В раннем возрасте агрессивный ребенок не злой и не плохой. Он просто оказался в условиях, которые хочет изменить. Ваша задача – не усугублять дискомфорт дошкольника. Возможно, от жесткого запрета он сиюминутно и стихнет, но скоро снова повторит агрессию. Нужно спокойно и твердо назвать ребенку правила поведения и показать, что у ребенка есть выбор, чем заняться. Избегайте ответной агрессии, так как она только усугубит поведение ребенка.
Обратите внимание, в каких ситуациях ребенок проявляет агрессию, и что общего во всех этих случаях. Так вы поймете, что провоцирует агрессию: усталость, скука, обида, одиночество, шум и т.д.
Проверьте, хватает ли ребенку во время игры с другими детьми пространства и игрушек, не покушается ли кто-то на его имущество.
Если ребенок проявлял агрессию по отношению к другому дошкольнику, сразу же среагируйте по принципу «правило, а не разборка». Твердо назовите правило, например, «У нас нельзя драться». После этого предложите ребенку любое занятие.
Помните, что ребенок может запомнить столько запретов, сколько ему лет. Не множьте запреты, выбирайте главнейшие правила, спокойно повторяйте их, если кто-то нарушает.
Находитесь рядом, но без необходимости не вмешивайтесь: не комментируйте, не указывайте, не принуждайте делиться игрушками или подвинуться, сделать что-то для удобства другого ребенка.
Когда у ребенка нарастает агрессия, вовлеките его в предметно-манипулятивную игру. Например, дайте посыпать песком как дождиком, проткнуть палочкой дырку в снегу, поставить кубики друг на друга.