СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пальчиковые игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для родителей  о принципах проведения пальчиковых игр.

Просмотр содержимого документа
«Пальчиковые игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 2 г. Сычёвки



















КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Пальчиковые игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста















Подготовил:

воспитатель 1 категории

Петракович Н.В.




2019 год

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В.А.Сухомлинский.


Влияние моторики рук, пальцев на развитие ребенка

Дети раннего возраста активны, подвижны и любознательны. С началом двигательной активности начинается сензитивный период развития руки. Рука, пальцы, ладошки ребенка — главные органы, приводящие в движение его механизм мыслительной и речевой деятельности.

У ребенка раннего возраста вид мышления предметно – действенный. Это значит, что все мыслительные задачи ребёнок решает руками, а не в уме. Он бросает, трогает, перекладывает, сортирует, собирает игрушки и тем самым развивает мелкую моторику рук. Понятие «мелкая моторика» обозначает точные двигательные способности рук. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук способствует развитию речи, восприятия, внимания, мышления, памяти, т.е. развиваются все психические процессы у детей.

Об этом свидетельствует различная педагогическая литература, в частности, книги современных педагогов и физиологов В. М. Бехтерова и М. М. Кольцовой. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции речи высшей нервной деятельности. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способствуют улучшению произношения многих звуков, а значит развитию речи. Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Чем раньше малыши начинают активно и умело двигать пальчиками, ладошками, показывая то или иное действие, тем раньше они развиваются, начинают быстрее говорить, речь становится более связной и эмоциональной.

Огромная роль в развитии и воспитании детей дошкольного возраста

принадлежит игре - важнейшему виду деятельности.

Так одним из эффективных способов развития речи и мышления детей являются пальчиковые игры.


Некоторыми учеными была выявлена закономерность того, что: если развитие пальцев соответствует возрасту, то речевое развитие находится в норме и наоборот!

Виды пальчиковых игр

  • Игры с предметами

  • Игры манипуляции

  • Игры пальчикового театра

  • Игры с музыкально - фольклорным сопровождением

  • Игры с элементами массажа

  • Кинезиологические игры

  • Игры со стихотворным сопровождением

Влияние пальчиковых игр со стихотворным сопровождением

на речевое развитие

«Движение руки всегда тесно связаны с речью и способствуют их развитию»

В.М.Бехтерев.

В ходе стихотворных пальчиковых игр дети, повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук, устную речь. Уникальное сочетание добрых стихов и простых массажных приемов дает поразительный эффект активного умственного и физического развития.

Такие игры очень эмоциональны и увлекательны, способствуют переключению и концентрации внимания, вырабатывают ловкость и улучшают координацию движений рук, концентрируют внимание, развитию творческой деятельности, формированию правильного произношения, выразительности речи, помогают избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психические напряжения. Так же отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.

Основные принципы проведения пальчиковых игр

  • Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.

  • При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

  • Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяются новыми.

  • Наиболее понравившиеся игры можно оставить в своей картотеке и возвращаться к ним по желанию ребёнка.

  • Не надо ставить перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре.

  • Нельзя принуждать ребёнка к игре, а обязательно надо разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Этапы разучивания игр

  1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.

  2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка.

  3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.

  4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.

  5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Вывод

Использование пальчиковых игр во всех видах деятельности очень важно, т.к. они дают положительный результат в развитии речи у детей дошкольного возраста.

Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть c малышами, радовать их и, вместе с тем развивать мелкую моторику и речь. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!