Как же привить интерес к чтению?
Роль чтения в жизни человека велика. Хорошо читающий ученик быстрее развивается, быстрее овладевает навыками грамотного письма. Более успешным в учёбе и, как следствие, в будущей карьере (и в жизни), может быть только любознательный и читающий человек.
Основное условие возникновения интереса к чтению у детей – в доме должны быть книги, должны быть читающими родители, т.е. подавать пример, и нужно обязательно читать больше вслух ребёнку.
Но на практике не всегда этого достаточно и не является гарантией того, что ребёнок будет любить читать. У вас могут ломиться книжные полки, но он не проявляет к книгам никакого интереса. На то, что сами вы не расстаётесь с книжкой, не обращает внимание. А когда вы читаете вслух для маленького слушателя, он ёрзает, пытается ускользнуть поскорее к заветным «стрелялкам» и, в конце концов, всё равно не дослушивает.
Что же попробовать здесь изменить?
Во-первых, постараться выбирать книги на темы, которые интересны вашему ребёнку, а не то, что казалось интересным вам в детстве, или то, что принято читать детям и считается подходящим – русские сказки, стихи признанных детских писателей, знакомые вам с раннего детства, истории, которые кажутся вам поучительными и полезными, а ребёнка не интересуют совсем и т.д.
Кроме этого, имеет значение – как читать вслух.
Не стоит быть слишком настойчивым и соблюдать все правила чтения. Ничего не делайте по принуждению! Не хочет слушать до конца – не нужно заставлять. Если ребёнка заинтересует то, что вы читаете, он обязательно вернётся и попросит прочитать окончание, даже если в данный момент у него нет терпения сидеть и слушать или есть дела поважнее.
Не обязательно сразу читать всё подряд и в правильном порядке. Если ребёнку хочется «перепрыгнуть», посмотреть, что там дальше, или, может, вернуться к прочитанному ещё раз, рассмотреть картинки, дайте ему это сделать! Пусть он получит от книги все удовольствия, какие ему хочется, и не останется ощущений, что книга – это когда всё скучно и правильно.
Есть ещё один момент, который может оттолкнуть ребёнка от чтения вслух, – если его каждый раз после окончания книги подробно «допрашивают» о том, что там происходило, с деталями, просят описать, задают много вопросов. Не для всех детей это просто, иногда не хочется этого делать. Чтение превращается из удовольствия в урок.
Дайте им возможность «переварить» услышанное, как-то разобраться для себя, получить впечатления от чтения, совсем не обязательно это тут же оформлять в слова.
Говоря о чтении вслух, нужно ещё упомянуть об аудиокнигах, которые в наше время очень популярны. Существуют аудиокниги для детей, аудио сказки (как когда-то существовали грампластинки со сказками для детей, только репертуар, доступный сейчас, гораздо шире), которые многие дети слушают с большим интересом. Если у вас недостаточно времени для долгого чтения вслух, или, на ваш взгляд, не хватает артистизма, то это хороший способ приучить ребёнка слушать книги. Можно также завести традицию рисовать «иллюстрации» к услышанной истории.
Главное – выбирать те книги, которые интересны нашему слушателю.
Как пробудить интерес к книге и чтению?
Чтобы заинтересовать ребёнка чтением, можно использовать некоторые «хитрости».
Например, если ваш ребёнок интересуется исключительно мультфильмами и книги мало привлекают его, можно попробовать начать чтение с книг о любимых мультипликационных героях – Винни Пухе, или Карлсоне. Постепенно после этого можно попробовать заинтересовать и другими историями.
Одним из известных приёмов является прекращение чтения на самом интересном и интригующем месте. Это хороший стимул взять книгу и попробовать дочитать самостоятельно.
Среди способов разнообразить процесс чтения более активными занятиями стоит назвать также рисование героев истории.
Говоря о «врагах» чтения, т.е. тех объектах, которые больше всего конкурируют с книгами и заменяют их, нельзя не упомянуть о телевизоре и компьютере.
Нынешние дети к ним «прочно» привязаны – появилось множество мультипликационных сериалов, игр, которые заполняют значительную часть времени в жизни ребёнка. Не так просто взять и выключить телевизор, компьютер, заставляя насильно читать. Скорее всего, результатом будут испорченные отношения с ребёнком и отвращение к чтению. Можно попробовать воспользоваться компромиссным вариантом.
Без мультфильмов современному ребёнку трудно обойтись и нет смысла его совсем ограждать от них. Вы можете выбрать фильмы, которые интересны, красочны, несут смысловую нагрузку и т.д., словом, качественный продукт, против просмотра которого вы не возражаете. Их можно смотреть на диске или по компьютеру, к тому же есть сайты, демонстрирующие мультфильмы онлайн.
Таким образом, можно отвести время в течение дня и для мультфильма, и для чтения, и для других нужных и полезных занятий.
Кода-то росло поколение детей, для которых любая завалявшаяся дома или принесённая кем-то книга была самым ценным сокровищем – это было самое главное развлечение, других способов перенестись в иную действительность не предлагалось, только собственное воображение. Не считая, конечно же, кинофильмов, показ которых был целым событием.
Стало не таким актуальным и обязательным чтение книг – многое можно было посмотреть по телевизору, воспользоваться чужим воображением, хотя разнообразие было не так велико, как сейчас. Поэтому всё же читали – ценность книги была всё ещё очевидна.
Нынешним детям предлагается такое количество альтернатив окружающей их действительности, столько способов и возможностей воспользоваться чужим воображением, не напрягая своего и не развивая его, что книгам невероятно трудно и часто уже невозможно выдержать конкуренцию со всеми новшествами. От этого их ценность не уменьшилась, просто нужно найти способ убедить в этом детей, продемонстрировать, «открыть» радость чтения, удовольствия от него и работы собственного, а не чужого воображения.
Если смотреть в будущее, то ценится высоко именно умение творить, способность создавать что-то новое и мыслить креативно, пользоваться собственным воображением, а не плодами чужого. Чтение – одно из основных способов развивать эту способность.