проверь, подобрав родственные слова, не прячется ли между этими звуками звук-невидимка. Но учти, он не всегда там есть:

изве[сн]ый – весть  известный

прекра[сн]ый – прекрасен прекрасный

СУФФИКС

Суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов: лиса – лисёнок; дом – домик. Суффикс имеет значение. Суффикс обозначается ˄.

Суффикс образует новые слова (тигр – тигрица, тигрёнок, тигровый; вода – водичка, водица, водный, водяной).

Суффиксы -ушк-, -юшк-, -к- имеют уменьшительно-ласкательное значение.

Чтобы найти суффикс, надо сначала отметить в слове окончание и корень. Часть слова между окончанием и корнем и будет суффикс:

котёнок - ? котёнка, котёнку. Значит, в слове котёнок нулевое окончание. Кот, котик, котище. Значит, суффикс в слове котёнок - -ёнок- (он находится между корнем кот и нулевым окончанием).

Суффиксы, образующие отчества: -евн- (Сергеевна), -евич- (Сергеевич), -овн- (Петровна), -ович- (Петрович) , -ичн- (Ильинична), -ич- (Ильич).

СУФФИКСЫ – ЁНОК- И –ОНОК-

После мягких согласных, кроме ʼ], пишется суффикс –ёнок-: тигрёнок, телёнок.

После твёрдых согласных и ʼ], пишется суффикс –онок-: волчонок, мышонок.

Учимся применять правило:

Чтобы не ошибаться в написании суффиксов –ёнок- и –онок-, нужно:

1.

Выделить корень

медве[жонок]

корень медведь – медвеж [д//ж]

осʼонок]

корень осёл – осл

2.

Определить, какой согласный звук перед суффиксом.

Перед суффиксом звук [ж]

Перед суффиксом звук ʼ]

3.

Если это твёрдый согласный или шипящие - [ш], [ж], [ч], пишем суффикс –онок-, если нет, пишем суффикс –ёнок-.

Звук [ж] – твёрдый согласный, пишем суффикс –онок- : медвежонок.

Звук ʼ] – мягкий согласный, пишем суффикс –ёнок- : ослёнок.

СУФФИКСЫ – ИК- И –ЕК-

Суффикс –ик- пишется, если при изменении слова гласный звук в нём сохраняется, не выпадает: ключик – (нет) ключика.

Суффикс –ек- пишется, если при изменении слова гласный звук «убегает»: замочек – (нет) замочка.

Учимся применять правило:

Чтобы не ошибаться в написании суффиксов –ик- и –ек-, нужно:

1.

Выделяем корень слова. Если слышим после корня [ик], сразу слово не пишем, ведь суффиксы –ик- и –ек- без ударения звучат одинаково [ик].

стол[ик]

корень стол – после корня слышим [ик]

человеч[ик]

корень человеч – после корня слышим [ик]

2.

Изменяем форму слова, подставляя к нему слова нет, много, проверяем, остался гласный звук или исчез.

Проверяем, изменяя форму слова: нет стол[ик]а.

Проверяем, изменяя форму слова: нет человеч[к]а.

3.

Если гласный звук остался, пишем суффикс –ик-; если гласный звук исчез, пишем суффикс –ек-.

Гласный звук остался, значит, пишем суффикс –ик-: столик.

Гласный звук остался, значит, пишем суффикс –ек-: человечек.

СУФФИКСАЛЬНЫЙ СПОСОБ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

Если слово образовано при помощи суффикса, то способ образования его называется суффиксальным:

ночь + н = ночной; мех + ов = меховой; шуба + к = шубка.

 

СУФФИКСЫ – ИВ- И –ЕВ-; -ЛИВ- И –ЧИВ

Под ударением пишется суффикс –ив-, без ударения - -ев-: краси́вый, игри́вый; волево́й, боево́й.

В суффиксах  -лив-, -чив- всегда пишется буква и, как под ударением, так и без него: пугли́вый, сонли́вый, забо́тливый, дове́рчивый.

ПРИСТАВКА

Приставка – это часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов. Приставка обозначается  ­

«РАБОТА» ПРИСТАВКИ

Приставка образует новые словачитать – прочитать – дочитать – перечитать.

Приставка имеет значение: запел – начал петь; допел – закончил петь.

Чтобы найти приставку, надо подобрать однокоренные слова и отметить часть слова перед корнем, которой они отличаются:

выход - ?ход. У ход, за ход, при ход.

Поэтому приставка в слове выход – вы-.





УЧИМСЯ ПИСАТЬ ПРИСТАВКИ

[а]жить, жить, дожить, прожить

Вывод: безударный гласный в приставке.

В приставке о- всегда пишется с гласной буквой о, пишем ожить.

всегда пишется гласная буква оокрик, поезд, добежать.

Учимся применять правило:

1.      Проверяем, в какой части слова безударный гласный звук – в корне или в приставке. Для этого подбираем родственные слова, меняя, если возможно, приставки.

2.      Если безударный звук оказался в приставке, вспоминаем правило: в приставках до-, о-, об-, от-, по-, под-, про- всегда пишется гласная буква о.

Например:

[да]плыть, плыть, переплыть, уплыть, отплыть

Вывод: безударный гласный в приставке.

В приставке до- всегда пишется о, пишем доплыть.

[па]ляна, полянка, поле, полевой

Вывод: безударный гласный в корне.

Проверочное слово по́ле, пишем поляна. 

СПИСЫВАНИЕ 

Работай так:

1.      Прочитай предложение, пойми и запомни его, обрати внимание на орфограммы.

2.      Повтори предложение так, как будешь его писать.

3.      Пиши, диктуя себе орфографически.

4.      Проверь себя! Перечитай написанное и сверь с печатным текстом.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!