КОУ ВО «Краснянская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»
Классный час
«Память о Холокосте - путь к толерантности»
Подготовила и провела:
Любовская Татьяна Ивановна, учитель истории
с. Красное
Классный час «Память Холокоста – путь к толерантности».
Учитель истории Любовская Татьяна Ивановна.
Цель: способствовать формированию чувства уважения, сострадания и
милосердия к жертвам Холокоста
Задачи:
Образовательные:
- познакомить обучающихся с историческим фактом трагедии Холокоста;
- познакомить учащихся с основными понятиями, связанными с трагедией
Холокоста («геноцид», «национализм», «толерантность»);
- повышать информационную грамотность;
Коррекционно-развивающие:
- развивать познавательные способности по оценке исторических событий;
- развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать материал
Воспитательные:
- воспитывать уважения к людям разных национальностей и
вероисповедания;
- способствовать воспитанию у школьников стремления противостоять
насилию и жестокости.
Форма проведения: классный час.
Оборудование:
- компьютер, мультимедийный проектор, экран;
- записи видео и аудио материалов по теме;
- презентация по теме.
Участники: 8-9 классы (коррекционная школа VIII вида)
«Это - пресечение древа жизни.
Это- гибель корней, а не только веток и листьев.
Это- убийство души и тела народа…
Это - уничтожение нации»
Василий Гроссман (слайд 1).
Ход классного часа:
Звучит аудиозапись музыки Баха «Страсти по Матфею»
Учитель: Наш мир, как и природа, многообразен и именно этим он прекрасен. Его красота в том, что на Земле живут народы и нации, неповторимые в своей культуре, традициях и обычаях. А все мы – люди этой планеты связанны друг с другом видимыми и невидимыми нитями. Быть терпимыми друг к другу, пытаться понять друг друга, не зависимо от национальности – это великое искусство людей и называется оно – толерантность. Государства – члены Организации Объединенных наций объявили 16 ноября Международным днем толерантности. Всегда в этот день люди всех национальностей вспоминают жертв Холокоста. Пожалуй, одним из самых страшных проявлений не толерантного поведения является Холокост. А знаете, что означает слово Холокост? (Ответы учащихся)
Учитель: Слово «Холокост» происходит от греческого holo «целый, весь» и kaustos «горючий, сгоревший», т.е. "всесожжение", "жертвоприношение". Впервые этот термин использовал писатель Эли Везелькак, узник Освенцима и Бухенвальда, как символ газовых камер и крематориев лагерей уничтожения. (слайд 2).
Холокост начался в январе 1933 года. Тогда в Германии пришли к власти нацисты (так называли немцев, которые провозглашали превосходство своей нации над другими) во главе с Адольфом Гитлером. Ими было принято свыше четырёхсот законов, ограничивающие права и свободы евреев. А завершился Холокост фактически 8 мая 1945 года.
1 ученик: Холокост – это преследование и истребление немецкими нацистами еврейского народа.
2 ученик: Холокост – это массовый расстрел невинных мирных людей по одной только причине – принадлежность к еврейскому народу.
3 ученик: Холокост – это слово, равнозначное газовым камерам, печам, сжигающих детей, женщин, стариков (слайд 3).
Учитель: В период между 1933 и 1945 годами во время Холокоста было убито более 11 миллионов мужчин, женщин и детей. Примерно шесть миллионов из них были евреями.
4 ученик:
Зазря слепая злоба погубила
Детей еврейских, женщин и мужчин.
Не перечислить! только в Холокосте
Замучены, убиты, сожжены шесть миллионов.
Их в Европе кости
и души в прах и дым превращены.
Учитель: Еврейские семьи селили в отдельные кварталы “гетто”. Они были обязаны работать по 14-16 часов в сутки. Им запрещалось пользоваться всеми благами: ходить в театры, заниматься торговлей, а главное, что они обязаны носить специальные опознавательные знаки - белую или желтую повязки с шестиконечной звездой Давида. За появление на улице без повязки евреев убивали на месте. А позже стали проводиться операции по ликвидации евреев – часто в считанные дни население целых городов и деревень отправляли в концлагеря, где совершался геноцид против евреев. Как вы понимаете слово «геноцид»? (Ответы учащихся).
Учитель: Геноцид – это действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы путем убийства членов этой группы (слайд 4).
1 ученик: Самые крупные лагеря смерти были в Польше… Их оборудовали газовыми камерами и печами для сжигания трупов – крематориями. Когда газа для уничтожения не хватало, маленьких детей живыми бросали в печи крематориев. В лагере Освенциме за один день подобным образом убивали 12 тысяч человек (слайд 5).
Учитель: Символом трагедии евреев в Советском Союзе стал Бабий Яр. Бабий Яр - большой овраг в западной части Киева. За два дня массовых казней там было убито около 35000 человек. Людей группами по 30-40 человек палачи с собаками гнали на край глубокого оврага и в упор расстреливали. Тела падали с обрыва. После того как ров заполнялся двумя-тремя слоями трупов, их присыпали землёй (слайд 6).
Учитель: Я предлагаю вам послушайте аудиозапись стихотворения поэта
Мусы Джалиля «Варварство», который сам был пленником концлагеря
(слайд 7).
Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных... Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох.
Детей внезапно охватил испуг,
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! -
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо...
- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? -
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
- Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Учитель: В те времена в разных странах к евреям относились по-разному - от безразличия до враждебности. Большинство равнодушно наблюдало за тем, как их бывших соседей арестовывали и убивали. Были такие, которые сотрудничали с нацистами. Но и в том жестоком мире оставались еще чистые люди. Именно эти немногие с удивительным мужеством сохраняли лучшие человеческие качества.
2 ученик: Сотни людей разных национальностей, происхождения, вероисповеданий, несмотря на опасность, протянули руку помощи еврейскому народу. Они не думали о смерти, которая им грозила, они не думали о славе и доброй памяти, которая возможно ждет их впереди, они просто спасали тех, кому реально смерть смотрела в глаза. Этих людей впоследствии назвали Праведниками народов мира (слайд 8).
3 ученик: Присвоение звания Праведник народов мира - это дань уважения людям, вставшим на защиту евреев во времена их преследований. Звание Праведник народов мира означает победу добра над силами зла.
4 ученик: Кто- то спас тысячи людей, а кто- то одного человека, но и одна спасенная жизнь достойна того, чтобы назвать человека праведником мира. Например, польская активистка Ирена Сендлер и её товарищи вывезли из гетто 2 500 детей. В 1965 году израильский музей Холокоста «Яд ва-Шем» присудил Ирене Сендлер звание Праведника народов мира (слайд 9).
Учитель: Эти люди не думали о себе. Они просто спасали других.
1 ученик:
Они сейчас, наверное, в раю,
Кто этот мир от зла спасти старался,
Путь, заслоняя к жертве палачу,
До разума пытался достучаться.
2 ученик:
Их голос возносился над толпой,
Деяния угодны были Богу!
Навек остались в памяти людской...
Спасители великого народа! (Наира Багдасарова «Праведникам мира»)
Учитель: Почему проблема Холокоста сегодня столь актуальна в обществе? Почему, говоря о толерантности сегодня, мы вспоминаем события тех лет? Что может произойти, если мы забудем и не сохраним память о Холокосте? (Ответы детей).
Учитель: Холокост – величайшая трагедия еврейского народа. Пострадали многие ни в чем неповинные люди, и мы должны помнить об этом, т.к. сегодня ещё страдают и даже погибают люди от того, что они другой национальности, религии. Мы обязаны не просто помнить о прошлом, но и четко осознавать, какие угрозы современному миру несут межнациональная рознь, расовая нетерпимость и пренебрежение к человеческому достоинству. Это не только оскорбляет память павших, но и фактически открывает путь для возрождения человеконенавистнических теорий, порождает недоверие во взаимоотношениях между народами.
Каждый человек нашей планеты должен делать все возможное, чтобы такое никогда не повторилось. Наш урок - это вклад, пусть совсем небольшой, в достижение этой важнейшей цели. Сегодня вы посмотрели на будущее глазами прошлого.
Спасибо вам за ваше внимание и понимание!
Музыкальна композиция из кинофильма «Список Шиндлера» (слайд10).