СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

П.П.Бажов. Сказ "Медной горы хозяйка"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить с жизнью и творчеством писателя

Просмотр содержимого документа
«П.П.Бажов. Сказ "Медной горы хозяйка"»

Класс: 5

Тема: Бажов П.П.  «Медной горы хозяйка»

Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя Павла Петровича  

            Бажова, с его сказом “Медной горы Хозяйка”.

Задачи:  - познакомить учащихся с личностью и творчеством П.П. Бажова;

                  ввести учащихся в художественный мир необычного в литературе жанра –  

                  сказа, показать его сходства и различия со сказкой;

                 -продолжать обучение выразительному чтению, устному монологическому  

                  высказыванию; пересказу эпизода; развивать навыки работы с текстом,  

                  умение наблюдать, обобщать и делать выводы; развивать память,  

                  логическое мышление, речь;

                 -воспитывать любовь к чтению, познавательный интерес.

Оборудование: учебники, наглядности, мультимедийная техника.

Ход урока:

  1. Организационный момент:

II. Проверка домашнего задания.

-На прошлых уроках вы познакомились с творчеством С.Есенина, на дом вам было дано задание выучить наизусть одно из стихотворений. Кто хочет рассказать? (3)

-Какая основная тема звучит в творчестве Есенина

-Родина

-Какой он ее видит?

-Есенин родился в средней полосе России и воспевал ее, а сегодня мы с вами познакомимся со знаменитым уральским сказителем Павлом Петровичем Бажовым, который тоже любил свою Родину, видел в ней особую поэзию и красоту, которая живет не только в ее лесах и полях, но и людях, в их характерах.

  1. Знакомство с биографией.

     Ещё при жизни его называли добрым волшебником. У него была пушистая белая борода и живые, необыкновенно лучистые весёлые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали – это наш Бажов! Слово «наш» часто добавляли к имени писателя.

    Родился он 28 января 1879 г. в Сысерти, на Урале, в семье мастера, работавшего на горном заводе под Екатеринбургом.  С детства нравились ему, легенды, сказки и песни родного Урала.

   Фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить» – то есть ворожить, предвещать.

У Бажова и прозвище уличное было Колдунков. Позже он будет подписывать им свои произведения.

    Ещё мальчишкой услышал он интересную историю о тайнах Медной горы. Сысертские ребятишки любили прибегать к дедушке Хмелинину (сторожу дровяных складов при Полевском заводе), чтобы послушать его рассказы. А этих рассказов дедушка Слышко (так его звали из-за его вечной присказки «слыш-ко») знал множество. 

   В Екатеринбурге, в этом доме, жил и работал уральский сказочник, друг всех ребят – П.П. Бажов.

    Павел Петрович не просто пересказал услышанное когда-то от деда Хмелинина, он создал талантливые произведения, необычные по своему жанру – сказы. 

      Долгие годы Бажов собирал Сказы, как камни в Малахитовую шкатулку, и поэтому самый полный сборник Сказов носит название «Малахитовая шкатулка», который увидел свет в 60-й день рождения Павла Петровича, 28 января 1939 года в Свердловске. Работал он по ночам, когда дом затихал. Писал, стоя за отцовской конторкой, самодельной ручки машинки. А когда совсем плохо стало  с глазами, стал печатать на машинке, которую ему подарили писатели.

  1. Отличительные особенности сказа и сказки.

-В начале урока я сказала, что мы познакомимся со сказателем Бажовым.

- К какому слову очень близко по звучанию и содержанию слово сказитель (сказка).

-Действительно они похожи, посмотрите,  “сказ” и “сказка” – очень близкие слова. Но есть между ними разница. Давайте выясним какая.

-Ребята, а что такое сказка?

-А сказ?

-Ребята,   Сказка – жанр русского народного или литературного творчества, рассказывающий о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях, героях.

-Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды; для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора, т.е.

Сказ 

  • это повествование, ведущееся от лица рассказчика;

  • не имеет зачина;

  • имеет реальную основу.

           -Как вы думаете, чем отличается сказ и сказка?

           -Давайте прочитаем и запомним отличительные черты сказа и сказки:

Отличительные черты сказки:

Волшебные герои – добрые и злые

Нет рассказчика

Чтобы произошло волшебство, герою надо произнести заклинание

Не имеют реальной основы.

-Вам теперь понятно, что такое сказ и сказка?

Отличительные черты сказа:

Герои – люди обыкновенные

Фольклорная первооснова

Присутствие рассказчика – человека из народа

Волшебство и таинственность – неотъемлемая часть повествования.

-Ребята, вы и раньше встречались со Сказом. Вспомните, пожалуйста, произведения – сказы.  Их, кстати, тоже написал Бажов.

- «Огневушка-поскакушка», «Каменный цветок», «Серебряное копытце», «Синюшкин колодец», «Чугунная бабушка», «Медной горы хозяйка».

  1. Словарная работа:

-Сегодня мы с вами начнем знакомиться с произведением П.П.Бажова «Медной горы хозяйка». В тексте вам будут встречаться незнакомые слова и выражения. Давайте разберем их.

Оба в горе робили- оба работали в шахте на руднике, добывали малахит-камень

Артуть-девка-девушка, подвижная как ртуть

Лопочет- говорит про себя

Одежа-одежда

Мудровать- зд. В значении пошутить

Даром глаза пялишь- просто так смотришь

Виду не оказывает - показывает

Обробеть – струсить

Наигрыш вести- заговаривать

Земли незнатко – невидно

Признал меня- узнал меня

Парню забедно стало – обидно

Я в горе роблю - работаю

Душному козлу – вонючему

Железную шапку ломать-

Изробленный- измученный

Воротились-вернулись

  1. Первичное чтение.

-Начинаем читать.  Я буду останавливать читающего и продолжать будет другой, поэтому следите за чтением.

Ответьте на вопросы:

1.Что добывали в горах (шахтах)?

-Малахит-руду, лазаревку

2.Опишите молодого-неженетика?

-Молодой, неженатый, в глазах зеленью отливать стало.

3.Опишите девку?

-. Коса сиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь. Дивится парень на косу, а сам дальше примечает. Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо — на месте не посидит. Вперед наклонится, ровно у себя под ногами ищет, то опять назад откинется, на тот бок изогнется, на другой. На ноги вскочит, руками замашет, потом опять наклонится. Однем словом, артуть-девка.

4.Что это за «девка»?

-Хозяйка

          5. Что поразила его в Хозяйке

           -Коса

          6.Как звали парня?

-Степан Петрович

7.Что она просила его не раздавить?

-Свое войско ящерок

8.А почему она окружила его ящерками?

9.Что увидал Степан под ногами?

-Руду медную

10.Что Хозяйка попросила сделать Степана?

-Передать приказчику, чтобы он убирался с Медной горы

11.Что она ему пообещала Степану, если он выполнит ее просьбу?

-Выйти за него замуж

12.В кого превратилась Хозяйка?

-В ящерку

13. Как в думаете какими качествами долен обладать человек, способный выполнить поручение Хозяйки медной горы?

-Дома, закончив чтение вы узнаете смог ли Степан выполнить задание Хозяйки.

  1. Домашнее задание.

-Откройте дневники и запишите домашнее задание: дочитать произведение «Медной горы хозяйка» и нарисовать самый запомнившийся эпизод, героев

  1. Итог урока.

-С каким писателем мы сегодня познакомились? (Бажовым)

-Когда он родился?  (Родился он 28 января 1879 г.)

-В каком году вышла книга «Малахитовая шкатулка»? (1939 г.)

-С каким сказом мы сегодня начали знакомиться? («Медной горы хозяйка»)

-Молодцы.

X.       Рефлексия.

          -Что нового вы узнали?

          - Что было сложно?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!