Урок: Математика
Дата проведения: 12 апреля
Тема урока: Ознакомление с задачей в два действия
Цель урока: развивать умения применять изученные приёмы вычислений, решать задачи изученных видов, подготовить к решению составных задач, развития умения сравнивать именованные числа, навыков устного счёта.
Планируемые результаты (предметные): учащиеся научатся выполнять вычисления в пределах чисел второго десятка с опорой на знание нумерации; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; решать задачи изученных видов; наблюдать и объяснять, как связаны между собой две простые задачи, представленные в одной цепочке; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и её результат.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: уметь выполнять контроль и самопроверку.
Коммуникативные: уметь рассуждать и анализировать условие задачи.
Познавательные: уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи; находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Личностные: проявляют положительное отношение к школе, к изучению математики.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сегодня у нас на уроке гости поприветствуем гостей своей улыбкой, улыбнемся друг к другу. И начинаем урок.
II. Актуализация знаний
1. Устный счёт. (заранее раздаются числа от 1 до 20) На парте у вас лежат числа от 1 до 20. Давайте называйте числа которые у вас есть. Теперь, слушаем меня внимательно и выходят ответы. Это число…
- идёт при счёте после числа 15; (16)
- стоит между числами 13 и 14; (14)
- стоит перед числом 14; (13)
- меньше числа 11 на 1 (10)
- больше числа 5 на 10 (15)
2. У кого остались числа, те дают мне число называя их разряды
3. На доске число 12. В каких сказках можно встречать это число? Или может прочитали вы про это число? (ответы детей..)
- 12 стульев, 12 месяцев. Это число высшего совершенства, так считается во всем мире. Поэтому символику числа 12 чаще всего используют именно в волшебных сказках. Ровно в 12 часов начинаются невероятные превращения и волшебство (как мы знаем…)
- карета Золушки в 12 превратилась в тыкву;
- «Елена Примудрая» - ровно в 12 часов слышится солдату, что кто-то кричит из этой башни;
- «Кощей Бессмертный» - тут прикован на двенадцати цепях богатырский конь.
- Сегодня какое число? 12 апреля. Какой день кто знает? Дети нам подготовили загадки.
Мичийэ: Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный … (телескоп)
Рая: Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя … (астроном)
Эрсан Н: Астроном — он звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше звезд видна
В небе полная … (Луна)
Уйгун: До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая … (Ракета)
Тимур: У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: «астронавт»,
А по-русски … (Космонавт)
Все загадки были про космос. Сегодня день космонавтики. 12 апреля 1961 года на земную орбиту вывели первый в мире космический корабль – спутник с человеком на борту. Это кто… Юрий Алексеевич Гагарин. Сегодня Международный день полета человека в космос.
III. Новая тема (работа в парах какая пара решает быстро всех и отгадает слово)
1. Правило работы в паре (говорим вежливо, говорим по очереди не перебивая друг друга, внимательно слушаем, четко высказываем свое мнение, называем собеседника по имени, соблюдаем порядок на парте, не мешаем работе другой пары)
6+4+9=19 ч
9+1+6=16 д
16-6-7=3 а
12-2-7=3 а
8+2+7=17 з (ЗАДАЧА)
19 – Ч 17 – З 3 – А 16 – Д
- Какое слово получилось? Прочитайте. ЗАДАЧА
- Так, о чём будем говорить сегодня на уроке? (о задаче)
- Давайте вспомним из каких частей состоит задача? (условие, вопрос, схема, решение, ответ)
2. Работа по теме урока.
Устно:
1) Петя увидел в телескоп 10 созвездий, а Вася на 3 созвездий меньше. Сколько созвездий увидел Вася?
2) Петя увидел в телескоп 10 созвездий, а Вася 7. Сколько всего созвездий увидели дети?
- Прочитайте внимательно эти задачи.
- Что в них общего?
- Подумайте, кто-нибудь из вас сможет составить из двух задач одну, с двумя вопросами? (Выслушиваю ответы детей)
- Открываю задачу, записанную на доске:
Петя увидел в телескоп 10 созвездий, а Вася на 3 созвездий меньше. Сколько созвездий увидели дети? Сколько созвездий увидел Вася?
- Прочитайте. В задаче два вопроса. Подумайте, на какой вопрос вы сможете ответить сначала, на первый или на второй? (на второй вопрос)
- А без него можно узнать, сколько всего созвездий увидели дети? (нет)
Стираю второй вопрос
- Второй вопрос был в задаче дополнительным, облегчающим решение.
- Теперь мы будем решать такие задачи без вопроса – помощника.
- Давайте вместе с вами её решим.
Петя увидел в телескоп 10 созвездий, а Вася на 3 созвездий меньше. Сколько созвездий увидели дети?
- О чём эта задача? (что дети увидели на небе созвездий)
- Что нам известно в задаче? (известно что, Петя увидел 10 созвездий)
- Показываем это на схеме. Делаем схему задачи.
- Что неизвестно? (неизвестно сколько созвездий увидел Вася и сколько всего дети увидели)
- На какой вопрос должны ответить? (сколько всего созвездий дети увидели)
- Можем ли сразу дать ответ на этот вопрос? (нет)
- Почему? ( нам неизвестно сколько созвездий увидел Вася)
- Значит, мы должны сначала узнать Сколько созвездий увидел Вася?
- Что сказано о созвездий Васи?
- Что он увидел на 3 меньше чем Петя. (возвращаемся к схеме)
- Как узнать это? Делаем решение.
1) 10-3=7(с) Мы узнали сколько созвездий увидел Вася.
- Теперь можем ответить на главный вопрос задачи. Как?
2) 10+7=17(с)
- Смотрим на второе действие: 10 было в задаче, 10+
- А 7 было в задаче? (нет). Как мы её нашли? 10-3 Ответ:
Вывод: сегодня мы рассмотрели задачу, в которой нельзя ответить на поставленный вопрос одним действием, т.к. для этого не хватает известных данных.
- Задачи в два действия называются составными.
IV Музыкальная зарядка
V. Закрепление изученного материала.
1. - Первичная проверка понимания нового материала.
- Решение задачи из учебника. Математика Моро М.И. стр 62 №2 (Айсанна карточка)
- В одном ящике 8 кг яблок, а в другом – на 2 кг больше. Сколько всего килограммов яблок в этих ящиках?
- Ученик у доски.
- О чём задача?
-Что нам известно? Что неизвестно?
- На какой вопрос отвечаем?
- Можем ли дать сразу ответ на поставленный вопрос?
- Что должны найти сначала?
Схема:
Решение:
8+2=10
8+10=18 О:18 кг (я)
2. По данной картинке составь задачу, и реши. (Айсан индивидуальное задание карточка)
Рисунок
Карандаша в коробке на 2 карандаша меньше
6к.
VI. Подведение итогов урока
-Какие задачи мы решали на уроке?
- Чему учились на уроке?
Рефлексия
- Я узнал
- Было трудно
- Меня удивило
- Теперь я могу
Самоанализ урока.
Урок математики по теме «Ознакомление с задачей в два действия».
Цель: развивать умения применять изученные приёмы вычислений, решать задачи изученных видов, подготовить к решению составных задач, развития умения сравнивать именованные числа, навыков устного счёта.
Были поставлены цели на формирование у обучающихся универсальных учебных действий:
Личностных: самоопределение, смыслообразование;
Познавательных: работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций;
Регулятивных: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность;
Коммуникативных: речевая деятельность, навыки сотрудничества.
В рамках данного урока универсальные учебные действия формируются на различных его этапах.
Так личностные УУД формируются во время организационного момента (самоопределение) и постановке проблемы (смыслообразование), а так же при обобщении и систематизации знаний.
Познавательные УУД формируются в ходе беседы, а так же при подготовке ответов с использованием наглядных средств; при постановке проблемы, подведении итогов урока (выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения и т.д)
Регулятивные УУД формируются при работе в парах, подведении итогов каждого задания (самооценка), подведении итогов урока, рефлексии.
Коммуникативные УУД – речевая деятельность, навыки сотрудничества формируются в процессе всего урока, на всех его этапах. Особенно эффективно развиваются навыки сотрудничества при работе в парах.
К здоровьесберегающим технологиям относятся: проведении музыкальной зарядки.
В ходе работы применялись разнообразные:
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах;
Методы: наглядно-образный метод: презентация, словесный – беседа, опрос;
На протяжении всего урока обучающиеся были активны, работали с интересом. В конце урока проведена рефлексия учебной деятельности, были обсуждены планируемые результаты обучения. Поставленные цели были достигнуты.