Памятка для работы над ошибками.
Заглавная буква в начале предложения.
Напиши это предложение. Подчеркни заглавную букву.
ПРИМЕР: Осенью птицы улетают в тёплые края.
2. Заглавная буква в имени собственном.
Напиши это слово и придумай ещё два слова. Подчеркни орфограмму.
ПРИМЕР: Анна, Москва, Россия
3. Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ.
Напиши это слово и придумай ещё два слова. Подчеркни орфограмму.
ПРИМЕР: малыши, шишки, шило
чашка, часто, чайник
4. Сочетания –ОРО-, -ОЛО-, -ЧК-, -ЧН-, -ЧТ-, -НЧ-, -НЩ-, -ЩН-РЧ-РЩ.
Напиши это слово и придумай ещё два слова. Подчеркни орфограмму.
ПРИМЕР: тучка, кочка, ночка
молоко, колокол, потолок
5. Удвоенная согласная.
Напиши это слово и придумай ещё два слова. Подчеркни орфограмму.
ПРИМЕР: класс, телеграмма, касса
6. Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.
Напиши проверяемое слово, затем проверочное. Выдели корень. Поставь ударение. Подчеркни орфограмму (сильную позицию – двумя чертами, слабую - одной).
ПРИМЕР: моря- море
7. Словарные слова.
Выпиши слово с ошибкой. Пропиши его три – четыре раза. Подчеркни орфограмму.
ПРИМЕР: малина, малина, малина, малина
8. Парные звонкие и глухие согласные ( б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с).
Напиши проверяемое слово, затем проверочное. Подчеркни орфограмму (сильную позицию – двумя чертами, слабую - одной).
ПРИМЕР: сугроб - сугробы
ложка - ложечка
9. Непроизносимая согласная.
Напиши проверяемое слово, затем проверочное. Подчеркни орфограмму (сильную позицию – двумя чертами, слабую - одной).
ПРИМЕР: честный-честь
сердце – сердечный
местный – место
10. Предлоги со словами.
Напиши слово с предлогом. Докажи раздельное написание с предлогом. Подчеркни предлог.
ПРИМЕР: у дома, (у какого?) дома, у большого дома
11. Мягкий знак - показатель мягкости согласных.
Напиши это слово. Придумай ещё 2-3 примера на это правило. Подчеркни орфограмму.
ПРИМЕР: коньки, мальчик, соль
12. Разделительный мягкий знак.
Напиши это слово. Придумай ещё 2-3 примера на это правило. Подчеркни орфограмму и гласную с мягким знаком.
ПРИМЕР: Варенье, обезьяна, вьюга, воробьи
13. Мягкий знак после шипящих в именах существительных.
Напиши слово. Определи род. Придумай ещё 2-3 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
ж.р. ж.р. ж.р. м.р.
ПРИМЕР: мышь, речь, ночь, врач
14. Мягкий знак в глаголах ТСЯ ТЬСЯ
Выпиши глагол. Задай вопрос. Подчеркни орфограмму.
ПРИМЕР: купается (что делает?)
купаться (что делать?)
15. Разделительный твёрдый знак.
Напиши слово, выдели приставку, подчеркни гласную, выдели орфограмму. Придумай еще 2-3 слова на данное правило.
ПРИМЕР: съел, подъезд, съёмка, объяснение.
16. Перенос слова.
Напиши слово и раздели его для переноса.
ПРИМЕР: клубника – клуб- ни-ка; семья, се-мья.
17. Пропуск, замена букв.
Напиши это слово, раздели его на слоги, подчеркни гласные. Напиши строчку этого слова.
ПРИМЕР: де׀ре׀во, де׀ре׀во, де׀ре׀во
18. Правописание приставок со словами.
Напиши слово. Выдели приставку.
ПРИМЕР: Налетел, побежал, отдал.
19. Безударная гласная в приставке.
Напиши это слово образуй ещё 2-3 слова с этой приставкой. Выдели приставку и корень. Подчеркни орфограмму.
ПРИМЕР: побежал, посмотрел, поехал
20. Не с глаголами.
Напиши глагол с «НЕ» и придумай ещё 2-3 слова. Подчеркни частицу «НЕ».
ПРИМЕР: не бегал, не смотрел, не принёс
21. Ошибки на определение главных и второстепенных членов предложения.
Выпиши предложение, подчеркни главные члены предложения.
ПРИМЕР: В саду росли красивые цветы.
22. Запятая при однородных членах предложения.
Выпиши предложение, поставь запятые между однородными членами предложения. Подчеркни однородные члены предложения.
ПРИМЕР: В саду поспели яблоки, груши, сливы.
23. Правописание падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения.
Выпиши слово, определи склонение, падеж, выдели окончание.
ПРИМЕР: в тетради - 3 скл., П.п.
24. Правописание падежных окончаний имён прилагательных.
Выпиши имя сущ., задай от него вопрос к имени прил., определи число, род (у им. прил. в ед. ч.)
и падеж, выдели окончание.
ПРИМЕР: В лесу (каком?) сосновом – ед.ч., м.р. П.п..
25. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.
Выпиши глагол, поставь его в неопределённую форму, посмотри, не относится ли этот глагол к глаголам исключениям. Определи спряжение, выдели окончание..
ПРИМЕР: Дружит – дружить, 2 спр..
26. Правописание глаголов в прошедшем времени.
Выпиши глагол, поставь его в неопределённую форму; посмотри, какой суффикс стоит перед ТЬ. Тот же суффикс будет и перед Л. Подчеркни.
ПРИМЕР: Слушал – слушать.
27. Грамматическое задание.
Посмотри, где допущена ошибка. Прочитай задание еще раз и выполни его верно.
Виды разборов.
1.Фонетический или звуко- буквенный разбор.
Гласные звуки: а э о ы у и
Согласные:
Звонкие: л м н р й б в г д ж з
Глухие: п ф к т ш с х ц ч щ
парные
Всегда твёрдые: ж ш ц
Всегда мягкие: й ч щ
П РИМЕР:
Мо׀ря - 2 сл. [мар’а]
м - [ м] - согл., зв., непарн., мягк., пар.
о - [ а ] – гл., безуд.
р - [ р’] – согл., зв., непарн., мягк., пар.
я - [ а ] – гл.,уд.
4 б., 4 зв.
2. Морфемный разбор, или разбор слова по составу.
Найди:
ОКОНЧАНИЕ, изменив форму слова;
ОСНОВУ
КОРЕНЬ, подобрав однокоренные слова;
ПРИСТАВК, подобрав однокоренные слова ;
С УФФИКС, подобрав однокоренные слова.
П РИМЕР: Проводники
3.Морфологический разбор, или разбор слова как часть речи.
Н.ф.- начальная форма
п.п.- постоянные признаки (НЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ)
н.п.- непостоянные признаки (ИЗМЕНЯЮТСЯ)
ПРИМЕР:
Маленький скворец3 выпал3 из гнезда. Коля принёс больного3 птенца в дом.
1) скворец3 ( кто?) – сущ.
2) Н.ф.- ( кто?) скворец;
п.п. – одуш., нариц., м.р.,2 скл.;
н.п. – ед.ч., И.п.;
3) Подлежащее.
1) больного3 (какого?) – прил.
2) Н.ф. – (какой?) больной;
п.п. нет
н.п. - ед.ч., м. р., В.п.;
3) Второстепенный чл. предл.
1) выпал3 ( что сделал?) – глаг.,
2) Н.ф. – (что сделать?) – выпасть;
п.п. – 1 спр.;
н.п. –П. в., ед. ч., м. р.;
3) Сказуемое.