СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятка для грамматических разборов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Памятки включают в себя все виды основных грамматических разборов по русскому языку в начальной школе: фонетический (звуко-буквенный анализ), морфемный (разбор по составу слова), морфологический (разбор частей речи) и синтаксический (разбор по членам предложения).

Просмотр содержимого документа
«Памятка для грамматических разборов»


Памятка по русскому языку


  1. Фонетика


В русском алфавите 33 буквы


ХАРАКТЕРИСТИКА ГЛАСНЫХ

Гласных букв 10: а, о, у, ы, э, ю, ё, е, и, я.

Гласных звуков 6: [а],[о],[у],[ы],[э],[и].

а, о, у, ы, э - обозначают твердость согласных звуков.

я, ё, е, ю, и – обозначают мягкость согласных звуков.

Буквы я, е, ю, ё обозначают два звука [йа],[йо],[йу],[йэ], когда стоят:

  1. в начале слова (яма – [й’ама])

  2. после гласной (поют - [пой’ут])

  3. после разделительных Ь и Ъ (съемка - [с’й’омка])


ХАРАКТЕРИСТИКА СОГЛАСНЫХ

Согласных букв 21: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.

Согласных звуков 36: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [к], [к’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [р], [р’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’].

Всегда твердые звуки: [ж], [ш], [ц]

Всегда мягкие звуки: [й’], [ч’], [щ’]


ПАРНЫЕ ПО ЗВОНКОСТИ-ГЛУХОСТИ:

Звонкие – б, в, г, д, ж, з

Глухие – п, ф, к, т, ш, с

Непарные звонкие (сонорные) – л, м, н, р, й

Непарные глухие – х, ц, ч, щ

Ъ и Ь – не обозначают никаких звуков, не относятся ни к гласным, ни к согласным.


СХЕМА ЗВУКО-БУКВЕННОГО АНАЛИЗА

Схе-ма – 2 слога, 5 букв, 5 звуков, 3 согл., 2 гл.

с – [с] – согл., тверд., парн., глухой

х – [х’] – согл., мягк., непарн., глухой

е – [э] – гласн.

м – [м] – согл., тверд., непарн., звонк.

а – [а] – гласн.




2 Схема разборов частей речи


СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ (предмет, кто? что?)

  1. Часть речи

  2. Начальная форма (и.п., ед. ч.)

  3. Собственное или нарицательное

  4. Одушевленное или неодушевленное

  5. Склонение

  6. Род

  7. Число

  8. Падеж

  9. Член предложения

Пример: В саду поспели груши.

В саду – сущ., сад, нариц., неодуш., 2 скл., м.р., в ед.ч., в П.п., обстоятельство.


ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

(признак предмета, какой? какая? какое? какие?)

  1. Часть речи

  2. Начальная форма (И.п., ед. ч., м. р.)

  3. Род

  4. Число

  5. Падеж

  6. Член предложения

Пример: Мы шли по глубокому снегу.

По глубокому (снегу) – прил., глубокий, в м.р., в ед.ч., в Д.п., определение.


ГЛАГОЛ (действие предмета, что делать? что сделать?)
  1. Часть речи

  2. Начальная форма (неопределенная форма)

  3. Спряжение

  4. Число

  5. Время (если есть)

  6. Лицо (если есть) (в настоящем и будущем времени)

  7. Род (если есть) (в прошедшем времени, в единственном числе)

  8. Член предложения

Пример: Мы зашли к своему другу.

Зашли – глаг., зайти, 1 спр., во мн.ч., в пр.вр., сказуемое.









3 Состав слова

- значимые части слова, основа слова.

  • изменяемая часть слова.


ПОРЯДОК РАЗБОРА СЛОВА ПО СОСТАВУ
  1. Прочитай слово. Измени его по вопросам. Выдели окончание и основу.

  2. Подбери несколько родственных слов. Выдели корень

  3. Выдели приставку

  4. Выдели суффикс

Пример: садовник, выдумка, забежал, читает, веселенький



4 Предложение. Члены предложения

ГЛАВНЫЕ:

  1. подлежащие (кто? что?)

  2. сказуемое (что делает? что сделает?)

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ:

  1. дополнение (кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чем?) вопросы косвенных падежей

  2. определение (какой? какая? какое? какие? чей?)

  3. обстоятельство (где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как?)


Характеристика предложения:

    1. по количеству основ (простое или сложное)

    2. по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное)

    3. по интонации (восклицательное, невосклицательное)

    4. по наличию второстепенных членов предложения (распространённое, нераспространённое)



Пример разбора предложения:

После теплых дождей в лесу пошли грибы. (простое, повествовательное, невосклицательное, распространенное)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!