Пальчиковая
гимнастика
Выполнила: Голбаш Е.Г.
учитель –логопед
МБОУ «Большеулуйская СОШ»
Пальчиковая гимнастика
здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей. Представляет собой набор игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.
Работа по развитию мелкой моторики :
- стимулирует речевое развитие ребенка;
- способствует улучшению артикуляционных движений;
- подготавливает кисть руки к письму;
- повышает работоспособность коры головного мозга.
Основные правила выполнения пальчиковой гимнастики:
- Пальцы правой и левой рук следует нагружать равномерно.
- После каждого упражнения необходимо расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук)
- Выделить для занятий не менее полу часа в ежедневном распорядке.
Игровые упражнения пальчиковой гимнастики бывают:
- Традиционные
- Нетрадиционные
( Су – Джок терапия, аппликация, лепка , оригами, складывание узоров из мозаики и камешков , перебирание крупы, палочек, спичек, пуговиц , бусинок, вырезание ножницами по контуру, рисование пальчиками, на песке)
Традиционная пальчиковая гимнастика
- Развивает подражательную способность,
достаточно проста и не требует тонких дифференцированных движений
- Учит напрягать и расслаблять мышцы
- Развивает умение сохранять положение пальцев некоторое время.
Упражнения для кистей рук Пальчиковая гимнастика
ПТЕНЧИКИ В ГНЕЗДЕ
Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить
«ФИЛИН»
Руки в кулачок, прижаты, большие пальчики - вверх (ушки), указательные пальцы вместе; они выставлены на вас .
«Петушок»
Ладонь вверх, указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.
Упражнения для пальцев условно статические
Коза:
Указательный и мизинец выпрямлены, большой палец - на согнутых безымянном и среднем.
Зайчик:
Человечек:
Указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные сжаты в кулак.
Бегаем указательным и средним пальцами по столу.
Ёжик:
Руки сцепить в замок, пальцы одной руки и большой палец другой руки выпрямить
НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ: су-джок терапия
Цель:
- стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Задачи:
- Стимулировать речевые зоны в коре головного мозга
- Содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус.
Обязательная тренировка пальчиков: аппликация, лепка , оригами, складывание узоров из мозаики и камешков, перебирание крупы, палочек, спичек, пуговиц , бусинок, вырезание ножницами по контуру.
Упражненияс
Аппликация
- Развивает силу и гибкость пальцев;
- Увеличивает подвижность пальцев;
- Развивает мелкую моторику рук.
Пальчиковые кинезиологические упражнения
(«гимнастика мозга»).
Предложены И. Деннисоном и Г. Деннисоном. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребёнка внимания, сосредоточенности.
«Колечко» - поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно указательный, средний и т.д.
«Кулак – ребро – ладонь» - последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
«Ухо – нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
«Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д. Главное, чтобы ребёнок смотрел во время «рисования» на свою руку).
«Горизонтальная восьмёрка» - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.
Продолжительность занятий – 10-15 минут.
Периодичность-ежедневно.
Время – утро, день.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!