Просмотр содержимого документа
«памятка "Как поддержать тревожного ученика"»
Рекомендации учителям и родителям
Учителям:
В качестве подготовки тревожных детей можно рекомендовать проведение открытых уроков с приглашением незнакомых людей, а также рекомендовать детям придерживаться определенного стиля поведения.
Родителям необходимо объяснить особенности детей, вести просвещение родителей для создания адекватной оценки выпускного экзамена. Большое значение имеет благоприятный климат в семье: эмоционально ровный настрой родителей, наличие достаточного количества поддержки.
Памятка
«Как поддержать тревожного ученика»
Тревожные дети
Психологическая характеристика
Тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности (А.Н. Прихожан).
Тревожность различают как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности. Для тревожных детей учебный процесс сопряжен с определенным эмоциональным напряжением. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний.
Как распознать тревожного ребенка?
Постоянно крутит что-то в руках , теребит одежду, волосы;
Потирает руки, крутит пальцы;
Сосет палец, ручку, волосы, грызет ногти;
Напряжен, скован, не расслабляется;
Повышенная суетливость;
Теряется от обращения к нему;
Сбивчивая, неровная речь;
Постоянно исправляет ответ, работу;
Напряженно следит за реакцией взрослого;
Легко краснеет, бледнеет;
В значимых ситуациях сильно потеет;
Вздрагивает при неожиданных звуках;
Задает множество уточняющих вопросов;
Основные трудности
Ситуация экзамена вызывает повышение тревоги, что может приводить к дезорганизации деятельности, росту утомляемости, снижению работоспособности.
Факторы, способствующие возникновению данных трудностей:
Ситуационные факторы;
Индивидуальные особенности ребенка;
Эмоциональная обстановка в семье;
Эмоциональная обстановка в классе.
Стратегии поддержки
Важно создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе. Нельзя нагнетать обстановку.
Задача взрослого – создание ситуации успеха, поощрение, поддержка.
Необходимо научить ребенка приемам саморегуляции, релаксации, аутотренинга (пример упражнений: «Лимон», «Кошечки», «Черепаха», «Высокий забор» и т.п.).
Во время проведения пробного экзамена.
Важно обеспечить тревожным детям ощущение эмоциональной поддержки.
Если ребенок обращается за помощью: «Посмотрите, я правильно делаю?», лучше всего, не вникая в содержание написанного, убедительно сказать: «Нет сомнения, что ты все делаешь правильно, и у тебя все получится».