СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Падежи имен существительных. Три склонения имен существительных.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуализировать знания по склонению имен существительных; совершенствовать навыки правильного написания окончаний существительных, обогащать словарный запас учащихся; воспитывать внимание к написанию существительных (ь, е, и), уважительное отношение к мнению одноклассников

Просмотр содержимого документа
«Падежи имен существительных. Три склонения имен существительных.»

Тема. Падежи имен существительных. Три склонения имен существительных.

Цели: актуализировать знания по склонению имен существительных; совершенствовать навыки правильного написания окончаний существительных, обогащать словарный запас учащихся; воспитывать внимание к написанию существительных (ь, е, и), уважительное отношение к мнению одноклассников.

Ход урока

I. Опрос по домашнему заданию

II. Актуализация опорных знаний

1. Фронтальный опрос

— Что такое имя существительное?

— Назовите его постоянные и непостоянные признаки.

— Что нового вы узнали в этом году про число существительных?

Приведите примеры.

— Сколько родов есть у существительного? С каким родом вы познакомились в этом году? Приведите примеры из домашнего задания.

— Что такое склонение? (Изменение по падежам)

— Назовите падежи с вопросами .

— Вспомните признаки деления имен существительных на склонения.

2. Игра-разминка

Повторение склонений существительных по рядам. Из каждого ряда по очереди «змейкой» к своей части доски выходит учащийся.

Задание

Учитель распределяет склонения: каждый ряд — свое склонение.

Подобрать и написать слова соответствующего склонения, данного ряду, на своей части доски, один человек пишет 1 слово. Ряд, который закончил первым,— победил.

— С какими орфограммами по теме «Имя существительное» вы уже знакомы?

3. Обобщающая таблица

Ученики записывают таблицу в тетрадь и заполняют примерами самостоятельно.

Буквы е, и в окончаниях существительных

4. Выполнение тренировочного упражнения 97 (по учебнику)

III. Постановка целей и задач урока

IV. Объяснение нового материала

Употребление ь на конце существительных после шипящих.

Задание

Прослушайте текст, запишите слова третьего склонения и выведите правило написания ь на конце существительных после шипящих.

Если существительное третьего склонения,

То, конечно, мягкий знак пишем без сомнения.

Различишь их без хлопот:

Третье — значит, женский род.

Например:

«Настала ночь.

Дремлет маленькая дочь.

Не скребется в печке мышь.

И кругом такая тишь».(О. Кургузова)

V. Закрепление материала

Выборочный диктант

Страницу необходимо поделить пополам, в две колонки.

Третье склонение Не третье склонение

Мышь, возле дач, карандаш, много задач, туш (тушь), дрожь, брешь, камыш, нет сокровищ, мяч, луч, Владимир Александрович, глушь, корж, роскошь, палач, плач, удач вам, товарищ, фальшь.

— Какое слово мы можем отнести и в ту, и в другую колонку? (Туш,тушь — зависит от лексического значения.)

VI. Итог урока

— Как называется изменение существительного по падежам?

— Сколько склонений вы знаете?

— Какие орфограммы в существительном изучили, повторили?

— Что осталось непонятным? На что стоит обратить большее внимание?

VII. Домашнее задание

Теория по учебнику. Выполнить упражнение 104.

VIII. «На закуску»

Тест

1. Укажите имя существительное:

а) трудиться;

б) трудовой;

в) трудоголик; •

г) трудно.

2. Укажите имена собственные:

а) Аленка (имя); •

б) «Аленка» (шоколад); •

в) воробей;

г) одессит.

3. Укажите одушевленные имена существительные:

а) дерево;

б) собака;

в) человек; •

г) общество.

4. Какого признака нет у имени существительного?

а) Рода;

б) времени; •

в) падежа;

г) склонения.

5. Выберите существительное общего рода:

а) народ;

б) молодежь;

в) симпатяга; •

г) бумага.

6. Выберите существительные, которые имеют форму только множественного числа:

а) ножницы; •

б) плоскогубцы;

в) гвозди;

г) молоко.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!