Тема урока: «Внутренние воды России».
8 класс
Цель урока:
Сформировать представление о разнообразии внутренних вод России, давать характеристику водным ресурсам страны.
Задачи урока:
Образовательные: определить, что относится к водным ресурсам.
Развивающие уметь называть и показывать внутренние воды России: Развивать умение анализировать и систематизировать учебный материал, выделять главное.
Планируемый результат:
Личностные умения – проявление желания активно работать на уроке
Метапредметные на уроке:
Познавательные: применять знания на практике, обосновывать свое суждение.
Регулятивные: выполнять учебные задания в соответствии с целью, самостоятельно определять цель и тему урока, соотносить учебные действия с известным алгоритмом, оценивать результаты учебной деятельности.
Коммуникативные: Пользоваться речью для регуляции своего действия, представлять результат деятельности.
Предметные: сформировать представление о разнообразии внутренних вод России, знать значение внутренних вод в природе и жизни человека, применять полученные знания в различных ситуациях.
Оргмомент.
Повторение материала:
Внимание, вам надо при ответе выписать только цифры особенностей рек вашего бассейна.
Определите, к бассейну какого океана, относится данное описание?
1 ряд. Бассейн Северного Ледовитого океана. 1, 7.
2 ряд. Бассейн Тихого океана. 2, 5.
3 ряд. Бассейн Атлантического океана. 3, 8.
Наклон земной поверхности в сторону этого океана подтверждают реки, впадающие в него.
Почти все реки бассейна относятся к горному типу, прокладывают русла в твёрдых породах.
Реки представлены бассейном Балтийского моря.
К этому бассейну относятся реки, протекающие по территории России и Казахстана.
К бассейну этого океана относится река, протекающая по границе с Китаем.
Крупнейшая река этого бассейна занимает первое место в России по площади речного бассейна.
Самая полноводная река впадает в бассейн какого океана?
Площадь бассейна этого океана является наименьшей. В пределах бассейна преобладают реки равнинного типа. Исключение составляют реки Кавказа
Проверка выполненного задания
3. Изучение нового материала.
Класс делится на 3 группы, каждая из которых получает свое задание:
1 группа – озёра
2 группа – болота
3 группа – ледники и подземные воды
Задание: используя материал учебника и дополнительную литературу, заполни предложенный учителем графический конспект.
Группа – 4 человека, выбираем руководителя группы, который распределяет обязанности каждого.
Каждая группа предлагает свой графический заполненный графический конспект, который другие группы переносят в свою тетрадь.
Ваша цель – работать быстро и набрать как можно больше баллов. А в конце урока по количеству баллов каждый из вас получит оценку, надеюсь, они будут только отличные и хорошие.
группа «Озера» стр. 132-133
Озеро – это стр.251
Озера по происхождению
По происхождению: | Название | ГП в России |
Тектонические | Байкал | Юг Восточной Сибири |
Ледниковые | Селигер, Валдай | Северная Россия |
Ледниково-тектонические | Онежское, Ладожское, Чудское, Псковское, Имандра | Северо-Западная Россия |
Вулканические | Кроноцкое | П-ов Камчатка |
Искусственные (Водохранилища) | Рыбинское, Куйбышевское, Саратовское и т.д. | На реках страны |
3.
Сточные | Бессточные |
Берут начало реки | Не берут начало реки |
Байкал | Чаны |
4. По солености:
Пресные | Соленые |
Менее 1 промиля | 1-47 промиль |
Байкал | Баскунчак, Эльтон, Чаны |
5. значение озер: рыболовство, судоходство, туризм, питание рек.
2 группа «Болота»
Болото – это стр.248
стр.134
1. Расположение в России: Западная Сибирь, низовья рек Восточной Сибири, Дальний восток
2. Торф – это осадочная порода органического происхождения.
3.
Верховые | Низинные |
Питание за счет атмосферных осадков | Питание за счет атм.осадков и грунтовых вод |
4. Значение: органическое вещество торф, естественный накопитель влаги, регулятор содержания углекислого газа в атмосфере.
5. Самое крупное болото мира – Васюганское (54 кв.км. – бассейн рек Обь и Иртыш)
3 группа «Ледники и подземные воды» стр.135
1.
Покровные | Горные |
Острова Северного Ледовитого океана | Кавказ, Алтай, Саяны, п-ов Камчатка Ледник Богданович (Камчатка) Безенги (Кавказ) |
2. значение: запас пресной воды на Земле
3. Подземные воды содержатся в верхней части земной коры
4. Значение: запас пресной воды, питание рек, использование воды для нужд населения.
4. Закрепление материала:
Просмотр презентации.
Ответы на вопросы по командам:
1) Это озеро-море. Самое крупное в мире. Оно заполнено солоноватой водой и населено многими животными морского происхождения. (Каспийское.)
2) Это озеро — самый крупный пресноводный водоем в Европе. В озеро впадает более 30 рек, а вытекает одна Нева. У озера славная история: в годы Великой Отечественной войны по его льду проходила Дорога жизни — единственная связь страны с осажденным Ленинградом”. (Ладожское.)
3) Озеро на протяжении столетий оставалось в стороне от больших строек и дорог. Поэтому сохранилась здесь природа в первозданном виде. Алтын-Коль (Золотое озеро) — такое название дали озеру за его чарующую красоту. Вода в нем холодная и прозрачная. Из него вытекает один из притоков Оби. (Телецкое.)
4) Еще при Петре I проложили русские люди “государеву дорогу” от студеного моря к озеру и по ней волоком тащили корабли из Архангельска в Ладогу. В озеро впадают 60 рек, а вытекает река Свирь. В озере много рыбы, в том числе и лососевых. (Онежское.)
5) А это озеро — исторический памятник великого подвига русского народа. Здесь в 1242 г. произошло знаменитое Ледовое побоище. Это пресноводное озеро лежит в центре России. Котловина озера ледникового происхождения. (Чудское.)
6) Это озеро лежит за полярным кругом, в царстве холода и вечной мерзлоты. Оно неглубокое, ледникового происхождения. Здесь много птиц, рыб и даже великаны Арктики— овцебыки. (Таймыр)
7) Это озеро самое глубокое в мире, самое старое — ему 30 млн. лет, а также самое прозрачное. Озеро населяет 1800 видов животных и растений — 3/4 из них эндемичны, т. е. встречаются только здесь. (Байкал)
8) Это крупное Дальневосточное озеро страны. По нему проходит граница России с Китаем. В нем водятся зеленые беспанцирные черепахи. (Ханка.)
9) Самое крупное болото (Васюганское)
10) Покровные ледники расположены на островах (Северного Ледовитого Океана)
Проверка материала: 6 ответов – оценка «3»
7-8 ответов – «4»
9-10 ответов – «5»
5. Домашнее задание: пар.33-36, устный опрос, кроссворд (не менее 12 слов «Водные ресурсы России»
6. Рефлексия:
Закончите предложения:
1. Самым интересным на уроке для меня было ___________________
2.Сегодня на уроке я узнал____________________________________
3.Теперь бы я хотел ещё узнать о _______________________________
4.Мне понравилось _________________________________________
5.Я научился_______________________________________________