СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятка о культуре поведения в общественных местах

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

памятка о культуре поведения в общественных местах для обучающихся 4 классов, может быть использована для 4 классов

Просмотр содержимого документа
«Памятка о культуре поведения в общественных местах»

БЕСЕДА – ДИОЛОГ НА ТЕМУ:“Культура поведения в общественных местах”

Цель: развивать этические нормы поведения в обществе; воспитывать культуру речи; уважение к личности.

Задачи: углубить знания детей о вежливости; учить употреблять различные словесные формы вежливости; прививать детям этические нормы поведения.

Оборудование: карточки с речевыми ситуациями, тематические иллюстрации.

Ход беседы

1.Вводная беседа

Правила поведения в общественных местах

Общественные места. Сегодня редко можно наблюдать картину, когда, стоя возле открытой двери, двое уговаривают друг друга: «Пожалуйста, проходите» — «Нет, пожалуйста, проходите вы». Обычно, когда нас пропускают вперед, мы проходим без излишних церемоний. И, в принципе, это правильно. Традиционно мужчина пропускает вперед женщину; младший уступает дорогу старшему; подчиненный начальнику. Из двух людей равного возраста, занимающих одинаковое положение, первым проходит тот, кто ближе к двери.

Если вы привели в дом гостя. Первой входит хозяйка, за нею гость. Если хозяин мужчина — первым входит гость. Ну а если он не знает дороги или за дверью темно? В таком случае хозяин входит первым, говоря: «Позвольте, я вас проведу» или: «Пожалуйста, за мной». Точно также следует поступить, если гость — женщина.

Лестница. Раньше было принято, чтобы мужчина, поднимаясь по лестнице с женщиной, непременно шел впереди нее. В настоящее время определился несколько иной порядок: целесообразно и потому оправданно, чтобы мужчина стремился опередить даму только в тех случаях, когда лестница темная, крутая или шаткая. Если обстоятельства складываются иначе, впереди идет женщина. При спуске первым идет мужчина, за ним женщина. Если кто-то учтиво уступает вам дорогу, проходя мимо, либо слегка поклонитесь, либо скажите: «Благодарю вас». Если вы на узкой лестнице и навстречу идет пожилой человек, начальник или дама, нужно приостановиться и сделать небольшой шаг в сторону, пропуская идущего.

Когда на лестнице сталкиваются мужчина и женщина, идущие в разных направлениях, женщина не обязана отходить от перил, даже если это противоречит правилу «правостороннего движения», стороны лестницы с перилами — привилегия слабого пола, пожилых и детей.

Лифты, эскалаторы. Лифт — это такая же «общественная территория», как улица или лестница, здесь можно не снимать головной убор. В лифте, как и в любом другом месте, здороваемся с теми, кого приветствуем всегда. В переполненном общественном лифте мужчина не снимает шляпу, если даже он сопровождает женщину. В лифте жилого здания или гостиницы жилого типа он, пожалуй, снимет шляпу, когда войдет женщина, если руки у него не заняты свертками.

В автоматических лифтах женщина, если она едет без сопровождающего, сама нажимает нужную кнопку. Находящийся в лифте мужчина, если он стоит близко к панели, спрашивает остальных (прежде всего женщин), какой этаж им нужен, и нажимает кнопки. В полных лифтах воспитанные люди отступают в сторону или на время выходят, чтобы дать возможность выйти стоящим сзади.

Магазин. В дверях магазина или учреждения прежде пропустите выходящих, а уж затем входим сами, таким образом, вы не станете причиной образования «пробки» внутри помещения. В больших магазинах или других учреждениях массового сервиса мужчина может не снимать головной убор. Однако там, где клиент обслуживается индивидуально полезно не забывать во время снять шляпу и поздороваться с тем, кто будет вами заниматься. Делая покупку в магазине, нелишне помнить о том, чтобы не утомлять продавца мелкими капризами или затянувшейся нерешительностью.

Подходя к кассе, нужно иметь наготове приблизительную сумму денег, необходимых для покупки, а не искать их в кошельке или карманах в последний момент.

Кафе и рестораны. В ресторан мужчина входит первый. Тому есть несколько причин. Во-первых, так он оберегает свою спутницу от неожиданных столкновений и предупреждает ее о ступеньках или пороге, не забывая при этом придержать дверь и подать даме руку. Во-вторых, по этому признаку метрдотель вправе сделать вывод о том, кто является инициатором прихода в ресторан, т. е. будет делать заказ и оплачивать счет.

В гардеробе мужчина раздевается, а затем помогает раздеться даме. Выбрав столик, мужчина, слегка выдвинув стул, помогает даме сесть. Если дама приходит без спутника, эта галантная обязанность возлагается на обслуживающий персонал. Никогда не вступайте в пререкания с официантом. Предложение покинуть ресторан должно исходить от инициатора встречи. Правила этикета не позволяют официанту приносить вам счет до тех пор, пока вы его об этом не попросите. Но ни в коем случае не требуйте счет в момент, когда ваши гости или дама еще едят — это невежливо по отношению к ним. Деньги, кредитную или бонусную карточку нужно положить в папку или на поднос вместе со счетом и оставить на краю стола. Традицией ресторанов практически во всем мире являются чаевые. Минимальный размер чаевых составляет 10 % от счета.

        

Транспорт. Прежде чем войти в транспорт, дайте возможность выйти из него. Стойте при этом так, чтобы не мешать выходящим пассажирам. При поездке в общественном транспорте с дамой мужчина входит после нее, но выходит первым и подает своей спутнице руку. За проезд обычно каждый платит сам, но мужчина по своей инициативе может оплатить проезд своей хорошей знакомой. Приличия обязывают его уступить место уставшей матери с маленьким или грудным ребенком, беременной женщине, старику или инвалиду, женщине с тяжелой сумкой или знакомой. По отношению к молодым, здоровым посторонним женщинам такой жест — добровольная вежливость. Женщина, которой уступили место, должна тотчас за это поблагодарить. Молоденькая девушка может уступить место пожилому родственнику. Не следует громко разговаривать в транспорте, смеяться, включать музыку. Совершенно недопустимо находиться в транспорте с мороженым или открытой бутылкой. Нельзя стоять в дверях, мешая входу и выходу других пассажиров. Если вы не можете сами передать деньги за проезд или прокомпостировать билет, попросите это сделать других. Неприлично через плечо заглядывать в книгу, газету или журнал, читаемый другим пассажиром. Неприлично пристально разглядывать своих попутчиков. В транспорте нужно стараться не наступать людям на ноги, не опираться на человека, стоящего рядом, не подталкивать его в спину. Если один из пассажиров случайно задел другого, надо извиниться. При выходе из транспорта мужчина должен выйти первым, а затем помочь своей спутнице.

Беседа. К юношам или девушкам после 18 лет следует обращаться на «вы». Важно также управлять своим голосом, потому как он вполне может выдать ваше самочувствие, настроение, мысли, которые вам хотелось бы скрыть



Культура общения людей основана на соблюдении определенных правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении тысячелетний. Со времен средневековья эти правила называют этикетом.

Однако само знание правил этикета недостаточно для того, чтобы считаться культурным человеком.

Петр I считал, что воспитанного человека украшают три добродетели: «Приветливость, смиренность и учтивость».

Жизнь в обществе требует, чтобы все люди соблюдали правила общения, обязанные ля всех: для взрослых, для мальчиков и девочек, для спокойных и шаловливых.

Василий Александрович Сухомлинский писал: «Вы живете среди людей, каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражается на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется и тем, что можно»

2.Речевые ситуации.

1) Предлагаю Вам поиграть и выяснить, всели присутствующие знакомы с правилами культуры общения(воспитатель предлагает одному ребенку назвать три любых буквы, после чего ребенок, фамилия которого начинается на прозвучавшую букву, встает со своего места для выполнения задания).

а) Как обратиться к пожилому киоскеру и узнать, поступил ли свежий номер журнала «Ранетки»;

б) школьный буфет:

спросите, есть ли в продаже пирожки с повидлом;

в) обратитесь к прохожему и узнайте, как удобнее доехать до центра города.

2). Обсуждение выполненного задания

3. «Три обязательных правила для всех»

Для того чтобы мы с вами могли себя вести в обществе правильно не вызываю к себе определенного негатива необходимо запомнить и выполнять в своей повседневной жизни три правила:

  1. Правила точности - воспитанный человек должен быть точным. Точность нужна во всем в работе, в учебе, в приходе к сроку в школу;

  2. Правило деликатности – нужно уметь принять помощь, совет - не думать, что ты лучше всех и все умеешь делать сам;

  3. Правило вежливости – вежливо обращаться, правильно вести себя в чужом доме, быть гостеприимным, и тактичным.

Надо уметь жить среди людей, вежливо деликатно вести себя, уважать, щадить и беречь друг друга.

4. Игра «Дай правильный ответ»

1) В каком варианте ответа перечисленной ситуации соответствуют правилам поведения в транспорте?

а) затруднять проход пассажиров к выходу, громко разговаривать, растолкать пассажиров и занять место;

б) грубо требовать освободить место, поздороваться со всеми пассажирами купе за руку, повернуться спиной к тому, кому уступается место;

в) поздороваться при входе в вагон с проводником, помочь внести или вынести багаж пожилому человеку, подготовится к выходу заранее.

2) В каком ряду перечислены пассажиры, которым в общественном транспорте принято уступать место?

а) студенту, школьнику, мужчине;

б) женщине, пожилому человеку, инвалиду;

в) мужчине с чемоданом, подростку с велосипедом, девушке с пакетом.

3) Входя в автобус, Кирилл громко со всеми поздоровался. Саша прошел в салон, кивнул головой и улыбнувшись кому-то из пассажиров. А Максим включился в разговор двух беседующих между собой женщин. Чьё поведение в общественном транспорте соответствует правилам?

а) Максим;

б) Саша;

в) Кирилл.

4) Что неприлично делать, уступая место в общественном транспорте?

а) встать и с улыбкой сказать: «Пожалуйста садитесь!»;

б) пригласить пожилого человека к освободившемуся креслу;

в) молча встать и повернуться спиной к тому, кому уступаешь.

5.Подведения итогов

2)Какова цель нашей беседы?

Со всеми заданиями вы справились и без ошибочно ответили на все вопросы, поэтом я считаю, что вы владеете и используете в своей повседневной жизни, правила поведения в общественных местах.






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!