СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Память о Холокосте - путь к толерантности"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект классного часа "Память о Холокосте - путь к толерантности" для учащихся старших классов (коррекционная школа).

Просмотр содержимого документа
«"Память о Холокосте - путь к толерантности"»

КОУ ВО «Краснянская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»









Классный час

«Память о Холокосте - путь к толерантности»





           

Подготовила и провела:

 Любовская Татьяна Ивановна, учитель истории











с. Красное

Классный час «Память Холокоста – путь к толерантности».

Учитель истории Любовская Татьяна Ивановна.

Цель: способствовать формированию чувства уважения, сострадания и

милосердия к жертвам Холокоста

Задачи:

Образовательные:

- познакомить обучающихся   с историческим фактом трагедии Холокоста;

- познакомить учащихся с основными понятиями, связанными с трагедией

Холокоста («геноцид», «национализм», «толерантность»);

- повышать информационную грамотность;

Коррекционно-развивающие:

- развивать познавательные способности по оценке исторических событий;

- развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать материал

Воспитательные:

- воспитывать уважения к людям разных национальностей и

вероисповедания;

- способствовать воспитанию у школьников стремления противостоять

насилию и жестокости.

Форма проведения: классный час.

Оборудование:

- компьютер, мультимедийный проектор, экран;

- записи видео и аудио материалов по теме;

- презентация по теме.

Участники: 8-9 классы (коррекционная школа VIII вида)








«Это - пресечение древа жизни.

Это- гибель корней, а не только веток и листьев.

Это- убийство души и тела народа…

Это - уничтожение нации»

Василий Гроссман (слайд 1).

Ход классного часа:

Звучит аудиозапись музыки Баха «Страсти по Матфею»

Учитель: Наш мир, как и природа, многообразен и именно этим он прекрасен. Его красота в том, что на Земле живут народы и нации, неповторимые в своей культуре, традициях и обычаях. А все мы – люди этой планеты связанны друг с другом видимыми и невидимыми нитями. Быть терпимыми друг к другу, пытаться понять друг друга, не зависимо от национальности – это великое искусство людей и называется оно – толерантность. Государства – члены Организации Объединенных наций объявили 16 ноября Международным днем толерантности. Всегда в этот день люди всех национальностей вспоминают жертв Холокоста. Пожалуй, одним из самых страшных проявлений не толерантного поведения является Холокост. А знаете, что означает слово Холокост? (Ответы учащихся)

Учитель: Слово «Холокост» происходит от греческого holo «целый, весь» и kaustos «горючий, сгоревший», т.е. "всесожжение", "жертвоприношение". Впервые этот термин использовал писатель Эли Везелькак, узник Освенцима и Бухенвальда, как символ газовых камер и крематориев лагерей уничтожения. (слайд 2).

Холокост начался в январе 1933 года. Тогда в Германии пришли к власти нацисты (так называли немцев, которые провозглашали превосходство своей нации над другими) во главе с Адольфом Гитлером. Ими было принято свыше четырёхсот законов, ограничивающие права и свободы евреев. А завершился Холокост фактически 8 мая 1945 года.

1 ученик: Холокост – это преследование и истребление немецкими нацистами еврейского народа.

2 ученик: Холокост – это массовый расстрел невинных мирных людей по одной только причине – принадлежность к еврейскому народу.

3 ученик: Холокост – это слово, равнозначное газовым камерам, печам, сжигающих детей, женщин, стариков (слайд 3).

Учитель: В период между 1933 и 1945 годами во время Холокоста было убито более 11 миллионов мужчин, женщин и детей. Примерно шесть миллионов из них были евреями.

4 ученик:

Зазря слепая злоба погубила

Детей еврейских, женщин и мужчин.

Не перечислить! только в Холокосте

Замучены, убиты, сожжены шесть миллионов.

Их в Европе кости

и души в прах и дым превращены.

Учитель: Еврейские семьи селили в отдельные кварталы “гетто”. Они были обязаны работать по 14-16 часов в сутки. Им запрещалось пользоваться всеми благами: ходить в театры, заниматься торговлей, а главное, что они обязаны носить специальные опознавательные знаки - белую или желтую повязки с шестиконечной звездой Давида. За появление на улице без повязки евреев убивали на месте. А позже стали проводиться операции по ликвидации евреев – часто в считанные дни население целых городов и деревень отправляли в концлагеря, где совершался геноцид против евреев. Как вы понимаете слово «геноцид»? (Ответы учащихся).

Учитель: Геноцид – это действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы путем убийства членов этой группы (слайд 4).

1 ученик: Самые крупные лагеря смерти были в Польше… Их оборудовали газовыми камерами и печами для сжигания трупов – крематориями. Когда газа для уничтожения не хватало, маленьких детей живыми бросали в печи крематориев. В лагере Освенциме за один день подобным образом убивали 12 тысяч человек (слайд 5).

Учитель: Символом трагедии евреев в Советском Союзе стал Бабий Яр. Бабий Яр - большой овраг в западной части Киева. За два дня массовых казней там было убито около 35000 человек. Людей группами по 30-40 человек палачи с собаками гнали на край глубокого оврага и в упор расстреливали. Тела падали с обрыва. После того как ров заполнялся двумя-тремя слоями трупов, их присыпали землёй (слайд 6).

Учитель: Я предлагаю вам послушайте аудиозапись стихотворения поэта

Мусы Джалиля «Варварство», который сам был пленником концлагеря

(слайд 7).

Они с детьми погнали матерей

И яму рыть заставили, а сами

Они стояли, кучка дикарей,

И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд

Бессильных женщин, худеньких ребят.

Пришел хмельной майор и медными глазами

Окинул обреченных... Мутный дождь

Гудел в листве соседних рощ

Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас

Он обезумел. Гневно бушевала

Его листва. Сгущалась мгла вокруг.

Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,

Он падал, издавая вздох.

Детей внезапно охватил испуг,

Прижались к матерям, цепляясь за подолы.

И выстрела раздался резкий звук,

Прервав проклятье,

Что вырвалось у женщины одной.

Ребенок, мальчуган больной,

Головку спрятал в складках платья

Еще не старой женщины. Она

Смотрела, ужаса полна.

Как не лишиться ей рассудка!

Все понял, понял все малютка.

- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! -

Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.

Дитя, что ей всего дороже,

Нагнувшись, подняла двумя руками мать,

Прижала к сердцу, против дула прямо...

- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!

Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? -

И хочет вырваться из рук ребенок,

И страшен плач, и голос тонок,

И в сердце он вонзается, как нож.

- Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.

Закрой глаза, но голову не прячь,

Чтобы тебя живым не закопал палач.

Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно

И он закрыл глаза. И заалела кровь,

По шее лентой красной извиваясь.

Две жизни наземь падают, сливаясь,

Две жизни и одна любовь!

Учитель: В те времена в разных странах к евреям относились по-разному - от безразличия до враждебности. Большинство равнодушно наблюдало за тем, как их бывших соседей арестовывали и убивали. Были такие, которые сотрудничали с нацистами. Но и в том жестоком мире оставались еще чистые люди. Именно эти немногие с удивительным мужеством сохраняли лучшие человеческие качества.

2 ученик: Сотни людей разных национальностей, происхождения, вероисповеданий, несмотря на опасность, протянули руку помощи еврейскому народу. Они не думали о смерти, которая им грозила, они не думали о славе и доброй памяти, которая возможно ждет их впереди, они просто спасали тех, кому реально смерть смотрела в глаза. Этих людей впоследствии назвали Праведниками народов мира (слайд 8).

3 ученик: Присвоение звания Праведник народов мира - это дань уважения людям, вставшим на защиту евреев во времена их преследований. Звание Праведник народов мира означает победу добра над силами зла.

4 ученик: Кто- то спас тысячи людей, а кто- то одного человека, но и одна спасенная жизнь достойна того, чтобы назвать человека праведником мира. Например, польская активистка Ирена Сендлер и её товарищи вывезли из гетто 2 500 детей. В 1965 году израильский музей Холокоста «Яд ва-Шем» присудил Ирене Сендлер звание Праведника народов мира (слайд 9).

Учитель: Эти люди не думали о себе. Они просто спасали других.

1 ученик:

Они сейчас, наверное, в раю,

Кто этот мир от зла спасти старался,

Путь, заслоняя к жертве палачу,

До разума пытался достучаться.

2 ученик:

Их голос возносился над толпой,

Деяния угодны были Богу!

Навек остались в памяти людской...

Спасители великого народа! (Наира Багдасарова «Праведникам мира»)

Учитель: Почему проблема Холокоста сегодня столь актуальна в обществе? Почему, говоря о толерантности сегодня, мы вспоминаем события тех лет? Что может произойти, если мы забудем и не сохраним память о Холокосте? (Ответы детей).

Учитель: Холокост – величайшая трагедия еврейского народа. Пострадали многие ни в чем неповинные люди, и мы должны помнить об этом, т.к. сегодня ещё страдают и даже погибают люди от того, что они другой национальности, религии. Мы обязаны не просто помнить о прошлом, но и четко осознавать, какие угрозы современному миру несут межнациональная рознь, расовая нетерпимость и пренебрежение к человеческому достоинству. Это не только оскорбляет память павших, но и фактически открывает путь для возрождения человеконенавистнических теорий, порождает недоверие во взаимоотношениях между народами.

Каждый человек нашей планеты должен делать все возможное, чтобы такое никогда не повторилось. Наш урок - это вклад, пусть совсем небольшой, в достижение этой важнейшей цели. Сегодня вы посмотрели на будущее глазами прошлого.

Спасибо вам за ваше внимание и понимание!

Музыкальна композиция из кинофильма «Список Шиндлера» (слайд10).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!