СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«память, застывшая в граните…»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: воспитание чувства патриотизма, уважения к истории и людям, участвовавшим в Великой Отечественной войне.

Задачи:

  • расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны;
  • воспитывать уважение к пожилым людям: ветеранам войны, труженикам тыла – участникам Великой Победы;
  • сохранить память о героях, погибших в Великой Отечественной войне

Просмотр содержимого документа
««память, застывшая в граните…»»

«ПАМЯТЬ, ЗАСТЫВШАЯ В ГРАНИТЕ…»


Цель: воспитание чувства патриотизма, уважения к истории и людям, участвовавшим в Великой Отечественной войне.

Задачи:

  • расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны;

  • воспитывать уважение к пожилым людям: ветеранам войны, труженикам тыла – участникам Великой Победы;

  • сохранить память о героях, погибших в Великой Отечественной войне


Ученик 1


Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края, страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же – о них помнят. И эта память передается из поколения в поколение и не дает померкнуть далеким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашистской Германии.


9 мая 2020 года исполняется 75 лет со дня Победы нашей страны в Великой Отечественной войне. 75 лет – это много или мало? Это очень много, но для тех, кто воевал, кто выстоял, выжил – это было как будто вчера. В их памяти навсегда остались дни, которые складывались в месяцы,  годы - годы ужаса, страха за близких, постоянного голода, неизвестности и борьбы.


Ученик 2


1418 дней беспримерного народного подвига. 1418 дней крови и смертей, боли и горечи утрат, гибели лучших сыновей и дочерей России. Враг, вероломно напавший на нашу страну, продвигался на восток. Наши войска несли тяжелые потери…Война прошла по Советскому Союзу через каждую семью, через каждую судьбу, четко разделив всех нас на фронт и тыл.


Она вошла в жизнь нашего народа ненавистным воем вражеских бомб, разрушенными городами и селами, миллионами убитых на фронтах, угнанных в рабство, замученных в лагерях смерти. На защиту Родины становился весь наш народ. В сердце каждого закипала ненависть к врагу. Не унывали наши защитники, проявляя героизм и храбрость, поддерживали друг друга в дни тяжелых испытаний. Тогда и рождались русские пословицы «Родина – мать, умей за нее постоять».


К сожалению, с каждым годом все меньше и меньше ветеранов могут отмечать этот праздник. Но нам, их потомкам, нельзя забывать имена тех, кто отдал жизни, или свой труд, свое здоровье, свою молодость за то, чтобы мы сейчас могли жить в своей стране свободными людьми, а не рабами. «Человек жив до тех пор, пока хоть кто-то о нем помнит». Нельзя забывать те годы. Страшные, голодные, с ужасными бомбежками и тяжелыми вестями.


Ученик 3

Память! Память!

Ты же можешь, ты же должна

Стрелки на мгновенье повернуть

Мы хотим не просто вспомнить имена

Мы хотим в глаза им заглянуть.

Библиотекарь:

Мало осталось людей, которые воевали в рядах Советской Армии или ковали Победу всем миром в тылу. А о тех, кого уже нет, нам всегда напоминают памятники, которых насчитываются десятки тысяч по всей территории бывшего СССР. Сегодня мы расскажем вам о некоторых из них.


Итак, обратите внимание на экран.


Ученик 4


  1. Мемориальный комплекс "Брестская крепость-герой"

Брестская крепость была построена в 30-е – начале 40-х годов XIX века у пересечения рек Западный Буг и Мухавец на месте старого Бреста. Во время строительства весь город был перемещен на новую территорию восточнее цитадели.

Крепость размещалась на 4 островах, образованных рукавами рек Мухавец и Западный Буг и системой каналов.

В центре крепости расположена Цитадель, или Центральное укрепление, которое мостами связано с 3 искусственными островными укреплениями. 

Архитектурный центр Цитадели – гарнизонная Николаевская церковь, построенная в 1851–76 гг.

Общая площадь крепости составляет около 4 квадратных километров.

С августа 1915 года и до конца Первой мировой войны Брестская крепость была занята германскими войсками. В 1921 году по условиям Рижского мирного договора отошла к Польше, в составе которой находилась до 1939 года.

В 1939 г. Брестская крепость была передана Советскому Союзу.

Библиотекарь:

22 июня 1941 года гарнизон крепости принял первые удары немецко-фашистских захватчиков и более месяца держал оборону в полном окружении. В послевоенное время за мужество и героизм, проявленные защитниками крепости во время ее обороны, цитадель получила почетное звание "Крепость-герой".

Ученик 5


Казалось, было холодно цветам,
И от росы они поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
всего каких-то пять минут осталось! 

Видеоролик «Брестская крепость»

Ученик 6



Для народа Беларуси Брестская крепость является выдающимся символом сопротивления во время Великой Отечественной войны.

После войны крепость не была полностью восстановлена. На ее территории для увековечения подвига защитников в 1969–71 годах создан мемориальный комплекс.

Слайды с фотографиями комплекса (№1,2,3)

Архитектурно-скульптурный ансамбль мемориала включает в себя главный монумент  "Мужество", штык-обелиск, скульптурную композицию "Жажда", площадь Церемониалов, 3 ряда мемориальных плит с захоронениями погибших, руины и уцелевшие сооружения крепости, музей.

Мемориал начинается с монументального главного входа в виде огромной звезды, прорезанной в бетонном блоке. Здесь звучит песня А. Александрова "Священная война" и правительственное сообщение о нападении на Советский Союз войск немецко-фашистской Германии.

Композиционный центр ансамбля – монумент "Мужество", погрудная скульптура воина высотой 33,5 м, на обратной стороне которой расположены рельефные композиции, рассказывающие об отдельных эпизодах героической обороны крепости.

100-метровый обелиск "Штык" виден из любой точки крепости и связан с основным монументом "Мужество" 3 рядами надгробных плит. Известны имена только 216 из 850 захороненных здесь защитников крепости.

Скульптурная композиция "Жажда" изображает советского солдата, который, опираясь на автомат, из последних сил пытается дотянуться до реки и зачерпнуть каской воды. Памятник посвящен мужеству защитников крепости, которые без еды и питья на протяжении многих дней держали оборону.

Основной частью мемориала является площадь Церемониалов, где проходят массовые торжества.

Перед руинами бывшего инженерного управления горит Вечный огонь.


Слайд № 4 ТЫЛ-ФРОНТУ


Ученик 7


2.МОНУМЕНТ «ТЫЛ-ФРОНТУ» (Магнитогорск).


Это первая часть триптиха монументов, среди которых «Родина-мать зовет» в Волгограде и «Воин-освободитель» в Берлине.

По задумке авторов, меч, выкованный тружениками тыла на Урале, поднимает Родина-мать на Мамаевом кургане, а уже опускает его после победы солдат в Берлине. Памятник расположен на холме, его высота 15 метров.



Слайд № 5 «Родина-мать зовет»


Ученик 8


3. ПАМЯТНИК – АНСАМБЛЬ «ГЕРОЯМ СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЫ»

(Мамаев курган, Волгоград).


Самый известный мемориал, посвященный Великой Отечественной войне, величественный и символичный. Его строили 8,5 лет: с 1959 по 1967. Главный архитектор — Евгений Вучетич.

От подножия к вершине кургана ведут 200 ступеней. Это число выбрано неслучайно: именно столько дней длилась Сталинградская битва, положившая конец наступлению фашистских войск.

К середине лета 1942 г. сражения Великой Отечественной войны добрались и до Волги.

Целью Германии было овладение промышленным Сталинградом, предприятия в котором выпускали военную продукцию, которая была необходима; получение доступа к Волге, откуда можно было попасть в Каспийское море, на Кавказ, где добывалась необходимая для фронта нефть.

Ученик 1

Этот план Гитлер хотел осуществить всего за неделю при помощи 6-й полевой армии Паулюса. В неё входило 13 дивизий, где насчитывалось около 270 000 чел., 3 тыс. орудий и около пятисот танков. Сложность также состояла в том, что наша сторона испытывала нехватку боеприпасов.

Началом Сталинградской битвы можно считать 17 июля, когда передовые отряды 62-й и 64-й армий Сталинградского фронта встретились с отрядами 6-й немецкой армии. Всю вторую половину лета у Сталинграда шли ожесточённые бои.

23 августа 1942 г. немецкие танки подошли к Сталинграду. С этого дня фашистская авиация стала систематически бомбить город. На земле также не затихали сражения. Просто жить в городе было нельзя – нужно было бороться, чтобы победить. Фашисты всё больше усиливали атаку. В штурме Сталинграда участвовало почти 500 танков, немецкая авиация сбросила на город около 1 млн. бомб.

Ученик 2

Мужество сталинградцев не имело себе равных. Много европейских стран завоевали немцы. Порой им нужно было лишь 2-3 недели, чтобы захватить всю страну. В Сталинграде же ситуация была иная. Фашистам требовались недели, чтобы захватить один дом, одну улицу.

9 ноября войска Юго-Западного фронта под командованием генерала Н.Ф. Ватутина и Донского фронта под командованием генерала К.К. Рокоссовского перешли в наступление. Им удалось окружить противника, несмотря на сопротивление. Также в ходе наступления было взято в плен пять и разгромлено семь вражеских дивизий. 

Видеоролик №1 «Волгоград-Сталинград»

Значение Сталинградской битвы трудно переоценить. Великая битва, закончившаяся окружением, разгромом и пленением отборной вражеской группировки, внесла огромный вклад в достижение коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и оказала серьёзное влияние на дальнейший ход всей 2-й мировой войны.


Видеоролик №2 «Мамаев курган»


Слайд № 6 Музей-заповедник «Прохоровское поле»

Ученик 3


4. МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК «ПРОХОРОВСКОЕ ПОЛЕ»

 (Белгородская область, п. Прохоровка.)


Окрестности железнодорожной станции Прохоровки 12 июля 1943 стали местом самого крупного в истории танкового боя.

В бою сражались более 1500 танков Красной Армии и фашистских захватчиков. Этот бой переломил ход Курской битвы и войны в целом.


12 июля 1943 года состоялось крупнейшее танковое сражение Второй мировой войны. Сражение под Прохоровкой стало кульминацией грандиозной стратегической операции, вошедшей в историю, как Курская битва, которая явилась решающей в обеспечении коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.

Видеоролик № 3 «Бой под Прохоровкой»



Слайд № 7 Памятник Солдату и Матросу

Ученик 4



5.ПАМЯТНИК СОДАТУ И МАТРОСУ - напоминает, ныне живущим, об одном из самых кровавых событий Второй мировой - освобождению Севастополя в 1944 году от фашистских захватчиков. Севастополь был самым значимым плацдармом для немцев и удержать его, они готовы были любой ценой. Наравне с немецкими фашистами, сражались здесь и остатки армии Власова и 7 Румынских дивизий. К концу апреля 1944 года надежда удержать Крым и в частности, Севастополь полностью угасла, и началось массовое бегство противника с полуострова.

Около 40 тысяч фашистов пытались безуспешно спастись морем но были затоплены Советской авиацией в Черном море, в 3-5 км от берега. Около 85% Румынско- Немецкого флота, базирующегося в Крыму, было затоплено. 8-го мая 1944 года, спасаясь от советской армии, фашисты бросались в море и пытались вплавь добраться в Турцию или Румынию. Но шансы на спасение были равны 0. К 9-му мая весь Севастопольский пролив был усеян трупами и небольшие очаги сопротивления уничтожались полностью. К полудню, того же дня, на флагштоке, над Графской пристанью, замаячила вместо флага- тельняшка и бескозырка черноморских моряков, а уже ближе к вечеру- по всему городу развевались красные флаги.

После освобождения Севастополя, началась его реконструкция и восстановление. Продолжались эти мероприятия, практически до середины 60-х годов прошлого века.

Ученик 5

Местом возведения монумента выбрали- мыс Хрустальный, по причине его хорошего обзора, практически с любой точки. По замыслу архитекторов, это должен был быть комплекс включающий в себя парковую зону, музей истории обороны, освобождения Севастополя, монумент и вечный огонь. К самому строительству смогли приступить лишь в 1981 году.

C середины 1983 года начали возводить пьедестал, под памятник Матроса и Солдата. Решили объединить два рода войск в одном монументе. Авторами этой монументальной экспозиции стали - С. Войцеховский и В Клиник. В 2006 году памятник Солдату и Матросу был завершен практически полностью. Высота памятника, после укладки плитки, составила- 41 метр. Вокруг памятника были высажены газоны и обустроены вымощенные плиткой дорожки и площадь для проведения торжеств. Но музейный комплекс достроен так и не был.

Слайд №8 Мемориал "Хатынь"

Ученик 6



6.МЕМОРИАЛ «ХАТЫНЬ»

Мемориал "Хатынь"  дань памяти около 3 млн белорусов, погибшим во время Великой Отечественной войны. Он расположен в 54 км на северо-восток от Минска в Логойском районе Минской области.

До рокового дня 1943 года Хатынь была обычной мирной белорусской деревней, насчитывающей 26 дворов. Утром 22 марта в 6 километрах от нее партизаны обстреляли немецкую автоколонну. В перестрелке погиб немецкий офицер. Вскоре после этого Хатынь окружили каратели.

Видеоролик № 4 о «Хатыне»

История Хатыни не уникальна. Во время Второй мировой войны были сожжены заживо жители 628 белорусских деревень186 из них так и не были восстановлены.

Хатынь стала символом трагедии белорусского народа. В 1969 году в память о всех погибших белорусах на месте бывшей деревни был открыт мемориал.

Мемориальный комплекс "Хатынь" – трагическое напоминание об ужасах войны. Это одно из наиболее почитаемых мест в Беларуси.

Мемориал повторяет планировку погибшей деревни.

В центре комплекса расположена 6-метровая бронзовая скульптура "Непокоренный". Образ мужчины с мертвым мальчиком на руках создан в память об Иосифе Каминском и его сыне.

Черная плита-крыша отмечает место, где находился амбар, в котором сожгли жителей Хатыни. Рядом их братская могила, на которой расположен символический венок памяти со словами наказа мертвых к живым.

Ученик 7

На месте каждого из 26 сожженных домов – памятник-сруб, внутри которого обелиск в виде печной трубы с колоколом. Колокола звонят каждый час. На каждом обелиске – доска с именами сожженных жителей дома.

За домами-памятниками – Кладбище деревень. Сюда из 185 сожженных деревень, которые так и не возродились, были привезены урны с землей, и создано символическое кладбище.

Рядом с Кладбищем деревень – Стена Скорби, железобетонный блок с нишами, в которых находятся мемориальные плиты с названием 66 крупнейших лагерей смерти и мест массовой гибели людей.

Завершает мемориал площадь Памяти, в центре которой растут 3 березы, символизирующие жизнь, на месте четвертой – Вечный огонь, символ погибших в годы войны жителей Беларуси. Рядом Дерево жизни со списком 433 деревень, сожженных оккупантами и возрожденных после войны.

В последние годы здесь открылись небольшой музей и фотовыставка.

Ученик 8



7.МЕМОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС В ТРЕПТОВ-ПАРКЕ

Солдата из Трептов-парка знает весь мир. Но не всем известно, что у бронзового воина есть конкретный про­тотип. Это человек, который всю войну геройски сра­жался против немецко-фашистских захватчиков. После войны, вглядываясь в изображение памятника на мно­гочисленных фотографиях и рисунках, он, конечно, не думал, что именно его подвиг вдохновил скульптора. Только в 1965 г. Маршал Советского Союза В. И. Чуй­ков в своих воспоминаниях «Конец третьего рейха», опубликованных в журнале «Октябрь», назвал имя сол­дата, чей образ запечатлен в монументе: гвардии стар­ший сержант, знаменщик 220-го гвардейского полка Николай Иванович Масалов.

Он прошел трудный боевой путь. После Сталинградской битвы полк, в кото­ром служил Н. И. Масалов, получил гвардейское зна­мя.

Летом 1943 г. Н. И. Масалов стал командиром отде­ления, а перед операцией «Висла—Одер» был назна­чен знаменщиком полка. Физически сильный, сметли­вый и расторопный, гвардии сержант Николай Масалов пронес гвардейское знамя до Одера, шел с ним на штурм Зееловских высот. Он донес его до Берлина.

Накануне штурма рейхстага состоялось партийное собрание. Оно навсегда запомнилось Николаю Масалову. Это собрание запом­нилось всем коммунистам тем неожиданным разгово­ром, который повел замполит. Он говорил не о фа­шизме, а о немецком народе, о Германии — родине многих великих гуманистов, писателей, композиторов, ученых, о Берлине — городе с большими исторически­ми и культурными традициями, говорил о советских воинах, призванных освободить немецкий народ от фа­шизма.

Библиотекарь:

За час до начала штурма берлинского района Тиргартен полк занял позиции у Ландвер-канала. Вдруг в напряженной, словно бы предгрозовой тишине послы­шался детский голос, с отчаянием звавший:

— Мутти, мутти!

— Мать зовет...— сказал кто-то из солдат.

— Это под мостом,— услышал замполит хриплый го­лос Масалова.

— Ты уверен?

— Да, под мостом,— повторил Николай,— я пример­но знаю, где. Разрешите?

Секунду поколебавшись, майор приказал:

— Иди!

Впереди была безлюдная площадь, которая простре­ливалась справа и слева, под буграми и трещинами ас­фальта могли быть мины. Масалов медленно пополз. Он пересек площадь, укрылся за выступом бетониро­ванного барьера вдоль канала, замер. Собравшись с силами, Николай быстро перелез через барьер. Справа короткими прицельными очередями застрочил немец­кий крупнокалиберный пулемет, второй, третий. Затем пу­леметы смолкли, неслышно стало и ребенка. Неужели все напрасно?

Пулеметчики прекратили стрельбу, потеряв Масало­ва из виду. Он успел скрыться под мостом через ка­нал, там, откуда слышался плач. Николай увидел уби­тую молодую женщину, рядом с ней лежал узелок с одеждой. По ранам на ее спине Масалов понял, что произошло. Видимо, женщина бежала из фашистского логова, и эсесовцы стреляли ей в спину. К убитой ма­тери припала плачущая девочка лет трех, в белом платьице в горошек.

Ученик 1:

Тянулась к солнцу дыма тень,

Чертою черной бесконечной.

Горели камни мостовых.

Металл корежился в пожаре.

И в узких щелях земляных

Мы задыхались все в угаре.

Среди горящих головней

Среди обугленных развалин

То звали матери детей,

То дети матерей искали.


Библиотекарь:

Масалов взял девочку на руки, она тут же смолкла.

Десять минут солдаты ждали своего товарища. Затем не­сколько из них, не сговариваясь, приготовились к брос­ку— на помощь Николаю. И тут услышали его голос:

-Я с ребенком! Прикройте огнем. Пулемет справа на балконе дома с колоннами.

Как раз в этот момент командующий артиллерией генерал Пожарский дал команду:

- Огонь!

Началась артподготовка. Николай Масалов распря­мился и, четко печатая шаг, как привык ходить со зна­менем, прошел через площадь с девочкой на руках.

Библиотекарь:

Казалось, весь фронт салютует подвигу русского сол­дата.

А через несколько недель в полк приехал скульп­тор Е. В. Вучетич и сразу же разыскал Масалова. Сде­лав с него несколько набросков, распрощался, и вряд ли тот понял, зачем он понадобился скульптору.

Библиотекарь:

Нет, не случайно искал Е. В. Вучетич сибиряка-сержанта. Вот что рассказал он писателю И. Г. Падерину:



«…я вспомнил о подвигах советских воинов, которые в дни штурма Берлина выносили из зоны огня немецких детей. Сильные, красивые богатыри земли русской!

Метнулся в Берлин, побывал в гостях у советских солдат, встречался с героями, сделал зарисовки, сот­ни фотографий — и вызрело новое, свое решение: солдат с ребенком на груди. Вылепил фигуру воина метровой высоты. Под ногами фашистская свастика, в правой руке автомат, левая придерживает трехлет­нюю девочку.

Когда И.В.Сталин, лично посмотрев эскиз скульптуры, предложил:

«Вот этого солдата мы и поставим в центре Бер­лина на высоком могильном холме.— Помолчал, ожи­дая возражений, раскурил трубку.— Так и порешили. Пусть этот великан в бронзе, победитель, несет на сво­ей груди девочку — светлые надежды народа, осво­божденного от фашизма...»

Потом обратился ко мне:

Только, знаете, Вучетич, автомат в руке солдата надо заменить чем-то другим. Автомат — утилитарный предмет нашего времени, а памятник будет стоять в веках. Дайте ему в руку что-то более символичное. Ну, скажем, меч. Увесистый, солидный. Этим мечом солдат разрубил фашистскую свастику. Меч опущен, но горе будет тому, кто вынудит богатыря поднять этот меч. Согласны?»

Ученик 2



Слайды №9

Внутри постамента находится круглый памятный зал. Стены зала украшены мозаичным панно (художник А. А. Горпенко). На панно изображены представители разных народов, возлагающие венки на могилу советских воинов. Над их головами на русском и немецком языках написано: «Ныне все признают, что советский народ своей самоотверженной борьбой спас цивилизацию Европы от фашистских погромщиков. В этом великая заслуга советского народа перед историей человечества» (цитата из доклада И. В. Сталина ).

В центре зала расположен кубический постамент из чёрного полированного камня, на котором стоит золотой ларец с пергаментной книгой в красном сафьяновом переплёте. В книгу вписаны имена героев, павших в боях за Берлин и погребённых в братских могилах.

Купол зала украшает люстра диаметром в 2,5 м из рубинов и хрусталя, воспроизводящая орден «Победа».

Видеоролики: «Памятники Советским воинам в Берлине» и « Трептов –парк в Берлине»



Библиотекарь: На этом мы заканчиваем свой классный час. Надеемся сегодня вы узнали много нужной и полезной информации, ибо мы обязаны помнить о тех, кому мы обязаны сегодня своей жизнью.



10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!