СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятка для родителей (законных представителей) учащихся о комплексном учебном курсе «Основы религиозных культур и светской этики»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Преподавание направлено на воспитание учащихся, формирование, прежде всего, их мировоззрения и нравственной культуры с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи школьника. В связи с этим выбор для изучения школьником основ определённой религиозной культуры или мировых религиозных культур, или основ светской этики согласно законодательству Российской Федерации осуществляется исключительно родителями (законными представителями) несовершеннолетнего учащегося.

Просмотр содержимого документа
«Памятка для родителей (законных представителей) учащихся о комплексном учебном курсе «Основы религиозных культур и светской этики»»

Информация

о преподавании в 4-х классах образовательных организаций предметной области «Основы религиозных культур и светской этики»

Уважаемые родители!

В 4-х классах образовательных организаций Российской Федерации осуществляется преподавание предметной области «Основы религиозных культур и светской этики», включающей шесть учебных курсов (модулей) по выбору семьи, родителей (законных представителей) школьника:

«Основы православной культуры»;

«Основы исламской культуры»;

«Основы буддийской культуры»;

«Основы иудейской культуры»;

«Основы мировых религиозных культур»;

«Основы светской этики».

Преподавание направлено на воспитание учащихся, формирование, прежде всего, их мировоззрения и нравственной культуры с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи школьника. В связи с этим выбор для изучения школьником основ определённой религиозной культуры или мировых религиозных культур, или основ светской этики согласно законодательству Российской Федерации осуществляется исключительно родителями (законными представителями) несовершеннолетнего учащегося.

При этом вы можете посоветоваться с ребёнком и учесть его личное мнение.

Преподавать все учебные курсы (модули), в том числе по основам религиозных культур, будут школьные учителя, получившие соответствующую подготовку.

Для осуществления выбора необходимо личное присутствие (возможно одного из родителей) на мероприятии, посвященном выбору учебного курса (модуля) и личное заполнение заявления, которым будет письменно зафиксирован ваш выбор.

На мероприятии, посвященном выбору учебного курса (модуля), вам будет представлено содержание каждого из указанных учебных курсов (модулей), вы сможете получить ответы на вопросы от представителей администрации школы, педагогов.

Присутствие на мероприятии, по крайней мере, одного из родителей и заполнение личного заявления о выборе – обязательно.

Отказ от изучения любого из шести учебных курсов (модулей) не допускается.



















Приложение 1

«Основы религиозных культур и светской этики»

Преподавание учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классах организуется на основании нормативных документов:

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84р «Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»;

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.02.2012 г. № 1060 (Зарегистрирован Минюстом России 11.02.2013 г. № 26993) «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373».


Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» включен в обязательную часть учебного плана Адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья начального общего образования.

Учреждением определено количество часов на реализации предмета в 4 классе (в соответствии со статьей 28 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») – 17 часов.

В рамках учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» с 4 класса по выбору родителей (законных представителей) обучающихся изучается один из модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». В нашей школе на 2019-2020 учебный год учащимися, родителями (законными представителями) выбран модуль - «Основы светской этики».

Выбор осуществлен в рамках родительского собрания. Результаты выбора зафиксированы в соответствующем протоколе и подтвержден письменными заявлениями родителей (законными представителями) о выборе определенного модуля для обучения своего ребенка.

Дидактическое обеспечение учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» определяется федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию и представленные в Учреждении в полном объеме.

Особенности изучения курса «ОРКСЭ»

Основы религиозных культур и светской этики, сокращённо ОРКСЭ-учебный предмет, включённый Минобрнауки России в школьную программу в качестве федерального компонента. Предмет включает шесть модулей, из которых ученики или их родители (законные представители) выбирают один для изучения.

Список модулей:

  • «Основы православной культуры»

  • «Основы исламской культуры»

  • «Основы буддийской культуры»

  • «Основы иудейской культуры»

  • «Основы мировых религиозных культур»

  • «Основы светской этики»

Изучая курс, обучающийся, в соответствии с выбранным модулем получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у обучающихся 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним.

Основные особенности:

  • Преподавать данный курс в школе будут светские педагоги (светский характер), по закону школа отделена от церкви и преподавание служителей любой конфессии недопустимо;

  • Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер;

  • Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям;

  • Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей:

1) Отечество,

2) семья,

3) культурная традиция.

На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса;

  • Направлен на укрепление сотрудничества государства, школы и семьи;

  • Новый курс организован таким образом, что обучающиеся, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей (есть сквозные темы, в частности тема «Россия — наша Родина», с изучения данной темы начинаются все 6 модулей );

  • Курс безоценочный, но зачётный. Каждый обучающийся индивидуально или в группе создаёт проект и его защищает;

  • Предусматривается, что на нескольких последних уроках учащиеся одного класса будут работать вместе. На этих уроках они будут представлять свои индивидуальные и коллективные творческие работы по итогам изучения того или иного модуля;

  • Связь курса со школьными науками (предметами):

- окружающий мир,

- история,

- обществознание,

- литература;

  • Курс изучается в 4 классе начальной школы в течении всего учебного года по 1 часу в неделю.

Содержание образования по каждому из модулей курса «ОРКСЕ»

Основы православной культуры

В мире много культур и религий, люди разных взглядов и убеждений живут вместе, и дети изучают в школах религиозную культуру своего народа. Мы разные и это интересно! Модуль «Основы православной культуры»-возможность для разговора о нас, и о том, что нас окружает.

Общеизвестно выдающееся значение православного христианства в историческом становлении русского народа, российской государственности, отечественной культуры. Вся наша история, литература и искусство проникнуты духом Православия. Даже для людей, далеких от христианства и русской культуры, но стремящихся к тому, чтобы знать и понимать историю, культуру России, а также иметь представление о происхождении многих современных традиций и обычаев, будет интересно приоткрыть дверь в жизнь Православной Церкви.

Возвращение Православия в школу началось сразу после окончания периода атеистических запретов. С тех пор во многих регионах России дети уже изучают основы православной культуры, накоплен большой педагогический опыт преподавания этого модуля. В современных условиях изучение основ православной культуры не тождественно изучению Закона Божьего в дореволюционной русской школе, оно не предусматривает вовлечение учащегося в религиозную практику, участие в богослужениях, «обучение религии». Цель-систематическое изучение ребёнком православной христианской традиции и приобщение его к православной культуре, прежде всего в её мировоззренческом и нравственном измерениях.

Изучение основ православной культуры в школе сегодня это поддержка семьи в воспитании детей на основе исторических и культурных ценностей и традиций русского и других народов России, для которых Православие - традиционная религия. Это приобщение к вечным, данным Богом христианским нравственным нормами, хранимым в Русской Православной Церкви, на которых зиждется жизнь человека, семьи, народа в нашем мире.

Модуль «Основы православной культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе включает всего примерно 30 уроков и только приоткрывает ребёнку основы православной традиции. Этот мир древний и одновременно современный. Мир Божественной любви Господа Иисуса Христа, овеянный преданиями и сказаниями о подвигах святых людей. Илья Муромец, благоверный князь Александр Невский, преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский. И вместе с ними - наши недавние современники, почитаемые Церковью за дела милосердия, подвиги веры. О нравственных идеалах, ярких представителях христианского духа будет говориться на уроках православной культуры. Обучающиеся познакомятся с символическим языком православной художественной культуры, искусством иконы, фрески, церковного пения, с христианским отношением к семье, родителям, труду, долгу и ответственности человека в обществе.

Среди основных тем курса: «Во что верят православные христиане», «Добро и зло в православной традиции». «Любовь к ближнему», «Милосердие и сострадание», «Православие в России», «Православный храм и другие святыни», «Православный календарь», «Христианская семья и её ценности».

Дополнительные занятия по модулю могут составить экскурсии в храмы, посещение музеев древнерусского искусства, концертов духовной музыки, встречи с представителями православного духовенства. Уроки и дополнительные занятия предусматривают взаимодействие учителя с семьями школьников, совместное изучение и освоение ценностей и традиций Православия. 

Основы исламской культуры 

Модуль «Основы исламской культуры» знакомит школьников с основами духовно-нравственной культуры мусульманства или ислама. Ислам возник в VII веке у жителей Аравийского полуострова-арабов. Его появление связано с именем пророка Мухаммада, с Откровением, которое он получил от Бога, записанным в Коране. Коран - Священное Писание, которое на протяжении двадцати трех лет ниспосылалось Мухаммаду через ангела Джибрила.

Коран-главный источник вероучения ислама, его нравственно-этических и правовых норм. Постепенно не только арабы, но и многие другие народы приняли ислам. Они стали жить по предписаниям Корана и Сунны. Сунна является вторым источником мусульманского вероучения и права, в ней сохранены высказывания пророка, а также всё, что знают мусульмане о его жизни, поступках, нравственных качествах.

Ислам сформировал целостную систему духовных и нравственных ценностей, которые вошли в жизнь всех мусульманских народов. Взаимоотношения мусульман в семье, в обществе, в быту неразрывно связаны с религиозным учением ислама. При этом в каждом мусульманском регионе сохранились свои особенные традиции и обычаи, отражающие их географические, исторические и этнические условия существования. Именно это разнообразие послужило толчком к развитию правовых школ и религиозных течений, которые позволили исламу в дальнейшем найти своё место в разных обществах и исторических эпохах. Благодаря такому разнообразию ислам получил статус мировой религии и активно распространяется на всех континентах, находя всё большее число последователей.

Ислам в России имеет свою древнюю историю, особое место и нашёл своеобразные пути развития. Первое знакомство народов нашей страны с этой религией состоялось ещё в 643 году, когда отряды мусульман добрались до древнего дагестанского города Дербент. И хотя в те годы ислам не укоренился на Северном Кавказе в качестве доминирующей религии, именно это первое знакомство с мусульманами-арабами дало толчок развитию торговых и культурных связей с исламским миром и стало отправной точкой для распространения ислама на территориях, впоследствии вошедших в Российскую империю. Благодаря этим связям ислам со временем закрепился во многих регионах Кавказа, Поволжья, мусульманские общины возникли на Урале и в Сибири.

Культура мусульманства в нашей стране самобытна и уникальна, она имеет свои особенности, формировавшиеся на протяжении многих веков под влиянием российских реалий, в условиях тесного взаимодействия мусульман с последователями других традиционных для России религиозных верований, культур.

Основными темами модуля «Основы исламской культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» являются: «Пророк Мухаммад-образец человека и учитель нравственности в исламской традиции», «Столпы ислама и исламской этики», «Обязанности мусульман», «Для чего построена и как устроена мечеть», «Мусульманское летоисчисление и календарь», «Ислам в России», «Семья в исламе», «Нравственные ценности ислама», «Искусство ислама». Завершается изучение темой «Праздники мусульман». Кроме сведений о мусульманских праздниках, учащиеся узнают о праздниках народов России, для которых ислам является традиционной религией. 

Основы буддийской культуры 

Модуль «Основы буддийской культуры» ориентирован на семьи, для которых близка культура этой древней, одной из трёх мировых религий. Буддизм возник в VI веке до нашей эры в Индии и затем получил распространение в Китае, на Тибете, в Монголии. В настоящее время разные направления буддизма исповедуют в мире более 500 млн. человек. Основатель буддизма-Будда Шакьямуни открыл людям возможность осознания причин страданий и прекращения страданий. Путь к достижению нирваны, к которой в буддизме человек идёт путём самоограничения и медитации, поклонения Будде, исполнения благих дел.

Буддизм-одна из традиционных религий народов Российской Федерации. Приверженцами учения Будды считают себя около 1 % населения России. В первую очередь среди жителей республик Бурятия, Калмыкия, Тыва. Общины буддистов есть в Москве, Санкт-Петербурге, других российских городах.

Изучение в школе этого модуля курса «Основы религиозных культур и светской этики»-призвано в доступной форме познакомить учащихся с основами буддийской культуры: ее основателем, буддийским учением, нравственными ценностями, священными книгами, ритуалами, святынями, праздниками, искусством. Первый содержательный блок курса посвящен нравственным жизненным ценностям буддийской традиции. Здесь дети узнают, что такое буддизм, основы учения Будды, историю самого Сиддхартхи Гаутамы и основные понятия буддийской культуры. Будет сказано о священных книгах буддизма, раскрыта буддийская картина мира и представления о сущности человека в буддизме. Ряд уроков построены вокруг понимания в буддизме таких нравственных понятий как добро и зло, ненасилие, любовь к человеку и ценность жизни, сострадание ко всем живым существам, милосердие, отношение к природе и ко всему живому. Отдельные занятия посвящены семейным ценностям, обязанностям родителей и детей. Содержания второго блока курса-изучение праздников, обычаев, обрядов, символов, ритуалов, искусства российских буддистов. Раскрываются основные направления в буддизме, история появления буддизма в России. Рассказывается о пути духовно-нравственного совершенствования человека и учении о добродетелях. Отдельные уроки посвящены символам буддизма, буддийским святыням, правилам поведения в буддийском храме и его внутреннем устройстве. Дети узнают о лунном календаре в буддизме, искусстве в буддийской культуре, в том числе об уникальной изобразительной традиции в буддизме.

Изучение модуля «Основы буддийской культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» предусматривает освоение учащимися следующих основных тем: «Введение в буддийскую духовную традицию», «Будда и его учение», «Буддийские святые», «Семья в буддийской культуре и её ценности», «Буддизм в России», «Человек в буддийской картине мира», «Буддийские символы», «Буддийские ритуалы», «Буддийские святыни», «Буддийские священные сооружения», «Буддийский храм», «Буддийский календарь», «Праздники в буддийской культуре», «Искусство в буддийской культуре». 

Основы иудейской культуры 

Иудаизм-одна из монотеистических религий, число последователей которой в мире по разным оценкам от 10 до 15 млн. человек. В настоящее время большинство иудаистов проживают в государстве Израиль и в США. В России общины последователей иудаизма существуют с самых древних времён. Модуль «Основы иудейской культуры» ориентирован на семьи, сознающие свою связь с религиозной традицией и культурой иудаизма.

Изучение модуля «Основы иудейской культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» направлено на то, чтобы в доступной форме представить основы знаний об этой религиозной культуре.

Школьники осваивают такие понятия как «монотеизм», «религия», «культура», «иудаизм», «священный текст», «Пятикнижие», понимаемые в контексте этой религиозной традиции. Особое внимание уделяется структуре и названиям священных книг, что существенно расширяет кругозор ребёнка. В первых разделах особо подчеркивается роль заповедей (мицвот), которые определяют морально-этическое содержание иудаизма, достаточно места уделено и учению Устной Торы, определившей своеобразие современного еврейского религиозного наследия. В ходе экскурса в историческое прошлое вводятся значимые для иудаизма понятия: «Завет», «пророчество», «Мессия», «праведность», «храмовая служба», милосердие и благотворительность.

Большое значение уделяется обычаям, праздникам, памятным историческим датам, современной синагогальной службе и молитве, субботе (Шабат) и ритуалам этого дня, традициям повседневного соблюдения норм и заповедей, религиозным обычаям цикла жизни (семейные связи, совершеннолетие, свадьба и т.д.). Освоение нравственных категорий строится с опорой на жизненный опыт детей, используя цитаты из Торы и другой религиозной, а также исторической литературы. Особый урок посвящен понятиям о добре и зле в иудейской культуре. Большое место занимают темы семьи как нравственной ценности, духовного союза; семейной жизни; гармонии человека в окружающем его мире. Рассматриваются вопросы о том, какие качества необходимы для создания прочной семьи, какие качества родители стараются передать своим детям, что говорится в Торе и еврейских источниках об отношении к старшим, о воспитании, о цели человеческой жизни.

Содержание модуля включает следующие основные темы: «Введение в иудейскую духовную традицию», «Тора-главная книга иудаизма», «Классические тексты иудаизма», «Патриархи еврейского народа», «Пророки и праведники в иудейской культуре», «Храм в жизни иудеев», «Назначение синагоги и её устройство», «Суббота (Шабат) в иудейской традиции», «Иудаизм в России», «Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев», «Ответственное принятие заповедей», «Еврейский дом», «Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности», «Еврейские праздники: их история и традиции», «Ценности семейной жизни в иудейской традиции». 

Основы светской этики 

Полноценное формирование личности невозможно без знакомства с основами нравственности. С раннего детства человек учится различать добро и зло, правду и ложь, оценивать собственные поступки и поступки своих сверстников, поведение взрослых, в том числе и родителей.

Каким в ближайшем будущем станет мировосприятие наших детей? Какие духовно-нравственные ориентиры они выберут? Кто поможет им сделать осознанный выбор? Наряду с семьей школа сегодня становится одним из главных институтов, поднимающих столь важные вопросы воспитания.

  Нравственный опыт самого человека и всего человечества в целом составляет основное содержание учебного модуля «Основы светской этики», который направлен на знакомство школьников с основами нравственности, даёт первичные представления о морали и её значении в жизни человека, опираясь на положительные поступки людей. Данный учебный модуль создает условия для воспитания патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину.

На уроках четвероклассники получат знания об основах российской светской (гражданской) этики, познакомятся с «золотым правилом нравственности», вместе с учителем будут размышлять над тем, что такое дружба, милосердие, сострадание и в чём они проявляются; как в современном мире понимаются слова «добродетель» и «порок»; что такое нравственный выбор и как его совершить, не войдя в противоречие со своей совестью; задумаются о ценностях семейной жизни и о роли семьи в их собственной судьбе. Уроки строятся на живом взаимодействии учителя с детьми в совместных размышлениях и переживаниях по поводу конкретных жизненных ситуаций. Большая роль в раскрытии нравственных понятий, в создании проблемных ситуаций на уроках отводится работе с текстами. Обсуждение отрывков литературных произведений, рассказов, притч позволяет ребенку поразмышлять о поступках людей, персонажей художественной литературы.

Преподавание модуля «Основы светской этики» предусматривает изучение следующих основных тем: «Культура и мораль», «Этика и её значение в жизни человека», «Праздники как одна из форм исторической памяти», «Образцы нравственности в культурах разных народов», «Государство и мораль гражданина», «Образцы нравственности в культуре Отечества», «Трудовая мораль», «Нравственные традиции предпринимательства», «Что значит быть нравственным в наше время?», «Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали», «Этикет», «Методы нравственного самосовершенствования». Модуль «Основы светской этики» способен внести вклад в установление лучшего взаимопонимания ребёнка с родителями, установлению согласованных нравственных требований семьи и школы. 

Основы мировых религиозных культур 

Модуль предполагает изучение основ мировых религий (буддизм, христианство, ислам) и национальной религии (иудаизм), направлен на развитие у учеников 4 класса представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религий, традиционных для нашей многонациональной страны.

На уроках дети осваивают понятия «культура» и «религия», узнают о религиях и их основателях. В процессе обучения они знакомятся со священными книгами, религиозными сооружениями, святынями, религиозным искусством, религиозными календарями и праздниками. Большое внимание уделяется семье и семейным ценностям в религиозных культурах, милосердию, социальным проблемам и отношению к ним в разных религиях.

В первом содержательном разделе модуля рассматриваются основы религиозных культур. Главная задача при изучении этого раздела заключается в том, чтобы учащиеся составили представление об образце, духовно-нравственном идеале человека, которое содержится в изучаемых религиозных традициях, а также выработали понимание необходимости стремления к духовно-нравственному совершенствованию человека и общества. Дети знакомятся с выработанными веками способами нравственного развития людей, переданные потомкам через религию и культуру. 

Второй содержательный раздел модуля посвящён знакомству с основами истории религий в России, религиозно-культурными традициями народов нашей страны. Изучение тем этого раздела призвано способствовать формированию образа единого государства при многообразии и богатстве религиозных культур населяющих его народов.

Изучение модуля «Основы религиозных культур» поможет детям не только расширить кругозор, но и лучше ориентироваться в жизни. Мы живём в стремительно меняющихся условиях, происходит интенсивная миграция населения, в школах учатся представители разных культур и конфессий. Для того чтобы научить наших детей правильно, без конфликтов взаимодействовать между собой необходимо дать им знания об основных религиях народов России. Это позволит избежать ложных представлений, в какой-то мере защитит от влияния религиозных сект, будет способствовать формированию понимания ценностей религиозной культуры и необходимости её сохранения, формированию представления о том, каким должен быть современный человек.

Основные изучаемые темы данного модуля: «Культура и религия», «Древнейшие верования», «Религии мира и их основатели», «Священные книги религий мира», «Хранители предания в религиях мира», «Человек в религиозных традициях мира», «Священные сооружения», «Искусство в религиозной культуре», «Религии России», «Религия и мораль», «Нравственные заповеди в религиях мира», «Религиозные ритуалы», «Обычаи и обряды», «Религиозные ритуалы в искусстве», «Календари религий мира», «Праздники в религиях мира». Модуль информационно насыщен, на его изучение отводится всего лишь один час в неделю, поэтому для его усвоения необходима работа во внеурочное время, совместное обсуждение взрослыми и детьми изученного материала. 

Цели обучения и требования к предметным, метапредметным и личностным результатам по программе курса «ОРКСЭ»

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»-формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Основной принцип, заложенный в содержании курса,-общность в многообразии, многоединство, поликультурность,-отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

  • общая историческая судьба народов России;

  • единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

Обучение учащихся по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих предметных, метапредметных и личностных результатов освоения содержания.

Предметные результаты в соответствии с требованиями ФГОС формируют:

  • Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы религиозно-культурных традиций многонационального народа России;

  • Знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

  • Формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

  • Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Метапредметные результаты в соответствии с требованиями ФГОС формируют:

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления.

  • Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности.

  • Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.

  • Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.

  • Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь собственную; излагать мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

  • Определение общей цели и путей ее достижения, умение договорится о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные результаты в соответствии с требованиями ФГОС формируют:

  • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.

  • Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

  • Развитие личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

  • Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

  • Воспитание доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  • Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Комплексный учебный курс «ОРКСЭ» представляет собой компактную современную образовательную систему, направленную на духовно-нравственное развитие обучающихся, обеспечивающую единство обучения и воспитания школьников, согласование педагогических усилий семьи и школы.

Учебно-методическое обеспечение

В качестве методологического принципа разработки всех учебных пособий выбран культурологический подход, способствующий формированию у учащихся первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики, учитывающий уже имеющийся круг знаний учащихся, а также межпредметное взаимодействие.

Учебно-методические материалы издательства «Просвещение», рекомендуемые к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы. Начальное общее образование. Основы религиозных культур и светской этики (предметная область).

  • Комплексная учебная программа;

  • 6 учебных пособий для учащихся;

  • 6 электронных приложений к учебным пособиям;

  • Методическое пособие «Книга для учителя»;

  • Книга для родителей.

Комплект разрабатывался Федеральным агентством по образованию совместно с издательством «Просвещение».

  • Кураев А. В. Основы православной культуры, 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение.

  • Латышина Д. И. , Муртазин М. Ф. Основы исламской культур. 4-5 классы, учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение.

  • Чимитдоржиев В. Л. Основы религиозных культур и светской этики Основы буддийской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение.

  • Членов М. А., Миндрина Г. А., Глоцер А. В. Основы иудейской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение.

  • Беглов А. Л., Саплина Е. В., Токарева Е. С., Ярлыкапов А. А. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы , учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение.

  • Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение

Каждый ученик получает одно из шести предлагаемых учебных пособий, имеющих общую структуру из четырех блоков и связанных общими методологическими принципами, а также целями курса, указанными выше.

Внедрение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в учебный процесс общеобразовательных школ вызывает немалый интерес в обществе. Часть родителей, учителей, общественности осознаёт необходимость введения данного курса для улучшения нравственности подрастающего поколения.

























Приложение 2

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ ООШ № 34

__________________ М.В. Кузнецова

___ _________________ 2021 г.




План мероприятий

по обеспечению выбора модуля учебного курса «Основы религиозных культур

и светской этики» родителями (законными представителями) обучающихся 3-х классов

на 2021 -2022 учебный год


Сроки проведения

Наименование мероприятия

Ответственные исполнители

февраль 2021 г.

  • Назначение представителя администрации, ответственного в образовательной организации за регламент выбора родителями (законными представителями) обучающихся одного из модулей учебного курса «ОРКСЭ».

  • Разработка плана мероприятий по обеспечению выбора модуля «ОРКСЭ».


Руководители ОО

Данилина Т.И.



Ответственный за регламент

Кочетова С.А.

февраль 2021 г.

Проведение общешкольного тематического родительского собрания для родителей обучающихся 3-их классов «Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся средствами учебного курса «ОРКСЭ».


Информирование родителей (законных представителей) обучающихся 3-х классов на родительских собраниях:

  • об изучении обучающимися учебного курса «ОРКСЭ» в 4-ом классе;

  • о содержании образования по курсу «ОРКСЭ»;

  • о праве родителей (законных представителей) осуществить свободный выбор модуля «ОРКСЭ» для изучения несовершеннолетним обучающимся;

  • о принципе добровольности выбора одного из модулей курса «ОРКСЭ»;

  • о графике проведения мероприятий.


Классные руководители

3-4 классов ОО

Кузовенко М.А., Мясникова Н.В.

Кочетова С.А., Алексеева С.В.

февраль 2021 г.

Размещение информации для родителей (законных представителей) на сайте ОО:

  • особенности изучения курса «ОРКСЭ»;

  • содержание образования по каждому из модулей курса «ОРКСЭ»;

  • цели обучения и требования к предметным, метапредметным и личностным результатам по программе курса;

  • учебно-методическое обеспечение.


Ответственный за регламент

Кучер Е.А.

февраль-март 2021 г.

  • Оформление книжной выставки для ознакомления родителей (законных представителей) с содержанием программы и учебников по модулям «ОРКСЭ».


Библиотекарь ОО

Борисенко С.В.



  • Организация индивидуальных консультаций для родителей (законных представителей) по вопросам выбора модуля курса «ОРКСЭ».

Ответственный за регламент

Кузовенко М.А., Мясникова Н.В.

март 2021 г.

  • Проведение открытого урока в 4-а классе с приглашением родителей 3-их классов

Классный руководитель

4-а класса ОО

Кочетова С.А.

март 2021 г.

  • Размещение на сайте ОО материалов для родителей по отдельным урокам, творческих работ обучающихся в рамках курса «ОРКСЭ».

Ответственный за регламент

Кочетова С.А., Алексеева С.В.

март 2021 г.

Проведение родительских собраний в 3-их классах:

  • анкетирование родителей (законных представителей) о выборе модуля «ОРКСЭ» для изучения несовершеннолетним обучающимся;

  • приём заявлений от родителей (законных представителей) о выборе модуля «ОРКСЭ» для изучения несовершеннолетним обучающимся.


Классные руководители

3-их классов ОО, ответственный за регламент

Кузовенко М.А., Мясникова Н.В.

апрель 2021 г.

Обобщение результатов выбора, предоставление информации в Управление образования.

Руководители ОО

Данилина Т.И.,

Кочетова С.А.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!