Этапы творческого проекта.
Поиковый (подготовительный) этап творческого проекта:
1. Определи проблему и тему творческого проекта;
2. Определи цели и задачи, сформируй обоснование (мотив) выбора именно этой темы творческой работы;
Историческая справка (дополнительная информация по литературным и другим источникам);
Формулирование требований к проектному изделию;
Разработка нескольких вариантов изделия;
Выбор наилучшего варианта решения;
Технологический этап (планирования и изготовления изделия):
Разработка конструкции и технологии изготовления изделия (составь план для реализации творческого проекта, разработай соответствующую конструкторско-технологическую документацию; установи критерии оценки конечного результата и процесса работы (как будешь оценивать));
Подбор материалов и инструментов (определи возможные материальные затраты в ходе изготовления проекта);
Организация рабочего места(подготовь необходимые качественные материалы, безопасное оборудование и инструменты, свое рабочее место);
Изготовление изделия с соблюдением правил безопасной работы (изучи технологию изготовления задуманного объекта, проведи расчеты, замеры, реши необходимые задачи);
Определи способ представления результатов, т.е. в какой форме будет отчет (текстовое описание результатов, диаграммы, презентация, фотографии изделия или объекта, аудио- или видео-запись наблюдений или этапов создания изделия);
Подсчет затрат на изготовление изделия (дай экономико-экологическое обоснование (экономически выгодно, приносит прибыль, не очень затратно, экологично ли выполнение проекта);
Заключительный (аналитический):
Окончательный контроль готового изделия(дай самооценку своей работе и полученному результату);
Испытание изделия (проведи контроль и испытание изделия);
Анализ того, что получилось, а что нет(сформулируй выводы (выполнил ли того, что ставил в целях и задачах));
Реклама проектного изделия;
Список используемой литературы(источники информации);
Защита работ.
Обоснование творческого проекта
При обосновании выбора своего проекта в разделе Введение творческого проекта необходимо решить, почему именно эту творческую работу нужно в настоящее время выполнить.
Актуальность проекта – это степень его важности в данный момент и в данной ситуации для решения определенной проблемы, задачи или вопроса.
Актуальность темы проекта - это востребованность изучения данной проблемы, практической и творческой реализации ее решения.
Обоснование актуальности творческого проекта - это объяснение необходимости, нужности и полезности выполнения данного творческого проекта.
Простыми словами, если творческий проект в наше время будет не актуален, то зачем и для кого его создавать.
Обоснование выбора творческого проекта повышает значимость проекта и предполагаемых результатов и дает возможность использования и применения на практике разработки данного проекта.
Написание обоснования творческого проекта по технологии (обоснования выбора модели), как и по любому другому предмету, является основным требованием к любой творческой проектной работе..
Примеры обоснования выбора творческого проекта
1. Обоснование выбора проекта "Подсолнухи за окном"
Как часто мы слышим о том, что вещи изготовленные своими руками приносят в наш дом уют и теплоту. Чтобы достичь этого не всегда нужно затрачивать много средств. Нам хочется внести что-то свежее, новое, оригинальное не только в свою комнату, но создать уют и комфорт и в классной комнате, где мы получаем знания и проводим немало времени.
Что можно выбрать для оформления и создания уюта в классной комнате, конечно, настенное панно. Это может быть картина: букет роз, подсолнухи за окном, незабудки, летний букет. Какой картине отдать предпочтение. Работу необходимо будет оформить в рамку и повесить в классной комнате. После долгих раздумий мы решили выполнить картину «Подсолнухи за окном». Она красива, оригинальна, объемна, придаст своеобразный колорит кабинету, в котором мы проводим как занятия, так и классные часы.
Это лучшее решение. И так, мы решили выполнить работу коллективно, выбрали картину «Подсолнухи за окном».
2. Обоснование выбора проекта «Дыхание цветов»
Я живу в удивительной стране, которая богата не только историческими событиями, но и природными ресурсами. Разнообразие и великолепие растительного мира удивляет не только русских поэтов и художников, но и зарубежных. Я с интересом отношусь к растениям, яркие краски цветов привлекают мое внимание. Я любуюсь их пестротой и весной, и летом, и в холодный осенний день. Вот почему я решила соединить их всех вместе, избрав метод аппликации. Выбранные растения объединяют разнообразные краски, от них веет теплом, светом, радостью. В холодный зимний день композиция из цветов напомнит мне о теплых, ясных днях.
3. Обоснование выбора проекта «Ваза-трансформер "Лебедь"»
Вазу - трансформер можно использовать непосредственно, как вазу под фрукты, а также, как разделочную доску и подставку под горячее. Так же можно использовать, как элемент декора. Фруктовница очень компактна, в случае необходимости ее всегда можно легко сложить. В сложенном состоянии она практически не занимает места и в любой момент может быть снова приведена в "боевую готовность".
В нашем небольшом городе, нет возможности приобрести такую вазу в магазине, поэтому создание такой вазы, будет хорошим решением для приобретения её в подарок.
Основными критериями, на которые, я, опирался, являются:
• Прочность
• Эстетичность
• Практичность в использовании
• Технологичность
• Невысокая трудоёмкость
• Оригинальность форм
• Доступность материала
• Возможность массового производства
В классе я провел опрос.
Какая модель фруктовницы самая оригинальная, эстетичная?
«Лебедь» 40%
«Яблоко» 33%
«Тигр» 37%
Большинство голосов получила модель «Лебедь» и выпиливать свою первую вазу я решил начать с нее.
Цель творческого проекта и работы
Четкая и грамотная формулировка цели творческого проекта очень важна.
Цель творческого проекта – это модель желаемого конечного практического результата (продукта), который должен быть достигнут учащимся в итоге проведения творческой работы по технологии или любому другому школьному предмету.
Цель творческой работы описывается учащимся во Введении творческого проекта простыми словами и одним-двумя предложениями!
Простая схема составления цели творческой работы:
1. Выберите одно из слов типа: изготовить, разработать, создать, усовершенствовать, выполнить, научиться выполнять, сшить, нарисовать, вышить, освоить ремесло и др.
2. Добавьте название изделия
3. Добавьте одну из фраз типа:
- в какой технике будет выполнено, из чего? (например, "изготовление в технике ручной вышивки", "из дерева")
- каково применение изделия? (например, "для украшения интерьера")
- для кого будет предназначено? (например, "для мамы")
- из чего изделие? (например, "из полимерной глины")
- полезность изделия? (например, "которое поможет в борьбе с насекомыми")
- чему или кому посвящено изделие? (например, "посвященое Дню Победы")
Примеры полученных формулировок цели творческого проекта:
Изготовить украшение в технике бисероплетение.
Изготовить панно из ...
Изготовить жилет и аксессуары к нему
Изготовить вазу – трансформер, компактную и многофункциональную. Закрепить и усовершенствовать навыки плетения.
Изготовить новогодние костюмы для младших сестры и брата.
Изготовить декоративные диванные подушки.
Изготовить украшение из полимерной глины.
Изготовить постельное бельё, халат, пижаму и маску для глаз.
Изготовить панно «Летний мотив» в технике ручной вышивки по бабушкиным образцам.
Изготовить в этот раз,
Чтобы радовался глаз,
Надо сумку, шарф, пальто,
Чтоб не смог вот так никто!
Разработать способы утилизации отходов пластиковых изделий, предметы для украшения интерьера помещений и дизайна садовых участков из пластиковых бутылок.
Разработать и изготовить подставку для карандашей, ручек и бумаги из отходов производства.
Разработать и изготовить вешалку, для украшения кухонного интерьера и использования хозяйкой в качестве подвеса для прихваток, полотенец и других предметов бытовой утвари.
Разработать и изготовить детский развивающий коврик, для детей в возрасте до 3 лет.
Разработка и создание текстового редактора Блокнот и браузера в среде программирования Borland Delphi.
Создать декоративное панно посвященное годовщине победы русского народа в годы Великой Отечественной войны.
Создать развивающий коврик для детей, который поможет детям развивать мелкую моторику, сенсорику, координацию и тактильные ощущения.
Выполнить из биссера композицию полевых цветов.
Научиться выполнять композиции в технике «Оригами»
Сшить мягкую игрушку Дракон – символ 2012 года, изготовить Новогоднюю ёлку.
Освоить самому ремесло выпиливания из фанеры и с другими его секретами поделиться.
Освоить технику плетения бисером при изготовлении ожерелья
Задачи творческого проекта
От формулировки цели проекта перейдем к указанию конкретных задач, которые предстоит решать в соответствии с ней.
Задачи творческого проекта - это все последовательные этапы организации и изготовления изделия с начало до конца.
Задачи творческого проекта описываются учащимся во Введении творческого проекта после цели.
Для того, чтобы определить задачи творческого проекта, нужно последовательно отвечать себе на вопрос: «Что нужно сделать, чтобы достичь цели проекта?»
Обычно задачи творческой работы перечисляются (научиться..., разработать..., усовершенствовать..., ознакомиться..., освоить..., определить..., выбрать..., подобрать..., провести..., изучить..., развить..., соблюдать..., проанализировать..., закрепить... и т.п.).
Примеры задач творческого проекта
(замените слово "Изделие" на название Вашего изделия, слово "Материалы" - на название Ваших материалов)
Изучить историю возникновения такого рода изделий
Изучить изделие на возможность его утилизации
Изучить положительное или отрицательное воздействие на организм человека изделия
Изучить технологию изготовления
Изучить технологию моделирования
Изучить технологию расчета изделия (вязаного изделия)
Изучить историю технологии изготовления
Изучить литературу по изделию, технологии изготовления и т.п.
Ознакомиться с основным приемом изготовления изделия, деталий изделия
Ознакомиться с современными технологиями изготовления изделия
Ознакомиться с историей создания такого рода изделий
Разработать план изготовления изделия
Разработать форму изделия
Разработать дизайн изделия (диванных подушек)
Разработать конкурсы и развлечения
Разработать технологическую карту изготовления изделия (детского развивающего коврика)
Выбрать оригинальную технику изготовления изделия
Выбрать необходимый материал для изготовления изделия (ткань, нитки, кружева)
Выбрать экологически чистый материал для изготовления изделия
Подобрать недорогой, экологически чистый и легкий в обработке материал
Подобрать дизайн
Подобрать цветовую гамму (тканей, красок, и т.п.)
Научиться оценивать свои способности
Научиться самостоятельно решать технологические задачи, логически мыслить, выбирать необходимые материалы и применять нужные инструменты
Научиться выполнять любые технологические операции
Научиться соблюдать технику безопасности
Научиться использовать в работе чертежи и таблицы
Научиться находить верные решения и оптимальные варианты
Научиться правильно работать с материалами (полимерной глиной, фурнитурой)
Научиться обрабатывать материалы (сложную ткань, древесину)
Научиться выполнять сложные приёмы (приемы шитья, пайки)
Научиться изготавливать (вышивать) в технике (декоративного шва)
Освоить технику изготовления (резьбы, вышивки, приготовления, вязания, рисования)
Освоить технологию изготовления (выпиливания лобзиком)
Освоить приёмы изготовления изделия в этой технике
Усовершенствовать свои умения и навыки в изготовлении (в рукоделии, шитье, резьбе)
Усовершенствовать навыки и умения в процессе выполнения (столярных, швейных, кулинарных) технологических операций
Определить цветовую гамму, возможности комбинирования
Определить пути утилизации отходов
Произвести экономический расчёт
Провести анализ изделия
Провести анкетирование среди своих сверстников
Соблюдать аккуратность в работе
Соблюдать правила техники безопасности
Соблюдать санитарно-гигиенические требования
Развить художественные и творческие способности
Развить познавательный интерес, трудолюбие
Провести работу по изучению подобных изделий
Провести теоретический обзор литературы по изготовлению изделия
Проанализировать рисунки и выбрать лучший вариант для выполнения
Проанализировать, какие аналогичные изделия уже разработаны и имеются в продаже
Составить банк идей по созданию изделия
Затратить минимум денежных средств на изготовление изделия
Подобрать необходимые материалы и инструменты
Выполнить работу аккуратно и качественно
Закрепить навыки обработки материала (древесины, ткани)
Закрепить знания и умения в технике (вязания) в выполнении изделия
Возобновить схему изделия или технологии изготовления с помощью компьютерной программы Excel
Отработать навыки изготовления (шитья на швейной машине)
Раскроить изделие
Сшить изделия