Поступление в детский сад – это важный этап жизни Вашего ребенка.
Адаптация - это процесс вхождения человека в новую среду и приспособления к её условиям.
Адаптация малыша к детскому саду — это привыкание ребенка
В этот период ребенок может утрачивать нетвердо сформированные навыки (пользование горшком, самостоятельная еда и т.д.) Не волнуйтесь! По мере привыкания к детскому саду навыки восстановятся.
Адаптационный период длится от 2 -3 недель до нескольких месяцев.
Каждый ребенок адаптируется по-разному: кто-то быстрее, кто-то медленнее; кто-то легче, кто-то тяжелее. Это зависит от индивидуальных особенностей, темперамента и реакции родителей.
Первое время малыш может капризничать дома, переключите его внимание на что-то интересное. Самое главное, вовремя остановить ребенка и обеспечить спокойную обстановку перед сном (почитать книгу, рассматривать картинки, принять успокаивающую ванну и т.д.).
Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду?
1.Старайтесь дать ребенку опыт общения с другими детьми и взрослыми.
2. Учитывайте возраст и эмоциональную привязанность ребенка.
3. Рассказывайте, что в детском саду весело, интересно. Выделяйте положительные моменты в посещении детского сада, чтобы малыш шел туда с желанием.
4. Приучайте ребенка к режиму детского сада. Старайтесь соблюдать режим и в выходные дни.
5. Если ребенок засыпает только с помощью взрослого, попытайтесь изменить эту привычку (лучше это сделать в домашних условиях задолго до поступления в детский сад).
6. Приучайте ребенка к самостоятельности (учите малыша самостоятельно есть, раздеваться и одеваться, мыть руки, пользоваться горшком (туалетом) и т. д.).
7. Давайте возможность и учите ребенка играть самостоятельно.
8. Приучайте детей есть разнообразные блюда, ежедневно включайте в меню супы, каши, твердую пищу (картошку, мясо кусочками, котлеты), салаты.
9. Предоставьте ребенку возможность выплеснуть эмоции. Адаптация – это стресс, а слезы – нормальная реакция здорового человека. Дайте ребенку «выплакать» свое горе.
10. Старайтесь не нагружать ребенка в период адаптации, избегайте посещения массовых мероприятий, чтобы не возникало переутомления и новых стрессов.
Первый раз в детский сад
(адаптация в ДОУ)
Памятка для любящих родителей
Памятку подготовил педагог-психолог МБДОУ ЦРР № 5 «Мир детства»
(ул. Бондаренко, д.25) Александрова М.О.
Тула, 2018 г.
Три фазы адаптации
Острая фаза,
наблюдаются частые заболевания, нарушения сна, аппетита, нежелание ходить в детский сад (длится в среднем 1 месяц);
Подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, он привыкает к детскому саду, постепенно нормализуется поведение, возникают отдельные разовые реакции (плач, капризы, отказ делать что-то самостоятельно, например, есть дома или одеваться) (длится 3-5 месяцев);
Фаза компенсации
Дети ведут себя спокойно, ускоряется темп развития психических процессов.
Гораздо труднее и дольше адаптируются дети:
являющиеся единственными в семье;
чрезмерно опекаемые родителями или бабушками;
привыкшие к тому, что их капризам потакают;
пользующиеся исключительным вниманием взрослых;
с определенными проблемами развития (в более старшем возрасте);
чьи родители слишком сильно переживают за ребенка в связи с необходимостью отдать его в детский сад
Типичные реакции ребенка на процесс адаптации:
активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик, капризы, истерики);
эмоциональная нестабильность - любой раздражитель может спровоцировать новый приступ плача;
отсутствует активность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряженность).
ребенок пассивен, не идет на контакт ни со взрослыми, ни с детьми, предпочитает находиться в уединении;
ребенок временно теряет навыки, особенно вновь приобретенные перед началом посещения детского сада (есть ложкой, ходить самостоятельно в туалет);
могут проявляться агрессивно-разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия);
ребенок теряет аппетит.
Причины проблем адаптации:
Главной и основной причиной проблем в поведении детей в период адаптации является отсутствие у ребенка опыта общения со взрослыми или/и детьми (чем более узок был круг общения до поступления в ДОУ, тем труднее ребенку – длительнее формируются у него отношения с воспитателем).
Отсутствие в семье режима, соответствующего режиму детского сада – особенно отсутствие дневного сна.
Наличие отрицательных привычек (сосание соски, укачивание при укладывании, совместный с родителями сон).
Неумение самостоятельно занять себя игрушкой.
Несформированность необходимых культурно-гигиенических навыков, элементарных навыков самообслуживания.
Несформированность необходимых навыков самостоятельности.
Неуверенность малыша в себе.
Ярко выраженная эмоциональная неустойчивость.
Наличие психологической травмы, страхов.