Класс: 5
Тема: Бажов П.П. «Медной горы хозяйка»
Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя Павла Петровича
Бажова, с его сказом “Медной горы Хозяйка”.
Задачи: - познакомить учащихся с личностью и творчеством П.П. Бажова;
ввести учащихся в художественный мир необычного в литературе жанра –
сказа, показать его сходства и различия со сказкой;
-продолжать обучение выразительному чтению, устному монологическому
высказыванию; пересказу эпизода; развивать навыки работы с текстом,
умение наблюдать, обобщать и делать выводы; развивать память,
логическое мышление, речь;
-воспитывать любовь к чтению, познавательный интерес.
Оборудование: учебники, наглядности, мультимедийная техника.
Ход урока:
Организационный момент:
II. Проверка домашнего задания.
-На прошлых уроках вы познакомились с творчеством С.Есенина, на дом вам было дано задание выучить наизусть одно из стихотворений. Кто хочет рассказать? (3)
-Какая основная тема звучит в творчестве Есенина
-Родина
-Какой он ее видит?
-Есенин родился в средней полосе России и воспевал ее, а сегодня мы с вами познакомимся со знаменитым уральским сказителем Павлом Петровичем Бажовым, который тоже любил свою Родину, видел в ней особую поэзию и красоту, которая живет не только в ее лесах и полях, но и людях, в их характерах.
Знакомство с биографией.
Ещё при жизни его называли добрым волшебником. У него была пушистая белая борода и живые, необыкновенно лучистые весёлые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали – это наш Бажов! Слово «наш» часто добавляли к имени писателя.
Родился он 28 января 1879 г. в Сысерти, на Урале, в семье мастера, работавшего на горном заводе под Екатеринбургом. С детства нравились ему, легенды, сказки и песни родного Урала.
Фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить» – то есть ворожить, предвещать.
У Бажова и прозвище уличное было Колдунков. Позже он будет подписывать им свои произведения.
Ещё мальчишкой услышал он интересную историю о тайнах Медной горы. Сысертские ребятишки любили прибегать к дедушке Хмелинину (сторожу дровяных складов при Полевском заводе), чтобы послушать его рассказы. А этих рассказов дедушка Слышко (так его звали из-за его вечной присказки «слыш-ко») знал множество.
В Екатеринбурге, в этом доме, жил и работал уральский сказочник, друг всех ребят – П.П. Бажов.
Павел Петрович не просто пересказал услышанное когда-то от деда Хмелинина, он создал талантливые произведения, необычные по своему жанру – сказы.
Долгие годы Бажов собирал Сказы, как камни в Малахитовую шкатулку, и поэтому самый полный сборник Сказов носит название «Малахитовая шкатулка», который увидел свет в 60-й день рождения Павла Петровича, 28 января 1939 года в Свердловске. Работал он по ночам, когда дом затихал. Писал, стоя за отцовской конторкой, самодельной ручки машинки. А когда совсем плохо стало с глазами, стал печатать на машинке, которую ему подарили писатели.
Отличительные особенности сказа и сказки.
-В начале урока я сказала, что мы познакомимся со сказателем Бажовым.
- К какому слову очень близко по звучанию и содержанию слово сказитель (сказка).
-Действительно они похожи, посмотрите, “сказ” и “сказка” – очень близкие слова. Но есть между ними разница. Давайте выясним какая.
-Ребята, а что такое сказка?
-А сказ?
-Ребята, Сказка – жанр русского народного или литературного творчества, рассказывающий о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях, героях.
-Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды; для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора, т.е.
Сказ –
-Как вы думаете, чем отличается сказ и сказка?
-Давайте прочитаем и запомним отличительные черты сказа и сказки:
Отличительные черты сказки:
Волшебные герои – добрые и злые
Нет рассказчика
Чтобы произошло волшебство, герою надо произнести заклинание
Не имеют реальной основы.
-Вам теперь понятно, что такое сказ и сказка?
Отличительные черты сказа:
Герои – люди обыкновенные
Фольклорная первооснова
Присутствие рассказчика – человека из народа
Волшебство и таинственность – неотъемлемая часть повествования.
-Ребята, вы и раньше встречались со Сказом. Вспомните, пожалуйста, произведения – сказы. Их, кстати, тоже написал Бажов.
- «Огневушка-поскакушка», «Каменный цветок», «Серебряное копытце», «Синюшкин колодец», «Чугунная бабушка», «Медной горы хозяйка».
Словарная работа:
-Сегодня мы с вами начнем знакомиться с произведением П.П.Бажова «Медной горы хозяйка». В тексте вам будут встречаться незнакомые слова и выражения. Давайте разберем их.
Оба в горе робили- оба работали в шахте на руднике, добывали малахит-камень
Артуть-девка-девушка, подвижная как ртуть
Лопочет- говорит про себя
Одежа-одежда
Мудровать- зд. В значении пошутить
Даром глаза пялишь- просто так смотришь
Виду не оказывает - показывает
Обробеть – струсить
Наигрыш вести- заговаривать
Земли незнатко – невидно
Признал меня- узнал меня
Парню забедно стало – обидно
Я в горе роблю - работаю
Душному козлу – вонючему
Железную шапку ломать-
Изробленный- измученный
Воротились-вернулись
Первичное чтение.
-Начинаем читать. Я буду останавливать читающего и продолжать будет другой, поэтому следите за чтением.
Ответьте на вопросы:
1.Что добывали в горах (шахтах)?
-Малахит-руду, лазаревку
2.Опишите молодого-неженетика?
-Молодой, неженатый, в глазах зеленью отливать стало.
3.Опишите девку?
-. Коса сиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь. Дивится парень на косу, а сам дальше примечает. Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо — на месте не посидит. Вперед наклонится, ровно у себя под ногами ищет, то опять назад откинется, на тот бок изогнется, на другой. На ноги вскочит, руками замашет, потом опять наклонится. Однем словом, артуть-девка.
4.Что это за «девка»?
-Хозяйка
5. Что поразила его в Хозяйке
-Коса
6.Как звали парня?
-Степан Петрович
7.Что она просила его не раздавить?
-Свое войско ящерок
8.А почему она окружила его ящерками?
9.Что увидал Степан под ногами?
-Руду медную
10.Что Хозяйка попросила сделать Степана?
-Передать приказчику, чтобы он убирался с Медной горы
11.Что она ему пообещала Степану, если он выполнит ее просьбу?
-Выйти за него замуж
12.В кого превратилась Хозяйка?
-В ящерку
13. Как в думаете какими качествами долен обладать человек, способный выполнить поручение Хозяйки медной горы?
-Дома, закончив чтение вы узнаете смог ли Степан выполнить задание Хозяйки.
Домашнее задание.
-Откройте дневники и запишите домашнее задание: дочитать произведение «Медной горы хозяйка» и нарисовать самый запомнившийся эпизод, героев
Итог урока.
-С каким писателем мы сегодня познакомились? (Бажовым)
-Когда он родился? (Родился он 28 января 1879 г.)
-В каком году вышла книга «Малахитовая шкатулка»? (1939 г.)
-С каким сказом мы сегодня начали знакомиться? («Медной горы хозяйка»)
-Молодцы.
X. Рефлексия.
-Что нового вы узнали?
- Что было сложно?