СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятка для работы над ошибками по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Памятка очень удобна в самостоятельной работе учащегося над ошибками.

Просмотр содержимого документа
«Памятка для работы над ошибками по русскому языку»

Пропуск и замена букв в словах.



  1. Проговори слово.

  2. Выпиши его по слогам.

  3. Укажи , сколько в нем слогов, гласных, согласных, букв .




Делай так: кни – га – 2 сл., 2 гл., 3 согл., 5 б.
















Однородные члены предложения.

1. Выпиши предложение.

2. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят.

3. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами.

4. Выполни схему предложения.



Делай так:

Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.






Сильный ветер сорвал листья с деревьев и разметал их по дороге.

Сложное предложение.



1.Выпиши правильно.

2. Подчеркни грамматические основы.

3. Нарисуй схему.


Делай так:

Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой.

















Слог. Перенос слов.

  1. Выпиши слово правильно.

  2. Найди гласные буквы, подчеркни их.

  3. Раздели слово для переноса.

  4. Подумай, как можно перенести слово.


Делай так: оси – на.







Запомни: при переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.
































Гласные после шипящих.



  1. Выпиши слово правильно.

  2. Придумай и запиши 2 слова на эту орфограмму.



Делай так: малыши, туча, щука, чудо.



ЗАПОМНИ:

ЖИ – ШИ пиши с И

ЧА – ЩА пиши с А

ЧУ – ЩУ пиши с У







Памятка

для работы над ошибками







Ф.И._______________________________













Правописание безударных личных окончаний глаголов.


1.Выпиши глагол правильно.

2. Поставь ударение.

3. Поставь глагол в начальную форму (инфинитиф). Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.


Делай так :

Пишет – писать, глаг., I спр., (-е,-ут, -ют)

Ставит – ставить, глаг., II спр., (-и, -ат, -ят)




Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных

  1. Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится.

  2. Поставь к прилагательному вопрос от существительного.

  3. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному.

  4. Выдели окончание прилагательного.


Делай так:

К лесу (какому?) дальнему – (м.р., ед.ч., Д.п.)














Сочетания ЧК, ЧН, ЩН.


  1. Выпиши слово правильно.

  2. Подчеркни сочетание.

  3. Запиши ещё 2 слова.


Делай так: дочка, речка, мощный



ЗАПОМНИ:


ЧК – ЧН -ЩН

Пиши без мягкого знака Ь





Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных


  1. Выпиши слово правильно.

  2. Подчеркни ь и согласную перед ним.

  3. Придумай и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.



Делай так: пальто, ель, коньки.

















Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.


  1. Выпиши существительное.

  2. Поставь его в начальную форму.

  3. Определи склонение, падеж.

  4. Выдели окончание.



Делай так: на опушке ( 1 скл. П.п. – е)








Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а, о, е, и, я)


  1. Выпиши слово.

  2. Поставь ударение.

  3. Выдели корень, в корне подчеркни безударную гласную.

  4. Обозначь орфограмму.

  5. Подбери проверочное слово и запиши.


Делай так: сады – сад, волна - волны

















Мягкий знак Ь на конце глаголов

2- го лица единственного числа настоящего времени.


  1. Выпиши глагол правильно.

  2. Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму.

Делай так: пишешь, решаешь, читаешь.





Запомни: на конце глаголов 2 –го лица единственного числа пишется мягкий

знак Ь.


НЕ с глаголами.


  1. Выпиши глагол с НЕ.

  2. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

  3. Подчеркни орфограмму.




Делай так: не пришел, не выучил, не сказал.


















Безударная гласная в корне, непроверяемая ударением (слова из «Словаря»)


1. Прочитай слово.

2. Найди его в «Словаре».

3.Напиши слово 3 раза, поставь ударение.

4. Подчеркни букву, которую нужно запомнить.




Делай так: ягода, ягода, ягода






Морфологический разбор глагола.


  1. Часть речи.

  2. Начальная форма ( инфинитиф).

  3. Вид (совершенный, несовершенный).

  4. Спряжение.

  5. Число (ед.ч., мн.ч.)

  6. Время (если есть)

  7. Лицо (если есть)

  8. Род (если есть)

  9. Чем является в предложении.



Делай так: Мы зашли к своему другу.


Зашли – глаг.,зайти, сов.вид, I спр., мн.ч., прошед. вр., сказуемое.












Морфологический разбор имени существительного.


  1. Часть речи.

  2. Начальная форма (И.П., ед.ч.)

  3. Собственное или нарицательное.

  4. Одушевленное или неодушевленное.

  5. Род.

  6. Склонение.

  7. Падеж.

  8. Число.

  9. Член предложения.


Делай так:

На поляне – сущ., поляна, нариц., неодуш., ж.р., I скл., в П.п., в ед.ч., дополнение.

Парные звонкие и глухие согласные.


  1. Прочитай слово, в котором допущена ошибка.

  2. Измени слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук гриб – грибы.

  3. Запиши слово правильно, проверив его.

  4. Придумай и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.


Делай так:

Мороз – морозы, нож – ножики.

















Непроизносимые согласные

(Д, Т, В, Л)


  1. Выпиши слово.

  2. Подбери к нему несколько родственных слов так, чтобы непроизносимая согласная слышалась ясно.


Делай так: звездный - звезда, звездочка.









Двойные согласные в слове.


  1. Запиши слово правильно.

  2. Раздели слово для переноса.

Подчеркни двойные согласные.

  1. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.


Делай так: группа, групп - па, коллектив, рассказ.





Запомни: при переносе слов с двойными согласными одна буква остается на строке, а другая переносится.











Разделительный мягкий знак (Ь).


  1. Выпиши слово правильно.

  2. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

  3. Подчеркни согласную и гласную, которые он разделяет



Делай так: листья, ружьё, муравьи.




Запомни: разделительный Ь показывает, что согласный не сливается с гласным, поэтому пишется после согласных перед гласными е, ё, и, ю, я.



Морфологический разбор прилагательного.


1.Часть речи.

2. Начальная форма (И.п., ед.ч., м.р., какой?)

3. Род.

4. Число.

5. Падеж.

6 . Член предложения.


Делай так: Мы шли по глубокому снегу.

По глубокому ( снегу) – прил., глубокий, м.р., ед.ч.,Д..п., определение.














Падежи.




И.п. кто? что?

Р.п. кого? чего? нет

Д.п. кому? чему? дали

В.п. кого? что? вижу

Т.п. кем? чем? доволен

П.п. о ком? о чем? Думаю








Большая буква.


  1. Выпиши слово правильно.

  2. Придумай и запиши ёще 2 слова на эту орфограмму.

  3. Подчеркни большую букву.


Делай так: Москва, Лена, Дружок.

















Образец разбора.

Весна – 2 сл., [ в, э с н а]


В [в, ] – согл., зв., мягк.

Е [э ] – гл., безуд.

С [с ] – согл., гл., тверд.

Н [ н ] – согл., звон., тв.

А [а ] – гл.,уд.

_________________________

5 букв, 5 звуков.


Ёжик – 2 сл., [ й, о ж ы к]

Ё [й ] – согл., зв., мягк.

[о ] – гл., уд.

Ж [ж ] – согл., зв., тверд.

И [ы] –гл., безуд.

К [к ] – согл.. глух., тверд.

______________________

4 буквы, 5 звуков

Разделительный твердый знак (Ъ).


  1. Выпиши слово правильно.

  2. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

  3. Выдели приставку, подчеркни гласную, которые он разделяет.


Делай так: съезд, подъезд, объем.



Запомни: разделительный твердый Ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную перед гласными: е, ё, я.












Фонетический разбор.

Звук


Гласный Согласный


ударный безударный


звонкий твердый

глухой мягкий


звонкие Б В Г Д З Л М Н Р Й

глухие ПФКТШС

всегда твердые Ж Ш Ц

всегда мягкие Ч Щ Й

гласные звуки АУЫОЭИ

буквы я ё е ю дают два звука, если стоят:

- в начале слова

- после гласной

- после Ь и Ъ

Правописание приставки со словом.


  1. Выпиши слово.

  2. Выдели приставку.

  3. Образуй от этого слова родственные слова с разными приставками.


Делай так: заехал, уехал, поехал


Запомни: приставка - это часть слова. Она служит для образования новых слов и пишется слитно со словом.















Члены


Главные


Подлежащее

Сказуемое

Кто?

Что делать?

Что?

Что сделать?







Разбор слова по составу.


ПОВОЗКА

  1. Измени окончание (повозку, повозке, повозкой)

  2. Выдели основу ( повозка)

  3. Подбери родственные слова (возит, завоз). Выдели корень.

  4. Подбери слова с приставками (увозит, завозит).Выдели приставку.

  5. Выдели суффикс.
















предложения

Второстепенные



Дополнение

Определение

Обстоятельс.

Кого?

Чего?

Какой?

Где? Куда?

Кому?

Чему?

Какая?

Откуда?

Как?

Кого?

Что?

Какие?

Когда?

О ком?

О чем?

Какое?



Сложное предложение.



1.Выпиши правильно.

2. Подчеркни грамматические основы.

3. Нарисуй схему.


Делай так:

Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой..













Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а, о, е, и, я)


  1. Выпиши слово.

  2. Поставь ударение.

  3. Выдели корень, в корне подчеркни безударную гласную.

  4. Обозначь орфограмму.

  5. Подбери проверочное слово и запиши.


Делай так: сады – сад, волна - волны










Сочетания ЧК, ЧН, ЩН.


1. Выпиши слово правильно.

2. Подчеркни сочетание.

3. Запиши ещё 2 слова.


Делай так: дочка, речка, мощный





ЗАПОМНИ:


ЧК – ЧН -ЩН

Пиши без мягкого знака Ь









Правописание безударных личных окончаний глаголов.


1.Выпиши глагол правильно.

2. Поставь ударение.

3. Поставь глагол в начальную форму (инфинитиф). Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.


Делай так :

Пишет – писать, глаг., I спр., (-е,-ут, -ют)

Ставит – ставить, глаг., II спр., (-и, -ат, -ят)







Большая буква.


  1. Выпиши слово правильно.

  2. Придумай и запиши ёще 2 слова на эту орфограмму.

  3. Подчеркни большую букву.


Делай так: Москва, Лена, Дружок




































Однородные члены предложения.


1. Выпиши предложение.

2. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят.

3. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами.

4. Выполни схему предложения.


Делай так:

Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.





Сильный ветер сорвал листья с деревьев и разметал их по дороге.










Безударная гласная в корне, непроверяемая ударением (слова из «Словаря»)


1. Прочитай слово.

2. Найди его в «Словаре».

3.Напиши слово 3 раза, поставь ударение.

4. Подчеркни букву, которую нужно запомнить.




Делай так: ягода, ягода, ягода



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!