Пропуск и замена букв в словах.
Проговори слово.
Выпиши его по слогам.
Укажи , сколько в нем слогов, гласных, согласных, букв .
Делай так: кни – га – 2 сл., 2 гл., 3 согл., 5 б.
Однородные члены предложения.
1. Выпиши предложение.
2. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят.
3. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами.
4. Выполни схему предложения.
Делай так:
Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.
Сильный ветер сорвал листья с деревьев и разметал их по дороге.
Сложное предложение.
1.Выпиши правильно.
2. Подчеркни грамматические основы.
3. Нарисуй схему.
Делай так:
Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой.
Слог. Перенос слов.
Выпиши слово правильно.
Найди гласные буквы, подчеркни их.
Раздели слово для переноса.
Подумай, как можно перенести слово.
Делай так: оси – на.
Запомни: при переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.
Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно.
Придумай и запиши 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: малыши, туча, щука, чудо.
ЗАПОМНИ:
ЖИ – ШИ пиши с И
ЧА – ЩА пиши с А
ЧУ – ЩУ пиши с У
Памятка
для работы над ошибками
Ф.И._______________________________
Правописание безударных личных окончаний глаголов.
1.Выпиши глагол правильно.
2. Поставь ударение.
3. Поставь глагол в начальную форму (инфинитиф). Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.
Делай так :
Пишет – писать, глаг., I спр., (-е,-ут, -ют)
Ставит – ставить, глаг., II спр., (-и, -ат, -ят)
Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится.
Поставь к прилагательному вопрос от существительного.
Определи род, число и падеж прилагательного по существительному.
Выдели окончание прилагательного.
Делай так:
К лесу (какому?) дальнему – (м.р., ед.ч., Д.п.)
Сочетания ЧК, ЧН, ЩН.
Выпиши слово правильно.
Подчеркни сочетание.
Запиши ещё 2 слова.
Делай так: дочка, речка, мощный
ЗАПОМНИ:
ЧК – ЧН -ЩН
Пиши без мягкого знака Ь
Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных
Выпиши слово правильно.
Подчеркни ь и согласную перед ним.
Придумай и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: пальто, ель, коньки.
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
Выпиши существительное.
Поставь его в начальную форму.
Определи склонение, падеж.
Выдели окончание.
Делай так: на опушке ( 1 скл. П.п. – е)
Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а, о, е, и, я)
Выпиши слово.
Поставь ударение.
Выдели корень, в корне подчеркни безударную гласную.
Обозначь орфограмму.
Подбери проверочное слово и запиши.
Делай так: сады – сад, волна - волны
Мягкий знак Ь на конце глаголов
2- го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно.
Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму.
Делай так: пишешь, решаешь, читаешь.
Запомни: на конце глаголов 2 –го лица единственного числа пишется мягкий
знак Ь.
НЕ с глаголами.
Выпиши глагол с НЕ.
Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Подчеркни орфограмму.
Делай так: не пришел, не выучил, не сказал.
Безударная гласная в корне, непроверяемая ударением (слова из «Словаря»)
1. Прочитай слово.
2. Найди его в «Словаре».
3.Напиши слово 3 раза, поставь ударение.
4. Подчеркни букву, которую нужно запомнить.
Делай так: ягода, ягода, ягода
Морфологический разбор глагола.
Часть речи.
Начальная форма ( инфинитиф).
Вид (совершенный, несовершенный).
Спряжение.
Число (ед.ч., мн.ч.)
Время (если есть)
Лицо (если есть)
Род (если есть)
Чем является в предложении.
Делай так: Мы зашли к своему другу.
Зашли – глаг.,зайти, сов.вид, I спр., мн.ч., прошед. вр., сказуемое.
Морфологический разбор имени существительного.
Часть речи.
Начальная форма (И.П., ед.ч.)
Собственное или нарицательное.
Одушевленное или неодушевленное.
Род.
Склонение.
Падеж.
Число.
Член предложения.
Делай так:
На поляне – сущ., поляна, нариц., неодуш., ж.р., I скл., в П.п., в ед.ч., дополнение.
Парные звонкие и глухие согласные.
Прочитай слово, в котором допущена ошибка.
Измени слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук гриб – грибы.
Запиши слово правильно, проверив его.
Придумай и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так:
Мороз – морозы, нож – ножики.
Непроизносимые согласные
(Д, Т, В, Л)
Выпиши слово.
Подбери к нему несколько родственных слов так, чтобы непроизносимая согласная слышалась ясно.
Делай так: звездный - звезда, звездочка.
Двойные согласные в слове.
Запиши слово правильно.
Раздели слово для переноса.
Подчеркни двойные согласные.
Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: группа, групп - па, коллектив, рассказ.
Запомни: при переносе слов с двойными согласными одна буква остается на строке, а другая переносится.
Разделительный мягкий знак (Ь).
Выпиши слово правильно.
Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Подчеркни согласную и гласную, которые он разделяет
Делай так: листья, ружьё, муравьи.
Запомни: разделительный Ь показывает, что согласный не сливается с гласным, поэтому пишется после согласных перед гласными е, ё, и, ю, я.
Морфологический разбор прилагательного.
1.Часть речи.
2. Начальная форма (И.п., ед.ч., м.р., какой?)
3. Род.
4. Число.
5. Падеж.
6 . Член предложения.
Делай так: Мы шли по глубокому снегу.
По глубокому ( снегу) – прил., глубокий, м.р., ед.ч.,Д..п., определение.
Падежи.
И.п. кто? что?
Р.п. кого? чего? нет
Д.п. кому? чему? дали
В.п. кого? что? вижу
Т.п. кем? чем? доволен
П.п. о ком? о чем? Думаю
Большая буква.
Выпиши слово правильно.
Придумай и запиши ёще 2 слова на эту орфограмму.
Подчеркни большую букву.
Делай так: Москва, Лена, Дружок.
Образец разбора.
Весна – 2 сл., [ в, э с н а]
В [в, ] – согл., зв., мягк.
Е [э ] – гл., безуд.
С [с ] – согл., гл., тверд.
Н [ н ] – согл., звон., тв.
А [а ] – гл.,уд.
_________________________
5 букв, 5 звуков.
Ёжик – 2 сл., [ й, о ж ы к]
Ё [й ] – согл., зв., мягк.
[о ] – гл., уд.
Ж [ж ] – согл., зв., тверд.
И [ы] –гл., безуд.
К [к ] – согл.. глух., тверд.
______________________
4 буквы, 5 звуков
Разделительный твердый знак (Ъ).
Выпиши слово правильно.
Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Выдели приставку, подчеркни гласную, которые он разделяет.
Делай так: съезд, подъезд, объем.
Запомни: разделительный твердый Ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную перед гласными: е, ё, я.
Фонетический разбор.
Звук
Гласный Согласный
ударный безударный
звонкий твердый
глухой мягкий
звонкие Б В Г Д З Л М Н Р Й
глухие ПФКТШС
всегда твердые Ж Ш Ц
всегда мягкие Ч Щ Й
гласные звуки АУЫОЭИ
буквы я ё е ю дают два звука, если стоят:
- в начале слова
- после гласной
- после Ь и Ъ
Правописание приставки со словом.
Выпиши слово.
Выдели приставку.
Образуй от этого слова родственные слова с разными приставками.
Делай так: заехал, уехал, поехал
Запомни: приставка - это часть слова. Она служит для образования новых слов и пишется слитно со словом.
Члены
Главные
Подлежащее | Сказуемое |
Кто? | Что делать? |
Что? | Что сделать? |
Разбор слова по составу.
ПОВОЗКА
Измени окончание (повозку, повозке, повозкой)
Выдели основу ( повозка)
Подбери родственные слова (возит, завоз). Выдели корень.
Подбери слова с приставками (увозит, завозит).Выдели приставку.
Выдели суффикс.
предложения
Второстепенные
Дополнение | Определение | Обстоятельс. |
Кого? Чего? | Какой? | Где? Куда? |
Кому? Чему? | Какая? | Откуда? Как? |
Кого? Что? | Какие? | Когда? |
О ком? О чем? | Какое? | |
Сложное предложение.
1.Выпиши правильно.
2. Подчеркни грамматические основы.
3. Нарисуй схему.
Делай так:
Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой..
Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а, о, е, и, я)
Выпиши слово.
Поставь ударение.
Выдели корень, в корне подчеркни безударную гласную.
Обозначь орфограмму.
Подбери проверочное слово и запиши.
Делай так: сады – сад, волна - волны
Сочетания ЧК, ЧН, ЩН.
1. Выпиши слово правильно.
2. Подчеркни сочетание.
3. Запиши ещё 2 слова.
Делай так: дочка, речка, мощный
ЗАПОМНИ:
ЧК – ЧН -ЩН
Пиши без мягкого знака Ь
Правописание безударных личных окончаний глаголов.
1.Выпиши глагол правильно.
2. Поставь ударение.
3. Поставь глагол в начальную форму (инфинитиф). Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.
Делай так :
Пишет – писать, глаг., I спр., (-е,-ут, -ют)
Ставит – ставить, глаг., II спр., (-и, -ат, -ят)
Большая буква.
Выпиши слово правильно.
Придумай и запиши ёще 2 слова на эту орфограмму.
Подчеркни большую букву.
Делай так: Москва, Лена, Дружок
Однородные члены предложения.
1. Выпиши предложение.
2. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят.
3. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами.
4. Выполни схему предложения.
Делай так:
Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.
Сильный ветер сорвал листья с деревьев и разметал их по дороге.
Безударная гласная в корне, непроверяемая ударением (слова из «Словаря»)
1. Прочитай слово.
2. Найди его в «Словаре».
3.Напиши слово 3 раза, поставь ударение.
4. Подчеркни букву, которую нужно запомнить.
Делай так: ягода, ягода, ягода